Рабочая программа по информатике (Горячев, Горина) 3 класс
Рабочая программа по информатике (Горячев, Горина) 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (индивидуальное обучение на дому с применением дистанционных образовательных технологий/индивидуальное обучение на дому) по информатике на 2015-2016 учебный год 3 класс
Программа составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы начального общего образования по информатике, в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №12» на 2015-2016 уч.год, программы для общеобразовательных учреждений «Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя». / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Общее количество часов по плану:34_____________________________
Количество часов в неделю:1 час ________________________________
Программа составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы начального общего образования по информатике, в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №12» на 2015-2016 уч.год, программы для общеобразовательных учреждений «Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя». / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;
.
«_____» ______________ 20 ___ г. ____________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе программы, разработанной авторами (А.В. Горячев. Н.И.Суворова), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в качестве модуля учебника «Информатика и ИКТ».Учебник: « Информатика в играх и задачах. 3 класс» учебник в 2-х частях, А.В.Горячев, Горина К.И., Суворова Н.И..-М.:Баласс 2012.
Необходимость разработки данной программы обусловлена организацией процесса обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому с применением дистанционных образовательных технологий в Центре дистанционного образования детей-инвалидов на базе МБОУ «СШ №12».
Базовый уровень обучения информатике обеспечивает реализацию обязательных государственных требований к подготовке выпускников школы дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья по курсу «Информатика» в рамках базисного учебного плана. Предлагаемая программа предназначена для овладения учащимися базовым набором знаний и умений по информатике учащимися 3 классов. Предмет «Информатика в играх и задачах» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий.
Программа рассчитана на 34 часа, в том числе контрольные работы -4 часа.
Рабочая программа адаптирована к условиям используемого программного обеспечения MACOS в образовательном процессе.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Основные цели программы: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Контроль образовательных результатов
Оценивание учащихся двумя способами:
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником самостоятельных заданий в учебниках - тетрадях и контрольных работах. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике- тетради, усвоит все необходимые в курсе знания
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.
Формы, виды контроля:
Текущий контроль:
устный опрос.
выполнение заданий в учебнике-тетради.
самостоятельные работы.
Оценка устных ответов учащихся:
«5» - ученик полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; логично изложил материал; правильно выполнил рисунки, схемы; отвечал самостоятельно без наводящих ответов учителя. Возможны 1-2 неточности, которые ученик исправил по замечанию учителя.
«4» - если он удовлетворяет требованиям к ответу на «5», при этом допущены ошибка или более двух недочетов, исправленные по замечанию учителя.
«3» - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные настоящей программой.
«2» -не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей части учебного материала, допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Итоговый контроль:
Комплексная контрольная работа
Важную роль в проведении контроля имеют контрольные работы.
В середине каждой части учебника находятся бланки с заданиями контрольных работ. Задания каждой контрольной работы представлены в двух вариантах.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При этом выявляются полнота, прочность усвоения учащимися материала и умение применять на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), выставляется оценка:
«5» - при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей
«4» - при наличии 1-2 недочетов или 1 ошибке
«3» - при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий
«2» - если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты);
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
оценивание получающегося творческого продукта.
Познавательные УУД:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
переработка информации для получения необходимого результата;
выбор различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными представляют информацию в виде текста, таблицы, схемы.
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Коммуникативные УУД:
подготовка выступления;
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога.
участие в коллективном обсуждении результатов работы на уроке.
Предметные результаты
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Содержание курса
Программа курса «Информатика » для 3 класса включает 34 часа.
1. Алгоритмы (10 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Учащиеся должны:
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
2. Группы (классы) объектов (5 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Учащиеся должны:
описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
записывать значения признаков в виде таблицы;
описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
3. Логические рассуждения (12 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4. Аналогия (7 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учащиеся должны:
находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;
находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Кол-во часов
1
Алгоритмы
10
2
Группы (классы) объектов
5
3
Логические рассуждения
12
4
Аналогия
7
Итого:
34
График контрольных работ на 2015-2016 уч.год
3 класс
№ п/п
Дата
Тема контрольной работы
Кол-во часов
1
12.10-17.10
Контрольная работа №1 «Алгоритмы»
1
2
14.12-19.12
Контрольная работа № 2 «Группы объектов»
1
3
22.02-27.02
Контрольная работа №3«Логические рассуждения»
1
4
2.05-7.05
Контрольная работа №4 «Аналогия»
1
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник: « Информатика в играх и задачах. 3класс» учебник в 2-х частях, А.В.Горячев, Горина К.И.,Суворова Н.И., часть 1. Изд. 3, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Учебник: « Информатика в играх и задачах. 3класс» учебник в 2-х частях, А.В.Горячев, Горина К.И.,Суворова Н.И., часть 2. Изд. 3, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/
http://videouroki.net/
Учебно-методический комплект для учащихся:
Учебник: « Информатика в играх и задачах. 3класс» учебник в 2-х частях, А.В.Горячев, Горина К.И.,Суворова Н.И., часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Учебник: « Информатика в играх и задачах. 3класс» учебник в 2-х частях, А.В.Горячев, Горина К.И.,Суворова Н.И., часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Интернет-ресурсы
Коллекции ЦОРов, рекомендованных к использованию Минобром РФ
Единая коллеция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://eor.edu.ru/
Каталог образовательных ресурсов Интернет http://catalog.iot.ru/
Сеть творческих учителей: http://it-n.ru
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества: http://www.openclass.ru/
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Аппаратные средства
Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
•Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Программные средства
Операционная система MAC OS.
Интегрированное офисное приложение NeoOffice, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа iChat, обспечивающая связь с учащимися
Календарно-тематическое планирование
3 класс (1 час в неделю, 34 ч. в год) 2015-2016 учебный год
№
Дата
Тема учебного материала
Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности
Элементы содержания
Вид контроля
Домашнее задание
Алгоритмы 10 ч
1
1.09-5.09
ТБ.
Введение. Алгоритм
– анализ условия учебной задачи;
– оценивание работы в соответствии с критериями;
– оценивание работы товарища;
– участие в коллективном обсуждении;
– планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
– поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений
Знать: алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись; линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; правила поведения в компьютерном классе; что такое компьютерные программы; рабочий стол.
Понимать: построчную запись алгоритмов и с помощью блок-схем;
Уметь: выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; включать и выключать компьютер, открывать некоторые компьютерные программы.
№3-4
2
7.09-12.09
Схема алгоритма
ФО
№9(3,4), 10(3)
3
14.09-19.09
Ветвление в алгоритме
СР, ФО
№13, 15(раск)
4
21.09-26.09
Цикл в алгоритме
ФО
№18
5
28.09-3.10
Алгоритмы с ветвлениями и циклами
СР
№22
6
5.10-10.10
Подготовка к контрольной работе
ФО
№22
7
12.10-17.10
Контрольная работа №1
«Алгоритмы»
КР
№26, 28
8
19.10-23.10
Компьютер вокруг нас. Правила поведения в компьютерном классе
самоконтроль
9
2.11-7.11
Компьютерные программы. Рабочий стол
ПР
С.1-2
10
9.11-14.11
Включение и выключение компьютера
ПР
С. 3-4
2. Группы (классы) объектов 5 ч.
11
16.11-21.11
Состав и действия объектов
– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
– аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
– участие в коллективном обсуждении;
Знать: общие названия и отдельные объекты; разные объекты с общим названием; разные общие названия одного отдельного объекта; состав и действия объектов с одним общим названием; отличительные признаки; значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; имена объектов;
Уметь: описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
ФО
№9
12
23.11-28.11
Группа объектов. Общее название
СР, ФО
№12, 14, 17
13
30.11-5.12
Общие свойства объектов группы.Особенные свойства объектов группы
ФО, СР
№ 18, 20, 21, 23
№27, 31
14
7.12-12.12
Единичное имя объекта.
Отличительные признаки
ФО, СР
№39, 40
№ 37
15
14.12-19.12
Контрольная работа № 2
«Группы объектов»
КР
№ 42, 44
№ 45
3. Логические рассуждения 12ч
16
21.12-25.12
Множество. Число элементов множества
– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– анализировать условия учебной задачи;
– умение оценивать работу в соответствии с критериями;
– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
Знать: понятия множество, подмножество; высказывания со словами «все», «не все», «никакие»; отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность);
истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»; графы и их табличное описание;
пути в графах; деревья;
Уметь: определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству); определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств); отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; определять истинность составных высказываний; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений.
ФО
№2, 8,
7 (закрасить)
17
11.01-16.01
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств
ФО, СР
№12
18
18.01-23.01
Пересечение и объединение множеств
ФО, СР
№16, 17
19
25.01-30.01
Истинность высказывания. Отрицание Истинность высказываний со словом «Не»
ФО, СР
№22
20
1.02-6.02
Истинность высказываний со словами «И», «Или»
ФО, СР
№26
21
7.02-13.02
Граф. Вершины и ребра
ФО, СР
№29
22
15.02-20.02
Граф с направленными ребрами
ФО, СР
№34, 35
23
22.02-27.02
Контрольная работа №3«Логические рассуждения»
КР
№40, 42
24
29.02-5.03
Компьютерная графика
ПР
С.5-6
25
7.03-12.03
Основные операции при рисовании
ПР
С. 6-7
26
14.03-19.03
Рисование и стирание точек, линий фигур
ПР
С. 7
27
28.03-2.04
Заливка цветом
ПР
С.8
4. Аналогия 7ч.
– анализ условия учебной задачи;
– оценивание работы в соответствии с критериями;
– оценивание работы товарища;
– участие в коллективном обсуждении;
– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения
Знать: понятие аналогии; понятие закономерности; аналогичные закономерности; способы решения задач по аналогии; анализ игры с выигрышной стратегией.
Уметь: находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию
28
4.04-9.04
Аналогия
ФО, СР
№1, 2
29
11.04-16.04
Закономерность
ФО, СР
№7, 8, 13, 15
30
18.04-23.04
Аналогичная закономерность
ФО, СР
№20, 21 (22), 23
31
25.04-30.04
Решение задач на тему «Такое же или похожее правило»
ФО, СР
№26, 28
32
2.05-7.05
Контрольная работа №4 «Аналогия»
КР
№30, 33
33
9.05-14.05
Работа над ошибками. Выигрышная стратегия
самоконтроль
№36, 45
34
16.05-20.05
Нахождение выигрышной стратегии
ИЗ
Литература:
Учебник: « Информатика в играх и задачах. 3 класс» учебник в 2-х частях, А.В.Горячев, Горина К.И.,Суворова Н.И., часть 1. Изд. 3, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Учебник: « Информатика в играх и задачах. 3 класс» учебник в 2-х частях, А.В.Горячев, Горина К.И.,Суворова Н.И., часть 2. Изд. 3, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).