Технология дифференцированного обучения на уроках информатики и ИКТ
Технология дифференцированного обучения на уроках информатики и ИКТ
В статье изложены основные принципы технологии дифференцированного обучения. Представлены теоретические аспекты организации внешней и внутренней дифференциации. Кроме этого рассмотрена организация внутренней дифференциации на примере изучения темы «Хранение и обработка информации в базах данных».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология дифференцированного обучения на уроках информатики и ИКТ»
Технология Дифференцированного обучения
на уроках информатики и ИКТ
В современных условиях, одним из направлений модернизации образования становится не только обеспечение усвоения обучающимися определенной системы знаний и умений, но и формирование творческой личности ученика, способной находить нужную информацию, обрабатывать ее и принимать ответственные решения на основе проанализированных данных. В формирующемся информационном обществе задача формирования творческой личности выходит на первый план и при ее решении необходимо учитывать комплекс личностных качеств и психологических особенностей каждого обучающегося. Наиболее полно приспособить учебный процесс под индивидуальные особенности обучающегося помогает дифференцированный подход к обучению.
Согласно трактовке А. А. Кирсанова под дифференцированным подходом можно понимать «особый подход учителя к различным группам учеников или отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам» [4].
Основной смысл дифференцированного подхода заключается в том, чтобы, зная и учитывая, индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер учебной деятельности [2].
Таким образом, под дифференцированным подходом будем понимать, такой способ построения учебного процесса, который предполагает оптимальное сочетание форм и методов обучения и приспособление их к индивидуальным особенностям обучающихся. Основной целью данного подхода к обучению является учет личностных качеств, психологических особенностей школьников, направленный на реализацию принципа индивидуализации в обучении.
Следует отметить, что в процессе обучения различают внешнюю и внутреннюю дифференциацию.
Внешняя дифференциация обучения – форма дифференцированного обучения учащихся, которая предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются [3].
Цель внешней дифференциации обучения заключается в такой направленной специализации образования в области устойчивых познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся с целью создания условий для их максимально-индивидуального развития [7].
На современном этапе внешняя дифференциация осуществляется в нескольких вариантах.
Предпрофильное обучение (8-9 кл.), предполагающее наличие профильных элективных курсов.
Профильное обучение (10-11 кл.), предполагающее изучение части предметов на базовом, а части предметов на профильном уровне в зависимости от выбора обучающегося.
Углубленное обучение (10-11 кл.), предполагающее углубленное изучение основных предметов гуманитарных – в гимназических классах и политехнических в лицейских.
Внутренняя дифференциация – форма дифференцированного обучения, которая осуществляется через разделение учащихся на группы внутри класса с целью организации учебной работы с использованием разных методов обучения, на разных уровнях усвоения программного материала [3].
При внутренней дифференциации выделяется программы разной степени сложности. Дифференцированные программы предусматривают два важнейших аспекта [7]:
обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого); обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).
При обучении на уроках информатики и ИКТ применение дифференцированного подхода является наиболее рациональной технологией, что определяется следующими факторами:
разный уровень знаний по информатике;
разный уровень умений работы на компьютере; разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий и т.д.
Рассмотрим организацию дифференцированного подхода на примере изучения темы «Хранение и обработка информации в базах данных» более подробно.
При внешней дифференциации будет меняться тематика создаваемых обучающимися баз данных. Например, для информационно-технологического профиля – это может быть база данных по программному обеспечению, а для гуманитарных классов – про библиотеку или исторических деятелей.
Внутренняя дифференциация осуществляется путем создания заданий разного уровня сложности (программы «А», «В», «С»).
Программа «А»
Базовый уровень заданий, обязательный для понимания и выполнения всеми обучающимися класса. Задания выполняются «по образцу», т.е. на уровне воспроизведения. В заданиях обязательно указываются последовательные действия для его выполнения.
Например: Создайте однотабличную БД «Наглядные пособия кабинета физики» как показано на рис. 1.
Рис. 1
Для этого выполните команду Пуск/Программы/Microsoft Office 2007/MS Access 2007. В появившемся окне необходимо выбрать «Новая база данных». Затем следует указать имя создаваемой базы данных (наглядные пособия кабинета физики) и нажать кнопку «Создать». После чего в появившемся окне базы данных на вкладке «Создание» выберите режим «Конструктор таблиц». Введите название полей и тип данных, как показано на рис. 2.
Рис. 2
Закройте, сохраните и введите имя таблицы. После этого откройте таблицу двойным щелчком левой кнопкой мыши и заполните данными, как показано на рис. 1.
Программа «В»
Данный тип заданий отличается от предыдущего тем, что обучающимся показывается пример разобранного подобного задания, в котором изменены условия или вводные данные.
Например: Создайте однотабличную БД «Наглядные пособия кабинета физики» как показано на рис. 1.
Рис. 1
Структура таблицы приведена на рис. 2.
Рис. 2
Программа «С»
Задания этого уровня подразумевают творческую работу обучающихся. Этот тип заданий предусматривает свободное владение материалом уровня выше обязательного. Этот тип задания отличается от двух предыдущих тем, что в задании не разбираются никакие примеры его выполнения, а просто дается формулировка.
Для определения результатов обучающихся используется рейтинговая система оценивания. Данная система оценивания результатов обучения основана на учете накапливаемых оценок в баллах за выполнение различных заданий. Целью введения рейтинговой системы оценки успеваемости является комплексная оценка качества учебной работы в процессе обучения [8].
Например, каждое задание программы «А» может оцениваться в 1 балл, задание программы «В» – в 2 балла, а задание программы «С» оценивается в 3 балла. Данная информация доводится до обучающихся и у них появляется возможность варьировать задания в зависимости от своих возможностей и желаний.
Таким образом, дифференцированный подход позволит учесть интересы обучающихся и мотивировать их к изучению учебного материала. Школьники будут создавать продукты, связанные с их практической деятельностью, а не с абстрактными данными. Кроме того, использование дифференцированного подхода позволит обучающимся изучать материал в индивидуальном темпе, с учетом их способностей, что значительно повысит эффективность изучения учебного материала.
Список литературы
Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект [Текст] / Ю. К. Бабанский.– М.: Педагогика, 1977. – 96 с.
Бутузов, И. Г. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников [Текст] / И. Г. Бутузов.– М.: Педагогика, 1968. – 140 с.
К педсовету: Дифференциация и индивидуализация обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sch52.narod.ru/jurnal.htm
Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников [Текст] / А. А. Кирсанов.– Казань: Татарское кн. изд-во, 1980. – 207 с.
Основные сведения о рейтинговой системе оценки успеваемости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dvgu.ru/info/rating/
Рабунский, Е. С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Дис. д-ра пед. наук [Текст] / Е. С. Рабунский.– МГУ. – М., 1989. – 464 с.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г. К. Селевко.– М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Юнина, Е. А., Солодникова, С. В. Педагогическая психология: социально-личностное образование (сущность и технологии). Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. А. Юнина, С. В. Солодовникова.– Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004. – 92 c.