kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса по учебной программе Л.Л. Босовой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. -2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса по учебной программе Л.Л. Босовой.»

Информатика 5 класс. О.М. Князькина


Оглавление

Пояснительная записка 2

Место учебного курса в учебном плане 4

Требования к результатам освоения содержания курса 5

Содержание курса 10

Планируемые результаты изучения 12

Личностные образовательные результаты 12

Метапредметные образовательные результаты 13

Предметные образовательные результаты 14

в сфере познавательной деятельности 14

в сфере ценностно-ориентационной деятельности: 15

в сфере коммуникативной деятельности: 15

в сфере трудовой деятельности: 15

в сфере эстетической деятельности: 16

в сфере охраны здоровья: 16

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 20





Пояснительная записка

Рабочая программа курса по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. -2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.

Выбранная программа по информатике и ИКТ способствует соблюдению единого образовательного пространства города Ульяновска, разработана с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий.

Для реализации программы используются учебники:

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.


Количество часов в год (5 класс) 34 часа

Количество учебных часов в неделю (5 класс) 1 час


5 класс

Сроки

Всего

Теория

Практика

Выполнение

к / р

п / р

сам/р

Всего

Теория

к / р

п / р

сам/раб.

I четверть

9

5

1

3

-






II четверть

7

3

1

3

-






III четверть

10

4

1

5

-






IV четверть

8

1

2

5

-






Год

34

13

5

16

-









Изучение информатики и ИКТ в 5 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;



Место учебного курса в учебном плане

В федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках отдельной образовательной области “Информатика” и, соответственно, одного предмета “Информатика и информационные и коммуникационные технологии”, далее “Информатика и ИКТ”.

Предусматривается, что непрерывный курс информатики должен состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного.

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Требования к результатам освоения содержания курса

5 класс

Обучающиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Инструментальные умения и навыки

  1. Компьютер

  1. 1.1. Называть основные устройства компьютера и понимать их назначение.

  1. 1.2. Использование клавиатуры:

  1. знать назначение клавиш на клавиатуре;

  2. иметь представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;

  3. вводить прописные и строчные буквы;

  4. фиксировать и отменять режим ввода прописных букв.

  1. 1.3. Выполнять действия с мышью:

  1. перемещение указателя мыши;

  2. щелчок левой кнопкой мыши;

  3. щелчок правой кнопкой мыши;

  4. двойной щелчок;

  5. перетаскивание объекта с помощью мыши.

  1. 1.4. Уметь правильно организовать свое рабочее место.

  1. 1.5. Применять правила техники безопасности при работе на компьютере.

  1. Операционная система

  1. 2.1. Рабочий стол:

  1. называть основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;

  2. выделять значок на Рабочем столе;

  3. запускать программы с помощью главного меню;

  4. изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку;

  5. изменять свойства панели задач;

  6. узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе;

  7. упорядочивать значки на Рабочем столе.

  1. 2.2. Действия с окнами:

  1. открывать окно;

  2. перемещать окно;

  3. сворачивать окно в значок на панели задач;

  4. восстанавливать окно, свернутое в значок на панели задач;

  5. разворачивать окно на весь Рабочий стол;

  6. восстанавливать окно;

  7. изменять размер окна по своему усмотрению;

  8. пользоваться горизонтальной и вертикальной полосами прокрутки;

  9. закрывать окно.

  1. 2.3. Управление компьютером с помощью меню:

  1. различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;

  2. различать доступные и недоступные команды меню;

  3. различать выбранные и невыбранные команды меню;

  4. выбирать команду меню;

  5. понимать назначение элементов управления диалоговых окон;

  6. заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры;

  7. выбирать элемент списка диалогового окна;

  8. открывать (сворачивать) раскрывающийся список;

  9. различать переключатели и флажки;

  10. включать (выключать) переключатель;

  11. устанавливать (снимать) флажок;

  12. работать с различными вкладками диалогового окна;

  13. понимать назначение и применять командные кнопки диалогового окна.

  1. 2.4. Действия в окне Мой компьютер:

  1. называть объекты в окне Мой компьютер и понимать их назначение;

  2. просматривать содержимое дискеты и жесткого диска.

  1. 2.5. Действия в окне Мои документы:

  1. создавать новый файл (новую папку);

  2. переименовывать файл (папку);

  3. перемещать файл (папку);

  4. копировать файл (папку);

  5. удалять файл (папку) в Корзину;

  6. упорядочивать файлы и папки.

  1. Графический редактор

  1. 3.1. Запускать графический редактор:

  1. с помощью главного меню;

  2. с помощью ярлыка на Рабочем столе.

  1. 3.2. Устанавливать размеры области рисования:

  1. с помощью маркеров;

  2. с помощью меню.

  1. 3.3. Работа с палитрой:

  1. устанавливать основной и фоновый цвета;

  2. изменять цветовую палитру.

  1. 3.4. Работа с набором инструментов:

  1. называть основные инструменты графического редактора и понимать их назначение;

  2. создавать несложные графические изображения с помощью основных инструментов;

  3. изображать горизонтальные и вертикальные отрезки, круги и квадраты;

  4. создавать надписи;

  5. изменять масштаб.

  1. 3.5. Отменять ошибочные действия.

  1. 3.6. Очищать рабочую область.

  1. 3.7. Работать с фрагментами:

  1. выделять фрагмент;

  2. удалять фрагмент;

  3. вырезать фрагмент;

  4. перемещать фрагмент;

  5. поворачивать фрагмент;

  6. растягивать фрагмент;

  7. наклонять фрагмент;

  8. копировать фрагмент;

  9. размножать фрагмент;



Содержание курса

5 класс

1. Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.


2. Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.


3. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.


Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».



Планируемые результаты изучения



Личностные образовательные результаты
  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.



Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.



Предметные образовательные результаты в сфере познавательной деятельности
  • освоение основных понятий и методов информатики;

  • выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);

  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;



в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;


в сфере коммуникативной деятельности:


  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;


в сфере трудовой деятельности:
  • рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;

  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;

  • решение задач вычислительного характера путём использования существующих программных средств или путём моделирующего алгоритма;

  • создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;

  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;


в сфере эстетической деятельности:


  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;

  • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);


в сфере охраны здоровья:


  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.















Тематическое планирование

5 класс

Основное содержание по темам

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

Примечание

Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

8 часов




Приводить примеры информации и информационных процессов. Выделять основные информационные процессы в реальных системах.

Запускать программы с помощью Главного меню, работать с окнами, пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. Определять тип файлов по пиктограмме и расширению.


Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

15 часов


Классифицировать информационные процессы по принятому основанию. Расшифровывать тексты на русском языке, зашифрованные простой подстановкой. Выполнять кодирование и декодирование цепочек, задающих простейшие изображения. Систематизировать информацию, представлять информацию в табличной форме, преобразовывать информацию путём рассуждений. Обрабатывать информацию, составляя план действий.



Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».


11 часов


Ввод, редактирование (форматирование), поиск (замена) текста, перемещение по тексту, сохранение текста и изображения.

Создание изображений в среде графического редактора, выполнение операций с фрагментами графического изображения.


Уметь в презентации задать анимацию объектов.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств

материально- техничесического обеспечения

Необходимое

количество

экземпляров

1.



2.




3.




4.



5.




6.


Босова, Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса [текст]/Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012


Босова, Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса [текст]/Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


Босова, Л. Л. Уроки информатики в 5-7 клас­сах: методическое пособие [текст]/Л.Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.


Босова, Л. Л. Заниматель­ные задачи по информатике [текст]/Л.Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г.Коломенская. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.


Босова, Л. Л. Контрольно-измерительные ма­териалы по информатике для 5-7 классов // Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образо­вание». 2007. № 6.


Югова, Н.Л. Поурочные разработки по информатике: 5 класс [текст]/Н.Л. Югова, Р. Р. Камалов – М.: ВАКО, 2009. – 128 с.

К



К



Ф




Ф





П



Ф



9.

Печатные пособия

Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 клас­сы.

Комплект плакатов и методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.


Д






Экранно-звуковые пособия

(Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/, http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Зрительные иллюзии.

Техника безопасности.

Компьютер на службе у человека.

Хранение информации.

Носители информации.

Средства передачи информации.

В мире кодов.

Текст: история и современность.

Табличный способ решения логических задач.

Наглядные формы представления информации.

Задача о напитках.

Клавиатурный тренажер.

Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».



Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д


Д


Д

Д

Д


10.

11.

Технические средства обучения

Операционная система Windows 7.0.

Пакет офисных приложений MS Office 2010


П

П

Д – демонстрационный материал.

К – полный комплект.

Ф – комплект для фронтальной работы.

П – комплект необходимый для практической работы в группе.

Тематическое (поурочное) планирование

№п\п

Тема урока

Изучае-мые вопросы

Решаемые проблемы

Требования к результатам обучения

Оборудование, ЭОР

Тип урока

Примене-ние педагоги-ческих техноло-гий

Формы и виды контроля

Домашнее задание

УУД

личностные
результаты

Предмет-ные результаты

1

Информация и информатика. ТБ и организация рабочего места .Пр.р Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Информация, способы получения информации, формы представления информации, информатика как наука, техника безопасности при работе на компьютере.

Как вести себя в кабинете?

Цели: познакомить с правилами поведения на уроке информатики; учить слушать

Регулятивные: целеполагание – формули-ровать и удержи-вать учебную задачу; планирование – выбирать действия
в соответст-вии с поставленной задачей и условиями ее реализа-ции.



Познавательные: общеучеб-ные – использо-вать общие приемы решения поставленных задач;

Коммуникативные: инициативное сотрудни-чество – ставить вопросы, обращать-ся за помощью

Смыслооб-разование – адекватная мотивация учебной деятель-ности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций


Познако-миться с учебни-ком; познако-миться с техникой безопас-ности и правиль-ной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения.

Плакаты:

«Как мы воспринимаем информацию»

«Техника безопасности»

Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности».

Урок – лекция с элемента-ми беседы

Здоровье-сберегающие техноло-гии (ЗСТ)

Объясни-тельно – иллюстра-тивные.


Беседа. Зачёт по ТБ

§1-2

РТ: №1, №2 с.3; №4 с.56.


2

Как устроен компью-тер. Пр.р Клавиа-турный трена-жер в режиме ввода слов.

Процес-сор, память компью-тера, жесткие диски, клавиатура, монитор, дополни-тельные устройства, аппарат-ное обеспечение.

Из чего состоит компьютер?

Цели: познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера

Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответст-вии с поставлен-ной задачей и условиями ее реализа-ции.

Познавательные: общеучеб-ные – самостоятельно выделять и формули-ровать познава-тельную цель.

Коммуникативные: инициати-вное сотрудни-чество – ставить вопросы, обращать-ся за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Смыслоо-бразование – адекватная мотивация учебной деятельнос-ти. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций


Научиться называть устройства компьютера и их функции;

правильно работать за компьютером без причине-ния вреда здоровью.


Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Урок – лекция с элементами беседы



ЗСТ Ценност-но-смысло-вые.

Обще-культур-ные.

Учебно-познавательные.

Информационные.


Беседа, практикум

§2. вопросы.

РТ: №1 с.54, №5 с.57.


3

Ввод информации в память компью-тера. Практи-ческая работа №1 Знакомство с клавиа-турой

Клавиатура, группы клавиш.

Какие устройства помогают вводить информа-цию в компьютер? Из каких блоков состоит клавиатура? Цели: познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в память компьютера;

изучить клавиатуру – важнейшее устройство ввода информации в компьютер.

Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответст-вии с поставленной задачей и условиями ее реализа-ции.

Познавательные: общеучеб-ные – самостоятельно выделять и формули-ровать познава-тельную цель.

Коммуникативные: инициативное сотрудни-чество – ставить вопросы, обращать-ся за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

Смысло-образова-ние – адекватная мотивация учебной деятельнос-ти. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций


Научиться различать устройства ввода информации в память компьютера,

знать назначение клавиш на клавиатуре

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш

Комбинированный

ЗСТ

Ценност-но- смысло-вые.

Компью-терные

Тестирование

Фронтальный опрос

Практикум

§2-3 вопросы.

РРТ: №6 с.57; №10 с.61; №11 с.62.


4

Клавиатура.

Правила расстановки пальцев на клавиатуре, правила работы на клавиа-турном трена-жере, использование комбинации клавиш, переклю-чение алфави-тов, ввод пропис-ных и строчных букв, ввод специальных символов

Как быстро и правильно вводить информа-цию с клавиатуры в компьютер? Цели:

дать представле-ние о принципе располо-жения букв на клавиатуре

познакомить учащихся с правилами квалифици-рованного клавиатурного ввода текстовой информации

Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаруже-ния отклоне-ний и отличий от эталона. Познавательные: общеучеб-ные – выбирать наиболее эффектив-ные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудни-чества – задавать вопросы, обращать-ся за помощью; опреде-лять общую цель и пути ее достиже-ния

Смыслооб-разование – мотивация, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельнос-ти. Нравственно-этическая ориентация – доброжела-тельность, эмоционально-нравствен-ная отзывчи-вость.

Самоопре-деле-
ние
– самостоя-тельность и личная ответствен-ность за свои поступки

Научиться правильно располагать пальцы на клавиатуре;

вводить прописные и строчные буквы;

фиксировать и отменять режим ввода прописных букв

Плакат «Правила работы на клавиатуре»

Клавиатурный тренажер (упражнения 1-8)

Изучение нового материала

ЗСТ

Объясни-тельно-иллюстративные

Компьютерные

Индивиуа-льное обуч.

Беседа

Фронтальный опрос

Тести-рова-ние


§3 вопросы.

РТ: №9 с.60


5

Управление компьютером

Рабочий стол, панель задач, указатель мыши, переме-щение указателя мыши, переме-щение объектов с помощью мыши.

Опишите рабочий стол компьюте-ра. Из каких элементов он состоит? Цели:

ввести на интуитив-ном уровне первые понятия графического интерфейса - рабочего стола, значка ярлыка;

показать, что пользо-ватель взаимо-действует с программами и устройствами компьюте-ра с помощью мыши;

освоить основные действия с мышью

Регулятивные: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнози-рование – предвосхищать результа-ты.

Познавательные: общеучеб-ные – ориентироваться в разнообра-зии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем.

Коммуникативные: взаимодействие – формули-ровать собствен-ное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфлик-ты на основе учета интересов и позиции всех участни-ков

Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях


Научиться: называть основные объекты Рабочего стола;

выделять значок на Рабочем столе;

запускать программы с помощью главного меню;

изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку;

изменять свойства панели задач;

узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе;

упорядочивать значки на Рабочем столе.

Логическая игра «Пары»Практическая работа №2 . Освоение мыши

Комбини-рованный

ЗСТ

Проблем-ное

Компью-терные

Фрон-таль-ный опрос

Тести-рова-ние

§4 вопро-сы.

РТ: №13 с.64, №15 с.65


6

Хранение информации

Образование информации, действия с информацией, оперативная память, внешняя память, долговременная память

Какие действия мы можем произвести с информа-цией? Как человек хранит инфор-мацию? Цели: акценти-ровать внимание учащихся на действиях с информа-цией (информационных процессах)

Регулятивные: осуществ-ление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходи-мые изменения и дополне-ния.

Познавательные: общеучеб-ные – ставить и формулировать проблемы.

Коммуни-кативные: инициативное сотрудни-чество – задавать вопросы, проявлять активность; использо-вать речь для регуляции своего действия


Самоопре-деление – готовнос-ть и способ-ность к саморазвитию


Научиться сопоставлять действия с информацией человеком и компьютером

Плакат «Хранение информации»; презентация «Хранение информации»; логическая игра «Пары»Логическая игра

Открытия нового знания

ЗСТ

Перспек-тивно-опережаю-щие.

Ценност-но-смысло-вые.

Беседа

Фронтальный опрос

§5 вопро-сы.

РТ: №4 с.5.


7

Переда-ча информации

Источ-ник информации, прием-ник информации, информационный канал

Цели: дать учащимся представ-ление об информа-ционном процессе передачи информации, познакомить со схемой передачи информации.

Регулятивные: целеполагание – удержи-вать познава-тельную задачу и применять установленные правила.

Познавательные: общеучеб-ные – контроли-ровать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуни-кативные: управление коммуникацией – осуществ-лять взаимный контроль


Нравственно-этическая ориента-ция – умение не создавать конфлик-тов и находить выходы из спорных ситуаций


Научиться определять : источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях;

определять способы передачи информации на разных этапах развития человечества;

Плакат «Передача информации»; презентация «Средства передачи информации»Клавиатурный тренажер

Открытия нового знания

ЗСТ

Ценност-но-смысло-вые.

Учебно-познавательные.

Перспективно-опережаю-щие.

Беседа.

Выступление учащихся с сообщениями.

Фронтальный опрос

§ 6 вопросы 1-4;

РТ: №6 (стр. 12).


8

Кодиро-вание информации

Код, кодирование

Что такое коды и для чего нужно кодирование информацииЦели: показать учащимся многообра-зие окружаю-щих человека кодов;

отметить роль кодирования информации.


Регулятивные: планирование – выполнять действия в соответст-вии с поставленной задачей и условиями ее реализа-ции.

Познавательные: знаково-символические – использо-вать знаково-символические средства, в том числе модели

и схемы, для решения задач.



Коммуни-кативные: инициати-вное сотрудни-чество – ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника

Нравственно-этическая ориента-ция – навыки сотрудни-чества в разных ситуациях


Научиться кодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики

Презентация «В мире кодов»

Открытия нового знания

ЗСТ

Ценност-но-смысло-вые.

Учебно-познавательные.

Перспек-тивно-опережаю-щие.

Беседа.

Выступление учащихся с сообщениями.

Фронтальный опрос

§7 вопросы.

РТ: №10-№19 с.16-23


9

Тестовая информация

Текст, текстовая информация

  Цели: системати-зировать и обобщить сведения, получен-ные учащимися на предыду-щем уроке;

*       углубить представления учащихся о формах представления информа-ции;

 акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информа-ции.

Регулятивные: целеполагание – преобразо-вывать практичес-кую задачу
в образова-тельную.

Познавательные: общеучеб-ные – осознанно строить сообщения в устной форме.

Коммуни-кативные: инициативное сотрудни-чество – формулировать свои затрудне-ния


Самоопределение – начальные навыки адаптации при изменении ситуации поставленных задач


Научиться:

Отличать тексты один от другого по их виду и форме

Презентация «Текст: история и современность» (часть 1)Клавиатурный тренажер

Комбинированный

ЗСТ

Ценност-но-смысло-вые.

Учебно-познавательные.

Проблем-ные

Компью-терные

Беседа

Фронтальный опрос



Составление текста.

§8 вопро-сы.

РТ: №10 - №12 с.16.

РТ: №35 с.38


10

Таблич-ная форма представления информации

Таблич-ная форма, связи между объектами

Прочитай-те текст и ответьте на вопросы?

Цели: Сформиро-вать представление о таблице как очень удобной форме структури-рования определен-ной текстовой информа-ции

Сформи-

ровать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;

Регулятивные: коррекция – вносить необходи-мые корректи-вы в действие после его заверше-ния на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: общеучеб-ные – ориентироваться в разнообра-зии способов решения задач; узнавать, называть
и определять объекты и явления окружаю-щей действии-тельности в соответствии с содержа-нием учебного предмета.

Коммуни-кативные: взаимодействие – формулировать собствен-ное мнение и позицию; инициативное сотрудни-чество – формулировать свои затрудне-ния

Смыслообразование – самооцен-ка на основе критериев успешной учебной деятельности


Научиться решать логические задачи с помощью таблиц

Презентация «Табличный способ решения логических задач»Игра «Морской бой»

Открытия нового знания

ЗСТ

Учебно-познавательные.

Проблем-ные

Беседа

Фронтальный опрос.

Составление табли-цы

§9 РТ:№37,38 – стр.39.

11

Нагляд-ные формы представления информации. Прове-рочная работа.

Нагляд-ные формы представления информации, схемы, диаграм-мы.

Что такое наглядные формы представления информа-ции?

Цели: подчерк-нуть роль наглядных форм представления инфор-мации

составить целостное представление об информатике как науке фундамен-тальной и практико-ориентиро-ванной;

акцентиро-вать внимание школьни-ков на информа-ционный взгляд на мир.

Регулятивные: оценка – устанавливать соответст-вие полученного результата поставленной цели

.-Познавательные: информа-ционные – искать и выделять необходи-мую информацию из различных источни-ков.

Коммуни-кативные: управление коммуни-кацией – адекватно использо-вать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Нравственно-этическая ориента-ция – навыки сотрудни-чества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы


Научить представлять текстовую информацию в графическом виде

Презентация «Наглядные формы представления информации»;

интерактивные тесты: test2-1.xml, test2-2.xml;

файлы для печати: тест2_1.doc, тест2_2.doc

комбинированный

ЗСТ

Учебно-познавательные.

Развиваю-щие

тест рисун-ки

§10 найти примеры наглядной формы представления информации и пояснить, в какой ситуации они используются.

12

Обработка информации

Обработ-ка информации, типы обработ-ки информации, выполнение отдель-ных команд с помощью меню, выполнение простейших вычисле-ний.

Что такое обработка информа-ции?

Цель: дать учащимся представление о процессе обработки информа-ции, о двух типах обработки

Регулятивные: прогнозирование – предви-деть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: информа-ционные – получать и обрабаты-вать информа-цию;


общеучеб-ные – ставить и формулировать проблемы.

Коммуни-кативные: взаимодействие – формулировать собствен-ное мнение и позицию


Нравственно-этическая ориента-ция – уважительное отноше-ние к чужому мнению


Научиться определять тип обработки информации и приводить примеры

Запускать и завершать работу программы Калькулятор, выполнять отдельные команды с помощью меню, выполнять простые вычисления с помощью программы

Плакат «Обработка информации»Практическая работа №5 . Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор.

Комбинированный

ЗСТ

Учебно-познавательные.

Проблем-ные

Компью-терные


Фронтальный опрос



Практикум

1.12.

13

14

Компьютерная графика

Графический редактор, размер холста, выбор цвета, инстру-менты художника.

При помощи каких программ компьютер может обрабаты-вать графичес-кую информа-цию?

Цели: расширить представления о видах задач по обработке информа-ции, связанных с измене-нием формы её представления за счет графики; акцентиро-вать внимание на графичес-ких возможностях компью-тера.

Регулятивные: целеполагание – удержи-вать познава-тельную задачу и применять установленные правила.

Познавательные: общеучеб-ные – контроли-ровать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуни-кативные: управление коммуникацией – осуществ-лять взаимный контроль


амоопределение – внутрен-няя позиция школьни-ка на основе положи-тельного отноше-ния к уроку

Научиться называть программы для обработки графической информации; запускать графический редактор Paint; устанавливать размер рабочей области;

Файлы: Подкова.bmp, Многоугольники.bmp Практическая работа № 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора.

Практикум

ЗСТ

Компью-терные

Личност-ного самосвер-шенство-вания

ПрР

§ 11

РТ стр. 84 №51

15

17

Обработка тексто-вой информации.

Подгото-вка текстов, окно текстово-го процессора, ввод текста, правила ввода текста

Можем ли мы обработать текстовую информа-цию с помощью компьюте-ра?

Цели: дать учащимся представ-ление о компьюте-ре как инструмен-те обработки текстовой информа-ции, о программ-ных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессо-рах;

Регулятивные: прогнозирование – предви-деть возможности получения конкретного результата при решении задач.

Познавательные: общеучеб-ные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружаю-щей действите-льности в соответст-вии с содержа-нием учебных предметов.

Коммуни-кативные: взаимодействие – строить для партнера понятные высказывания

Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности


Научиться запускать приложение WordPad, Создавать документ в приложении WordPad, вводить текст, сохранять

Плакат «Подготовка текстовых документов»;

презентация «Текст: история и современность» (часть 2);

файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf Практическая работа №6. Ввод текста.

Комбинированный

ЗСТ

Учебно-познавательные.

Ценност-но-ориенти-рованные.

Компью-терные

Тести-рова-ние.

Печать текста.


§ 12в опросы 1РТ: №38 с.74 (ответы УЧ: справочные материалы с.191);РТ: №39 с.74


1 урок – резерв.


18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса по учебной программе Л.Л. Босовой.

Автор: Князькина Ольга Михайловна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Рабочая программа по информатике 5 класс по учебнику Л.Л.Босова "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-5-klass-po-uchiebniku-l-l-bosova"
    ["file_id"] => string(6) "100111"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402366001"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по информатике и ИКТ, 7 класс (Л.Л.Босова) "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-i-ikt-7-klass-l-l-bosova"
    ["file_id"] => string(6) "125378"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414958965"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по информатике в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "145022"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418832301"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предмету «Информатика и ИКТ» (базовый уровень)  для учащихся 8 класса "
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-programma-po-priedmietu-informatika-i-ikt-bazovyi-urovien-dlia-uchashchikhsia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "142251"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418238764"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа по информатике для 5-6 класса (УМК Л.Л. Босова, А.Ю. Босова) "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-dlia-5-6-klassa-umk-l-l-bosova-a-iu-bosova"
    ["file_id"] => string(6) "109310"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404323744"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства