Презентация по теме "Основы логики" рассматривает все этапы познания. Рассматривается процесс познания, формы мышления, отношения между понятиями, простые и сложняе суждения, законы логики. Содержит кроме теоретического материала и практические задачи. Позволяет на примерах отработать у учащихся навык определения "понятия", "суждения", "умозаключения".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Основы логики" »
Основы логики
Журавлева Елена Викторовна, учитель информатики
МБОУ СОШ №53 г.Набережные Челны
Процесс познания:
Ощущение
Восприятие
Представление
Чувственные элементы восприятия объекта.
Целостная «картина» объекта.
Воспоминание об объекте.
Формы мышления
Логика – это наука о формах и способах мышления .
Логика изучает правильное мышление.
Истинность мысли – это соответствие мысли действительности.
Правильность мысли – это соответствие мысли действительности в структуре .
Пример 1
Все деревья – растения.
Береза – дерево.
Береза - растение
Пример 2
Все фемины – эпузы.
Все эпузы гантируются.
Все фемины гантируются.
Формы мышления
Умозаключение
Суждение (Высказывание)
Понятие
Формы мышления
Понятие– это форма мышления, которая отражает основные, существенные признаки мышления.
Суждение (высказывание)– это форма мышления, в которой что-либо отрицается или утверждается о каком-либо объекте.
Умозаключение– это логическая форма, в которой из нескольких суждений связанных между собой, делается вывод или новое суждение.
Разграничим понятия
Круглый стол– это понятие
Стол – коричневый – это суждение
Логические связи
сладкий
круглый
ароматный
апельсин
оранжевый
фрукт
Формы мышления
Понятие
«инертный газ», «сознание», «растение», «красная роза», «самая северная в мире атомная электростанция»
Суждение
«самая северная в мире атомная электростанция», «молния сверкнула», «наступила весна, и солнце стало светить ярче, и деревья зазеленели»
Умозаключение
Удобрения делятся на минеральные или органические.
Данное удобрение – органическое.
Данное удобрение не является минеральным
Подсчитать и назвать все понятия в отрывке:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят
9 понятий
Ветер
Море
Кораблик
Волна
Поднятый парус
Крутой остров
Большой город
Пушка
Пристань
Подсчитать и назвать все простые суждения в отрывке:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят
8 суждений
Ветер по морю гуляет
Ветер кораблик подгоняет
Кораблик бежит в волнах
Кораблик бежит на поднятых парусах
Кораблик бежит мимо острова крутого
Кораблик бежит мимо города большого
Пушки с пристани палят
Пушки кораблю пристать велят
противоречие
противоречие
Логический квадрат
ложно
истинно
ложно
истинно
Ни одинSне естьP
ВсеSестьP
истинно
истинно
истинно
истинно
НекоторыеSестьP
НекоторыеSне естьP
Частичные совпадения
Отношения между понятиями
Несовместимые:
1. Соподчинения
2. Противоположность
3. П ротиворечащие
Совместимые:
1. Равнозначность
2. Отношение подчинения
3. Пересечение
С
В
А, В
А
А
В
А
В
А
В
А
А
Отношения междусовместимымипонятиями:
Равнозначность– понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают.
А , В
А–А.С.Пушкин
В– автор романа «Евгений Онегин»
А–река Волга
В– самая длинна река в Европе
А–равносторонний прямоугольник
В– квадрат
С– равноугольный ромб
Отношения междусовместимымипонятиями:
Отношение подчинения– характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается в объем другого понятия, но не исчерпывает его.
А
В
А–строение
В– гараж
А–млекопитающее
В– кошка
А–дерево
В– береза
С– береза под окнами моего дома
Отношения междусовместимымипонятиями:
Пересечение– понятия, которые частично совпадают, то есть содержат общие элементы.
А
В
А–спортсмен
В– студент
А–рабочий
В– орденоносец
А–мастер спорта
В– лыжник
Отношения междунесовместимымипонятиями:
Соподчинения– отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию.
С
А–морковь
В– помидор
С- овощ
В
А
А–ель
В– сосна
Е- береза
С- дерево
Отношения междунесовместимымипонятиями:
Противоположность– отношение, в котором находятся объемы двух таких понятиях, которые являются видами одного и того же рода, и при том одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (противоположными признаками).
А
В
А–маленький мост
В– большой мост
А–храбрость
В– трусость
А–белая краска
В– черная краска
Отношения междунесовместимымипонятиями:
Противоречащие– отношение в котором находятся два таких понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает не заменяя их никакими другими признаками.
А
А
А–новая книга
А– не новая книга
А–высокий дом
А– не высокий дом
З а д а ч и
Изобразить отношения между понятиями:
«литературное произведение»,
«пьеса»,
«пьеса А.Н.Островского»,
«сонет Шекспира»,
«стихотворение А.С.Пушкина».
Лит.пр.
Пьеса
Стих. Пушкина
П. Остр.
Сонет Шекс-пира
Верно ли предложенное решение?
Изобразить отношения между понятиями:
«явление природы»,
«пожар»,
«стихийное бедствие»,
«наводнение».
пожар
стих. бедств.
явл. прир.
навод-нение
Верно ли предложенное решение?
Найдите отношения между понятиями: «кошка», «голова», «хвост».
голова
кошка
кошка
голова
хвост
голова
хвост
кошка
хвост
Задание:
Представить в виде кругов Эйлера отношения между следующими понятиями: