Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для основной общеобразовательной школы (7 – 9 классы) составлена на основе:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Примерной программы по информатике и ИКТ. 7-9 классы;
Авторской программы по курсу информатики Н.Д. Угриновича для 7, 8 и 9 классов.
В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. общая характеристика учебного предмета………………………………………….5
3. описание места учебного предмета в учебном плане………………………………7
4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………………………… 7
5. содержание учебного предмета………………………………………………………9
6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности ……………………………………………………………………………………………13
7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………………………………………………32
8. планируемые результаты изучения учебного предмета…………………………….35
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «29» декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Падунская сош», примерной программы по информатике и ИКТ. 7-9 классы; авторской программы по курсу информатики Н.Д. Угриновича для 7, 8 и 9 классов; программы формирования универсальных учебных действий к используемым УМК.
В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного российского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава. Важными аспектами системно-деятельностного подхода являются ориентация на результаты образования и гарантированность их достижения; признание решающей роли содержания образования; разнообразие способов и форм организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, развитие его творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности
Цели программы:
В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Современные научные представления об информационной картине мира, понятиях информатики и методах работы с информацией отражены в программе. Изложение теории и практики опирается на следующее:
закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
понятия: информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.;
методы современного научного познания: системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Реализация этих задач предполагается в следующих четырех направлениях:
1. Мировоззренческом (ключевые слова — «информация» и «модель»). Здесь рассматриваются понятия
информации и информационных процессов (обработка, хранение, получение и передача информации).
В результате должны сформироваться умения понимать информационную сущность мира, его системность, познаваемость и противоречивость, распознавать и анализировать информационные процессы,
оптимально представлять информацию для решения поставленных задач и применять понятия информатики на практике и в других предметах. Большую роль здесь играет тема «Информация и информационные технологии».
2. Практическом (ключевое слово — «компьютер»).
Здесь формируется представление о компьютере как универсальном инструменте для работы с информацией, рассматриваются разнообразные применения компьютера, участники образовательных отношений приобретают навыки работы с компьютером на основе использования электронных приложений, свободного программного обеспечения ресурсов. Практические задания могут выполняться на разных уровнях, на уроках, после уроков и дома, чем достигается дифференциация и индивидуализация обучения — каждый учащийся может сформировать свою образовательную траекторию.
3. Алгоритмическом (ключевые слова — «алгоритм»,программа»). Развитие алгоритмического мышления идет через решение алгоритмических задач различной сложности и реализации их на языке программирования. В результате формируется представление об алгоритмах и отрабатывается умение решать алгоритмические задачи на компьютере.
4. Исследовательском (ключевые слова — «логика»,«задача»). Содержание и методика преподавания предмета способствуют формированию исследовательских навыков, которые могут быть применены при изучении предметов естественнонаучного цикла с использованием цифрового оборудования, компьютерных инструментальных средств и ЦОР. Большую роль здесь играет метод проектов.
Каждое из направлений развивается по своей логике, но при этом они пересекаются, поддерживая и дополняя друг друга.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Формы контроля
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум;
тестирование
Реализация рабочей программы основана на использовании УМК Н.Д. Угриновича, обеспечивающего обучение курсу информатики в соответствии с ФГОС. Основу УМК составляют учебники завершенной предметной линии для 7-9 классов, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:
Информатика: учебник для 7 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2015
Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2015
Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2015
Информатика. УМК для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя,авторы: Хлобыстова И. Ю., Цветкова М. С.,Бином. Лаборатория знаний, 2013
Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы, Угринович Н. Д., Самылкина Н. Н., Бином. Лаборатория знаний, 2012
Информатика и ИКТ : практикум, Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И., Бином. Лаборатория знаний, 2011
Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие, Самылкина Н. Н., Калинин И. А., Бином. Лаборатория знаний, 2011
Информатика в схемах, Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Ракитина Е. А., Вязовова О. В., Бином. Лаборатория знаний, 2010
Электронное приложение к УМ
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Падунская сош» на преподавание информатики и ИКТ в 7-9 классах отводится 1 час в неделю (34 часа в год, всего 102 часа).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 п. 19.2. изучение предмета нацелено на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий;
знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;
формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные:
формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные:
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
Содержание учебного предмета
1. Информация и информационные процессы – 3 часа
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы к теме 1. Информация и информационные процессы
Практическая работа. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
Практическая работа. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 8 часов
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Типы персональных компьютеров.
Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками.
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Практические работы к теме 2 «Компьютер как универсальное средство обработки информации»
Практическая работа. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.
Практическая работа. Форматирование дискеты.
Практическая работа. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы
3. Кодирование и обработка текстовой и графической информации – 17 часов
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации.
Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Практические работы к теме 3 «Кодирование и обработка текстовой и графической информации»
Практическая работа. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера
Практическая работа. Вставка в документ формул.
Практическая работа. Форматирование символов и абзацев.
Практическая работа. Создание и форматирование списков.
Практическая работа. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Практическая работа. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
Практическая работа. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
4. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео – 7 часов
Кодирование и обработка звуковой информации.
Цифровое фото и видео.
Практические работы к теме 4. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео
Практическая работа. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Практическая работа. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа
5. Кодирование и обработка числовой информации – 6 часов
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы к теме 5. Кодирование и обработка числовой информации
Практическая работа. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Практическая работа. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
Практическая работа. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Практическая работа. Построение диаграмм различных типов.
6. Базы данных – 3 часа
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практические работы к теме 6. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
Практическая работа. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
7. Коммуникационные технологии – 16 часов
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы к теме 7 «Коммуникационные технологии»
Практическая работа. Путешествие по Всемирной паутине.
Практическая работа. Работа с электронной Web-почтой.
Практическая работа. Загрузка файлов из Интернета.
Практическая работа. Регистрация и общение в социальной сети Facebook.
Практическая работа. Поиск информации в Интернете.
Практическая работа. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети.
Практическая работа. «География» Интернета.
Практическая работа. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.
8. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 15 часов
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.
Практические задания к теме 8. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования
Практическая работа. Знакомство с системами алгоритмического и объектно-ориентированного программирования.
Практическая работа. Проект «Переменные».
Практическая работа. Проект «Калькулятор».
Практическая работа. Проект «Строковый калькулятор».
Практическая работа. Проект «Даты и время».
Практическая работа. Проект «Сравнение кодов символов».
Практическая работа. Проект «Отметка».
Практическая работа. Проект «Коды символов».
Практическая работа. Проект «Слово-перевертыш».
Практическая работа. Проект «Графический редактор».
Практическая работа. Проект «Системы координат».
Практическая работа. Проект «Анимация».
9. Моделирование и формализация – 8 часов
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Практические задания к теме 9. Моделирование и формализация
Практическая работа. Проект «Бросание мячика в площадку».
Практическая работа. Проект «Графическое решение уравнения».
Практическая работа. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.
Практическая работа. Проект «Распознавание удобрений».
Практическая работа. Проект «Модели систем управления».
10. Логика и логические основы компьютера – 5 часов
Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.
Практические задания к главе 10. Логика и логические основы компьютера
Практическая работа. Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ»
11. Информационное общество и информационная безопасность – 3 часа
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
Учебно- тематический план
№
Тема
класс
кол-во часов
всего
7 класс
8 класс
9 класс
1
Информация и информационные процессы
3
1
2
-
2
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
8
7
-
1
3
Кодирование текстовой и графической информации
9
2
7
-
4
Обработка текстовой информации
8
8
-
-
5
Обработка графической информации, цифрового фото и видео
5
5
-
-
6
Кодирование и обработка числовой информации
6
-
6
-
7
Кодирование и обработка звука
2
-
2
-
8
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
15
-
-
15
9
Моделирование и формализация
8
-
-
8
10
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц)
3
-
3
-
11
Основы логики
5
-
-
5
12
Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов
16
8
8
-
13
Информационное общество и информационная безопасность
3
1
-
2
Контрольные уроки и резерв
11
2
6
3
Всего
102
34
34
34
Тематическое планирование
7 класс
№ урока
Тема урока
Вид деятельности
1
Введение. Информация, ее представление и измерение
Формирование первоначальных
представлений об информации, ее
представлении и измерении
2
Устройство компьютера. Общая схема.
Процессор, память
Изучение нового теоретического
материала
3
Устройства ввода и вывода
Наряду с изучением нового
материала проводится контроль
усвоения предыдущей темы
4
Файл и файловая система
Решение задач. Самостоятельная
работа
5
Работа с файлами
Практические работы № 1.1 и 1.2
6
Программное обеспечение и его виды
Изучение нового теоретического
материала
7
Организация информационного пространства
Изучение нового материала.
Практическая работа № 1.3
8
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Обобщающий урок. К изученному
материалу добавляется актуальная тема безопасной работы за компьютером
9
Создание документа в текстовом редакторе
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики
10
Основные приемы редактирования документов
Изучение нового материала.
практическая работа № 2.1
11
Основные приемы форматирования документов
Изучение нового материала.
Практические работы № 2.3, 2.4
12
Внедрение объектов в текстовый документ
Практическая работа № 2.2
13
Работа с таблицами в текстовом документе
Практическая работа № 2.5
14
Подготовка текстового документа со сложным форматированием
Итоговая практическая работа на
контроль навыков редактирования и форматирования текстовых
документов
15
Творческая тематическая работа.
Например, создание объявления о новогод-
нем спектакле
Практическая работа
16
Компьютерные словари и системы машинного перевода текста
Изучение нового материала.
Практическая работа № 2.6
17
Системы оптического распознавания документов
Изучение нового материала.
Практическая работа № 2.7
18
Растровая графика
Изучение нового теоретического
материала
19
Векторная графика
Изучение нового теоретического
материала
20
Интерфейс и возможности растровых графических редакторов
Изучение нового материала в
режиме интеграции теории и практики
21
Редактирование изображений в растровом
графическом редакторе
Практическая работа № 3.1
22
Интерфейс и возможности векторных графических редакторов
Изучение нового материала в
режиме интеграции теории и практики
23
Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Практическая работа № 3.2
24
Контрольный урок
Контрольная работа.
25
Растровая и векторная
анимация
Изучение нового материала.
Практическая работа № 3.3
26
Представление информационных ресурсов в
глобальной телекоммуникационной сети
Изучение нового материала.
Практическая работа № 4.1
27
Сервисы сети. Электронная почта
Изучение нового материала
28
Работа с электронной почтой
Практическая работа № 4.2
29
Сервисы сети. Файловые архивы
Изучение нового материала
30
Загрузка файлов из Интернета
Практическая работа № 4.3
31
Социальные сервисы сети
Изучение нового материала
32
Электронная коммерция в Интернете
Изучение нового материала
33
Поиск информации в сети Интернет
Практическая работа № 4.4
34
Личная безопасность в сети Интернет
Итоговое семинарское занятие
8 класс
№ урока
тема
Вид деятельности
1
Введение. Информация в природе, обществе и технике
Изучение нового теоретического
материала
2
Информационные процессы в различных
системах
Изучение нового теоретического
материала
3
Кодирование информации с помощью знаковых систем
Наряду с изучением нового
материала проводится контроль
усвоения предыдущей темы
4
Знаковые системы
Изучение нового теоретического
материала и работа в клавиатурном тренажере. Практическая работа 1.1
5
Вероятностный (содержательный) подход к
измерению количества информации
Изучение нового материала и
практическая работа № 1.2
6
Алфавитный подход к измерению количества информации
Изучение нового материала и
практическая работа № 1.2
7
Контрольный урок
Выполнение контрольной работы
8
Обобщающий урок
Анализ результатов контрольной
работы. Повторение и обобщение теоретического материала.
Возможна работа в клавиатурном тренажере
9
Кодирование текстовой информации
Изучение нового теоретического материала
10
Определение числовых кодов символов и пере-
кодировка текста
Решение задач и выполнение
практической работы № 2.1
11
Кодирование графической информации
Изучение нового теоретического
материала
12
Палитры цветов в системах цветопередачи
RGB, CMYK и HSB
Практическая работа № 2.2
13
Контрольный урок
Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу
14
Кодирование и обработка звуковой информации
Изучение нового теоретического материала
15
Обработка звука
Практическая работа № 3.1
16
Цифровое фото и видео
Изучение нового теоретического
материала. Практическая работа 3.2
17
Редактирование цифрового видео с использованием системы
нелинейного видеомонтажа
Практическая работа № 3.3
18
Кодирование числовой информации. Системы
счисления
Изучение нового материала
19
Развернутая и свернутая формы записи чисел. Перевод из произвольной в десятичную
систему счисления
Изучение нового материала
20
Перевод из десятичной в произвольную систему счисления
Изучение нового материала
21
Двоичная арифметика
Практическая работа № 4.1
22
Электронные таблицы.
Основные возможности
Изучение нового материала в
режиме интеграции теории и
практики. Практические работы
№ 4.2 и 4.3
23
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
Практическая работа № 4.4
24
Контрольный урок
Контрольная работа на системы счисления
25
Базы данных в электронных таблицах
Изучение нового материала в
режиме интеграции теории и
практики. Практическая работа 5.1
26
Передача информации. Локальные компьютерные сети
Изучение нового теоретического
материала. Практическая работа
№ 6.1
27
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Структура и способы подключения
Изучение нового теоретического
материала
28
Адресация в Интернете. Маршрутизация
и транспортировка данных в сети
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Практическая работа № 6.2
29
Разработка сайта с использованием языка
разметки гипертекстового документа.
Публикации в сети. Структура и инструменты для создания
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики
30
Форматирование текста на web-странице
Практическая работа № 6.3
31
Вставка изображений и гиперссылок
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Продолжение выполнения
практической работы № 6.3
32
Вставка и форматирование списков
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Продолжение выполнения
практической работы № 6.3
33
Использование интерактивных форм
Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Продолжение выполнения
практической работы № 6.3
34
Итоговое занятие
Может быть проведено в виде итогового семинарского занятия, на котором учащиеся сдают результаты практической работы
9 класс
№ урока
тема
Вид деятельности
1
Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания
Изучение нового теоретического материала
2
Логические функции. Законы логики
Изучение нового материала
в режиме интеграции теории
и практики решения типовых
задач
3
Упрощение логических функций
Наряду с изучением нового материала проводится контроль усвоения предыдущей темы
4
Таблицы истинности
Изучение нового теоретического материала.
Практическая работа № 3.
5
Логические основы устройства компьютера
Изучение нового материала
и практическая работа № 3.2
6
Контрольный урок
Выполнение контрольной работы или теста по изученному материалу
7
Алгоритм и его формальное исполнение
Изучение нового теоретического материала
8
Выполнение алгоритмов компьютером. Основные
парадигмы программирования
Изучение нового теоретического материала
9
Основные алгоритмические структуры
Изучение нового теоретического материала
10
Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования
Изучение нового материала
в режиме интеграции теории
и практики. Практическая
работа № 1.1
11
Переменные: имя, тип, значение
Решение задач и выполнение
практической работы № 1.2
12
Арифметические, строковые и логические выражения
Практические работы № 1.3
и 1.4
13
Функции в языках объектно-ориентированного и
процедурного программирования
Изучение нового теоретического материала
14
Проекты «Даты и время» и «Сравнение кодов символов»
Практические работы № 1.5 и 1.6
15
Проект «Отметка»
Практическая работа № 1.7
16
Проект «Коды символов»
Активизация ранее изученного материала по программированию. Практическая работа № 1.8
17
Проект «Слово-перевертыш»
Практическая работа № 1.9
18
Графические возможности объектно-ориентированного программирования
Изучение нового материала
19
Проект «Графический редактор»
Практическая работа № 1.10
20
Проект «Системы координат»
Практическая работа № 1.11
21
Проект «Анимация»
Практическая работа № 1.12
22
Контрольный урок
Контрольная работа, контрольный тест или творческий проект небольшого
объема
23
Окружающий мир как иерархическая система.
Моделирование, формализация, визуализация
Изучение нового материала
24
Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей
Изучение нового теоретического материала
25
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование моделей из курса
физики
Изучение нового материала
в режиме интеграции теории
и практики
26
Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа № 2.1
27
Приближенное решение уравнений. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа № 2.2
28
Компьютерное конструирование с использованием
системы компьютерного черчения
Изучение нового материала
в режиме интеграции теории
и практики. Практическая
работа № 2.3
29
Экспертные системы распознавания химических
веществ
Изучение нового материала
в режиме интеграции теории
и практики. Практическая
работа № 2.4
30
Информационные модели управления объектами
Изучение нового материала
в режиме интеграции теории
и практики. Практическая
работа № 2.5
31
Контрольный урок
Сдача проектов из практических работ № 2.4 и 2.5
32
Информационное общество. Информационная культура
Изучение нового теоретического материала
33
Правовая охрана программ и данных. Защита
информации
Изучение нового теоретического материала
34
Итоговое занятие
Может быть проведено в виде семинарского занятия, посвященного обсуждению действующих законов в информационной сфере
С помощью каких учебных текстов достигается результат
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
Формирование алгоритмического мышления:
• умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.);
• умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;
• умения вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т. д.)
9 класс
1.1. Алгоритм и его формальное исполнение.
1.1. Свойства алгоритма и его исполнители.
1.1.2. Выполнение алгоритмов компьютером.
1.2.5. Блок-схемы алгоритмов
9 класс
1.1. Алгоритм и его формальное исполнение. 1.1.2. Выполнение алгоритмов компьютером.
1.2.5. Блок-схемы алгоритм
9 класс 1.1.2. Выполнение алгоритмов компьютером. 1.2.5. Блок-схемы алгоритмов
2.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
9 класс
2.4. Построение и исследование физических моделей. 2.5. Приближенное решение уравнений
2.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий
Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий
С помощью каких учебных текстов достигается результат
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область). Знаково-символические действия выполняют функции:
• отображения учебного материала;
• выделения существенного;
• отрыва от конкретных ситуативных значений;
• формирования обобщенных знаний
Виды знаково-символических действий: • замещение; • кодирование/декодирование; • моделирование
Умение структурировать знания
Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
Формулирование проблемы. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка и т. п.). Умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики). Умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках (на начальном уровне); преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи. Умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи. Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Формирование системного мышления — способности к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое. Формирование объектноориентированного мышления — способности работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими объектами или над ними.
Формирование формального мышления — способности применять логику при решении информационных задач, умения выполнять операции над понятиями и простыми суждения
Формирование критического мышления — способности устанавливать противоречие, т. е. несоответствие между желаемым и действительным. Умение осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем. Умение формулировать гипотезу по решению проблем
С помощью каких учебных текстов достигается результат
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Умение использовать информацию с учетом этических и правовых норм
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т. д.), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами. Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.
Формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формирование умений использования иронии, самоиронии и юмора в процессе общения
9 класс
4.1. Информационное общество.
4.2. Информационная культура
7 класс
4.2. Поиск информации в Интернете.
9 класс 2.8. Информационные модели управления объектами
7 класс
4.2. Поиск информации в Интернете.
4.3. Электронная коммерция в Интернете
7 класс
4.2. Поиск информации в Интернете.
4.3. Электронная коммерция в Интернете
7 класс 4.1.4. Общение в Интернете
Личностный блок УУД
Личностные действия
Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и уметь находить ответ на него
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей:
• выделение морально-этического содержания событий и действий;
• построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора;
• нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм;
• ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Самопознание и самоопределение. Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку. Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику. Формирование критического отношения к информации и избирательности ее восприятия, уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей, основ правовой культуры в области использования информации
Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации; формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды; формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных заданий, в том числе проектов
7 класс 4.1.4. Общение в Интернете
9 класс
4.1. Информационное общество. 4.2. Информационная культура. 4.3. Правовая охрана программ и данных. Защита информации
9 класс 2.8. Информационные модели управления объектами
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Информатика: учебник для 7 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2015
Информатика: учебник для 8 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2015
Информатика: учебник для 9 класса, Угринович Н. Д., Бином. Лаборатория знаний, 2015
Информатика. УМК для основной школы: 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя,авторы: Хлобыстова И. Ю., Цветкова М. С.,Бином. Лаборатория знаний, 2013
Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы, Угринович Н. Д., Самылкина Н. Н., Бином. Лаборатория знаний, 2012
Информатика и ИКТ: практикум, Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И., Бином. Лаборатория знаний, 2011
Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие, Самылкина Н. Н., Калинин И. А., Бином. Лаборатория знаний, 2011
Информатика в схемах, Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Ракитина Е. А., Вязовова О. В., Бином. Лаборатория знаний, 2010
Электронное приложение к УМК
Комплект цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
CD-диски и DVD-диски по информатике, содержащие информационные инструменты и информационные источники (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.)
В комплект плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа» входят 11 плакатов и методические рекомендации по их использованию.
Плакаты:
Архитектура ПК:
Системная плата.
Устройства внешней памяти.
Устройства ввода/вывода информации.
Обработка информации с помощью ПК.
Позиционные системы счисления.
Логические операции.
Законы логики.
Базовые алгоритмические структуры.
Основные этапы компьютерного моделирования.
Обмен данными в телекоммуникационных сетях.
Информационные революции. Поколения компьютеров.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебную деятельность информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Среда программирования Turbo Pascal 7.0
Простая система управления базами данных.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
Планируемые результаты изучения информатики
Информация и способы ее представления
Выпускник научится:
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явленияи его словесным (литературным) описанием; узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
базовым навыкам работы с компьютером;
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с программными средствами для работы с аудио - и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;