Учитель: Дуракова Л.В.
Цели:
• Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации;
• Ознакомить учащихся со схемой передачи информации;
Задачи обучения:
Образовательная: актуализация знаний по данной теме.
Воспитательная: способствовать развитию коммуникации ребенка.
Развивающая: умение ассоциировать себя с источником информации, каналом связи информации и приемником информации.
Тип урока: : комбинированный урок с элементами проблемного изложения материала.
Структура урока:
1. Организация начала урока (1 минута).
2. Подготовка к основному этапу урока (5 минут).
3. Усвоение новых знаний и способов действий (25 минут).
4. Первичная проверка понимания (9 минут).
5. Подведение итогов урока (3 минуты).
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты).
Методы обучения: проблемно – поисковый.
Способы управления познавательной деятельностью: словесные, практические, наглядные (демонстрация примеров на компьютере).
Способы контроля: устный фронтальный опрос.
Дидактические материалы: презентация «Носители информации».
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, плакат «Передача информации» • Учебник – информатика 5 класс, Л. Л. Босова
Содержательная часть
Этап Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент. Вводная часть. Постановка цели и задачи урока. 1 мин Здравствуйте, садитесь.
Начнем наш урок.
Слушают.
2. Подготовка к основному этапу урока 5 мин Но сначала давайте повторим пройденную тему на прошлом уроке:
1) Проводится игра «Фант». Условия игры: ребятам раздаются «фанты», на которых изображены различные предметы. (см. Приложение 1) Они отвечают на вопрос: могут ли данные предметы быть информационными носителями, объясняют, почему и фанты являющиеся информационными процессами прикрепляют к доске.
2) Вывод учителя: информационные носители – любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. Проверим, правильно ли вы «прикрепили» фанты?
Проверка выполнения задания № 4 на странице 19 учебника.
Носитель Пример Форма представления
Бумага Письмо от друга Текстовая информация
Железная, пластиковая и т.д. табличка Табличка с номером дома Числовая информация
Бумага Билет на самолет Текстовая, числовая, графическая информация
Бумага Газета Текстовая, числовая, графическая информация
Диск, кинопленка, Flash-карта Кинофильм Видео информация
Итог: подведение результатов игр, выставление оценок (выборочно).
Слушают. Принимают участие в игре. Отвечают на вопрос. К – Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
П - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
26 мин Объяснение учителя с использованием формы проблемного изложения:
…шлет с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести её хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…
Проблемный вопрос урока: может ли кто из вас назвать источник информации, её приемник и информационный канал?
Задача наша на уроке разобраться в сложных понятиях и ином, не литературном, виде представить строки сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане». Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с передачей информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач. (см. Приложение 2).
Любой процесс передачи информации можно представить следующей схемой (изображаем на доске):
Задание: приведите из жизни примеры процессов передачи информации по заданной схеме. Например: Учитель объявляет о родительском собрании учащимся. Ответы учащихся заносятся на доску в таблицу:
Источник информации Информационный канал Приемник информации
учитель речь учащиеся
Источник информации Информационный канал Приемник информации
учитель речь учащиеся
Вопросы к таблице: что или кто может служить источником информации, посредством чего передается информация, кто или что служит приемником информации, может ли приемник с источником меняться местами? Есть ли из перечисленного современные информационные каналы (телефон, телеграф).
Решение проблемного вопроса.
Класс разбивается на телевидение, Интернет: группы 3-4 человека. Каждая группа получает ранее озвученный фрагмент сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане» и вопросы к нему: Назовите источник информации, её приемник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации.
Подведение итогов работы групп.
Слушают. Отвечают на вопрос учителя.
Ответ: Источник информации - письмо, приемник – отец, информационный канал – гонец.
Слушают.
Учащиеся изображают схему в тетради.
Отвечают.
Ответы: окружающие нас предметы, канал, посредник, люди, животные, телефон,и т.д, нет.
Да. Р - Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.
Л - Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.
4. Физминутка 1 Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(Делать приседания.)
Прыгал,кланялся, шалил,
(Наклоны головы или туловища вперед.)
С нами говорил.
Л -снятие физического напряжения
5. Первичная проверка понимания 6 мин Выполнение в тетради задания № 7, (1-5) на странице 24 учебника.
Выполняют задание в тетради.
П – поиск и выделение необходимой информации.
6. Подведение итогов урока 2 мин Общий вывод учителя.
Рефлексия. (или смотри приложение)
- Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
Оценивание учащихся.
Выставление оценок.
Ответы учащихся.
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
2 мин §1.5, вопросы № 1, 6, 8 (страница 23-24). Л – мотивация учения, умение находить ответ на вопрос.
П – поиск и выделение необходимой информации.
Р – использование в работе справочной литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, плакат «Передача информации» • Учебник – информатика 5 класс, Л. Л. Босова
Содержательная часть
Этап
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Организационный момент. Вводная часть. Постановка цели и задачи урока.
1 мин
Здравствуйте, садитесь.
Начнем наш урок.
Слушают.
2. Подготовка к основному этапу урока
5 мин
Но сначала давайте повторим пройденную тему на прошлом уроке:
Проводится игра «Фант». Условия игры: ребятам раздаются «фанты», на которых изображены различные предметы. (см. Приложение 1) Они отвечают на вопрос: могут ли данные предметы быть информационными носителями, объясняют, почему и фанты являющиеся информационными процессами прикрепляют к доске.
Вывод учителя: информационные носители – любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. Проверим, правильно ли вы «прикрепили» фанты? Проверка выполнения задания № 4 на странице 19 учебника. Носитель Пример Форма представления Бумага Письмо от друга Текстовая информация Железная, пластиковая и т.д. табличка Табличка с номером дома Числовая информация Бумага Билет на самолет Текстовая, числовая, графическая информация Бумага Газета Текстовая, числовая, графическая информация Диск, кинопленка, Flash-карта Кинофильм Видео информация
Итог: подведение результатов игр, выставление оценок (выборочно).
Слушают. Принимают участие в игре. Отвечают на вопрос.
К – Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
П - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
26 мин
Объяснение учителя с использованием формы проблемного изложения: …шлет с письмом она гонца, Чтоб порадовать отца. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести её хотят, Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого… Проблемный вопрос урока: может ли кто из вас назвать источник информации, её приемник и информационный канал?
Задача наша на уроке разобраться в сложных понятиях и ином, не литературном, виде представить строки сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане». Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с передачей информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач. (см. Приложение 2).
Любой процесс передачи информации можно представить следующей схемой (изображаем на доске):
Информационный канал
Источник
Приемник
Задание: приведите из жизни примеры процессов передачи информации по заданной схеме. Например: Учитель объявляет о родительском собрании учащимся. Ответы учащихся заносятся на доску в таблицу: Источник информации Информационный канал Приемник информации учитель речь учащиеся
Источник информации
Информационный канал
Приемник информации
учитель
речь
учащиеся
Вопросы к таблице: что или кто может служить источником информации, посредством чего передается информация, кто или что служит приемником информации, может ли приемник с источником меняться местами? Есть ли из перечисленного современные информационные каналы (телефон, телеграф).
Решение проблемного вопроса.
Класс разбивается на телевидение, Интернет: группы 3-4 человека. Каждая группа получает ранее озвученный фрагмент сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане» и вопросы к нему: Назовите источник информации, её приемник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации.
Подведение итогов работы групп.
Слушают. Отвечают на вопрос учителя.
Ответ: Источник информации - письмо, приемник – отец, информационный канал – гонец.
Слушают.
Учащиеся изображают схему в тетради.
Отвечают.
Ответы: окружающие нас предметы, канал, посредник, люди, животные, телефон,и т.д, нет.
Да.
Р - Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.
Л - Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.
4. Физминутка
1
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(Делать приседания.)
Прыгал,кланялся, шалил,
(Наклоны головы или туловища вперед.)
С нами говорил.
Л -снятие физического напряжения
5. Первичная проверка понимания
6 мин
Выполнение в тетради задания № 7, (1-5) на странице 24 учебника.
Выполняют задание в тетради.
П – поиск и выделение необходимой информации.
6. Подведение итогов урока
2 мин
Общий вывод учителя. Рефлексия. (или смотри приложение)
- Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
Оценивание учащихся. Выставление оценок.
Ответы учащихся.
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
2 мин
§1.5, вопросы № 1, 6, 8 (страница 23-24).
Л – мотивация учения, умение находить ответ на вопрос.
П – поиск и выделение необходимой информации.
Р – использование в работе справочной литературы.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАНАЛ
…шлет с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести её хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…
1.Назовите источник информации, её приемник и информационный канал?
2. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?
…шлет с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести её хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…
1.Назовите источник информации, её приемник и информационный канал?
2. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?
…шлет с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести её хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…
1.Назовите источник информации, её приемник и информационный канал? 2.Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?