Рабочая программа обучения на дому по информатике 8 класс
Рабочая программа обучения на дому по информатике 8 класс
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении ФГОС».
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 78.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа обучения на дому по информатике 8 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 78 имени первого Президента республики Азербайджан Гейдара Алиева»
Принята
на педагогическом совете
Протокол №
от «___» _________ 2018г
Рассмотрена
на заседании ШМО учителей математики средней школы № 78
Протокол №
от «___» ________ 2018г.
Утверждаю
Директор средней школы № 78
______________ ФИО
Приказ №
от «___» ________ 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информатика (базовый уровень)
8 класс (обучение на дому)
2018-2019 учебный год
Количество часов в неделю: 0,25
Разработала:
Матушкина М.А.
учитель информатики
г. Ульяновск, 2018г.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении ФГОС».
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 78.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Обучающийсянаучится:
• различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;
• различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
• раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
• приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
• классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
• узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
• определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
• узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
• узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Обучающийсяполучит возможность:
• осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
• узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Обучающийсянаучится:
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
• кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
• оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
• определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
• определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
• записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
• определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
• использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
Обучающийсяполучит возможность:
• познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
• узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
• познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
Алгоритмы и элементы программирования
Обучающийсянаучится:
• составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;
• выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
• определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
• определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
• использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
• составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Обучающийсяполучит возможность:
• познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
• создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
• познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
Использование программных систем и сервисов
Обучающийсянаучится:
• классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
• выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
• разбираться в иерархической структуре файловой системы;
• проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
Обучающийсяовладеет:
• навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
• различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
• приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
• основами соблюдения норм информационной этики и права;
• познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.
Обучающийсяполучит возможность:
• узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
• практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
• познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
• узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
• узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
• получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
• познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
Содержание учебного предмета «информатика» в 8 классе
1. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Математические основы информатики
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
2. Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
3. Алгоритмы и программирование. Начала программирования
Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования. Примеры задач обработки данных:
нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;
нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности;
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод). Знакомство с документированием программ.
4. Итоговое повторение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС (ФГОС)
Номер урока
Дата
Тема урока
Примечание
План
План
Тема «Математические основы информатики»
1
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность
Общие сведения о системах счисления
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления
2
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
Представление целых и вещественных чисел
Множества и операции с ними.
Высказывание. Логические операции
3
Построение таблиц истинности для логических выражений
Свойства логических операций
Решение логических задач
Логические элементы
Тема «Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации»
4
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа Алгоритмы и исполнители
Способы записи алгоритмов
Объекты алгоритмов
5
Алгоритмическая конструкция следование
Алгоритмическая конструкция ветвление
Полная форма ветвления
Неполная форма ветвления
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы
6
Цикл с заданным условием окончания работы
Цикл с заданным числом повторений
Алгоритмы управления
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа
Тема «Алгоритмы и программирование. Начала программирования»
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы
Программирование циклов с заданным условием окончания работы
Программирование циклов с заданным числом повторений
9
Различные варианты программирования циклического алгоритма
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа Основные понятия курса. Итоговое тестирование
Темы исследовательских работ и проектов
Раздел информатики
Темы исследовательских работ и проектов
История ЭВМ
1. Архитектура ЭВМ «по фон Нейману»
2. Вычислительные средства прошлых лет
3. История развития вычислительной техники
4. История системы счисления и развитие вычислительных машин
5. Кто изобрел арифмометр?
6. От счета на пальцах до персонального компьютера
Системы счисления
1. Арифметические действия в позиционных системах счисления
2. Вывод признаков делимости в различных системах счисления
3. Двоичная система счисления
4. Действия над числами в различных системах счисления
5. Древние системы счисления
6. История систем счисления
7. Недесятичные системы счисления
8. Позиционные системы счисления
9. Представление чисел с помощью систем счисления
10. Признаки делимости в разных системах счисления
11. Римская система счисления
12. Системы счисления Древнего мира
13. Способы представления чисел в различных системах счисления
Алгоритмы
1. Алгоритмы среди нас 2. Алгоритмы в нашей жизни 3. Алгоритмы решения текстовых задач 4. Алгоритмы извлечения квадратных и кубических корней 5. Алгоритм решения уравнений 6. Структурный подход в алгоритмизации 7. Алгоритм изготовления орнамента 8. Алгоритм решения уравнений
Электронные таблицы (Microsoft Excel)
1. Диаграммы 2. Диаграммы вокруг нас 3. Диаграммы и их использование в школьной практике 4. Методы решения систем линейных уравнений в приложении Microsoft Excel 5. Построение графиков кривых в Microsoft Excel 6. Решение систем уравнений в MS Excel 7. Решение задач с помощью программы MS Excel 8. Использование компьютера для исследований функций и построения графиков
Графические редакторы
1. Изучение сечений в стереометрии с помощью компьютера 2. Использование редакторов векторной графики для построения сечений многогранников 3. Компьютерное моделирование разверток правильных многогранников
Босова Л.Л. Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса: в 2 ч.. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
УМК для учителя
Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.
Босова Л.Л. Информатика. Планируемые результаты. Система заданий. 7 – 9 классы: учеб. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Л. Босова. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с.
Босова Л.Л. Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса: в 2 ч.. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.