Жизнь – это большая проблемная книга, в которой каждому из нас определен свой сценарий и свои проблемы, очень часто не имеющие аналогичных решений. Оглядываясь назад, на проработанные годы, я думаю о том, что нужно учителю для того, чтобы дарить детям радость познания, общения, добрые отношения с миром, не навязывая ребенку свою точку зрения на те или иные события или явления, чтобы увидеть в их глазах огонек удивления и любопытства. Нужно постоянно находиться в поиске нового, увлекательного, не бояться эксперементировать, а главное –любить детей.
Преподавание русского языка и литературы в современных условиях требует от учителя-словесника совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий. Учитель сегодня – это мореплаватель по океану Инновационных технологий, по которому плывет корабль с названием «Учитель». Для меня -
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- Соответствие концепции гуманизации образования;
- Преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- Использование личностно ориентированного обучения;
- Поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
Проблема педагогов всех времен – поиск путей повышения качества образования.
Свою задачу как учителя вижу в формировании и развитии творческой личности, способной на самоопределение, самовыражение, саморазвитие и самореализацию.
Готовить детей нового поколения жить в информационном обществе, уметь самоопределиться, самоутвердиться поможет инновационная технология критического мышления через чтение и письмо РКМЧП.
Почему я выбрала технологию РКМЧП? Считаю актуальной, действенной. Прошла курсы по изучению технологии в 2012-2013 учебном году.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, применять независимые продуманные решения.
О «критическом мышлении» говорили известные психологи Ж.Пиаже, Д.Брунер, Л.С.Выготский. В настоящее время данную технологию исследуют западные ученые Д.Халперн, К.Мередит, С.Уолтер, а также российские: М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев.
Критическое мышление, по мнению современных отечественных исследователей, помогает формировать высокий уровень исследовательской культуры обучаемого и преподавателя. Все методики по развитию критического мышления направлены на развитие нестандартно мыслящих учеников. Они позволяют включить в активную познавательную деятельность абсолютно всех учеников, вызвать у них интерес к теме, умение критически мыслить, ответственно относиться к собственному образованию, умение работать в сотрудничестве с другими, желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
В классе создается атмосфера открытости и сотрудничества, комфортные условия, снимающие психологическое напряжение; формируется умение видеть альтернативные пути решения проблемы, преодоление стереотипов, облегчает понимание различных «взглядов на жизнь».
Сущность критического мышления заключается в:
способности ставить новые осмысленные вопросы;
выдвигать обоснованные аргументы;
принимать самостоятельно продуманные решения.
Основными этапами урока при использовании технологии РКМЧП являются:
Первая стадия-вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации); Какие приемы помогут критически подходить к пониманию новой информации? Я использую:
«Мозговой штурм»: создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения, потому что в каждом можно найти что-то рациональное.
«Корзина идей»: за определенное время выписать как можно больше слов или выражений с предложенным понятием. В результате формируется кластер.
«Кластер»: попытка систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
«Письмо по ключевым словам»: ценится самостоятельность, индивидуальность, оригинальность решения проблемы.
«Верные и неверные утверждения»: в начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свое решение. Учащиеся могут предложить свои утверждения.
Вторая стадия-осмысление содержания (получение новой информации); 1«Чтение с пометками INSERT»: работа над текстом с использованием знаковой системы («+»- то, что я знаю; «V»-новая информация; «?» -то, что я не знаю, не понял.
2. «Диаграмма Венна»: помогает сравнивать предметы, образы в том или ином пространстве, выявить общее и различие.
3. «Методика направленного чтения»: строится на таксономии Блума.
4. «Тонкие и толстые вопросы»: уметь различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ и на которые определенно ответить нельзя.
5. «Мудрые совы»: самостоятельная проработка текста по рабочим листам с конкретными вопросами и заданиями.
Третья стадия-рефлексия (рождение нового знания, закрепление).
На этой стадии основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; Закрепить знания, обменяться мнениями, аргументировать, выслушать друг друга помогут приемы:
1.«Синквейн». Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания: первая строчка-название темы в одном слове (существительное); вторая строчка-описание темы в двух словах (прилагательные или причастия); третья строчка-описание действия в трех словах (глаголы или деепричастия); четвертая строчка- это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; пятая строчка-синоним первому слову или ассоциация. Вывод, заключение. Это форма свободного творчества. Например,
2.«Диаманта»-стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых-понятия с противоположным значением. Например, о временах года: Весна.
Ранняя, зеленая.
Растущая, расцветающая, пахнущая.
Жизнь, радость, пробуждение, подснежники.
Желтеющая, увядающая, холодеющая.
Желтая, сухая.
Осень.
3.«Составление телеграммы»: научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее кратко.
4. «Напишите письмо»: учащиеся пишут кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет соотнести свои мысли и чувства с героем.
Технология критического мышления дает возможность развивать у учащихся следующие умения: графически оформлять изучаемый материал, отбирать новую информацию, обобщить полученные знания, пользоваться разными приемами чтения, работать в группах, развивать творческие идеи.
Каковы результаты работы по технологии РКМЧП? При выполнении заданий, которые посильны для всех обучающихся, уверенность приобретают даже не очень способные. В результате учащиеся начинают верить в свои силы и способности. Такая работа вызывает положительные эмоции детей. Помимо знаний, идет воспитательный процесс: обучение основам этики, культуры общения.
Использование инновационных технологий стимулирует учащихся к самостоятельной работе мысли, к поиску и творчеству. Позволяет эффективно работать с учащимися и откликаться на мысль учеников, делать урок эмоционально ярким, создавать психологический комфорт для всего класса, но главное делать ставку на самостоятельный труд учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эссе «Инновационные методы и технологии обучения» »
Эссе «Инновационные методы и технологии обучения»
Приобретать знания – храбрость, приумножать их –
мудрость, а умело применять – высшее искусство.
(Восточная мудрость)
Жизнь – это большая проблемная книга, в которой каждому из нас определен свой сценарий и свои проблемы, очень часто не имеющие аналогичных решений. Оглядываясь назад, на проработанные годы, я думаю о том, что нужно учителю для того, чтобы дарить детям радость познания, общения, добрые отношения с миром, не навязывая ребенку свою точку зрения на те или иные события или явления, чтобы увидеть в их глазах огонек удивления и любопытства. Нужно постоянно находиться в поиске нового, увлекательного, не бояться эксперементировать, а главное –любить детей.
Преподавание русского языка и литературы в современных условиях требует от учителя-словесника совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий. Учитель сегодня – это мореплаватель по океану Инновационных технологий, по которому плывет корабль с названием «Учитель». Для меня -
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- Соответствие концепции гуманизации образования;
- Преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- Использование личностно ориентированного обучения;
- Поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
Проблема педагогов всех времен – поиск путей повышения качества образования.
Свою задачу как учителя вижу в формировании и развитии творческой личности, способной на самоопределение, самовыражение, саморазвитие и самореализацию.
Готовить детей нового поколения жить в информационном обществе, уметь самоопределиться, самоутвердиться поможет инновационная технология критического мышления через чтение и письмо РКМЧП.
Почему я выбрала технологию РКМЧП? Считаю актуальной, действенной. Прошла курсы по изучению технологии в 2012-2013 учебном году.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, применять независимые продуманные решения.
О «критическом мышлении» говорили известные психологи Ж.Пиаже, Д.Брунер, Л.С.Выготский. В настоящее время данную технологию исследуют западные ученые Д.Халперн, К.Мередит, С.Уолтер, а также российские: М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев.
Критическое мышление, по мнению современных отечественных исследователей, помогает формировать высокий уровень исследовательской культуры обучаемого и преподавателя. Все методики по развитию критического мышления направлены на развитие нестандартно мыслящих учеников. Они позволяют включить в активную познавательную деятельность абсолютно всех учеников, вызвать у них интерес к теме, умение критически мыслить, ответственно относиться к собственному образованию, умение работать в сотрудничестве с другими, желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
В классе создается атмосфера открытости и сотрудничества, комфортные условия, снимающие психологическое напряжение; формируется умение видеть альтернативные пути решения проблемы, преодоление стереотипов, облегчает понимание различных «взглядов на жизнь».
Сущность критического мышления заключается в:
способности ставить новые осмысленные вопросы;
выдвигать обоснованные аргументы;
принимать самостоятельно продуманные решения.
Основными этапами урока при использовании технологии РКМЧП являются:
Первая стадия-вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации); Какие приемы помогут критически подходить к пониманию новой информации? Я использую:
«Мозговой штурм»: создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения, потому что в каждом можно найти что-то рациональное.
«Корзина идей»: за определенное время выписать как можно больше слов или выражений с предложенным понятием. В результате формируется кластер.
«Кластер»: попытка систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
«Письмо по ключевым словам»: ценится самостоятельность, индивидуальность, оригинальность решения проблемы.
«Верные и неверные утверждения»: в начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свое решение. Учащиеся могут предложить свои утверждения.
Вторая стадия-осмысление содержания (получение новой информации); 1«Чтение с пометками INSERT»: работа над текстом с использованием знаковой системы («+»- то, что я знаю; «V»-новая информация; «?» -то, что я не знаю, не понял.
2. «Диаграмма Венна»: помогает сравнивать предметы, образы в том или ином пространстве, выявить общее и различие.
3. «Методика направленного чтения»: строится на таксономии Блума.
4. «Тонкие и толстые вопросы»: уметь различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ и на которые определенно ответить нельзя.
5. «Мудрые совы»: самостоятельная проработка текста по рабочим листам с конкретными вопросами и заданиями.
Третья стадия-рефлексия (рождение нового знания, закрепление).
На этой стадии основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; Закрепить знания, обменяться мнениями, аргументировать, выслушать друг друга помогут приемы:
1.«Синквейн». Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания: первая строчка-название темы в одном слове (существительное); вторая строчка-описание темы в двух словах (прилагательные или причастия); третья строчка-описание действия в трех словах (глаголы или деепричастия); четвертая строчка- это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; пятая строчка-синоним первому слову или ассоциация. Вывод, заключение. Это форма свободного творчества. Например,
2.«Диаманта»-стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых-понятия с противоположным значением. Например, о временах года: Весна.
Ранняя, зеленая.
Растущая, расцветающая, пахнущая.
Жизнь, радость, пробуждение, подснежники.
Желтеющая, увядающая, холодеющая.
Желтая, сухая.
Осень.
3.«Составление телеграммы»: научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее кратко.
4. «Напишите письмо»: учащиеся пишут кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет соотнести свои мысли и чувства с героем.
Технология критического мышления дает возможность развивать у учащихся следующие умения: графически оформлять изучаемый материал, отбирать новую информацию, обобщить полученные знания, пользоваться разными приемами чтения, работать в группах, развивать творческие идеи.
Каковы результаты работы по технологии РКМЧП? При выполнении заданий, которые посильны для всех обучающихся, уверенность приобретают даже не очень способные. В результате учащиеся начинают верить в свои силы и способности. Такая работа вызывает положительные эмоции детей. Помимо знаний, идет воспитательный процесс: обучение основам этики, культуры общения.
Использование инновационных технологий стимулирует учащихся к самостоятельной работе мысли, к поиску и творчеству. Позволяет эффективно работать с учащимися и откликаться на мысль учеников, делать урок эмоционально ярким, создавать психологический комфорт для всего класса, но главное делать ставку на самостоятельный труд учащихся.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "203813"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1429547237"
}
}