kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современный урок в условиях введения ФГОС второго поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 Тема моего выступления «Требования к современному уроку в преддверии введения ФГОС второго поколения»

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;
  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
  • несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
  • ограниченность общения со сверстниками.

Именно поэтому наше государство внимательно следило за качеством знания учеников с 2000 года.

Для определения объективного реального качества знаний наша страна вступила в Международную программу PISA - это Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

Основная цель:оценка способности учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Дополнительная инновационная цель в 2012 году: оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в интерактивной среде (компьютерное тестирование учащихся с использованием  интерактивных задач по математической и читательской грамотности, а также по решению комплексных проблем), оценка финансовой грамотности

Политическая цель: оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Эта программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и  Развития. Исследования проводятся трехлетними циклами. В 2009 году проводился четвертый цикл исследования.

Основными областями для оценки образовательных достижений стали «грамотность чтения». Это приоритетная область оценки, на которую отведено две трети времени тестирования.

Вторая область тестирования «естественно - научная грамотность» и последняя область «математическая грамотность». Исследование направленно не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.

 

Так что же  дает России участие в программе PISA? Результаты исследования дают ответы на следующие вопросы:

Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе. Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

Изменилось ли состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентноспособности выпускников российских школ?

 

Результаты представителей среднего профессионального образования почти на уровне средних результатов по России (453 балла). А средние результаты по начальному профессиональному образованию – 407 баллов, что практически на 100 баллов меньше среднего международного результата. То есть те дети, которые после девятого класса идут в учреждения НПО, как правило, имеют очень низкий уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Минимальный, пороговый, уровень читательской грамотности не смогли продемонстрировать 50 процентов учащихся этой группы. Это означает, что половина будущих рабочих кадров практически не имеет навыков работы с текстами, а 55 процентов имели затруднения при работе с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, которые будут являться основой их профессиональной деятельности.

Это ожидаемый, но очень тревожный итог. Мы понимаем, сколько нужно вложений, для того чтобы уровень знаний учащихся в учреждениях системы начального профессионального образования дотянуть до уровня старшеклассников. Даже если мы сделаем это, то наши результаты будут на уровне средних международных, в лидеры не выйдем.

Итак, какой же мы сможем сделать вывод:

Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи.

Вот именно поэтому перед Министерством образования встала задача, как же повыситьзнания  учащиеся, получившие обязательное общее образование. Что бы они обладали знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе.

Вот именно для этого в 2009 году был утвержден ФГОС начального общего образования. В 2010 году утвержден ФГОС среднего звена. А в 2012 года утвержден ФГОС среднего общего образования.

Введение ФГОС второго поколения вносит свои коррективы в структуру образовательного процесса. ФГОС  - это целостная система требований ко всей системе образования. Согласно нему основой образования должна стать новая организационно-экономическая модель.

ФГОС обеспечивает переход от "догоняющей" к "опережающей" модернизации образования. Основой образовательного процесса должен стать системно-деятельностный подход. Результат освоения основных образовательных программ состоит из трех частей. Это личностные, метапредметные и предметные результаты. Заметьте, предметные результаты стоят на последнем месте. Главный упор делается на воспитание социально-адаптированной, коммуникабельной личности.

Введение ФГОС второго поколения изменило также роль учителя в образовательном процессе. Сегодня учитель не источник, а проводник для учащихся в мире знаний. Он направляет учащихся на самостоятельное усвоение знаний. Сегодня мы отходим от привычной нам всем репродуктивной  вопросно-ответной системы урока к более сложным типам заданий. Это и мини-проекты, и проблемные вопросы, поисковые и исследовательские задания, ситуационные задачи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«современный урок в условиях введения ФГОС»

Слайд1


Добрый день уважаемые коллеги! Разрешите представиться. Меня зовут Анисимовец И.Ф, я учитель химии средней общеобразовательной школы п. Агроном Липецкой области. Тема моего выступления «Требования к современному уроку в преддверии введения ФГОС второго поколения»

Слайд 2


Вначале своего выступления разрешите поздравить вас всех с началом нового учебного года и пожелать вам всем успехов в нашем не легком труде, хороших учеников, лояльную и все понимающую администрацию, большую заработную плату и покорения новых вершин в преподавательской деятельности!

Слайд 3


В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;

  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

  • несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

  • ограниченность общения со сверстниками.

Именно поэтому наше государство внимательно следило за качеством знания учеников с 2000 года.

Слайд 4


Для определения объективного реального качества знаний наша страна вступила в Международную программу PISA - это Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

Слайд 5


Основная цель:оценка способности учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Дополнительная инновационная цель в 2012 году: оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в интерактивной среде (компьютерное тестирование учащихся с использованием интерактивных задач по математической и читательской грамотности, а также по решению комплексных проблем), оценка финансовой грамотности

Политическая цель: оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.


Слайд 6


Эта программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. Исследования проводятся трехлетними циклами. В 2009 году проводился четвертый цикл исследования.

Слайд 7


Основными областями для оценки образовательных достижений стали «грамотность чтения». Это приоритетная область оценки, на которую отведено две трети времени тестирования.

Вторая область тестирования «естественно - научная грамотность» и последняя область «математическая грамотность». Исследование направленно не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.

Слайд 8


Так что же дает России участие в программе PISA? Результаты исследования дают ответы на следующие вопросы:

Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе. Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

Изменилось ли состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентноспособности выпускников российских школ?

Слайд 9


Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Серым цветом окрашены страны входящие в эту Международную организацию. Синим цветом окрашены страны – партнеры, проходящие тестирование в настоящее время. А белым цветом обозначены страны, которые сотрудничали с ОЭСР ранее и в данный момент не сотрудничают с ней.

Слайд 10


На следующем слайде представлена Характеристика российских участников исследования PISA-2012.

В тестировании принимало участие 42 субъекта Российской Федерации, 227 образовательных учреждений, 5219 учащихся 15-летнего возраста, обучавшихся по программам:

- основное общее образование: 7-8 классы – 8,4%, 9 класс – 73,5%;

- среднее общее образование: 10-11 классы – 13,7%;

После прохождения тестирования всеми 42 субъектами РФ были подведены итоги. Каково же состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

Слайд 11


Т.к. нас интересует естественно - научная грамотность, обратим внимание на 3 график.

По сравнению с 2009 годом грамотность повысилась на 8 баллов. Что составляет наименьший балл по сравнению с читательской и математической грамотностью.

Слайд 12


Так что же такое естественно – научная грамотность?

Естественно - научная грамотностьспособность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;

понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;

проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Слайд13


Перед вами результаты тестирования 2009 года. Мы видим, что Россия находится на38 месте. 37 стран показали средний балл значимо выше среднего балла России. Среди них Китай, Финляндия, Сингапур, Япония. 4 страны имеют средний балл, который не отличается от балла России. Это Хорватия, Люксембург, Греция и Объединенные арабские эмираты. И только 24 страны показали средний балл ниже среднего балла России.

Слайд 14


На слайде результаты тестирования 2012 года. Мы видим небольшую положительную динамику. С 38 места мы передвинулись на 34 место.

Слайд 15


Итак, перед нами стоят два вопроса:

1 .Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

2.Что изменилось в российском образовании за последнее десятилетие с точки зрения компетентностного подхода?

Слайд 16


Перед вами диаграмма изменение результатов российских учащихся за период с2000 по 2009годы. Мы видим, что естественнонаучная грамотность практически не изменилась и составила 430 баллов и находится на 3 уровне образования.

Слайд 17


Результаты представителей среднего профессионального образования почти на уровне средних результатов по России (453 балла). А средние результаты по начальному профессиональному образованию – 407 баллов, что практически на 100 баллов меньше среднего международного результата. То есть те дети, которые после девятого класса идут в учреждения НПО, как правило, имеют очень низкий уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Минимальный, пороговый, уровень читательской грамотности не смогли продемонстрировать 50 процентов учащихся этой группы. Это означает, что половина будущих рабочих кадров практически не имеет навыков работы с текстами, а 55 процентов имели затруднения при работе с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, которые будут являться основой их профессиональной деятельности.

Это ожидаемый, но очень тревожный итог. Мы понимаем, сколько нужно вложений, для того чтобы уровень знаний учащихся в учреждениях системы начального профессионального образования дотянуть до уровня старшеклассников. Даже если мы сделаем это, то наши результаты будут на уровне средних международных, в лидеры не выйдем.

Слайд 18


Итак, какой же мы сможем сделать вывод:

Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи.

Вот именно поэтому перед Министерством образования встала задача, как же повыситьзнания учащиеся, получившие обязательное общее образование. Что бы они обладали знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе.

Слайд 19


Вот именно для этого в 2009 году был утвержден ФГОС начального общего образования. В 2010 году утвержден ФГОС среднего звена. А в 2012 года утвержден ФГОС среднего общего образования.

Слайд 20

Введение ФГОС второго поколения вносит свои коррективы в структуру образовательного процесса. ФГОС - это целостная система требований ко всей системе образования. Согласно нему основой образования должна стать новая организационно-экономическая модель.

ФГОС обеспечивает переход от "догоняющей" к "опережающей" модернизации образования. Основой образовательного процесса должен стать системно-деятельностный подход. Результат освоения основных образовательных программ состоит из трех частей. Это личностные, метапредметные и предметные результаты. Заметьте, предметные результаты стоят на последнем месте. Главный упор делается на воспитание социально-адаптированной, коммуникабельной личности.

Введение ФГОС второго поколения изменило также роль учителя в образовательном процессе. Сегодня учитель не источник, а проводник для учащихся в мире знаний. Он направляет учащихся на самостоятельное усвоение знаний. Сегодня мы отходим от привычной нам всем репродуктивной вопросно-ответной системы урока к более сложным типам заданий. Это и мини-проекты, и проблемные вопросы, поисковые и исследовательские задания, ситуационные задачи.

Слайд 21


Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Слайд 22


ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы:

  • Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению ;

  • Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия ;

Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области

Слайд 23


При составлении авторских рабочих программ развития универсальных учебных действий необходимо ориентироваться на примерную основную образовательную программу образовательного учреждения, которая в свое время составляется на основании ФГОС. И в то же опираясь на учебно-методический комплекс, в который входят: учебники, рабочие тетради, методические рекомендации, дидактические материалы и т.д.

Слайд 24


Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Слайд 25


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Слайд 26


. Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Слайд 27


Изучение предметной области "Естественнонаучные предметы" должно обеспечить: формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов.

Слайд 28


Предметные результаты изучения химии должны отражать:

1)формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Слайд 29


Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Слайд 30


Сегодня мы с вами рассмотрим, что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. В чём отличие дидактических требований к этим урокам.

Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):

  • планирование;

  • организация;

  • реализация и контроль;

  • коррекция;

  •  анализ.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Слайд 31


Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Слайд 32


Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки?

Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:

  • определение цели и задач;

  • отбор содержания учебного материала;

  • подбор методов и приёмов обучения;

  • определение форм организации деятельности учащихся;

  • подбор материала для домашней работы учащихся;

  • определение способов контроля;

  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;

  • подбор вопросов для подведения итога урока.

При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.


Как подготовить современный урок.

В современных условиях, когда объем научной информации огро­мен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных тре­бований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора ме­тодов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и раз­вития;

  • выделение в содержании урока и темы главного, существен­ного;

  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обу­чения;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.


Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, при­вязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализиру­ется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуали­зация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Кон­трольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний.Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую уча­щихся к цели.


Так в чем же заключается подготовка учителя к уроку?

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тща­тельностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.

Слайд 33


1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть работы выпол­няется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внима­ние обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке.Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит ло­гическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а так­же с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изу­чения учебного материала.

2-й этап — изучение методической литературы. Изучив содержа­ние очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руко­водств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Темати­ческий план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материа­ла по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).

3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем, чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изу­чения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труд­нодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается ме­тодика изложения этих вопросов на уроке.

4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющими­ся пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным де­монстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента.

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока — усвоение знаний, привитие навыков и умений, разви­тие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конк­ретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но вос­питательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, еслиихнет в пособиях.

5-й этап разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реально­го продвижения в изучении темы.

Слайд 34


В плане урока указывают:

  1. тему и номер урока в теме;

  2. базовый учебник;

  3. Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

  4. задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные); Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре.Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.

  5. тип урока;

  6. формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.)

  7. перечень и место учеб­ных демонстраций;

  8. время на каждый этап урока;

  9. необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия;

  10. структуру урока — последователь­ность учебных ситуаций при изложении учебного материала и прове­дении самостоятельной работы учащихся.


Сегодня мы более подробно остановимся на последнем пункте и попытаемся понять, как правильно оформить в конспекте урока структуру урока.

Слайд 35


 Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

  • Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

  • Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

  • Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

  • Сообщение нового материала.

  • Решение учебной задачи.

  • Усвоение новых знаний.

  • Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

  • Закрепление изученного материала.

  • Обобщение и систематизация знаний.

  • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

  • Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

  • Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Слайд 36


Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Слайд 37


Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Слайд 38


Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Слайд 39


Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

  • цель освоения учебного содержания;

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

  • основные понятия темы;

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


Технологическая карта позволяет:

  • увидеть учебный материал целостно и  системно;

  • проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;

  • гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;

  • согласовывать действия учителя и учащихся;

  • организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,

  • осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.


Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;

  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся УУД;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;

  • обеспечить повышение качества образования.

Слайд 40

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Слайд 41


Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • времясбережение и здоровьесбережение;

  • в центре внимания урока - дети;

  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

Слайд 42


Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

  • свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

  • Слайд 43

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

ВЫВОДЫ:

  1. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

  2. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

  3. Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода:

  • необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;

  • проектировать пути их реализации;

  • контролировать и оценивать свои достижения.

  • Слайд 44


Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.Но задача учителя сегодня направить ученика так, чтобы он не только стремился сам усвоить информацию, но и смог применить потом эти знания в жизни, ведь иначе теряется смысл обучения.

Удачи в работе, уважаемые коллеги!



Просмотр содержимого презентации
«Анисимовец И.Ф.»

АНИСИМОВЕЦ ИРИНА ФЕДОРОВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МБОУ СОШ п. Агроном СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

АНИСИМОВЕЦ ИРИНА ФЕДОРОВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МБОУ СОШ п. Агроном

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Современные ученики

Современные ученики

международная программа PISA http :// www . centeroko . ru /

международная программа PISA

http :// www . centeroko . ru /

Международная программа  по оценке образовательных достижений учащихся PISA Российская академия образования  Основная цель:  оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания  Дополнительная инновационная цель  в 20 12  году : оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в интерактивной среде  Политическая цель : оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA

Российская академия образования

Основная цель: оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания

Дополнительная инновационная цель в 20 12 году : оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в интерактивной среде

Политическая цель : оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В 2009 году проводился четвертый цикл исследования PISA
  • Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В 2009 году проводился четвертый цикл исследования PISA

4

Основными областями для оценки образовательных достижений стали:  «грамотность чтения»  «естественно - научная грамотность»  «математическая грамотность».
  • Основными областями для оценки образовательных достижений стали:
  • «грамотность чтения»
  • «естественно - научная грамотность»
  • «математическая грамотность».

4

Что дает России участие  в программе PISA    Российская академия образования  Обладают ли учащиеся , получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе? Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов? Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов? В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ?

Что дает России участие в программе PISA

Российская академия образования

Обладают ли учащиеся , получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?

Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов?

Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов?

В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ?

Страны-участницы исследования PISA-2 012

Страны-участницы исследования PISA-2 012

Характеристика российских участников исследования PISA -2012 Российская академия образования Представительная выборка России 42 субъекта Российской Федерации 227 образовательных учреждений 5219 учащихся 15-летнего возраста, обучавшихся по программам основного общего образования.

Характеристика российских участников исследования PISA -2012

Российская академия образования

Представительная выборка России

42 субъекта Российской Федерации

227 образовательных учреждений

5219 учащихся 15-летнего возраста, обучавшихся по программам основного общего образования.

Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе? Российская академия образования По сравнению с 2009 годом: на 14 баллов на 16 баллов на 8 баллов

Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

Российская академия образования

По сравнению с 2009 годом:

на 14 баллов на 16 баллов на 8 баллов

Определение естественнонаучной  грамотности в исследовании PISA  Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Определение естественнонаучной грамотности в исследовании PISA

Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Результаты стран по  естественнонаучной грамотности 2009 Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Япония 37 стран,  средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России 4 страны, средний балл которых не отличается от балла России  (Хорватия, Люксембург, Греция,  Дубай (ОАЭ)) 24 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России

Результаты стран по естественнонаучной грамотности 2009

Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Япония

37 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России

4 страны, средний балл которых не отличается от балла России (Хорватия, Люксембург, Греция, Дубай (ОАЭ))

24 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России

Результаты стран по  естественнонаучной грамотности 2012г. Российская академия образования Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Япония 31 страна,  средний балл которой статистически значимо выше среднего балла России 6 стран, средний балл которых не отличается от балла России  (Норвегия, Венгрия, Хорватия, Люксембург, Португалия, Швеция) 27 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России

Результаты стран по естественнонаучной грамотности 2012г.

Российская академия образования

Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Япония

31 страна, средний балл которой статистически значимо выше среднего балла России

6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Норвегия, Венгрия, Хорватия, Люксембург, Португалия, Швеция)

27 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России

1.Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?  2.Что изменилось в российском образовании за последнее десятилетие с точки зрения компетентностного подхода?

1.Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

2.Что изменилось в российском образовании за последнее десятилетие с точки зрения компетентностного подхода?

Изменение результатов  российских учащихся Российская академия образования Средний балл 9 0 -й  процентиль Слева – международная шкала баллов; справа – шкала уровней 75-й  процентиль Изменение по годам 25-й  процентиль Значимое изменение по годам 1 0 -й  процентиль Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Читательская грамотность Уровни  достижений Средний  балл Средний  балл Уровни  достижений Уровни  достижений Средний  балл 650 650 650

Изменение результатов российских учащихся

Российская академия образования

Средний балл

9 0 -й процентиль

Слева – международная шкала баллов; справа – шкала уровней

75-й процентиль

Изменение по годам

25-й процентиль

Значимое изменение по годам

1 0 -й процентиль

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Читательская грамотность

Уровни достижений

Средний балл

Средний балл

Уровни достижений

Уровни достижений

Средний балл

650

650

650

В исследовании принимали участие пятнадцатилетние учащиеся – представители основного, общего среднего и начального и среднего профессионального образования Самые высокие результаты показывают учащиеся образовательных учреждений общего среднего образования – 10-11 классов. Результаты представителей СПО почти на уровне средних результатов по России ( 453 балла ). А средние результаты по НПО – 407 баллов , что практически на 100 баллов меньше среднего международного результата.

В исследовании принимали участие пятнадцатилетние учащиеся – представители основного, общего среднего и начального и среднего профессионального образования

Самые высокие результаты показывают учащиеся образовательных учреждений общего среднего образования – 10-11 классов.

Результаты представителей СПО почти на уровне средних результатов по России ( 453 балла ). А средние результаты по НПО – 407 баллов , что практически на 100 баллов меньше среднего международного результата.

Вывод: Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи.

Вывод:

Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи.

Адольф Дистервег « Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить »

Адольф Дистервег

« Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить »

Личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению ; Метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия ; Предметным , включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области .

Личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению ;

Метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия ;

Предметным , включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области .

Федеральный государственный образовательный стандарт Примерная программа Авторские и рабочие программы Учебно-методические комплекты: учебники, рабочие тетради, методические рекомендации, книги для чтения, учебные пособия по элективным курсам, сборники заданий (дидактические материалы), контрольные измерительные материалы и др. 23 23

Федеральный государственный

образовательный стандарт

Примерная программа

Авторские и рабочие программы

Учебно-методические комплекты:

учебники, рабочие тетради, методические рекомендации, книги для чтения,

учебные пособия по элективным курсам, сборники заданий (дидактические

материалы), контрольные измерительные материалы и др.

23

23

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся , отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности; 23 23 23

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся , отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности;

23

23

23

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
  • Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;

23

23

23

Естественно – научные предметы должны обеспечить: Формирование целостной научной картины мира; Понимание возрастающей роли естественных наук; Проводить эксперименты; Воспитание бережного отношения к окружающей среде; Формирование умений безопасного использования лабораторного оборудования;

Естественно – научные предметы должны обеспечить:

Формирование целостной научной картины мира;

Понимание возрастающей роли естественных наук;

Проводить эксперименты;

Воспитание бережного отношения к окружающей среде;

Формирование умений безопасного использования лабораторного оборудования;

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ: Формирование представлений о веществах; Осознание значимости основ химической науки; Овладение основами химической грамотности; Формирование умений устанавливать связи; Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; Формирование представлений о значении химии в решении экологических проблем.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ:

Формирование представлений о веществах;

Осознание значимости основ химической науки;

Овладение основами химической грамотности;

Формирование умений устанавливать связи;

Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ;

Формирование представлений о значении химии в решении экологических проблем.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,  показатель его кругозора и эрудиции.  В.Сухомлинский

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель,  а тем, что они взяли в процессе обучения.

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

Объявление темы урока Сообщение целей и задач Учитель сам сообщает Учитель формирует и сообщает цели и задачи Планирование Формируют сами учащиеся Учитель сообщает учащимся какую работу нужно выполнить Практическая деятельность уч-ся Формируют сами учащиеся Применяется фронтальный метод организации Осуществление контроля Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели Применяется групповой, индивидуальный методы Учитель сам осуществляет контроль Оценивание Учитель сам осуществляет оценивание Итог урока Самоконтроль, взаимоконтроль Учитель выясняет у уч-ся, что они запомнили Домашнее задание Уч-ся дают оценку деятельности по результатам Учитель объявляет и комментирует Проводится рефлексия Уч-ся могут выбирать задания с учетом способностей

Объявление темы урока

Сообщение целей и задач

Учитель сам сообщает

Учитель формирует и сообщает цели и задачи

Планирование

Формируют сами учащиеся

Учитель сообщает учащимся какую работу нужно выполнить

Практическая деятельность уч-ся

Формируют сами учащиеся

Применяется фронтальный метод организации

Осуществление контроля

Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели

Применяется групповой, индивидуальный методы

Учитель сам осуществляет контроль

Оценивание

Учитель сам осуществляет оценивание

Итог урока

Самоконтроль, взаимоконтроль

Учитель выясняет у уч-ся, что они запомнили

Домашнее задание

Уч-ся дают оценку деятельности по результатам

Учитель объявляет и комментирует

Проводится рефлексия

Уч-ся могут выбирать задания с учетом способностей

Этапы конструирования урока:  1-й этап – изучение учебной программы. 2-й этап – изучение методической литературы. 3-й этап – изучение материала урока в стабильном учебнике. 4-й этап – подготовка имеющихся средств обучения по теме. 5-й этап – разработка плана урока.

Этапы конструирования урока:

1-й этап – изучение учебной программы.

2-й этап – изучение методической литературы.

3-й этап – изучение материала урока в стабильном учебнике.

4-й этап – подготовка имеющихся средств обучения по теме.

5-й этап – разработка плана урока.

План урока:

План урока:

  • Тема и номер урока в теме;
  • Базовый учебник;
  • Цель урока;
  • Задачи урока;
  • Тип урока;
  • Формы работы учащихся;
  • Перечень учебных демонстраций;
  • Время на каждом этапе урока;
  • Оборудование и учебные пособия;
  • Структура урока.
Дидактическая структура урока: Организационный момент; Проверка домашнего задания; Подготовка к активной учебной деятельности; Изучение нового материала; Решение учебной задачи; Усвоение новых знаний; Закрепление изученного материала; Обобщение и систематизация знаний; Контроль и самопроверка знаний; Подведение итогов; Домашнее задание.

Дидактическая структура урока:

Организационный момент;

Проверка домашнего задания;

Подготовка к активной учебной деятельности;

Изучение нового материала;

Решение учебной задачи;

Усвоение новых знаний;

Закрепление изученного материала;

Обобщение и систематизация знаний;

Контроль и самопроверка знаний;

Подведение итогов;

Домашнее задание.

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Основания для разработки технологической карты

Основания для разработки технологической карты

Технологическая карта – это… или

Технологическая карта – это…

или

Структура технологической карты урока

Структура технологической карты урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта поможет администрации школы:

Технологическая карта поможет администрации школы:

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СВОБОДА ВЫБОРА; ОТКРЫТНОСТЬ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ИДЕАЛЬНОСТЬ; ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

СВОБОДА ВЫБОРА;

ОТКРЫТНОСТЬ;

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

ИДЕАЛЬНОСТЬ;

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Учебный процесс -   развитие личности ученика, его рефлексивного и творческого мышления с выходом за рамки очерченного круга знаний, способов действий и др.

Учебный процесс -

развитие личности ученика, его рефлексивного и творческого мышления с выходом за рамки очерченного круга знаний, способов действий и др.

Джон Дьюи Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра!

Джон Дьюи

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра!

Спасибо за внимание!!! Удачи в работе, уважаемые коллеги!

Спасибо за внимание!!!

Удачи в работе, уважаемые коллеги!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Современный урок в условиях введения ФГОС второго поколения

Автор: Анисимовец Ирина Федоровна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120824

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Развитие   личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(125) "razvitiie-lichnostnykh-i-sotsial-nykh-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "126300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136751"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС."
    ["seo_title"] => string(64) "triebovaniia-k-sovriemiennomuuroku-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "292300"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455264041"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Статья: "Использование технологий традиционного обучения в условиях введения ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(94) "stat-ia-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-traditsionnogho-obuchieniia-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "102697"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402546616"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Современный урок в условиях введения ФГОС"
    ["seo_title"] => string(43) "sovriemiennyiurokvusloviiakhvviedieniiafgos"
    ["file_id"] => string(6) "338796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470624597"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "«Критерии результативности современного урока в соответствии c требованиями ФГОС второго поколения». "
    ["seo_title"] => string(108) "kritierii-riezul-tativnosti-sovriemiennogho-uroka-v-sootvietstvii-c-triebovaniiami-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "140053"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417867218"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства