kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология дифференцированного обучения на уроках информатики и ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье изложены основные принципы технологии дифференцированного обучения. Представлены теоретические аспекты организации внешней и внутренней дифференциации. Кроме этого рассмотрена организация внутренней дифференциации на примере изучения темы «Хранение и обработка информации в базах данных».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология дифференцированного обучения на уроках информатики и ИКТ»

Технология Дифференцированного обучения

на уроках информатики и ИКТ


В современных условиях, одним из направлений модернизации образования становится не только обеспечение усвоения обучающимися определенной системы знаний и умений, но и формирование творческой личности ученика, способной находить нужную информацию, обрабатывать ее и принимать ответственные решения на основе проанализированных данных. В формирующемся информационном обществе задача формирования творческой личности выходит на первый план и при ее решении необходимо учитывать комплекс личностных качеств и психологических особенностей каждого обучающегося. Наиболее полно приспособить учебный процесс под индивидуальные особенности обучающегося помогает дифференцированный подход к обучению.

Согласно трактовке А. А. Кирсанова  под дифференцированным подходом можно понимать «особый подход учителя к различным группам учеников или отдельным ученикам, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам» [4].

Основной смысл дифференцированного подхода заключается в том, чтобы, зная и учитывая, индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер учебной деятельности [2].

Таким образом, под дифференцированным подходом будем понимать, такой способ построения учебного процесса, который предполагает оптимальное сочетание форм и методов обучения и приспособление их к индивидуальным особенностям обучающихся. Основной целью данного подхода к обучению является учет личностных качеств, психологических особенностей школьников, направленный на реализацию принципа индивидуализации в обучении.

Следует отметить, что в процессе обучения различают внешнюю и внутреннюю дифференциацию.

Внешняя дифференциация обучения – форма дифференцированного обучения учащихся, которая предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются [3].

Цель внешней дифференциации обучения заключается в такой направленной специализации образования в области устойчивых познавательных интересов, склонностей и способностей учащихся с целью создания условий для их максимально-индивидуального развития [7].

На современном этапе внешняя дифференциация осуществляется в нескольких вариантах.

  1. Предпрофильное обучение (8-9 кл.), предполагающее наличие профильных элективных курсов.

  2. Профильное обучение (10-11 кл.), предполагающее изучение части предметов на базовом, а части предметов на профильном уровне в зависимости от выбора обучающегося.

  3. Углубленное обучение (10-11 кл.), предполагающее углубленное изучение основных предметов гуманитарных – в гимназических классах и политехнических в лицейских.

Внутренняя дифференциация – форма дифференцированного обучения, которая осуществляется через разделение учащихся на группы внутри класса с целью организации учебной работы с использованием разных методов обучения, на разных уровнях усвоения программного материала [3].

При внутренней дифференциации выделяется программы разной степени сложности. Дифференцированные программы предусматривают два важнейших аспекта [7]:

  • обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);
  • обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).

При обучении на уроках информатики и ИКТ применение дифференцированного подхода является наиболее рациональной технологией, что определяется следующими факторами:

  • разный уровень знаний по информатике;

  • разный уровень умений работы на компьютере;
  • разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий и т.д.

Рассмотрим организацию дифференцированного подхода на примере изучения темы «Хранение и обработка информации в базах данных» более подробно.

При внешней дифференциации будет меняться тематика создаваемых обучающимися баз данных. Например, для информационно-технологического профиля – это может быть база данных по программному обеспечению, а для гуманитарных классов – про библиотеку или исторических деятелей.

Внутренняя дифференциация осуществляется путем создания заданий разного уровня сложности (программы «А», «В», «С»).

  1. Программа «А»

Базовый уровень заданий, обязательный для понимания и выполнения всеми обучающимися класса. Задания выполняются «по образцу», т.е. на уровне воспроизведения. В заданиях обязательно указываются последовательные действия для его выполнения.

Например: Создайте однотабличную БД «Наглядные пособия кабинета физики» как показано на рис. 1.


Рис. 1

Для этого выполните команду Пуск/Программы/Microsoft Office 2007/MS Access 2007. В появившемся окне необходимо выбрать «Новая база данных». Затем следует указать имя создаваемой базы данных (наглядные пособия кабинета физики) и нажать кнопку «Создать». После чего в появившемся окне базы данных на вкладке «Создание» выберите режим «Конструктор таблиц». Введите название полей и тип данных, как показано на рис. 2.


Рис. 2

Закройте, сохраните и введите имя таблицы. После этого откройте таблицу двойным щелчком левой кнопкой мыши и заполните данными, как показано на рис. 1.

  1. Программа «В»

Данный тип заданий отличается от предыдущего тем, что обучающимся показывается пример разобранного подобного задания, в котором изменены условия или вводные данные.

Например: Создайте однотабличную БД «Наглядные пособия кабинета физики» как показано на рис. 1.

Рис. 1

Структура таблицы приведена на рис. 2.

Рис. 2

  1. Программа «С»

Задания этого уровня подразумевают творческую работу обучающихся. Этот тип заданий предусматривает свободное владение материалом уровня выше обязательного. Этот тип задания отличается от двух предыдущих тем, что в задании не разбираются никакие примеры его выполнения, а просто дается формулировка.

Например: Создайте однотабличную БД «Наглядные пособия кабинета физики».

Для определения результатов обучающихся используется рейтинговая система оценивания. Данная система оценивания результатов обучения основана на учете накапливаемых оценок в баллах за выполнение различных заданий. Целью введения рейтинговой системы оценки успеваемости является комплексная оценка качества учебной работы в процессе обучения [8].

Например, каждое задание программы «А» может оцениваться в 1 балл, задание программы «В» – в 2 балла, а задание программы «С» оценивается в 3 балла. Данная информация доводится до обучающихся и у них появляется возможность варьировать задания в зависимости от своих возможностей и желаний.

Таким образом, дифференцированный подход позволит учесть интересы обучающихся и мотивировать их к изучению учебного материала. Школьники будут создавать продукты, связанные с их практической деятельностью, а не с абстрактными данными. Кроме того, использование дифференцированного подхода позволит обучающимся изучать материал в индивидуальном темпе, с учетом их способностей, что значительно повысит эффективность изучения учебного материала.

Список литературы
  1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект [Текст] / Ю. К. Бабанский.– М.: Педагогика, 1977. – 96 с.

  2. Бутузов, И. Г. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников [Текст] / И. Г. Бутузов.– М.: Педагогика, 1968. – 140 с.

  3. К педсовету: Дифференциация и индивидуализация обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sch52.narod.ru/jurnal.htm

  4. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников [Текст] / А. А. Кирсанов.– Казань: Татарское кн. изд-во, 1980. – 207 с.

  5. Основные сведения о рейтинговой системе оценки успеваемости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dvgu.ru/info/rating/

  6. Рабунский, Е. С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении: Дис. д-ра пед. наук [Текст] / Е. С. Рабунский.– МГУ. – М., 1989. – 464 с.

  7. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г. К. Селевко.– М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  8. Юнина, Е. А., Солодникова, С. В. Педагогическая психология: социально-личностное образование (сущность и технологии). Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. А. Юнина, С. В. Солодовникова.– Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004. – 92 c.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Технология дифференцированного обучения на уроках информатики и ИКТ

Автор: Савостиенко Алена Игоревна

Дата: 18.07.2016

Номер свидетельства: 337685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Учебная программа 7го класса по информатике к учебнику Угриновича Н. Д "
    ["seo_title"] => string(79) "uchiebnaia-proghramma-7gho-klassa-po-informatikie-k-uchiebniku-ughrinovicha-n-d"
    ["file_id"] => string(6) "128915"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415606899"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Пути использования возможностей ИТ-технологий в эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся"
    ["seo_title"] => string(137) "putiispolzovaniiavozmozhnostieiittiekhnologhiivepokhuinformatizatsiiobshchiestvastsieliurazvitiiatvorchieskoghopotientsialauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "275937"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452656546"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Использование ИКТ на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(37) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "150723"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420549746"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства