Рассмотрены исторические аспекты тестового контроля в образовании. По выделенным показателям проанализированы некоторые информационные системы тестирования.Именно в данный момент в системе образования сформировалась направленность к применению современных технологий для оценки свойства достижений учеников. Необыкновенно пользующимся популярностью в последнее время делается компьютерное тестирование, которое в сравнении с обычным бланочным тестированием имеет ряд положительных сторон: получение моментального итога, исключение предвзятости, легкость обработки результатов и др
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ »
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Землянский Борис Васильевич.
МБОУ СОШ №6 г.Пушкино Московская область
Учитель информатики и ИКТ
Именно в данный момент в системе образования сформировалась направленность к применению современных технологий для оценки свойства достижений учеников. Необыкновенно пользующимся популярностью в последнее время делается компьютерное тестирование, которое в сравнении с обычным бланочным тестированием имеет ряд положительных сторон: получение моментального итога, исключение предвзятости, легкость обработки результатов и др.
Известно, собственно время возникновения тестологии относят к середине 19 в., а одним из первых, кто начал применять тестовые технологии для измерения личных возможностей, стал британский ученый Френсис Гальтон, который, занимаясь вопросами наследственности, придумал ряд методологий для определения психофизических функций организма жителя нашей планеты. Ф. Гальтон был первым, кто использовал оценочные шкалы, анкетирование и технику вольных ассоциаций, и еще определил основы испытания, которые сохраняют актуальность до сих пор.
Мысль применения тестирования для измерения значения учебных достижений возникает сначала ХХ в. у южноамериканского специалиста по психологии В.А. Макколла, который предложил поделить испытания на психологические (для определения значения умственного развития) и педагогические (для измерения успешности студентов по предметам за конкретный период изучения). Учитывая мнение ученого, целью педагогического тестирования наверное выделение и соединение в категории учащихся с близкими признаками уровня обученности.
В России интерес к тестологии и практике использования тестов в учебном процессе формируется в 1920-е гг. Этой проблемой занимались такие видные российские педагоги как П.П. Блонский, С.М. Василевский, Л.С. Выготский, Г.И. Залкинд и др. Развитие дидактической тестологии связано с работами Н.Ф. Талызиной по программированному обучению и В.П. Беспалько по проблемам педагогической технологии.
Ко второй половине ХХ в. формируется более совершенная модель анализа полученных результатов тестирования - современная теория тестов, которая из описательной науки начинает превращаться в науку о законах формирования и оценивания поведения испытуемых. В это же время разрабатываются компьютерные программы для обработки результатов тестирования и зарождается такая разновидность тестирования как компьютерное тестирование.
До 1990-х гг. тестирующие (и обучающие) программы писались программистами институтов (или же НИИ, имеющих отношение к таким университетам). Практика показывает, любая кафедра информатики отечественного университета имела собственную авторскую тестирующую программу. В случае если на изначальном рубеже такового вида программы возводились на принципе однозначного определения ответов подопытного и использовании лишь текстового режима при формулировании заданий, то наиболее прогрессивные варианты, обычно, позволяли воплотить и многочисленный выбор разновидностей ответов, и применение графического материала, звуковую и видеоинформацию и так далее.
Последующим шагом стало освоение учителями групповых систем, позволяющих созда-вать обучающую среду, включающую в себя и компьютерное тестирование (таких, к примеру, как системная платформа Moodle).
На данный момент существует большое количество программных товаров, предназначенных для тестирования итогов образовательного процесса в учебных заведениях среднего и высшего уровня. Ключевые проблемы, с коими приходится сталкиваться при сравнительной оценке образовательных тестовых систем, - данное определение критериев для сравнительных оценок информационных систем. мною предлагается анализ информационных систем тестирования по следующим показателям:
Сложность работы с программой разработчику тестов (преподавателю).
Функциональные возможности, связанные с организацией тестирования (возможность проведения тестирования по сети, поддержка различных типов вопросов и т.д.).
Функциональные возможности, связанные с обработкой и представлением результатов (ведение статистики, вывод на экран преподавателя заданных вопросов и ответов пользователя и др.) .
Сравним по этим показателям некоторые информационные системы тестирования из изученных нами в процессе исследования.
Тестовая система KTC Net 2.
Программа позволяет создавать и редактировать тесты различной направленности и сложности, практически не предъявляя особых требований к пользователю, за исключением наличия базовых навыков обращения с персональным компьютером и офисными приложениями.
Возможность проведения тестирования по сети, обеспечение защиты информации паролем и сжатие информации внутри итогового файла теста для компактного хранения; возможность создания тестовых заданий закрытого и открытого типа; поддержка различных типов вопросов, обеспечение индивидуальной настройки приоритетов для каждого вопроса и варианта ответа и др.
Ведение статистики с поддержкой сортировки, экспортом в текстовые файлы и файлы электронных таблиц.
Тестовая система ^prosm^».
Для разработки тестовых заданий преподавателю достаточно начального пользовательского уровня владения компьютером. В основе работы с программой лежит, как правило, несложная процедура заполнения шаблона блоков тестовых заданий средствами текстового редактора.
Автоматическая запись результатов тестирования; возможность варьирования времени тестирования, предусмотрено создание надстрочных и подстрочных символов, необходимых для набора химических формул, математических выражений и др.
Информация об ответах испытуемого заносится в файл-протокол, который организован по принципу накопления результатов - по окончании тестирования на экран выводится содержимое этого файла; предусмотрена возможность просмотра всех ответов испытуемого, зафиксированных в файле-протоколе, что позволяет c одной стороны, при необходимости в индивидуальном режиме обсудить с испытуемым его ошибки, а с другой - провести экспресс-анализ результатов тестирования и внести необходимые коррективы в дальнейшее обучение.
Тестовая система Конструктор тестов.
Создание тестов в такого рода конструкторах доступно пользователю с начальным уровнем владения работы с компьютером. Тестовое задание выбранного разработчиком типа вставляется на страницу с выделенными пунктиром областями для ввода и редактирования.
Возможна реализация тестовых заданий типа выбора ответа из предложенных, множественного выбора, а также заданий с вводом ответа в свободно конструируемой форме, при этом возможна установка размера поля ввода. При создании теста возможны следующие установки: указание заданий, выполнение которых обязательно; настройка расположения вариантов ответов; вывод вариантов ответов в случайном порядке.
Вариант анализа результатов тестирования в программах такого типа обычно невелик и включает вывод результатов в табличном виде (или в виде диаграмм).
Тестовая система TESTOR.RU.
Наполнение банка тестовых заданий может производиться любым авторизованным преподавателем, через web-приложение, а все размещенные материалы использоваться для создания учебных программ. Система обучения не требует специальной подготовки учебных материалов - в ней можно размещать файлы любого формата.
Включает следующие виды тестирования: линейное тестирование, адаптивное тестирование (учитывающее ответы пользователя на предыдущие вопросы для определения трудности последующих вопросов), обучающее тестирование (при котором пользователь получает за каждый вопрос число баллов, зависящее от того, с какой попытки он верно ответил на вопрос).
Позволяет обеспечить централизованное управление, сбор статистики и создание отчетов по обучению и тестированию знаний.
Подсистема тестирования системной платформы Moodle.
Позволяет с помощью стандартных средств (редакторов, web-форм и т.п.) быстро и просто создать полноценный комплект тестовых материалов с возможностью редактирования и управления им в реальном масштабе времени.
Позволяет работать с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с рабочего места или из дома); поддерживает несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.); предоставляет возможность задания шкалы оценки, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов; в системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования.
После тестирования формируется таблица с оценками учеников (анализ ответов разрешает выяснить, при ответе на какие вопросы было больше всего ошибок).
Исследование продемонстрировало, собственно на рынке образовательных услуг присутствует грандиозное количество информационных тестовых систем. Подобрать в их числе подходящую для окончательного пользователя довольно сложно. В ходе выбора нужно было кроме того сравнить информационные системы и по других признакам: к примеру, наименьшие технические данные компьютера, операционная система, качество пользовательского интерфейса, стоимость и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб.-метод. пособие. Ярославль, 2008.
Ефимов Е.Н., Денисов М.Ю., Жилина Е.В. Сравнительный анализ образовательных систем тестирования по критерию функциональной полноты // Управление экономическими системами: электронный журнал. 2012. № 4. URL: http://www.uecs.ru (дата обращения 16.09.2012).
Груздева М.Л., Горовая Т.Ю. Интеграция интернет-тестирования в практику преподавания в вузе // Нижегородское образование. 2012. №