kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа биология 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

1. Цели и задачи:

        Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение учащимися следующих целей и задач:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов  жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

2. Нормативные документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312);
  • приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;
  • Письмо управления образования и науки Липецкой области  от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»;
  • приказ ОУ  от 28.08.2014 № 162 «Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в т.ч. образовательной программы  ООО и СОО, учебного плана, календарного  учебного графика);
  • приказ ОУ  от 29.08.2014 № 163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФК ГОС»;
  • приказ ОУ «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования» от 29.08.2014 № 164.

3. Сведения о программе

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе авторской учебной программы И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных    школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2010 г. стр. 57-108).

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

4. Обоснование выбора программы

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного  пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту основного общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума  образования по информатике и ИКТ.

 

5. Информация о внесенных изменениях

        Изменения в программу не внесены

6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ №70 г. Липецка рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (из расчёта 2 урока в неделю).

         В том числе: лабораторных работ – 6, контрольная работа – 1 (промежуточная аттестация).

В приложении №2 к рабочей программе «Календарно–тематический план» конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков;  основные виды учебной деятельности учащихся.

7. Формы организации образовательного процесса

Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на  типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.

  • Информационный поиск—

задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной

литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.

  • Дифференцированные задания –

предоставляют  возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

  • Интеллектуальный марафон—

задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной  ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения,  преобразования материала, конструирование нового способа действий.

  • Творческие задания—

направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность. Творческие задания дают возможность учащимся предложить  собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

  • Работа в паре—

задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

  • Проекты

В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего

8. Технологии обучения

  • На уроках используются стандартные педагогические технологии:
  • проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
  • развивающее обучение (развитие личности и её способностей);
  • дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
  • игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера;
  • усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
  • здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток);
  • проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата)

9. Виды и формы контроля

Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы

Текущий контроль:

  • устный опрос;
  • решение задач;
  • индивидуальные сообщения;
  • тесты;
  • диспут;
  • семинар;
  • индивидуальные задания;
  • лабораторные работы;
  • контрольная работа

Промежуточный контроль:

(см. Приложение №2)

Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.

Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении №2 к рабочей программе.

10. Информация об учебнике

         Программа обеспечена учебником для 9 класса. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии 9 класс». - М.: Вентана-Граф, 2009

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1 биология 9 класс»

Приложение №1 к рабочей программе

учебного предмета «Биология»

на 2014 /2015 учебный год

для учащихся 9 класса

Календарно-тематический план по биологии в 9 классе



п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Вид контроля. Измерители.

План

Факт

I. Введение в основы общей биологии -3 часа

1



Биология – наука о живом мире. Методы биологии. Царства живой природы. Признаки живого. Уровни организации живой природы.

1

Устный опрос, §1


2



Общие свойства живых организмов.

1

Устный опрос, § 2

3



Многообразие форм живых организмов. Уровни организации живого.

1

Устный опрос, § 3

II. Основы учения о клетке -10 часов


4



Цитология – наука, изучающая клетку. История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Многообразие клеток.

1

Устный опрос, § 4

5



Химический состав клеток, его постоянство. Неорганические и органические вещества в клетке. Их функции.

1

Устный опрос, § 5

6



Белки и нуклеиновые кислоты. Структура и функции.

1

Устный опрос, §6

7



Строение клетки. Основные компоненты клетки. Эукариоты и прокариоты. Вирусы – неклеточные формы жизни.

1

Устный опрос, §7

8



Органоиды клетки и их функции. Л/р №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»

1

Лабораторная работа,§8

9



Обмен веществ – основа существования клетки.

1

Устный опрос, §9

10



Биосинтез белков в живой клетке. Понятие гена. Генетический код.

1

Устный опрос, §10

11



Биосинтез углеводов – фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

1

Устный опрос, §11

12



Обеспечение клеток энергией.

1

Устный опрос, §12

13



Проверочная работа «Основы учения о клетке»

1

Тестирование

III. Размножение и индивидуальное развитие организмов -5 часов


14



Размножение живых организмов. Бесполое и половое размножение. Вегетативное размножение.

1

Устный опрос,§13

15



Деление клетки. Митоз. Л/р №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растений»

1

Лабораторная работа,§14

16



Образование половых клеток. Мейоз.

1

Устный опрос, §15

17



Индивидуальное развитие организмов - онтогенез. Его этапы. Влияние среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

1

Устный опрос, §16

18



Проверочная работа “Размножение и индивидуальное развитие организмов”

1

Тестирование

IV. Основы учения о наследственности и изменчивости – 9 часов


19



Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

1

Устный опрос, §17,18

20



Генетические опыты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления.

1

Решение задач, §19

21



Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Л/р 3«Решение генетических задач»

1

Решение задач, §20

22



Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Хромосомная теория наследственности.

1

Устный опрос, §21

23



Взаимодействие генов и их множественное действие

1

Устный опрос, §22

24



Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

1

Устный опрос, §23, 26

25



Наследственная изменчивость. Мутационная изменчивость. Причины мутаций и их значение. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

1

Устный опрос, §24

26



Другие типы изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Л/р 4 выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях»

1

Лабораторная работа,§25

27



Проверочная работа «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1

Тестирование

V. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов -4 часа


28



Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

1

Устный опрос, §27, 29

29



Особенности селекции растений. Достижения селекции растений.

1

Индивидуальные сообщения,§28

30



Особенности селекции животных. Достижения селекции животных.

1

Индивидуальные сообщения,§30

31



Основные направления селекции микроорганизмов.

1

Индивидуальные сообщения,§31

VI.Происхождение жизни и развитие органического мира -4 часа


32



Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современная теория возникновения жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина

1

Диспут, §32,33

33



Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1

Устный опрос, §34

34



Этапы развития жизни на Земле

1

Устный опрос, §35

35



История живой природы Липецкой области

1

Индивидуальные сообщения

VII. Учение об эволюции -8 часов


36



Идея развития органического мира в биологии

1

Устный опрос, §36

37



Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции.

1

Устный опрос, §37

38



Современные представления об эволюции органического мира

1

Устный опрос,§38

39



Вид, его критерии и структура.

1

Устный опрос, §39

40



Процессы видообразования

1

Устный опрос, §40

41



Понятие о микро- и макроэволюции. Макроэволюция - результат микроэволюции.

1

Устный опрос,§41

42



Основные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. Пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

1

Устный опрос, §42

43



Основные закономерности биологической эволюции. Л/р 5 «Изучение изменчивости у организмов»

1

Лабораторная работа,§43

VIII. Происхождение человека – 6 часов


44



Эволюция приматов. Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными.

1

Устный опрос, §44

45



Проверочная работа «Учение об эволюции»

1

Тестирование

46



Доказательства эволюционного происхождения человека. Морфоанатомические отличительные особенности человека.

1

Устный опрос,§45

47



Этапы эволюции человека. Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

1

Устный опрос, §46,47

48



Человеческие расы, их родство и происхождение

1

Устный опрос, §48

49



Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

1

Устный опрос, §49

IV. Основы экологии -15 часов

50



Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

1

Устный опрос, §50

51



Общие законы действия факторов среды на организмы

1

Устный опрос, §51

52



Приспособленность организмов к действию факторов среды. Л/р 6 « Приспособленность организмов к среде обитания»

1

Лабораторная работа,§52

53



Биотические связи в природе

1

Устный опрос,§53

54



Популяция как форма существования вида в природе. Основные демографические и структурные характеристики популяции.

1

Устный опрос, §54

55



Функционирование популяции во времени и динамика ее численности в природе.

1

Устный опрос, §55

56



Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

1

Устный опрос,§56

57



Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли.

1

Устный опрос, §57

58



Развитие и смена биогеоценозов. Агроэкосистемы.

1

Устный опрос, §58

59



Основные законы устойчивости живой природы

1

Устный опрос, §59

60



Рациональное использование природы и ее охрана.

Л/р 7 «Оценка качества окружающей среды»

1

Лабораторная работа,§60

61



Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды на примере промышленных предприятий Липецкой области. Биоэтика и живые организмы. Агросфера и урбосфера.

1

Индивидуальные сообщения

62



Глобальные экологические проблемы. Понятие о ноосфере. Экологические потребности и экологическая ответственность.

1

Семинар

63



Исследовательская работа

1

Индивидуальные задания

64



Промежуточная аттестация

1

Контрольная работа

65-68



Резервный урок

4



Просмотр содержимого документа
«Приложение 2 биология 9 класс»

Приложение №2 к рабочей программе

учебного предмета «Биология»

на 2014/2015 учебный год

для учащихся 9А, Б, В, Г класса


Система контрольно-измерительных материалов

Урок №13. Тест по теме «Основы учения о клетке».

Вариант 1

Задание 1. Найти соответствие терминам:

I. Мембрана

II. Лизосомы

III. Хлоропласты

IV. Митохондрии

V. ЭПС

VI. Комплекс Гольджи

VII. Ядро

VIII. Рибосомы

 IX. Хромосомы

X. Реснички, жгутики, ложноножки


Задание 2. Дать определения терминам, привести пример

А. Хемосинтез

В. Автотрофы

С. Сапротрофы


1. Мембранный пузырек с ферментами

2. Состоит из 2 мембран и ДНК

3. Каналы и полости, образованные мембранами

4. Бывает гладкая и гранулярная

5. Состоит из 2 слоев липидов и белка

6. Содержит наследственный материал

7. Находятся в ядре

8. Находятся в цитоплазме

9. Функция – фотосинтез

10. Содержит ДНК

11. Функция – хранение и синтез сложных молекул

12. Функция – клеточное дыхание

13. Функция - барьерная, транспортная

14. Функция – переваривание

15. Функция – синтез АТФ

16. Функция – синтез глюкозы

17. Функция – синтез и транспорт веществ

18. Функция - хранение и передача наследственной информации

19. Функция – синтез белка

20. Органоиды движения






Урок №18. Тест по теме «Размножение и индивидуальное развитие организма».


Вариант 1.               

1. Размножение — это процесс:

А.увеличения числа клеток   

Б. развитие организмов в процессе эволюции  

В. воспроизведение себе подобных 

Г. изменение особи с момента рождения до ее  смерти

2. Оплодотворение — это процесс, в результате ко­торого:

А. происходит слияние мужской и женской  гамет      

Б. образуется зигота В. образуется диплоидная клетка            

Г. развиваются гаметы

3. Митоз — способ деления эукариотических кле­ток, при котором:

А. дочерние клетки получают генетическую информацию такую же, как в ядре материнской  клетки

Б. образуется зигота        В. образуются половые клетки

Г. из диплоидной клетки образуются гаплоидные

4. Онтогенез — процесс:

А. исторического развития организмов           Б. деления клеток

В .индивидуального развития организма       

Г.эмбрионального развития

5. Мейоз:

А .характерен только для патологических клеток  

Б .происходит при образовании половых кле­ток

В .универсален для одноклеточных и много­клеточных организмов

Г.обеспечивает постоянство наследственной информации

6. Каждый вид организмов характеризуется:

А.определенным числом хромосом   

Б.определенной формой хромосом

В.величиной хромосом         Г. расположением хромосом

7. В онтогенезе постэмбриональным периодом называется:

 А. период от выхода из яйца или рождения до смерти        

Б. период роста организма       

В.весь период развития организма  

  Г. период роста и дифференцировки

8. В процессе эволюции у животных зародышевые листки развивались в последовательности:

А. эктодерма, мезодерма, энтодерма       

Б. мезодерма, эктодерма, энтодерма

В. эктодерма, энтодерма, мезодерма       

Г. энтодерма, мезодерма, эктодерма

9. Прямое развитие характерно для:

А. гидры      Б. лягушки   В.  пиявки   Г. дождевого червя

10. Женские половые железы называют      

 А. яйцеклетками,     Б. яичниками,   В. маткой,   Г.  плацентой

 

Вместо точек подберите соответствующие термины.

1. Период жизни клетки от одного деления до другого — ....

2. Почкование — это одна из форм ... размножения.

3. Заключительная фаза деления клетки ....

4. Редукционное деление клетки — ....

5. Период между двумя делениями клетки — ....

6. Наличие у одного организма двух половых систем — ....

7. Одна родительская особь дает начало новым организмам при ..

8. Сестринские хромосомы расходятся к полюсам клетки в ....

9. Образование половых клеток — ....

10. Индивидуальное развитие организма — ....

11. Партеногенез — это одна из форма ... размножения.

12. Первая стадия развития зародыша — ....

13. Стадия двух зародышевых листков — ....

14. Историческое развитие организмов — ....

15. Зигота имеет всегда набор хромосом ....

16. Процесс слияния половых клеток — ....

17. Закладка органов происходит на стадии ....

18. Из наружного зародышевого листка развиваются ....

19. Из внутреннего зародышевого листка развиваются ....

20. Из среднего зародышевого листва развиваются ....

Вариант 2.        

1.  Онтогенез — это:

А . процесс слияния двух гамет  

Б. индивидуальное развитие организма

В. историческое развитие организма    

Г. процесс роста организма

2. Зигота образуется в процессе:

А. митоза       Б. мейоза       В. оплодотворения       Г. онтогенеза

3. Органогенез — это:

А . процесс образования зиготы      

Б. эволюционное развитие организма

В. процесс формирования органов в онтогенезе

Г. приспособление организма к условиям среды

4. Биологическое значение митоза состоит в:

А . поддержании постоянства числа хромосом в клеточных поколениях

Б . перекомбинации наследственной информации

В . образовании нового организма при слиянии   клеток

Г .появлении многоядерной клетки в результате  деления

5. Мужскими половыми клетками являются:

А. семенники      Б. мужские половые гормоны    В.сперматозоиды       Г. яйцеклетки

6.  Партеногенез — это:

А . одна из форм полового размножения     

Б . способ вегетативного размножения

В .процесс образования зиготы     Г. процесс формирования органов

7. Стадия двухслойного зародыша это:

А. гаструла       Б. бластула       В. морула      Г. нейрула

8. Эмбриональное развитие большинства многоклеточных животных включает:

А .дробление и органогенез       Б. дробление и гаструляцию 

 В. дробление, гаструляцию, и органогенез    

Г. гаструляцию и органогенез

9. Непрямое развитие характерно для:

 А. многоножек      Б. паука    В.  пиявки   Г. дождевого червя

10. Из среднего зародышевого листва развиваются

А.  органы чувств       Б.  нервная система   В.  мускулатура   

Г. Желудок


Вместо точек подберите соответствующие термины.

1. Период жизни клетки от одного деления до другого — ....

2. Почкование — это одна из форм ………………………………... размножения.

3. Заключительная фаза деления клетки ....

4. Редукционное деление клетки — ....

5. Период между двумя делениями клетки — ....

6. Наличие у одного организма двух половых систем — ....

7. Одна родительская особь дает начало новым организмам при ..

8. Сестринские хромосомы расходятся к полюсам клетки в ....

9. Образование половых клеток — ....

10. Индивидуальное развитие организма — ....

11. Партеногенез — это одна из форма .…………………………………….. размножения.

12. Первая стадия развития зародыша — ....

13. Стадия двух зародышевых листков — ....

14. Историческое развитие организмов — ....

15. Зигота имеет всегда набор хромосом ....

16. Процесс слияния половых клеток — ....

17. Закладка органов происходит на стадии ....

18. Из наружного зародышевого листка развиваются ....

19. Из внутреннего зародышевого листка развиваются ....

20. Из среднего зародышевого листва развиваются ....




Урок №27. Тест по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости».


Вариант 1.

Отметьте верные утверждения «+»

1.  Первый научный труд по изучению наследственности был выполнен чешским ученым и монахом Г. Менделем.

2.  Ген представляет собой участок молекулы ДНК с определенным набором нуклеотидов.

3.  Совокупность всех признаков организма называют генотипом.

4.  Организмы, которые в одинаковых (гомологичных) хромосомах несут различные аллели одного и того же гена называют гомозиготными.

5.  Организм, полученный при скрещивании, называется гибридом.

6.  Скрещивание, при котором родители отличаются по одному признаку, называется дигибридным.

7.  «Слабый» признак называется рецессивным.

8.  Пол потомства определяется типом сперматозоидов, оплодотворяющих яйцеклетку.

9.  Гемофилия- это наследственное заболевание, вызванное геном, локализованным в Х-хромосоме и характеризующееся неспособностью различать красный и зеленый цвета.

10.  Мутационная изменчивость является результатом мутаций – внезапных изменений в наследственном материале.



Подберите соответствующие термины.

1.  Наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов, а также механизмы управления этими процессами, называется ______________.

2.  Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству называется ___________________.

3.  У разных особей одного вида каждый ген имеет несколько форм ______________.

4.  Х- хромосома и У-хромосома называются ____________________ хромосомами.

5.  К хромосомным заболеваниям относятся патологические со стояния организма, которые возникают в результате изменения числа или структуры ____________.

  • Напишите 1 закон Менделя.

  • Решите задачу



Вариант 2.

Отметьте верные утверждения «+»

1.  В начале ХХ века американский эмбриолог и генетик Т. Морган установил экспериментально, что гены находятся в хромосомах и располагаются там линейно.

2.  Местоположение гена на участке ДНК называют локусом.

3.  Совокупность всех генов (аллелей) отдельной особи называют фенотипом.

4.  Организмы, которые в одинаковых (гомологичных) хромосомах несут одинаковые аллели одного и того же гена называют гетерозиготными.

5.  Объединение в результате полового процесса генетического материала двух клеток в одной клетке называют скрещиванием.

6.  Скрещивание, при котором родители отличаются по одному признаку, называется тригибридным.

7.  «Сильный» признак называется доминантным.

8.  У человека решающую роль в определении пола играет У-хромосома.

9.  Дальтонизм - это наследственное заболевание, вызванное геном, локализованным в Х-хромосоме и характеризующееся отсутствием свертываемости крови.

10.  Комбинативная изменчивость представляет собой результат новых комбинаций аллелей.



Подберите соответствующие термины.

1.  Создание организмов с нужными человеку свойствами называется ___________.

2.  Свойство живых организмов существовать в различных формах называют _________________.

3.  Единица наследственной информации, проявляющейся как признак организма называется ___________________.

4.  Все неполовые хромосомы называются ____________________.

5.  К генным заболеваниям относятся патологические со стояния организма, которые возникают в результате мутации в каком либо ____________.

  • Напишите 2 закон Менделя.

  • Решите задачу




Урок №. 45 Тест по теме «Учение об эволюции»


Вариант 1.

1. Выпишите номера верных утверждений

  1. Элементарной единицей эволюции является популяция.

  2. Эволюцией называется индивидуальное развитие организма.

  3. Появление множества форм крыльев у насекомых – это  ароморфоз.

  4. В процессе эволюции голосеменные растения появились после папоротникообразных.

  5. Родословная испанского дога не является примером естественного отбора.

  6. Первое эволюционное учение создал Ж.Б.Ламарк.

  7. Хобот слона – это дегенерация.

  8. Развитие вида – филогенез.

  9. Появление плодов у растений – это идиоадаптация.

  10. Морфологический критерий обуславливает репродуктивную изоляцию вида.

2. Какие приспособления к придонному образу жизни характерны для камбалы? Каково их значение?

3.Охарактеризуете морфологический и географический признаки вида. Приведите примеры.

4. Дайте определение следующим терминам, приведите несколько примеров на каждый: ароморфоз, конвергенция, популяция.


Вариант 2.

1. Выпишите номера верных утверждений

  1. Появление ласт у тюленя – это ароморфоз.

  2. Естественный отбор есть следствие борьбы за существование.

  3. Отсутствие нервной системы у цепня – следствие дегенерации.

  4. Бинарную систему классификации живых организмов ввел в биологию К. Линней.

  5. Экологический критерий свидетельствует, что каждый вид обладает своим ареалом.

  6. Макроэволюция – процесс образования видов.

  7. Возникновение теплокровности – ароморфоз.

  8. Современные пресмыкающиеся в эволюционной лестнице стоят выше амфибий.

  9. Появление колючек у кактуса – это дегенерация.

  10. Растения вышли на сушу в кайнозое.

2.Приведите примеры приспособлений к среде обитания у черепахи. Каково назначение этих приспособлений?

3. Охарактеризуйте  экологический и генетический признаки вида. Приведите примеры.

4. Дайте определение следующим терминам, приведите несколько примеров на каждый: идиоадаптация, дивергенция, адаптация.











Урок № 64. Промежуточная аттестация

Вариант 1

А1. Что является основной структурной и функциональной единицей всех живых организмов?

1)клетка; 2)молекула; 3)атом; 4)ткань

А2. Как называется способность биологических систем сохранять относительное постоянство структуры и свойств?

1)гетерозис; 2)гомеостаз; 3)гликолиз; 4)гаметофит

А3. В чём заключается сущность мейоза?

1)в делении ядра клетки; 2)в развитии нового организма из зиготы;

3)в делении клеток с образованием гамет, имеющих в ядре вдвое меньше хромосом; 4)в делении клеток надвое

А4. Как называется наука, которая изучает наследственность, изменчивость организмов и механизмы управления данными процессами?

1)селекция; 2)биохимия; 3)цитология; 4)генетика

А5.Как называется явление превосходства первого поколения гибридов по нескольким свойствам и признакам над формами обоих родителей?

1)мутагенез; 2)гетерозис; 3)гомеостаз; 4)полиплоидия

А6.Где, согласно эволюции живой материи А.И.Опарина, на Земле зародилась жизнь?

1)в Мировом океане; 2)на мелководье;

3)в первичной атмосфере Земли; 4)в верхних слоях литосферы

В1. Как называется различие между особями в приделах вида, появляющееся за счет наследственных свойств организмов и влияния окружающей среды?

В2. Как называются крупные эволюционные преобразования в строении и функциях организмов?

В3. Какие экологические факторы представляют собой различные формы воздействия человека на другие живые организмы в условиях их обитания?

В4. Как ученый В.И.Вернадский назвал совокупность всех живых организмов на Земле?

С1. Почему вид Homo sapiens является полиморфным?

С2.Почему человеку необходимо знать формы и значение биотических связей?


Вариант 2

А1. Как называется длительный исторический процесс развития природы?

1) антропогенез; 2) онтогенез; 3) биогенез; 4) эволюция

А2. На какие группы делятся все живые организмы по типу клеток?

1) автотрофы и гетеротрофы; 2) аэробы и анаэробы; 3) прокариоты и эукариоты; 4) гомойотермные и пойкилотермные

А3. В чем заключается сущность митоза?

1) деление клеток надвое; 2)в образовании двух дочерних клеток с точно таким же набором хромосом, как у материнской; 3) в развитии нового организма из зиготы; 4) в делении клеток с образованием гамет, имеющих в ядре вдвое меньше хромосом

А4. Какой ученый считается основоположником генетики?

1) Г. Мендель; 2) Н.И. Вавилов; 3) Т. Морган; 4) В. Иогансен

А5. Каким понятием обозначают пределы фенотипических проявлений признака у особи без изменения генотипа под воздействием внешней среды?

1) фенотип; 2) модификация; 3) норма реакции; 4) мутация

А6. Как условно называлось скопление органических молекул в Мировом океане, согласно теории эволюции живой материи А.И. Опарина?

1) "первичный компот" ; 2) "первичный борщ"; 3) "первичный бульон" ;

4) "первичный суп"

В1. Как называется способность живых организмов передавать свои особенности развития и признаки потомству?

В2. Как называется наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы?

В3. Как называется исторически сложившаяся группировка внутри вида Homo sapiens , которая состоит из популяций, характеризующихся сходством морфофизиологических свойств?

В4. Как называется реакция организмов на изменение длины дня?

С1. Какие основные центры происхождения культурных растений выделил Н.И. Вавилов?

С2. Из каких компонентов состоит любая экосистема?




Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70


Рассмотрена на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин

Протокол

от « 29» августа 2014г. №1

Зав. кафедрой

__________/ Г.А. Какунина


Согласовано:

Куратор НМР


_________/ Е.В. Андреева


Утверждена приказом от «___»____________2014г.

№ ___

Директор

МБОУ СОШ №70 ___________О.Р. Прокопенко















Рабочая программа


по биологии

в 9А, Б, В, Г классах







учитель Усенко Ирина Александровна

















г. Липецк 2014

Пояснительная записка

1. Цели и задачи:

Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение учащимися следующих целей и задач:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


2. Нормативные документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312);

  • приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;

  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»;

  • приказ ОУ от 28.08.2014 № 162 «Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в т.ч. образовательной программы ООО и СОО, учебного плана, календарного учебного графика);

  • приказ ОУ от 29.08.2014 № 163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФК ГОС»;

  • приказ ОУ «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования» от 29.08.2014 № 164.


3. Сведения о программе

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе авторской учебной программы И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2010 г. стр. 57-108).

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


4. Обоснование выбора программы

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту основного общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по информатике и ИКТ.


5. Информация о внесенных изменениях

Изменения в программу не внесены


6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ №70 г. Липецка рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (из расчёта 2 урока в неделю).

В том числе: лабораторных работ – 6, контрольная работа – 1 (промежуточная аттестация).

В приложении №2 к рабочей программе «Календарно–тематический план» конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; основные виды учебной деятельности учащихся.


7. Формы организации образовательного процесса

Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.

  • Информационный поиск

задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной

литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.

  • Дифференцированные задания –

предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

  • Интеллектуальный марафон

задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.

  • Творческие задания

направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность. Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

  • Работа в паре

задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

  • Проекты

В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего


8. Технологии обучения

  • На уроках используются стандартные педагогические технологии:

  • проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

  • развивающее обучение (развитие личности и её способностей);

  • дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

  • игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера;

  • усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

  • здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток);

  • проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата)


9. Виды и формы контроля

Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы

Текущий контроль:

  • устный опрос;

  • решение задач;

  • индивидуальные сообщения;

  • тесты;

  • диспут;

  • семинар;

  • индивидуальные задания;

  • лабораторные работы;

  • контрольная работа

Промежуточный контроль:

(см. Приложение №2)

Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.

Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении №2 к рабочей программе.


10. Информация об учебнике

Программа обеспечена учебником для 9 класса. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии 9 класс». - М.: Вентана-Граф, 2009



Содержание рабочей программы


1. Введение в основы общей биологии (3ч)

Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и пре­вращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.


2. Основы учения о клетке (10 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитоло­гия — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и про­кариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органиче­ские вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокисло­ты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм са­моудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.


3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Опло­дотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбрио­нальное развитие организмов. Влияние факторов среды на он­тогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.


4. Основы учения о наследственности и изменчивости (9 ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные поня­тия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, измен­чивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетичес­кие эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецес­сивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Насле­дование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болез­ни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная из­менчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины измен­чивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биораз­нообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых ус­ловиях.


5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многооб­разия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической про­мышленности. Понятие о биотехнологии.


6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в исто­рии естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опа­рина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первич­ных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биоло­гического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на со­став атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспосо­бительные черты наземных растений. Эволюция наземных рас­тений. Освоение суши животными. Основные черты приспо­собленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельно­сти на природу Земли.


7. Учение об эволюции (8 ч)

Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в созда­нии новых форм. Изменчивость организмов в природных усло­виях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбо­ра. Относительный характер приспособленности. Многообра­зие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органичес­кого мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как фор­ма существования вида и единица эволюции. Элементарный ма­териал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видо­образование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенера­ция. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устой­чивом развитии природы.

Лабораторная работа. Изучение изменчивости у организмов.


8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения челове­ка от животных. Морфологические и физиологические отли­чительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь со­циальных и природных факторов в эволюции человека. Соци­альная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Чело­век как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные лю­ди, становление Человека разумного. Человек как житель био­сферы и его влияние на природу Земли.


9. Основы экологии (13ч)

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружа­ющей средой. Среда — источник веществ, энергии и информа­ции. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, поч­венная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотиче­ские и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточ­ные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Био­тические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные ха­рактеристики популяции: рождаемость, выживаемость, числен­ность; плотность, возрастная и половая структура; функциони­рование в природе.

Динамика численности популяций в природных сооб­ществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Био­геоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неус­тойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на приме­ре восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообра­зие наземных и водных экосистем. Естественные и искусствен­ные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием де­ятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вер­надского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энер­гии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчи­вом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использо­вания природы и выхода из глобальных экологических кризи­сов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устой­чивого развития природы и общества.

Лабораторные работы:

  • Приспособленность организмов к среде обитания

  • Оценка качества окружающей среды.


Учебно-тематический план


Темы

Кол-во часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

1

Введение в основы общей биологии

3



2

Основы учения о клетке

10

1


3

Размножение и индивидуальное развитие организма

5

1


4

Основы учения о наследственности и изменчивости

9

1


5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

4



6

Происхождение жизни и развитие органического мира

4



7

Учение об эволюции

8

1


8

Происхождение человека

6



9

Основы экологии

14

2


10

Промежуточная аттестация

1


1

11

Резервные уроки

4



всего


68

6

1



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ

знать:

  • основные положения клеточной теории;

  • химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ, строение и функции основных органоидов клетки, особенности клеток про- и эукариот;

  • сущность пластического и энергетического обмена веществ;

  • сущность биосинтеза белка;

  • фотосинтез, его значение;

  • формы размножения организмов: бесполое и половое;

  • способы деления клеток, фазы митоза, видовое постоянство числа хромосом, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, биологическое значение митоза и мейоза;

  • оплодотворение, развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла, постэмбриональное развитие: прямое и непрямое;

  • генетическую символику и терминологию, законы Менделя, схемы скрещивания, хромосомное определение пола, особенности изучения наследственности человека, модификационную и мутационную изменчивость, их причины, значение генетики для медицины и здравоохранения;

  • основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный), основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание;

  • что такое биотехнология;

  • развитие взглядов на возникновение жизни, основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину;

  • основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события;

  • эволюционную теорию Ч. Дарвина;

  • движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор;

  • доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические;

  • вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции;

  • формирование приспособлений в процессе эволюции, видообразование: географическое и экологическое, главные направления эволюции: прогресс и регресс, пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация;

  • предмет и задачи экологии, основные экологические факторы;

  • структуру и функции биогеоценозов;

  • основные пищевые цепи;

  • что такое биосфера, границы биосферы, биомассу поверхности суши и Мирового океана, функции живого вещества;

  • роль человека в биосфере

уметь:

  • объяснять значение биологических знаний для современного человека;

  • давать характеристику уровням организации живой природы;

  • пользоваться цитологической терминологией;

  • характеризовать основные положения клеточной теории;

  • объяснять роль химических веществ в жизни клетки;

  • пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты;

  • рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом;

  • читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их;

  • пользоваться терминологией;

  • определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза;

  • характеризовать методы и законы наследственности;

  • решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание;

  • строить вариационный ряд и вариационную кривую;

  • пользоваться научной терминологией;

  • характеризовать основные методы селекции, приводить примеры;

  • давать определение понятия жизни;

  • характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни пользоваться научной терминологией;

  • характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида;

  • иллюстрировать примерами главные направления эволюции;

  • выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных;

  • характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза;

  • давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям;

  • определять по рисункам расы человека;

  • пользоваться научной терминологией;

  • характеризовать экологические факторы;

  • приводить примеры биогеоценозов;

  • составлять цепи питания;

  • определять границы биосферы;

  • характеризовать функции живого вещества;

  • приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу.



Литература и средства обучения

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии 9 класс». -М.: Вентана-Граф, 2009

  2. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2011.

  3. Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2010.

  4. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 2010 г.)

  5. Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 2009 г.)

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collektion.edu/ru - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

  2. 2. http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов»

  3. http://www.ed.gov.ru - Сайт Рособразования

  4. http://www.school.edu.ru - Российский образовательный портал

  5. http://www.proshkolu.ru/, - Сайт для всех учителей-предметников Бесплатный школьный портал «ПроШколу.ру - все школы России»

  6. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  7. http://www.metod-kopilka.ru/ - методическая копилка учителя информатики



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа биология 9 класс

Автор: Усенко Ирина Александровна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239323

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства