Технологическая карта урока
Предмет__Информатика
Класс 5
Автор УМК Босова Л.Л.
Тема урока Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
Тип урока изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Цель урока: раскрыть сущность текста как одной из форм представления информации, рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.
Задачи урока:
а) формирование представлений о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; развитие ИКТ-компетентности (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления, формирование чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки рефлексии, звёздочки, компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, начинаем урок. На вашем рабочем столе должны быть расположены карандаш, ручка, рабочая тетрадь.
- Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.
Каждый из вас получил звездочку, отложите их пока в сторону, они нам потребуются немного позже.
2. Проверка домашнего задания
На дом вам было задано задание в рабочей тетради.
Задание №10 в учебнике.
-Что такое метод координат?
-Расскажите о нём.
- Как метод координат применяется в географии?
- Где вы встречаетесь с методом координат в быту? Приведите примеры.
Визуальная проверка №99 в рабочей тетради.
3. Актуализация субъектного опыта обучающихся
Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним:
· Что такое информация? (Это сведения об окружающем нас мире. Знания, сведения получаемые в школе из книг, телепередач; новости, которые мы слышим по радио и от людей).
· Какие действия человек совершает с информацией? (Хранение, прием, передача и обработка информации.)
· Как человек хранит информацию?
( Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте, дисках и т.д.)
· Какие современные носители информации вам известны? (Магнитные и лазерные диски, флеш – карты, жёсткий диск)
· Что понимается под кодированием информации? (Это представление информации с помощью некоторого кода) Пример: В школе Код знаний (5-отлично), Нотные знаки
Вспомним еще одно определение: Это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.
· А что понимается под декодированием информации? (Это действие по восстановлению первоначальной формы представления информации. Но надо знать код).
· Какие виды информации по форме представления вы знаете? (числовая, текстовая, графическая, звуковая)
· Зависит ли форма представления информации от носителя информации (бумага, камень, электронный носитель информации)? (Зависит)
- Ты часто читаешь книги? Расскажи о самой любимой твоей книге.
-В какой форме может быть представлена информация в книгах?
-Бегло пролистай учебную книгу на твоем столе. Скажи, какой формы представления информации больше? Почему?
· А где сейчас можно хранить информацию любого вида? (Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию).
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока. (Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов)
-Поставь перед собой цель на этот урок (раскрыть сущность текста как одной из форм представления информации, рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.)
4. Изучение новых знаний и способов деятельности
Получение обучающимися новых знаний.
Демонстрация ЭОР (презентация «Текстовая информация» размещена в авторской мастерской Л.Л. Босовой
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Мы научились представлять графическую информацию с помощью чисел, используя метод координат. Одной из распространенных форм представления информации является текст. Каждый из вас имеет представление, что такое текст, а как определяется понятие «текст».
Текст - это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.
Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.
Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл. Прочитай в учебнике на стр. 55 фразы: Кто к нам пришёл!
Кто к нам пришёл?
Чем они отличаются?
Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.
Казнить нельзя помиловать.
Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим как при этом меняется смысл.
Таким образом, всего лишь от одного символа - запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.
На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Но со временем менялось то, на чем записывали (камень глина, дерево, папирус, пергамент, бумага) и с помощью чего (острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей машинки). Но не менялось главное, чтобы внести изменения в текст, надо было переписать весь текст. А это очень длительный и трудоемкий процесс.
- Что явилось помощником создания текстов в настоящее время?
Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.
То есть, компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.
Прочитайте в учебнике на с.57 «Компьютер – основной инструмент подготовки текстов», рассмотрите рисунок 24 и выполните №105 в рабочей тетради. Затем один ученик на экране показывает основные элементы окна текстового процессора.
5. Первичная проверка понимания изученного
Задания на проверку понимания изученного материала.
1) Фронтальный опрос:
Вопросы: Что такое текст? Что такое текстовая информация? С какой целью вы создаёте тексты? Как вы понимаете смысл высказывания: «Что написано пером, то не вырубишь топором»? Что общего и в чём различие возможностей текстового редактора и текстового процессора.
2) Ученикам предлагает слайды презентации «Цепочки слов» с текстовыми
и графическими подсказками по преобразованию слов:
(Презентация «Цепочки слов» размещена в авторской мастерской Л.Л. Босовой
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Физкультминутка
А сейчас немножко отдохнём и выполним физкультминутку вместе с весёлым человечком.
Демонстрирует видео.
(http://yandex.ru/video/search)
6. Закрепление изученного
Для предстоящей работы нам нужно разбиться на четыре группы. Это можно быстро сделать по цвету звездочек, которые вы получили. Сядьте, пожалуйста, по группам, выберите капитана, обратите внимание, что у каждой группы есть сигнальный флажок.
Вы будете выполнять задание №103 в рабочей тетради (а, б, в и г), каждой группе одно задание. Вам нужно превратить одно слово в другое каждый раз заменяя по одной букве так, чтобы новое слово было существительным в именительном падеже. Например: слоН – слоГ.
Следующее задание №104 (а, б, в и г). Кто выполнит задания быстрее всех ставит три балла, кто выполнит второй – два балла, третий – один балл.
Давайте подведем итоги, какая команда набрала больше всех баллов.
Все участники команды – победителя получают сегодня отличные оценки. Кто оказался на втором месте – хорошо, на третьем – удовлетворительно.
7. Домашнее задание
Домашнее задание
§8 (1, 3); РТ: №102, №104 (д,е)
8. Применение изученного.
У нас осталось немного времени, давайте используем его для того, чтобы потренироваться вводить текст в компьютер. Вы будете работать с тренажером «Клавиатор», упражнение 42 (предложения)
9. Подведение итогов урока
«Что нового вы узнали сегодня на уроке?»
Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итог урока.
Продолжите предложения:
- Что было главным на уроке?
- Чему вы научились на уроке?
- Что было интересным?
- Что было непонятным?
- Что вызвало затруднения?
10. Рефлексия
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
(Учитель просматривает самооценку учеников).
Теперь я оценю вашу работу на уроке. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу.