Методическая разработка предназначена для проведения учебного проекта по предмету «Информатика и ИКТ» в 11 классе, дидактические материалы - для санитарно-гигиенического просвещения в учебных заведениях.
Компьютеры прочно заняли свое место в жизни каждого школьника. Они стали настолько обыденными, что невольно забываются связанные с их использованием опасности. Как и любое достижение прогресса, компьютер является источником негативного воздействия на школьника, наносит колоссальный вред его здоровью, и при неправильном применении может привести к развитию профессиональных заболеваний.
Цель учебного проекта:
Привлечь внимание учащихся к проблеме вредного воздействия компьютера на здоровье человека.
Задачи:
1. Вовлечь учащихся в проектную и исследовательскую деятельность.
2. Создать условия для развития у учащихся универсальных учебных действий:
- познавательных (логические учебные действия, постановка и решение проблемы)
- регулятивных (организация своей учебной деятельности)
- коммуникативных (социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.)
- личностных (ценностно-смысловая ориентация обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях)).
3. Привлечь учащихся к использованию электронных образовательных ресурсов.
4. Организовать работу учащихся с сервисами Web2.0 (совместные документы, презентации).
5. Продолжить работу по формированию у учащихся представления о себе как о здоровом человеке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Компьютер - друг или враг?" »
Копылова Татьяна Николаевна
МБВСОУ В(С)ОШ г.Сухой Лог Свердловской области
Учитель математики и информатики
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
проекта
Тема:
«Компьютер – друг или враг?»
Предмет
«Информатика и ИКТ»
11 класс
Составила:
Т.Н.КОПЫЛОВА - учитель информатики высшей квалификационной категории
г. Сухой Лог
2014 год
Пояснительная записка
На конкурс представлена методическая разработка по предмету «Информатика и ИКТ» на тему «Компьютер – друг или враг?». Автор: Копылова Татьяна Николаевна, учитель математики и информатики Муниципального бюджетного сменного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», город Сухой Лог Свердловской области.
Методическая разработка предназначена для проведения учебного проекта по предмету «Информатика и ИКТ» в 11 классе, дидактические материалы - для санитарно-гигиенического просвещения в учебных заведениях.
Компьютеры прочно заняли свое место в жизни каждого школьника. Они стали настолько обыденными, что невольно забываются связанные с их использованием опасности. Как и любое достижение прогресса, компьютер является источником негативного воздействия на школьника, наносит колоссальный вред его здоровью, и при неправильном применении может привести к развитию профессиональных заболеваний.
Цель учебного проекта:
Привлечь внимание учащихся к проблеме вредного воздействия компьютера на здоровье человека.
Задачи:
1. Вовлечь учащихся в проектную и исследовательскую деятельность.
2. Создать условия для развития у учащихся универсальных учебных действий:
- познавательных (логические учебные действия, постановка и решение проблемы)
- регулятивных (организация своей учебной деятельности)
- коммуникативных (социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.)
- личностных (ценностно-смысловая ориентация обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях)).
3. Привлечь учащихся к использованию электронных образовательных ресурсов.
4. Организовать работу учащихся с сервисами Web2.0 (совместные документы, презентации).
5. Продолжить работу по формированию у учащихся представления о себе как о здоровом человеке.
Планируемые результаты:
предметные:
в ходе выполнения учебного проекта учащиеся приобретут опыт по получению знаний о влиянии компьютера на человека в процессе проектировочной деятельности, получат систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
метапредметные:
обучающиеся освоят универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
личностные:
учащиеся будут готовы к саморазвитию, у них будет сформирована мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; у обучающихся будут развиты умение получения, обработки и передачи информации с помощью информационно-коммуникационных технологий; умениепубличного выступления (защита проекта).
Целесообразность использования электронных образовательных ресурсов:
Используемые ЭОР способствуют развитию у обучающихся информационной компетенции; развивают самостоятельность, навыки участия в коллективной проектной деятельности, работы в группе, поисковую деятельность.
При проведении проекта прослеживаются внутрипредметные и интегрированные межпредметные связи с биологией, экологией, физической культурой, основами безопасности жизнедеятельности, обществознанием, физикой.
В структуру проведения проекта входят: организация и актуализация знаний; выполнение учебного проекта; представление учащимися выполненной работы; подведение итогов.
К методической разработке прилагаются:
Обобщенная мультимедийная презентация «Компьютер – друг или враг?», разработанная учениками
Буклет, выполненный учащимися «Влияние компьютера на здоровье человека»
Фотографии с урока
Тексты выступлений специалистов (специалист СЭС, врач-гигиенист, офтальмолог, хирург, терапевт, невропатолог, акушер-гинеколог, педиатр, психиатр, психолог, массажист, специалисты ЛФК), подготовленные учащимися
Методическая разработка конференции «Влияние компьютера на здоровье человека».
Выбор учителем такой формы как подготовка учебного проекта позволяет учитывать интересы школьников, выступает как эффективное средство создания мотива к общению, способствует реализации коммуникативной компетенции. Мероприятие реализует одно из направлений Национального проекта в сфере здравоохранения - профилактика заболеваний и направленность на здоровый образ жизни.
Подготовленные в ходе учебного проекта методические и дидактические материалы можно использовать как для проведения внеаудиторного занятия по предмету «Информатика и ИКТ» в 10 – 12 классах, так и для проведения тематических классных часов в 9-12 классах и для санитарно-гигиенического просвещения в учебных заведениях.
Данная форма используется мною в практике на протяжении двух лет. Как показали результаты опросов учеников старших классов нашей школы, проведение учебного проекта «Компьютер – друг или враг?» вызывает большой интерес, способствует раскрытию правильного использования компьютера в жизни человека, формированию представления о себе как о здоровом человеке.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Архитектура ЭВМ
Влияние компьютера
Текстовый редактор
на здоровье
человека
Электронные таблицы
Программа презентаций
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Биология
Экология
Обществознание
Влияние компьютера
на здоровье
человека
Основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура
Оснащение:
Компьютер
Мультимедийный экран
Проектор
ПЛАН ПРОЕКТА
Организационный этап.
Выявление интересов детей и формулировка проблемы.
Подготовительный этап:
1. Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп учащихся.
2. Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.
3. Определение основных источников информации.
Практический этап:
1. Сбор информации по теме и систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания буклета; для создания презентации
2. Сбор, подготовка и оформление результатов работы в виде сообщений, докладов, презентаций
3. Защита проектов на конференции.
Заключительный этап:
1. Оформление портфолио проекта.
2. Рефлексия всех участников.
3. Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.
Подготовительный этап:
1. Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп учащихся.
2. Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.
3. Определение основных источников информации.
Учитель совместно с учащимися 11 класса определяет тему проекта «Компьютер – друг или враг?». Работа над темой будет продолжаться в течение месяца. Учащиеся по желанию распределяются на группы и организуют деятельность групп для решения задач.
Группы:
Хирурги
Педиатры
Акушеры-гинекологи
Невропатологи
Терапевты
Офтальмологи
Психологи
Врачи-гигиенисты
Психиатры
Специалисты СЭС
Специалисты ЛФК
Художники
Учитель раздает учащимся «Памятку работы в группе» (Приложение №1).
Учитель предлагает учащимся план деятельности по работе над проектом. В каждой группе распределяются задания между учениками:
Поиск информации в сети Интернет и справочной литературе и создание текстового документа.
Подбор иллюстраций по теме
Разработка презентации в MS PowerPoint с помощью сетевых технологий
Подготовка буклета в MS Publisher
Специалисты ЛФК:
Поиск в Интернете упражнений для физкультминутки для пользователей ЭВМ
Показ упражнений классу
Художники:
Создание рисунка в Paint «Игроман 21 века»
Учитель раздает всем учащимся Инструкционную карту по созданию учебной презентации “Влияние компьютера на здоровье человека”(Приложение №2)
Всем учащимся предлагается ознакомиться с документом «Перечень сайтов для подготовки текстового документа, презентации» (Приложение №3). Данный документ содержит перечень электронных образовательных ресурсов по теме проекта со ссылками и скриншотами. Каждый ученик может открыть документ на компьютере.
Практический этап:
Все учащиеся, работая за компьютерами в компьютерном классе во внеурочное время, дома, используя сеть Интернет, справочную литературу, выполняют предложенные им задания в сервисах Веб2.0:
- готовят выступления специалистов через работу с совместными документами, заполняют таблицу (Приложение №4),
- составляют мультимедийные презентации через создание совместной презентации (Приложение №5),
- разрабатывают буклеты (Приложение №6).
Затем, работая в группах, обсуждают выполненную работу, корректируют, вносят изменения в презентацию, в выступления специалистов (Приложение №7). Выбирают по желанию, кто из учеников будет представлять результаты проделанной работы на конференции, составляют выступление для докладчика.
Защищают проекты на конференции «Влияние компьютера на здоровье человека» (Приложение №8).
Заключительный этап:
Результаты работы над проектом оформляются в портфолио проекта https://sites.google.com/site/portfoliodostizenijkopylovojtn/ucebnye-proekty.
Осуществляется рефлексия всех участников. Обозначаются новые проблемы для дальнейшего развития.
ЛИТЕРАТУРА:
Гохберг Г.С. Информационные технологии, М., Академия, 2006.
Демирчоглян Г. Компьютер и глаза. Физкультура и спорт, 2010, №4.
Зубов И.И. И не друг, и не враг, а так. Здоровье, 2011, №1.
Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Макарова Н.В., М., Питер, 2008.
Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса. Макарова Н.В., М., Питер, 2008.
Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 классов. Семакин И.Г., М., Бином, 2007.
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н.Д., М., Бином, 2007.
Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами.- М.: Медицина, 2000.
Литвак И. Эргономика – заботливая наука/ http://www.osp.ru/school/1999/5/13.htm.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности.- М.: Академия, 2007.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2007.
Островский М.М. Компьютер, зрение и безопасность. Наука и жизнь, 2005, №3.
Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека.- М.: Медицина, 2002.
Пивоваров Ю.П. Влияние электромагнитного излучения компьютера на здоровье и профилактика его вредного воздействия. Медицинская помощь, 2002, №4.
Сомов А.А. Компьютер и здоровье. Компьютер и современные технологии, 2006, №1.
Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. Народное образование, 2003, №2.
Хоперская О. Осторожно, компьютер. Свет, 2010, №8.
Электронные образовательные ресурсы: - www.fcior.edu.ru Безопасность производственных процессов