Рабочая программа по информатике для 8 класса. ФГОС. (по Угриновичу Н.Д.)
Рабочая программа по информатике для 8 класса. ФГОС. (по Угриновичу Н.Д.)
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ для 8 класса общеобразовательной средней школы».
Учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса автора Угриновича Н.Д. разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 8 класса. ФГОС. (по Угриновичу Н.Д.)»
Пояснительная записка
Нормативно - правовые документы
При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении рабочей программы, поурочного планирования необходимо руководствоваться следующей нормативной базой:
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 г. №1089)
Часть I. Основное общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Часть II. Среднее (полное) общее образование http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart /p2/1288/
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
Обязательный минимум содержания образования по информатике. Информатика и образование № 7, 1999 г., ISSN 0234-0453
Приказ № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год» http://www.edu.ru
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии.
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ для 8 класса общеобразовательной средней школы».
Учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса автора Угриновича Н.Д. разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.
В учебнике представлена логика обучения базовому курсу информатики и ИКТ в 8 классе, которая отражает идею о том, что данный этап является наиболее благоприятным для формирования инструментальных (операциональных) ресурсов развития личности, что позволяет достичь метапредметных образовательных результатов (на определённом уровне) на базе информатики и информационных технологий. Таким образом, обучение информатике и ИКТ по учебнику Угриновича Н.Д. предоставляется возможность организовать деятельность целенаправленного развития универсальных учебных действий, которое может быть продолжено в 9 классе.
Место предмета в учебном плане
Базовый курс информатики изучается в 8—9 классах основной школы: один час в неделю в 8 и два часа в 9 классе. Всего 105 ч.
Компонент учебного плана (федеральный)
Цели изучения информатики в основной школе:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Основные задачи рабочей программы:
формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения;
формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики 8 класса выступают информационные процессы и коммуникационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания таких понятий как: алфавитный и содержательный подходы к измерению количества информации; программное и аппаратное обеспечение компьютера.
Практическая часть курса направлена на освоение обучающимися навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования компьютерной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать; организовывать; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Образовательные результаты предмета «Информатика и ИКТ»
Образовательные результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные образовательные результаты:
готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
представление знаково-символических материалов на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов информатики;
выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
решение задач вычислительного характера путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;
использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
создание и наполнение собственных баз данных;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями и средствами их создания;
приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Содержание обучения
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Раздел I. Информация и информационные процессы (8ч)
Знать/понимать:
об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек;
определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий;
различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования;
единицы измерения информации, соотношения между ними, формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении.
Уметь:
приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий;
определять объем в различных единицах измерения количества информации;
решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение.
Раздел II. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 14 часов
Знать/понимать:
об устройстве компьютера;
основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы;
виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры;
что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования;
определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений;
что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу;
основные действия с файлами и папками;
что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы;
понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения;
определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню;
что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола;
что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ.
Уметь:
составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК;
определять тактовую частоту процессора;
разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода;
различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера;
распознавать различные типы файлов;
записывать полное имя файла;
пояснять выполнение действий с папками и файлами;
перезагружать компьютер;
объяснять назначение основных прикладных программ;
работать с программой обработки изображений;
создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки;
находить антивирусную программу на компьютере.
Раздел III. Коммуникационные технологии (13ч)
Знать/понимать:
принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи;
основные виды компьютерных сетей, их топологию;
понятие протокола, основные виды протоколов;
особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин;
систему адресации и назначение электронной почты;
правовые и этические нормы распространения информации;
преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе;
логическую структуру web-страницы ;
основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки.
Уметь:
организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета;
определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи;
использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности;
создавать web-страницу с использованием html-тегов с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора;
использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Ключевые компетенции
(приобретаемые умения и навыки)
Универсальные учебные действия
Виды учебной деятельности
Средства обучения
Д/з
Информация и информационные процессы (8 часов)
1
Информация и информаци-онные процессы в неживой и живой природе. Инструктаж по технике безопасности
Учащиеся должнызнать: основные понятия: информация, виды информационных процессов, роль информационных объектов в жизни людей (быту, технике, лингвистике, социальных науках, в биологических системах, в кибернетике),
свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, ценность, понятность), правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности;
уметь: приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами. оказывать первую медицинскую помощь.
Личностные:
- формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; Регулятивные:
умение использовать различные средства самоконтроля
Познавательные:
умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности
умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности.
Лекция, вводный тест
Презентация У8-1-1, ЦОР
1.1.1,
1.1.2
2
Человек: информация и информа-ционные процессы.
Учащиеся должны знать: виды информации по способам её восприятия, запоминания и преобразования сигналов живыми организмами по формам представления; свойства информации; основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации
Фиксация аудио- и видео-информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи
уметь: приводить примеры получения, передачи и использования информации человеком в природе, технике и обществе.
Личностные:
формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия,
умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.
Фронтальный опрос;
беседа
Презентация «Человек: информация и информационные процессы»
Плакаты издательства БИНОМ № 1, 2
1.1.3
3
Знаки: форма и значение. Знаковые системы
Учащиеся должны знать:основные понятия: знак, знаковые системы, язык; виды знаков и языков.
уметь: приводить примеры знаков, знаковых систем, естественных и формальных языков.
Регулятивные:
умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;
умение использовать различные средства самоконтроля;
Познавательные:
формирование объектно-ориентированного мышления
Коммуникативные:
умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности,
формирование умений передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков.
Фронтальная беседа; диктант
Презентация У8-1-3 «Знаки. Знаковые системы»
1.2.1-1.2.2
4
Кодирование информации. Код. Длина кода.
Учащиеся должны знать:основные понятия: код, длина кода, кодирование, перекодирование.
уметь: приводить примеры кодов и определять их длины, кодировать и декодировать информацию.
Личностные:
формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий.
Регулятивные
умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана, реального действия и его результата.
Коммуникативные:
умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.
Устный опрос;
кроссворд
Презентация У8-1-4
1.2.3
5
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
Учащиеся должны знать:основные понятия: кодирование, бит; единицы измерения информации, соотношение между единицами информации, представление о равновероятных событиях.
Учащиеся должны уметь: переводить единицы измерения информации из одних в другие., определять количество информации, устанавливать случаи, в которых происходят равновероятностные события.
Личностные:
формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия,
Регулятивные:
умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;
умение использовать различные средства самоконтроля;
Учащиеся должны знать: как определяется количество информации в информационном сообщении, сущностные характеристики содержательного, подхода к измерению информации.
уметь: определять количество информации в информационном сообщении.
Личностные:
формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия,
Регулятивные:
умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели;
умение использовать различные средства самоконтроля;
умение использовать различные средства самоконтроля;
Презентация 9-32.pps «Алфавитный подход к определению количества информации» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/
1.3.3
8
Практическая работа №1: по теме: «Информация и информационные процессы»
Учащиеся должны знать единицы количества информации, используя таблицу единиц, производных от байта, объемы информационных носителей информации
уметь определять количество информации в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах, перевод единицы измерения количества информации из одних в другие.
Регулятивные:
умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;
умение использовать различные средства самоконтроля;
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не выполнена.
Список литературы
Для учащихся:
Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Для учителя:
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и КВТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний ,2009.
Самылкина Н. Н. Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие, 2009.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows, Linux.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.