Рабочая программа курса по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. -2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
Выбранная программа по информатике и ИКТ способствует соблюдению единого образовательного пространства города Ульяновска, разработана с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области “Информатика” и, соответственно, одного предмета “Информатика и информационные и коммуникационные технологии”, далее “Информатика и ИКТ”.
Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
№п\п | Тема урока | Изучае-мые вопросы | Решаемые проблемы | Требования к результатам обучения | Оборудование, ЭОР | Тип урока | Примене-ние педагоги-ческих техноло-гий | Формы и виды контроля | Домашнее задание |
УУД | личностные результаты | Предмет-ные результаты |
1 | Информация и информатика. ТБ и организация рабочего места .Пр.р Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Информация, способы получения информации, формы представления информации, информатика как наука, техника безопасности при работе на компьютере. | Как вести себя в кабинете? Цели: познакомить с правилами поведения на уроке информатики; учить слушать
| Регулятивные: целеполагание – формули-ровать и удержи-вать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответст-вии с поставленной задачей и условиями ее реализа-ции. Познавательные: общеучеб-ные – использо-вать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудни-чество – ставить вопросы, обращать-ся за помощью | Смыслооб-разование – адекватная мотивация учебной деятель-ности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Познако-миться с учебни-ком; познако-миться с техникой безопас-ности и правиль-ной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения. | Плакаты: «Как мы воспринимаем информацию» «Техника безопасности» Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности». | Урок – лекция с элемента-ми беседы | Здоровье-сберегающие техноло-гии (ЗСТ) Объясни-тельно – иллюстра-тивные. | Беседа. Зачёт по ТБ | §1-2 РТ: №1, №2 с.3; №4 с.56. |
2 | Как устроен компью-тер. Пр.р Клавиа-турный трена-жер в режиме ввода слов. | Процес-сор, память компью-тера, жесткие диски, клавиатура, монитор, дополни-тельные устройства, аппарат-ное обеспечение. | Из чего состоит компьютер? Цели: познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера | Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответст-вии с поставлен-ной задачей и условиями ее реализа-ции. Познавательные: общеучеб-ные – самостоятельно выделять и формули-ровать познава-тельную цель. Коммуникативные: инициати-вное сотрудни-чество – ставить вопросы, обращать-ся за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Смыслоо-бразование – адекватная мотивация учебной деятельнос-ти. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Научиться называть устройства компьютера и их функции; правильно работать за компьютером без причине-ния вреда здоровью. | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Урок – лекция с элементами беседы |
ЗСТ Ценност-но-смысло-вые. Обще-культур-ные. Учебно-познавательные. Информационные. | Беседа, практикум | §2. вопросы. РТ: №1 с.54, №5 с.57. |
3 | Ввод информации в память компью-тера. Практи-ческая работа №1 Знакомство с клавиа-турой | Клавиатура, группы клавиш. | Какие устройства помогают вводить информа-цию в компьютер? Из каких блоков состоит клавиатура? Цели: познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в память компьютера; изучить клавиатуру – важнейшее устройство ввода информации в компьютер. | Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответст-вии с поставленной задачей и условиями ее реализа-ции. Познавательные: общеучеб-ные – самостоятельно выделять и формули-ровать познава-тельную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудни-чество – ставить вопросы, обращать-ся за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Смысло-образова-ние – адекватная мотивация учебной деятельнос-ти. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Научиться различать устройства ввода информации в память компьютера, знать назначение клавиш на клавиатуре | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш | Комбинированный | ЗСТ Ценност-но- смысло-вые. Компью-терные | Тестирование Фронтальный опрос Практикум | §2-3 вопросы. РРТ: №6 с.57; №10 с.61; №11 с.62. |
4 | Клавиатура. | Правила расстановки пальцев на клавиатуре, правила работы на клавиа-турном трена-жере, использование комбинации клавиш, переклю-чение алфави-тов, ввод пропис-ных и строчных букв, ввод специальных символов | Как быстро и правильно вводить информа-цию с клавиатуры в компьютер? Цели: дать представле-ние о принципе располо-жения букв на клавиатуре познакомить учащихся с правилами квалифици-рованного клавиатурного ввода текстовой информации | Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаруже-ния отклоне-ний и отличий от эталона. Познавательные: общеучеб-ные – выбирать наиболее эффектив-ные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудни-чества – задавать вопросы, обращать-ся за помощью; опреде-лять общую цель и пути ее достиже-ния | Смыслооб-разование – мотивация, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельнос-ти. Нравственно-этическая ориентация – доброжела-тельность, эмоционально-нравствен-ная отзывчи-вость. Самоопре-деле- ние – самостоя-тельность и личная ответствен-ность за свои поступки | Научиться правильно располагать пальцы на клавиатуре; вводить прописные и строчные буквы; фиксировать и отменять режим ввода прописных букв | Плакат «Правила работы на клавиатуре» Клавиатурный тренажер (упражнения 1-8) | Изучение нового материала | ЗСТ Объясни-тельно-иллюстративные Компьютерные Индивиуа-льное обуч. | Беседа Фронтальный опрос Тести-рова-ние | §3 вопросы. РТ: №9 с.60 |
5 | Управление компьютером | Рабочий стол, панель задач, указатель мыши, переме-щение указателя мыши, переме-щение объектов с помощью мыши. | Опишите рабочий стол компьюте-ра. Из каких элементов он состоит? Цели: ввести на интуитив-ном уровне первые понятия графического интерфейса - рабочего стола, значка ярлыка; показать, что пользо-ватель взаимо-действует с программами и устройствами компьюте-ра с помощью мыши; освоить основные действия с мышью | Регулятивные: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнози-рование – предвосхищать результа-ты. Познавательные: общеучеб-ные – ориентироваться в разнообра-зии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие – формули-ровать собствен-ное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфлик-ты на основе учета интересов и позиции всех участни-ков | Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях | Научиться: называть основные объекты Рабочего стола; выделять значок на Рабочем столе; запускать программы с помощью главного меню; изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку; изменять свойства панели задач; узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе; упорядочивать значки на Рабочем столе. | Логическая игра «Пары»Практическая работа №2 . Освоение мыши | Комбини-рованный | ЗСТ Проблем-ное Компью-терные | Фрон-таль-ный опрос Тести-рова-ние | §4 вопро-сы. РТ: №13 с.64, №15 с.65 |
6 | Хранение информации | Образование информации, действия с информацией, оперативная память, внешняя память, долговременная память | Какие действия мы можем произвести с информа-цией? Как человек хранит инфор-мацию? Цели: акценти-ровать внимание учащихся на действиях с информа-цией (информационных процессах) | Регулятивные: осуществ-ление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходи-мые изменения и дополне-ния. Познавательные: общеучеб-ные – ставить и формулировать проблемы. Коммуни-кативные: инициативное сотрудни-чество – задавать вопросы, проявлять активность; использо-вать речь для регуляции своего действия | Самоопре-деление – готовнос-ть и способ-ность к саморазвитию | Научиться сопоставлять действия с информацией человеком и компьютером | Плакат «Хранение информации»; презентация «Хранение информации»; логическая игра «Пары»Логическая игра | Открытия нового знания | ЗСТ Перспек-тивно-опережаю-щие. Ценност-но-смысло-вые. | Беседа Фронтальный опрос | §5 вопро-сы. РТ: №4 с.5. |
7 | Переда-ча информации | Источ-ник информации, прием-ник информации, информационный канал | Цели: дать учащимся представ-ление об информа-ционном процессе передачи информации, познакомить со схемой передачи информации. | Регулятивные: целеполагание – удержи-вать познава-тельную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучеб-ные – контроли-ровать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуни-кативные: управление коммуникацией – осуществ-лять взаимный контроль | Нравственно-этическая ориента-ция – умение не создавать конфлик-тов и находить выходы из спорных ситуаций | Научиться определять : источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять способы передачи информации на разных этапах развития человечества; | Плакат «Передача информации»; презентация «Средства передачи информации»Клавиатурный тренажер | Открытия нового знания | ЗСТ Ценност-но-смысло-вые. Учебно-познавательные. Перспективно-опережаю-щие. | Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. Фронтальный опрос | § 6 вопросы 1-4; РТ: №6 (стр. 12). |
8 | Кодиро-вание информации | Код, кодирование | Что такое коды и для чего нужно кодирование информацииЦели: показать учащимся многообра-зие окружаю-щих человека кодов; отметить роль кодирования информации. | Регулятивные: планирование – выполнять действия в соответст-вии с поставленной задачей и условиями ее реализа-ции. Познавательные: знаково-символические – использо-вать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач. Коммуни-кативные: инициати-вное сотрудни-чество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | Нравственно-этическая ориента-ция – навыки сотрудни-чества в разных ситуациях | Научиться кодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики | Презентация «В мире кодов» | Открытия нового знания | ЗСТ Ценност-но-смысло-вые. Учебно-познавательные. Перспек-тивно-опережаю-щие. | Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. Фронтальный опрос | §7 вопросы. РТ: №10-№19 с.16-23 |
9 | Тестовая информация | Текст, текстовая информация | Цели: системати-зировать и обобщить сведения, получен-ные учащимися на предыду-щем уроке; * углубить представления учащихся о формах представления информа-ции; акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информа-ции. | Регулятивные: целеполагание – преобразо-вывать практичес-кую задачу в образова-тельную. Познавательные: общеучеб-ные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуни-кативные: инициативное сотрудни-чество – формулировать свои затрудне-ния | Самоопределение – начальные навыки адаптации при изменении ситуации поставленных задач | Научиться: Отличать тексты один от другого по их виду и форме | Презентация «Текст: история и современность» (часть 1)Клавиатурный тренажер | Комбинированный | ЗСТ Ценност-но-смысло-вые. Учебно-познавательные. Проблем-ные Компью-терные | Беседа Фронтальный опрос
Составление текста. | §8 вопро-сы. РТ: №10 - №12 с.16. РТ: №35 с.38 |
10 | Таблич-ная форма представления информации | Таблич-ная форма, связи между объектами | Прочитай-те текст и ответьте на вопросы? Цели: Сформиро-вать представление о таблице как очень удобной форме структури-рования определен-ной текстовой информа-ции Сформи- ровать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц; | Регулятивные: коррекция – вносить необходи-мые корректи-вы в действие после его заверше-ния на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучеб-ные – ориентироваться в разнообра-зии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружаю-щей действии-тельности в соответствии с содержа-нием учебного предмета. Коммуни-кативные: взаимодействие – формулировать собствен-ное мнение и позицию; инициативное сотрудни-чество – формулировать свои затрудне-ния | Смыслообразование – самооцен-ка на основе критериев успешной учебной деятельности | Научиться решать логические задачи с помощью таблиц | Презентация «Табличный способ решения логических задач»Игра «Морской бой» | Открытия нового знания | ЗСТ Учебно-познавательные. Проблем-ные | Беседа Фронтальный опрос. Составление табли-цы | §9 РТ:№37,38 – стр.39. |
11 | Нагляд-ные формы представления информации. Прове-рочная работа. | Нагляд-ные формы представления информации, схемы, диаграм-мы. | Что такое наглядные формы представления информа-ции? Цели: подчерк-нуть роль наглядных форм представления инфор-мации составить целостное представление об информатике как науке фундамен-тальной и практико-ориентиро-ванной; акцентиро-вать внимание школьни-ков на информа-ционный взгляд на мир. | Регулятивные: оценка – устанавливать соответст-вие полученного результата поставленной цели .-Познавательные: информа-ционные – искать и выделять необходи-мую информацию из различных источни-ков. Коммуни-кативные: управление коммуни-кацией – адекватно использо-вать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Нравственно-этическая ориента-ция – навыки сотрудни-чества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы | Научить представлять текстовую информацию в графическом виде | Презентация «Наглядные формы представления информации»; интерактивные тесты: test2-1.xml, test2-2.xml; файлы для печати: тест2_1.doc, тест2_2.doc | комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Развиваю-щие | тест рисун-ки | §10 найти примеры наглядной формы представления информации и пояснить, в какой ситуации они используются. |
12 | Обработка информации | Обработ-ка информации, типы обработ-ки информации, выполнение отдель-ных команд с помощью меню, выполнение простейших вычисле-ний. | Что такое обработка информа-ции? Цель: дать учащимся представление о процессе обработки информа-ции, о двух типах обработки | Регулятивные: прогнозирование – предви-деть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: информа-ционные – получать и обрабаты-вать информа-цию; общеучеб-ные – ставить и формулировать проблемы. Коммуни-кативные: взаимодействие – формулировать собствен-ное мнение и позицию | Нравственно-этическая ориента-ция – уважительное отноше-ние к чужому мнению | Научиться определять тип обработки информации и приводить примеры Запускать и завершать работу программы Калькулятор, выполнять отдельные команды с помощью меню, выполнять простые вычисления с помощью программы | Плакат «Обработка информации»Практическая работа №5 . Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор. | Комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Проблем-ные Компью-терные | Фронтальный опрос
Практикум | 1.12. |
13 14 | Компьютерная графика | Графический редактор, размер холста, выбор цвета, инстру-менты художника. | При помощи каких программ компьютер может обрабаты-вать графичес-кую информа-цию? Цели: расширить представления о видах задач по обработке информа-ции, связанных с измене-нием формы её представления за счет графики; акцентиро-вать внимание на графичес-ких возможностях компью-тера. | Регулятивные: целеполагание – удержи-вать познава-тельную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучеб-ные – контроли-ровать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуни-кативные: управление коммуникацией – осуществ-лять взаимный контроль | амоопределение – внутрен-няя позиция школьни-ка на основе положи-тельного отноше-ния к уроку | Научиться называть программы для обработки графической информации; запускать графический редактор Paint; устанавливать размер рабочей области; | Файлы: Подкова.bmp, Многоугольники.bmp Практическая работа № 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора. | Практикум | ЗСТ Компью-терные Личност-ного самосвер-шенство-вания | ПрР | § 11 РТ стр. 84 №51 |
15 17 | Обработка тексто-вой информации. | Подгото-вка текстов, окно текстово-го процессора, ввод текста, правила ввода текста | Можем ли мы обработать текстовую информа-цию с помощью компьюте-ра? Цели: дать учащимся представ-ление о компьюте-ре как инструмен-те обработки текстовой информа-ции, о программ-ных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессо-рах; | Регулятивные: прогнозирование – предви-деть возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные: общеучеб-ные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружаю-щей действите-льности в соответст-вии с содержа-нием учебных предметов. Коммуни-кативные: взаимодействие – строить для партнера понятные высказывания | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Научиться запускать приложение WordPad, Создавать документ в приложении WordPad, вводить текст, сохранять | Плакат «Подготовка текстовых документов»; презентация «Текст: история и современность» (часть 2); файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf Практическая работа №6. Ввод текста. | Комбинированный | ЗСТ Учебно-познавательные. Ценност-но-ориенти-рованные. Компью-терные | Тести-рова-ние. Печать текста. | § 12в опросы 1РТ: №38 с.74 (ответы УЧ: справочные материалы с.191);РТ: №39 с.74 |