Просмотр содержимого документа
«Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики»
«Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики»
В своем ежегодном Послании народу Казахстана Президентом республики не раз были озвучены ряд ключевых проблем, стоящих перед страной, решение которых во многом будет определять развитие государства не только на ближайшее время, но и на отдалённую перспективу. «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для казахстанцев. Развитая страна в XXI веке - это активность, образование и здоровье граждан»
За повседневными делами не всегда видно и не всегда осознается тот факт, что мы живем в переломный момент развития человеческой цивилизации. Наука и основанные на ней высокие технологии стали основным фактором в трансформации экономических и политических отношений. Ведущие страны мира превращаются в информационные общества, т.е. общества, основанные на знаниях.
С появлением нового поколения компьютеров и Интернета встает вопрос об изменении роли человеческой личности в развитии. Сегодня профессионализм становится важнейшим условием оптимального включения человека в трудовую деятельность, своеобразным личностным гарантом занятости, фактором эффективного функционирования национального рынка труда.
Целью учителя информатики и ИКТ является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность учащегося, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной темы применяю многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология.
Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.
Основная задача обучения математике, информатике: обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточными для изучения смежных дисциплин.
Математика важна для повседневной практической деятельности человека. В современных условиях математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Математика развивает нравственные черты личности: настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения. Важнейшей задачей математики является развитие логического мышления.
Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.
Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний обучающихся - важнейший источник формирования личности подростка.
Поэтому целями моей педагогической деятельности являются:
Совершенствование преподавания математики, информатики на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обучения.
Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе личностно- ориентированного подхода к обучению.
Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.
Актуальность и перспективность:
Колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:
большая загруженность учащегося и преподавателя;
наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника, и падение мотивации учащегося к обучению;
требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения;
желание ученика достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знаний;
получение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике.
Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и объеме знаний.
Мой педагогический опыт «Использование новых информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики» актуален сегодня.
Процесс подготовки современных специалистов в связи с поставленными задачами должен осуществляться на основе применения новых образовательных и информационных технологий, оптимальных методов, средств и форм обучения, способствующих фундаментальности, формированию целостной системы научных знаний и профессиональных навыков и как следствие, профессионализации будущих специалистов.
Специалист новой формации, кроме обладания профессиональными знаниями, должен иметь и ряд других качеств, таких как: свободная ориентация в технологиях и тенденциях мирового рынка; мобильность и коммуникабельность; владение, как минимум, тремя языками.
Для реализации данных задач необходимым фактором является внедрение в процесс обучения инновационных информационных технологий, таких как проектные, групповые методы обучения. Поскольку именно они включают в себя основные требования необходимые для формирования специалиста новой формации.
Использование программных продуктов на уроках позволяет максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире. Это дополнительно активизирует познавательную деятельность и способствует повышению мотивации учащихся к получению новых знаний.
В современном образовательном процессе владение определенными технологиями в общении необходимо не только педагогам, но и учащимся, поскольку новые методики занятий предполагают уроки исследования, дискуссии, круглые столы, тренинги и другие разновидности групповой работы.
Интегрированный урок
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Метод проектов
Метод проектов – это форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость. Используется на занятиях с дидактической целью развития навыков работы в группе и эффективного создания реального объекта, творческого продукта.
Инструктивные карты занятия
В инструктивных картах обычно выделяют следующие разделы:
1. Тема 2. Цель работы 3. Оборудование 4. Вопросы для повторения 5. Ход работы
Их последовательность и структура могут быть изменены. Могут быть добавлены разделы – справочный материал, повторение пройденного, на заметку, порядок выполнения работы (инструкции к выполнению), задания предварительной проработки, подведение итогов, закрепление материала, форма отчета, домашнее задание и т.д. на усмотрение преподавателя.
Педагогическая ценность инструктивных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся. В случае необходимости, если учащийся пропустил какое-то занятие, он может выполнить его индивидуально во внеурочное время.
На лабораторно-практических или комбинированных уроках можно использовать проблемные ситуации. Для этого имеются карточки - задания, инструктивные карты. Учащимся могут выдаваться неисправные детали, узлы где специально предусмотрена неисправность. Учащиеся должны найти неисправность и устранить ее.
Групповые обсуждения
Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек). Используется на занятиях с дидактической целью развития навыков активного слушания и использования опыта учащихся при предъявлении нового материала.
Урок-дискуссия на тему: «Выбор антивирусной программы»
Цель урока: определить в ходе дискуссии (обсуждение мнений нескольких групп учеников) какие из современных антивирусных программных средств являются наиболее эффективными и востребованными пользователями.
Мозговой штурм
Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника. Используется на занятиях с дидактической целью эффективного предъявления большого по объему теоретического материала и обобщения ранее изученного материала.
Деловые игры
Деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности. Используется на занятиях с дидактической целью моделирования учебной или профессиональной деятельности учащихся, повышения учебной мотивации.
Тренинги
Тренинги – метод обучения, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Используется на занятиях с дидактической целью отработки изучаемого материала.
Анализ практических ситуаций
Анализ практических ситуаций (case-study) – это метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Заключение
Характерной чертой современного общества являются быстрые темпы процесса информатизации, связанные с широким проникновением информационно-коммуникационных технологий в массовую коммуникацию.
На ряду с освобождением программ от усложненного и второстепенного материала в учебные программы постоянно вносятся дополнения, связанные с новыми технологиями производства, с глобальными проблемами современности.
В связи с этими особенностями предложенные методы наиболее полно отражают все необходимые требования, предъявляемые к формированию конкурентно способного специалиста востребованного на рынке труда.