Рабочая программа курса по выбору по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. -2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
Согласно базисному учебному плану, ФГОС изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 7 – 11 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5 классах в рамках курса по выбору.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».
Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».
Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».
Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».
Клавиатурный тренажер.
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».
Практическая работа №6 «Вводим текст».
Практическая работа №7 «Редактируем текст».
Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №9 «Форматируем текст».
Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
№п\п | Дата | Наименование раздела и темы | Э Тематическое планирование лементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Тип урока | Вид контроля | Применение ИКТ | Повторение | Домашнее задание |
П | Ф |
1 | | | Информация. Техника безопасности и организация рабочего места Пр.р Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Информация, способы получения информации, формы представления информации, информатика как наука, техника безопасности при работе на компьютере. | познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения. | Урок – лекция с элементами беседы | Беседа. Зачёт по ТБ | Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности». | | §1. |
2 | | | Как устроен компьютер. Пр.р Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | Процессор, память компьютера, жесткие диски, клавиатура, монитор, дополнительные устройства, аппаратное обеспечение. | Научиться называть устройства компьютера и их функции; правильно работать за компьютером без причинения вреда здоровью. | Урок – лекция с элементами беседы | Беседа, практикум | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | | §2. вопросы |
3 | | | Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1 Знакомство с клавиатурой | Клавиатура, группы клавиш. | Научиться различать устройства ввода информации в память компьютера, знать назначение клавиш на клавиатуре | Комбинированный | Тестирование Фронтальный опрос Практикум | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш | | §.3, вопросы |
4 | | | Основная позиция пальцев на клавиатуре. | Правила расстановки пальцев на клавиатуре, правила работы на клавиатурном тренажере, использование комбинации клавиш, переключение алфавитов, ввод прописных и строчных букв, ввод специальных символов. | Научиться правильно располагать пальцы на клавиатуре; вводить прописные и строчные буквы; фиксировать и отменять режим ввода прописных букв | Изучение нового материала | Беседа Фронтальный опрос Тестирование | Плакат «Правила работы на клавиатуре» Клавиатурный тренажер (упражнения 1-8) | | §3.вопросы. |
5 | | | Программы и файлы | Программное обеспечение, операционная система, прикладные программы. | Научиться определять программное обеспечение компьютера и его функции | Комбинированный | Беседа Фронтальный опрос Тестирование | Клавиатурный тренажер в режиме игры | | §4 вопросы |
6 | | | Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши | Рабочий стол, панель задач, указатель мыши, перемещение указателя мыши, перемещение объектов с помощью мыши. | Научиться: называть основные объекты Рабочего стола; выделять значок на Рабочем столе; запускать программы с помощью главного меню; изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку; изменять свойства панели задач; узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе; упорядочивать значки на Рабочем столе. | Комбинированный | Фронтальный опрос Тестирование | Логическая игра «Пары» Практическая работа №2 . Освоение мыши | | §4вопросы. |
7 | | | Главное меню. Запуск программ. | Меню, пункт меню, программы, группа программ стандартные, запуск программ, изменение формы окна программы, перемещение окна программы, изменение окна программы, закрытие окна программы | Научиться действиям с окнами программ | Комбинированный | Фронтальный опрос Практикум | Практическая работа №3 . Запуск программ. Основные элементы окна программ | | §4 вопросы
|
8 | | | Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню | Диалоговое окно, полевода, список, раскрывающийся список, переключатель, флажок, вкладки, командные кнопки, вызов контекстного меню объекта. | Научиться:управлению компьютером с помощью меню. | Комбинированный | тестирование | Практическая работа №4 . Управление компьютером с помощью меню | | |
9 | | | Действия с информацией. Хранение информации | Образование информации, действия с информацией, оперативная память, внешняя память, долговременная память | Научиться сопоставлять действия с информацией человеком и компьютером | Открытия нового знания | Беседа Фронтальный опрос | презентация «Хранение информации»; | | §5 вопросы |
10 | | | Носители информации. | Носитель информации, виды носителей информации | Научиться приводить примеры носителей информации с древних времен по наши дни | Открытия нового знания | Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. Фронтальный опрос | Презентация «Носители информации» Клавиатурный тренажер | . | §5 |
11 | | | Передача информации | Источник информации, приемник информации, информационный канал | Научиться определять : источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять способы передачи информации на разных этапах развития человечества; | Открытия нового знания | Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. Фронтальный опрос | презентация «Средства передачи информации» Клавиатурный тренажер | . | §6, вопросы 1-4; |
12 | | | Кодирование информации | Код, кодирование | Научиться кодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики | Открытия нового знания | Беседа. Выступление учащихся с сообщениями. Фронтальный опрос | Презентация «В мире кодов» | . | §7, вопросы |
13 | | | Формы представления информации, методы координат. | Способы кодирования, декодирование, формы представления информации, метод координат | Научиться переходить от одной формы кодирования информации к другой по способу представления графической информации с помощью чисел | Комбинированный | цифровой рисунок | Игра «Морской бой» | | §7, вопросы |
14 | | | Текст как форма представления информации. | Текст, текстовая информация | Научиться: Отличать тексты один от другого по их виду и форме | Комбинированный | Беседа Фронтальный опрос Составление текста. | Презентация «Текст: история и современность» (часть 1)Клавиатурный тренажер | | §8, вопросы |
15 | | | Табличная форма представления информации | Табличная форма, связи между объектами | Научиться решать логические задачи с помощью таблиц | Открытия нового знания | Беседа Фронтальный опрос. Составление таблицы | Презентация «Табличный способ решения логических задач» Игра «Морской бой» | | §9, |
16 | | | Наглядные формы представления информации. Проверочная работа. | Наглядные формы представления информации, схемы, диаграммы. | Научить представлять текстовую информацию в графическом виде | комбинированный | тест рисунки | Презентация «Наглядные формы представления информации»; | | §10, найти примеры наглядной формы представления информации и пояснить, в какой ситуации они используются. |
17 | | | Обработка информации | Обработка информации, типы обработки информации, выполнение отдельных команд с помощью меню, выполнение простейших вычислений. | Научиться определять тип обработки информации и приводить примеры Запускать и завершать работу программы Калькулятор, выполнять отдельные команды с помощью меню, выполнять простые вычисления с помощью программы | Комбинированный | Фронтальный опрос Практикум | Практическая работа №5 . Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор. | | §12 |
18 | | | Обработка текстовой информации. | Подготовка текстов, окно текстового процессора, ввод текста, правила ввода текста | Научиться запускать приложение WordPad, Создавать документ в приложении WordPad, вводить текст, сохранять | Комбинированный | Тестирование. Печать текста. | презентация «Текст: история и современность» (часть 2); Практическая работа №6. Ввод текста. | | §12 |
19 | | | Обработка текстовой информации. | Редактирование текста, перемещение по тексту, выделение текста, просмотр текста. | Научиться редактировать текст (вставлять пропущенные буквы, удалять лишние буквы, заменять одну букву на другую и т.д.) | Комбинированный | ПрР | презентация «Текст: история и современность» (часть 2); Практическая работа №7. Редактирование текста. | | §12 |
20 | | | Редактирование текста. Работа с фрагментами. | Редактирование текста, перемещение по тексту, выделение текста, просмотр текста, работа с фрагментами. | Научиться основным приемам работы с текстом | Комбинированный | ПрР | презентация «Текст: история и современность» Практическая работа №7. Редактирование текста. | | §12 |
21 | | | Редактирование текста. Поиск информации. | Редактирование текста, перемещение по тексту, выделение текста, просмотр текста, работа с фрагментами, поиск информации | Научиться искать слова в тексте и заменять их на другие при помощи специальных функций текстового редактора | Открытия нового знания | ПрР | презентация «Текст: история и современность» (часть 2); файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf Практическая работа №7. Редактирование текста. | | §12 |
22 | | | Изменение формы представления информации. систематизация информации. | Систематизация информации, сортировка информации | Научиться систематизировать информацию по некоторому признаку; форматировать текст | Открытия нового знания | Фронтальный опрос | | ЗСТ Работа учебником Компьютерные | §12 |
23 | | | Форматирование – изменение формы представления | | Научиться форматировать документ для различных целей | Практикум | ПрР | презентация «Текст: история и современность» (часть 2); Практическая работа №8. Форматирование текста | ЗСТ Работа с учебником Компьютерные | §12 |
24 | | | Компьютерная графика. | Графический редактор, размер холста, выбор цвета, инструменты художника. | Научиться называть программы для обработки графической информации; запускать графический редактор Paint; устанавливать размер рабочей области; | Практикум | ПрР | Файлы:Практическая работа № 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора. | | §11 |
25 | | | Инструменты графического редактора | Инструменты чертежника, способы создания изображений. | Научиться выбирать цвет, пользоваться инструментами художника и чертежника в графическом редакторе Paint | Практикум | ПрР | Практическая работа № 9. Знакомство с инструментами рисования графического редактора. | | §11 |
26 | | | Проверочная работа. Обработка графической информации. | Исправление ошибок, дополнительные возможности, устройства ввода графической информации. | Научиться редактировать отсканированное изображение | Комбинированный | ПрР тест | Практическая работа №11. Раскраска. | | |
27 | | | Обработка текстовой и графической информации. | текстовый процессор, графический редактор, текстовый документ, рисунок, комбинированный документ | Научиться вставлять текст в рисунок | Комбинированный | ПрР | Образец выполнения задания — файл Билет.bmp Практическая работа №12. Создание комбинированных документов. | | §12 |
28 | | | Преобразование информации по заданным правилам. | входная информация, выходная информация, правила преобразования информации | Научиться преобразовывать информацию по заданным правилам; вычислять с помощью приложения Калькулятор | Открытия нового знания | Решение задач (инд. и групп) | Практическая работа № 5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор | | |
29 | | | Преобразование информации путем рассуждений. | входная информация, выходная информация, логические рассуждения | Научиться получать информацию путем рассуждений | Открытия нового знания | Решение задач (инд. и групп) | Презентация «Задача о напитках»; Практическая работа № 13. Работа с фрагментами. |
Технология обучения на основе решения задач. Компьютерные | |
30 | | | | | Научиться составлять план действий для решения конкретной задачи | Открытия нового знания | | Виртуальная лаборатория «Переливашки» | | |
31 | | | Разработка плана действий и его запись. | информационная задача, входные данные, выходные данные, план действий | Научиться составлять план действий для решения сложной задачи | | Решение задач (инд. и групп) | Логическая игра «Переправа» | Технология обучения на основе решения задач. Компьютерные | |
32 | | | Контрольная работа. | | | Контроль | тесты | тесты | | |
33 | | | Создание движущихся изображений. | Сюжет, сценарий | Научиться создавать простейшие презентации с элементами анимации | практикум | Прр | Практическая работа №14. Анимация | | |
34 | | | Создание движущихся изображений. | анимация, настройка анимации | Научиться создавать анимированные сцены | практикум | ПрР | Практическая работа №14. Анимация | | |