kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

“Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования”

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Использование электронных образовательных ресурсов на уроках

информатики, как одно из решений задач модернизации образования”

Ни одно знание не надежно, основу надежности дает лишь прогресс поиска знаний, длящийся всю жизнь.

                                     Уокке

В настоящее время основное внимание  в области информатизации образования фоку­си­руется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными,  текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР.
       Очевидно, что учителю ожидать от информатизации повышения эффективности и каче­ства обра­зования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать не­которыми инновационными качествами.
       К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; прак­тические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).
Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учеб­ной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Можно сравнить эффективность двух типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия или самому совершить виртуальное путешествие.
Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.

Современный электронный образовательный ресурс обладает указанными выше иннова­ци­онными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, пере­чень которых включает:

Интерактив. Содержание предметной области представляется учебными объектами, кото­рыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерактив дает возможность воздействия и получения ответных реакций.
Мультимедиа. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процес­сов.
Моделинг - имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущ­ности, вида, качеств объектов и процессов, дающее адекватное представление фрагмента ре­ального или воображаемого мира. Моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представ­ления информации, удаленный контроль состояния процесса.
Производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих операций по­иска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

Сегодня огромное количество электронных образовательных ресурсов, разработанных солидными организациями и энтузиастами-одиночкам – к услугам современных педагогов и их учеников: образовательные порталы, электронные учебники, словари и энциклопедии, вир­туальные библиотеки, on-line-переводчики, дистанционные курсы и олимпиады, элек­тронные газеты и журналы.

Передо мной, так же как и перед другими педагогами, которые хотят проводить интересные ИКТ-насыщенные уроки, возникают новые вопросы, неведомые нашим предшественникам. Вот далеко не полный их перечень:

- каким цифровым образовательным ресурсом воспользоваться в данном конкретном случае?

- в каком соотношении с традиционными учебными пособиями организовать подачу элек­тронных учебных материалов?

- как логически выстроить структуру ИКТ-насыщенного урока и, при этом, не нарушить са­нитарно-гигиенические нормы?

- какому электронному учебнику отдать предпочтение для длительного использования в ка­честве учебного пособия?

- какие дистанционные курсы и тесты рекомендовать учащимся на разных этапах их учебной деятельности?

При подготовке таких уроков я тщательно продумываю план, отбираю (часто, отфильтровывая) и последовательно собираю воедино (теперь уже не на бумаге, а в компью­тере) материал к занятиям.

Но предстоит решить и еще одну проблему: “Как в режиме обычного урока успеть про­вести опрос учащихся, рассказать новый материал, закрепить его, сохранить баланс между теоретическим и технологическим содержанием урока?”

Я уже давно поняла, что без применения на уроке ЭОР – это практически невозможно. Стала разрабатывать презентации, составлять компьютерные тесты. Однако моя работа не всегда была системной: затрагивала лишь некоторые темы, определенные этапы урока.

Ситуация заметно изменилась в связи с требованием включать в состав учебно-методических комплек­тов (УМК) электронные образовательные ресурсы (ЭОР). При этом особо выделяются ЭОР, разработанные к учебникам информатики. Они продаются в комплекте с учебными по­соби­ями, но их можно и бесплатно скачать с портала «Единой коллекции ЦОР», или со стра­нички авторской мастерской автора учебника.

В своей работе я использую локальные версии ЭОР, взятые с сайта авторской мастер­ской. Что же они собой представляют?

По базовому курсу информатики электронных и цифровых образовательных ресурсов разработано уже более 500. Это иллюстрации к тео­рии, интерактивные справочники пользователя, тесты, кроссворды, тренажеры, интерак­тив­ные задачники, исполнители, домашние и практические задания. Чтобы не “заблудиться” в таком большом ассортименте, для каждого класса авторами УМК разработан учебный план, в содержании занятий которого указаны рекомендации по применению конкретных ЭОР. При разработке рабочей программы я старалась придерживаться авторского учебного плана, что и позволило мне максимально внедрить ЭОР в учебный процесс.

На каких уроках я их использую? Абсолютно на всех.

На этапе объяснения нового материала:

1) иллюстрации к теории в форме презентаций, в том числе и интерактивных;

2) программы-тренажеры;

3) исполнители.

На этапе закрепления

1) программы-тренажеры;

2) исполнители;

3) тренировочные тесты.

Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать:

4) Интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники.

На этапе практического закрепления

1) практические задания (разного уровня сложности);

2) домашние задания.

На этапе контроля

1) интерактивные задачники;

2) контрольные тесты;

3) исполнители.

Возможно, у кого-то может сложиться впечатление, что при наличии такого полного комплекта ЭОРов учитель теряет свою индивидуальность, пропадает творческое начало в ра­боте. Однако учителю предоставляется право выбора, теперь начинается творчество уже по использованию самих ЭОР.

Не затормозит ли урок большое количество ЭОР? Нужны ли они все для урока? Не дублируют ли друг друга? Нет ли однообразия в подаче материала? Не лучше ли использовать собственные ЭОРы, в том числе и ранее разработанные? Как лучше использовать практические задания разного уровня сложности для осу­ществ­ления личностно-ориентированного, гуманного обучения?

Какие результаты принесет применение комплекта ЭОР?

На этот вопрос я могу ответить следующим образом:

  1. Успешное прохождение программного материала (даже при наличии карантина, акти­рован­ных в учебном году).
  2. Успешное усвоение учебного материала учащимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий.  Возможность отработать пробелы, исправить отметки.

3.Интерес к предмету. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие ученики становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.

Что же нового дают ЭОР нашим ученикам?

Прежде всего - возможность действительно научиться. Ведь учебная работа теперь включает не только занятия с учителем, но и самостоятельные (дома).
ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, навыков.
С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Ведь одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, а совсем другое - увидеть их и самостоя­тельно исследовать в интерактивном режиме.

Система обучения с помощью ЭОР сегодня еще продолжает выстраиваться, и я тоже нахожусь в поиске формы эффективного взаимодействия ученика и “электронного учителя”.

Главная задача для меня  - разумное использование ЭОР с пользой для учеб­ного процесса и в конечном итоге - для каждого ученика.

В заключение хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, полноценное внедрение элек­тронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит  гармо­нично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии,  расширять возможности учащегося в самостоятельной учеб­ной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя. Для себя я сделала вывод – нельзя стоять на месте, необходимо постоянно совершенствовать свои приемы и методы, и только тогда  возможно достичь успеха в своей профессиональной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«“Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики, как одно из решений задач модернизации образования” »


Использование электронных образовательных ресурсов на уроках

информатики, как одно из решений задач модернизации образования”

Ни одно знание не надежно, основу надежности дает лишь прогресс поиска знаний, длящийся всю жизнь.

Уокке

В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фоку­си­руется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными, текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР.
       Очевидно, что учителю ожидать от информатизации повышения эффективности и каче­ства обра­зования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать не­которыми инновационными качествами.
       К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; прак­тические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).
Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учеб­ной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Можно сравнить эффективность двух типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия или самому совершить виртуальное путешествие.
Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.

Современный электронный образовательный ресурс обладает указанными выше иннова­ци­онными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, пере­чень которых включает:

Интерактив. Содержание предметной области представляется учебными объектами, кото­рыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерактив дает возможность воздействия и получения ответных реакций.
Мультимедиа. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процес­сов.
Моделинг - имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущ­ности, вида, качеств объектов и процессов, дающее адекватное представление фрагмента ре­ального или воображаемого мира. Моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представ­ления информации, удаленный контроль состояния процесса.
Производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих операций по­иска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

Сегодня огромное количество электронных образовательных ресурсов, разработанных солидными организациями и энтузиастами-одиночкам – к услугам современных педагогов и их учеников: образовательные порталы, электронные учебники, словари и энциклопедии, вир­туальные библиотеки, on-line-переводчики, дистанционные курсы и олимпиады, элек­тронные газеты и журналы.

Передо мной, так же как и перед другими педагогами, которые хотят проводить интересные ИКТ-насыщенные уроки, возникают новые вопросы, неведомые нашим предшественникам. Вот далеко не полный их перечень:

- каким цифровым образовательным ресурсом воспользоваться в данном конкретном случае?

- в каком соотношении с традиционными учебными пособиями организовать подачу элек­тронных учебных материалов?

- как логически выстроить структуру ИКТ-насыщенного урока и, при этом, не нарушить са­нитарно-гигиенические нормы?

- какому электронному учебнику отдать предпочтение для длительного использования в ка­честве учебного пособия?

- какие дистанционные курсы и тесты рекомендовать учащимся на разных этапах их учебной деятельности?

При подготовке таких уроков я тщательно продумываю план, отбираю (часто, отфильтровывая) и последовательно собираю воедино (теперь уже не на бумаге, а в компью­тере) материал к занятиям.

Но предстоит решить и еще одну проблему: “Как в режиме обычного урока успеть про­вести опрос учащихся, рассказать новый материал, закрепить его, сохранить баланс между теоретическим и технологическим содержанием урока?”

Я уже давно поняла, что без применения на уроке ЭОР – это практически невозможно. Стала разрабатывать презентации, составлять компьютерные тесты. Однако моя работа не всегда была системной: затрагивала лишь некоторые темы, определенные этапы урока.

Ситуация заметно изменилась в связи с требованием включать в состав учебно-методических комплек­тов (УМК) электронные образовательные ресурсы (ЭОР). При этом особо выделяются ЭОР, разработанные к учебникам информатики. Они продаются в комплекте с учебными по­соби­ями, но их можно и бесплатно скачать с портала «Единой коллекции ЦОР», или со стра­нички авторской мастерской автора учебника.

В своей работе я использую локальные версии ЭОР, взятые с сайта авторской мастер­ской. Что же они собой представляют?

По базовому курсу информатики электронных и цифровых образовательных ресурсов разработано уже более 500. Это иллюстрации к тео­рии, интерактивные справочники пользователя, тесты, кроссворды, тренажеры, интерак­тив­ные задачники, исполнители, домашние и практические задания. Чтобы не “заблудиться” в таком большом ассортименте, для каждого класса авторами УМК разработан учебный план, в содержании занятий которого указаны рекомендации по применению конкретных ЭОР. При разработке рабочей программы я старалась придерживаться авторского учебного плана, что и позволило мне максимально внедрить ЭОР в учебный процесс.

На каких уроках я их использую? Абсолютно на всех.

На этапе объяснения нового материала:

1) иллюстрации к теории в форме презентаций, в том числе и интерактивных;

2) программы-тренажеры;

3) исполнители.

На этапе закрепления

1) программы-тренажеры;

2) исполнители;

3) тренировочные тесты.

Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать:

4) Интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники.

На этапе практического закрепления

1) практические задания (разного уровня сложности);

2) домашние задания.

На этапе контроля

1) интерактивные задачники;

2) контрольные тесты;

3) исполнители.

Возможно, у кого-то может сложиться впечатление, что при наличии такого полного комплекта ЭОРов учитель теряет свою индивидуальность, пропадает творческое начало в ра­боте. Однако учителю предоставляется право выбора, теперь начинается творчество уже по использованию самих ЭОР.

Не затормозит ли урок большое количество ЭОР? Нужны ли они все для урока? Не дублируют ли друг друга? Нет ли однообразия в подаче материала? Не лучше ли использовать собственные ЭОРы, в том числе и ранее разработанные? Как лучше использовать практические задания разного уровня сложности для осу­ществ­ления личностно-ориентированного, гуманного обучения?

Какие результаты принесет применение комплекта ЭОР?

На этот вопрос я могу ответить следующим образом:

  1. Успешное прохождение программного материала (даже при наличии карантина, акти­рован­ных в учебном году).

  2. Успешное усвоение учебного материала учащимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий. Возможность отработать пробелы, исправить отметки.

  3. Интерес к предмету. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие ученики становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.

Что же нового дают ЭОР нашим ученикам?

Прежде всего - возможность действительно научиться. Ведь учебная работа теперь включает не только занятия с учителем, но и самостоятельные (дома).
ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, навыков.
С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Ведь одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, а совсем другое - увидеть их и самостоя­тельно исследовать в интерактивном режиме.

Система обучения с помощью ЭОР сегодня еще продолжает выстраиваться, и я тоже нахожусь в поиске формы эффективного взаимодействия ученика и “электронного учителя”.

Главная задача для меня - разумное использование ЭОР с пользой для учеб­ного процесса и в конечном итоге - для каждого ученика.

В заключение хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, полноценное внедрение элек­тронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармо­нично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности учащегося в самостоятельной учеб­ной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя. Для себя я сделала вывод – нельзя стоять на месте, необходимо постоянно совершенствовать свои приемы и методы, и только тогда возможно достичь успеха в своей профессиональной деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Красова Елена Николаевна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(98) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-i-intierniet-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "305769"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457978798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства