kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возможности информационных технологий обучения для формирования графической культуры учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический материал "Возможности информационных технологий обучения для формирования графической культуры учителя" рассматривает такие темы как КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ, ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ и ряд других. В статье много ссылок на мысли педагогических авторитетов по данным вопросам, в конце работы выполнено резюме, подводящее итог данной работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возможности информационных технологий обучения для формирования графической культуры учителя»

Возможности информационных технологий обучения для формирования графической культуры учителя


В данной статье мы рассмотрим понятие информационной технологии обучения (ИТО) в системе общего понятия “технология”, определим свое видение этого феномена, введем тезаурус.

Перед исследованием термина “информационная технология обучения” следует привести толкование терминов “технология” и “педагогическая технология”.

В словаре С.М. Вишняковой ”Технология (от греческого techne – мастерство и logos – наука) – совокупность приемов, методов, способов.

Г.А. Бордовских пишет: “Технология это наука о мастерстве, в которой представлены совокупность приемов, методов и способов, позволяющих гарантированно достичь запланированных результатов”.

Технология – системное знание о процессе производства продукта или предоставления услуг; знание о способах и процессах переработки сырья в предметы потребления и средства производства; знание, которое может быть передано и применено для разрешения проблем, возникающих в ходе деятельности.

Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление для исследований – педагогические технологии.

С.М. Вишняковой дано такое определение: “Педагогическая технология – научно-обоснованный проект педагогической системы, имеющий комплексную обучающую цель, гарантирующий достижение цели и воспроизводимость результатов при выполнении указанных в нем требований”.

С точки зрения В. Беспалько педагогическая технология (или более узко – технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно».

В нашем исследовании мы считаем, что педагогическая технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, развитие личности обучаемого, и через это – на формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального статусов. Это продуманная во всех деталях модель совместной учебно-познавательной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе ВУЗа должны быть ориентированны не только на развитие графической культуры личности, но и на развитие самостоятельности и креативности мышления, исследовательских умений, коммуникативной культуры. При этом немаловажно, что основной целью образования является развитие эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания личности, а не только формирование знаний-умений-навыков. В основу технологии образовательного процесса следует положить не логику воздействия, а логику взаимодействия.

В ряде государственных документов последних лет: ”Национальная доктрина образования в Российской Федерации”, Закон “Федеральная программа развития образования на 2001-2005гг.”, “Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”, “Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2004г.)” и других документах подчеркивается необходимость модернизации российского образования, насущность образовательной реформы, что в свою очередь также неотрывно связано с использованием в образовании информационных технологий.

Сегодня возникла объективная необходимость пересмотра целей, содержания, методов, средств графического образования будущих учителей, с целью обеспечения устойчивого развития материального и интеллектуального потенциала страны на основе современных информационных технологий [70].

Анализируя результативные исследования в области образовательных технологий, В.В. Гусев выделяет четыре основные идеи, вокруг которых они концентрируются: 1) укрупнение дидактических единиц, 2) планирование результатов обучения и дифференциация образования, 3) психологизация образовательного процесса, 4) компьютеризация.

Идея компьютеризации образования неразрывно связана с технологиями, получившими название “информационные”. Это понятие сегодня не является устоявшимся, поэтому в различных текстах наряду с термином “информационные” можно встретить такие варианты этого понятия как “новые информационные” и “компьютерные” технологии обучения.

Следует отметить, что сам термин "Информационные технологии" означает "процессы, связанные с переработкой информации". Таким образом, само словосочетание "Информационные технологии" еще не означает использование компьютера. Фактически до середины 90-х годов шли дискуссии не только потому как наиболее эффективно использовать компьютеры в учебном процессе, но и по поводу терминологических аспектов. В 1994 году Н.В. Апатова предложила вместо термина "новые информационные технологии в обучении" использовать термин "информационная технология обучения", понимая под ним "процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер".

Информационные технологии определяют новый подход к сбору, передаче и доведению до учащихся учебной информации. При этом учебная информация сама становится объектом компьютерной технологической обработки .

Часто информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (аудио, видео, гипермедиа, мультимедиа, Internet и др.). Отсюда следует, что информационные технологии, использующие компьютер – это подсистема, часть системы педагогических технологий, а любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование).

Взаимное отношение общего понятия “технология” и его подсистем показано на схема 1.

Схема 1

Взаимное отношение общего понятия “технология” и его подсистем


Информационные технологии позволяют включать в состав электронного документа любые мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию, видео). Умение работать с мультимедиа информацией, создавать компьютерные презентации становится очень важным элементом графической культуры будущего учителя.

Бурное развитие информационных технологий оказывает большое влияние на современное образование. Одной из основных функций информатизации и модернизации образования в нашей стране является введение информационных технологий в традиционную модель обучения для расширения возможностей обмена информацией, как образовательного учреждения, так и с внешней средой. Функции информационных технологий в современном образовании представлена на схеме 2.
























Схема 2

Функции информационных технологий обучения (ИТО)


Крупнейшие специалисты утверждают, что именно информатизация образования задает главный вектор развития образовательной системы, а использование информационных технологий обучения по всем предметам позволит вывести систему образования России на современный уровень.

Определение термина “информационная технология обучения” в высказываниях различных педагогов, методистов, ученых представлено на схеме 3.

Схема 3

Определение термина “информационная технология обучения” в высказываниях различных педагогов, методистов и ученых


Информационная технология обучения (ИТО) представляет собой совокупность знаний о способах и средствах организации обучения, а также сам процесс обучения в условиях применения компьютера как технического средства. Они дают возможность преподавателю для достижения дидактических целей применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. спроектировать информационную обучающую среду. Ориентированные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответствии с появлением новых знаний и технологий.

По мнения Г.К. Селевко, “Информационные технологии – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер”.

В понятийном словаре Э.Р. Саитбаевой приводится такое определение: “Информационная технология - технология обработки, передачи, распространения и преобразования информации. Один из компонентов информационной технологии - компьютер, поэтому термины “информационная технология” и “компьютерная технология” часто используются как синонимы”.

И.И. Кондрашин определяет исследуемый термин так: “Информационная технология – соединение компьютерных и телекоммуникационных технологий”.

Ю.С. Брановский подчеркивает, что информатизация является одним из важнейших направлений совершенствования обучения студентов. Это обеспечивается системой взаимосвязанных между собой различных курсов в области информатики и информационных технологий.

А.В. Яблокова, Ю.С. Смирнов, А.А. Шабунин отмечают, что современные информационные технологии открывают обучаемым доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств математического моделирования явлений и процессов.

Информационные технологии позволяют включать в состав электронного документа любые мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию, видео). Умение работать с мультимедиа информацией, создавать компьютерные презентации сегодня становится очень важным элементом графической культуры учителя.

Таблица 1

Информационные технологии, применяемые в высшей школе России

№ п.п.

Название информационной технологии

Англоязычное название

Сокращенное название

1

Электронный учебник

 electronic textbook

 e-tbook

2

Мультисредовая система

multimedia system

CD-sys

3

Экспертная система

experts system

ex.sys

4

Система автоматизированного проектирования

computer aided design
system

CAD

5

Электронный библиотечный каталог

electronic library

e-libr

6

Банк данных, база данных

database

db

7

Локальные и глобальные вычислительные системы

Local and Wide area networks

LAN/WAN

8

Электронная почта

electronic mail

e-mail

9

Электронная доска объявлений

bulletin system

BS

10

Система телеконференций

teleconference

 t-conf

11

Автоматизированная система управления научными исследованиями

Computer research system

aided CAR

12

Автоматизированная система организационного управления

Management information system

MIS

13

Настольная электронная типография

dest-top publishing

d.t.p.


В нашем исследовании, информационная технология обучения (ИТО) – это целостная обучающая система, представляющая собой интеграцию технической, дидактической, пользовательской и информационно-образовательной среды, обеспечивающей выполнение последовательности совместных действий субъектов образовательной деятельности в условиях информатизации образования, направленной на достижение проектированных результатов обучения. Информационная технология обучения включает в себя совокупность компьютерных методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития. Такая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать ему. Она предполагает использование адекватных способов представления и усвоения различных видов знаний с помощью современной компьютерной техники. Основными целями информационных технологий выступают: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности информационного общества, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальное решение.

Мы согласны с мнением Г.К. Селевко, что концентуальными положениями по информационных технологий обучения являются:

  • обучение это общение с компьютером;

  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям студента;

  • диалоговый характер обучения (когнитивность коммуникации);

  • управляемость: в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения;

  • взаимодействие студента с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект, субъект-субъект, объект-субъект;

  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

  • поддержание у студента состояния психологического комфорта при общении с персональным компьютером;

  • неограниченное обучение – содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Положительным опытом использования информационных технологий в учебном процессе является применение обучающих программ. Использование этих программ привело к пониманию того, что компьютерное обучение первоначально шло по пути традиционного обучения, где главное - передача знаний от педагога (программы) к студенту. Структура программ первоначально сохраняла докомпьютерную технологию обучения: подача материала - контрольный вопрос - ответ, следующая порция материала и т.д. Сейчас пришло понимание, что компьютер является уникальным техническим средством и необходимо не копировать для него методы традиционного обучения, а вырабатывать новые. Одна из таких попыток - рассматривать процесс обучения как процесс управления мышлением студента. Тогда обучающая программа должна не передавать знания, а помогать самому учащемуся эти знания открыть. Здесь уместно вспомнить пословицу о том, что “Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет”.

Практика использования компьютерных технологий показывает:

  • уменьшается время, затрачиваемое студентами на рутинную работу при выполнении учебных заданий; вместо 3-х заданий вручную при использовании компьютера можно выполнить 5-6, причем уровень представления проектов повышается (Исправить графическую ошибку на компьютере гораздо проще, чем на ватмане);

  • графические компьютерные технологии макетирования и моделирования, способствуют развитию проектного мышления и "алгоритмического" мышления;

  • библиотеки готовых изображений, шрифтов и шаблонов документов помогают неподготовленному в области компьютеров пользователю создавать работы на уровне профессионалов;

  • виртуальный мир компьютера позволяет моделировать практически все, что существует в реальном (материальном) мире.

Информационные технологии - это огромное поле деятельности для учителя любой специальности. Они открывают большие возможности в переосмыслении методов и приемов обучения. Внедрение информационных технологий в сферу предметов гуманитарного цикла расширит кругозор студентов, позволит педагогу полнее использовать имеющиеся образовательные ресурсы, существенно повысит уровень преподавания. У студентов воспитывается стереотип мышления: “Нужно узнать – посмотри на компьютере, загляни в Internet”.


Резюме:

  1. Процесс перехода от индустриального общества к информационному охватил сегодня все развитые страны. Центральное ядро этого процесса составляет обработка информации с помощью средств информационных технологий. В данном параграфе мы рассмотрели понятие “информационные технологии обучения” в системе общего понятия “технология” и определили свое видение этого феномена, а также, ввели тезаурус по данной проблематике.

  2. Информационные технологии обучения (ИТО) – это совокупность компьютерных методов, форм и средств воздействия на человека в процессе его развития. Такие технологии строится на фундаменте определенного содержания и должны соответствовать ему. Они предполагаеют использование адекватных способов представления и усвоения различных видов знаний и умений, с помощью современной компьютерной техники. Основными целями информационных технологий выступают: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности информационного общества, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальное решение. Компьютерное обучение графике – это общение человека с компьютером, а содержание такого обучения, его методы и формы неограниченно велики.

  3. В параграфе приведено психолого-педагогическое обоснование необходимости применения информационных технологий для формирования графической культуры студентов в ВУЗе. В частности, информационные технологии позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, оживляют учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.

  4. Можно прогнозировать, что в ближайшем будущем информационные технологии, и в частности – компьютерная графика, все шире будут внедряться в различные учебные дисциплины. Это означает, что большое внимание при подготовке любых специалистов должно уделяться изучению фундаментальных дисциплин, к коим следует отнести также и компьютерную графику. Это потребует совершенно иного взгляда на подготовку специалистов и существенного изменения структуры и содержания дисциплин учебного плана.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Молочков Владимир Петрович

Дата: 26.01.2017

Номер свидетельства: 383940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Интернет ресурсы на уроках и внеурочной деятельности для формирования межкультурной коммуникации. Образовательный потенциал социальных сетей. "
    ["seo_title"] => string(160) "intierniet-riesursy-na-urokakh-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-obrazovatiel-nyi-potientsial-sotsial-nykh-sietiei"
    ["file_id"] => string(6) "111845"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407997578"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся  через интеграцию новых информационных технологий в учебный процесс "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-inoiazychnoi-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "228903"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441545383"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Эссе  «Инновационные методы и технологии обучения» "
    ["seo_title"] => string(57) "essie-innovatsionnyie-mietody-i-tiekhnologhii-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "205424"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429888030"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по технологии для неделимых 6 - 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-6-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445666047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства