Рабочая программа по информатике для 12 класса вечерней школы
Рабочая программа по информатике для 12 класса вечерней школы
Настоящая программа составлена на основе:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по дисциплине «Информатика и ИКТ» (базовый уровень; утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089).
Учебного плана КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».
Н.В.Макаровой Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция) ( Питер 2006 г.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 12 класса вечерней школы »
Главное управление образования
и молодежной политики
Алтайского края
КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
с.Шипуново, Алтайского края
Рассмотрено на МО учителей
естественно-научного цикла
Протокол № ________
от
«_____» ________ 20______
Руководитель МО
______________________
Кожевникова М.А.
Согласовано
Зам.директора по МР
«____» _____________ 20_____
________________________
Губчук Д.П.
Утверждено
Директор школы
________________________
Марченко И.А.
Приказ № _______
от
«___» __________ 20______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ
12 класс
на 2013 – 2014 учебный год
(базовый уровень обучения)
очная форма
Составитель: Ванина В.А
учитель информатики
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по дисциплине «Информатика и ИКТ» (базовый уровень; утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089).
Учебного плана КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».
Н.В.Макаровой Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция) ( Питер 2006 г.).
Годового календарного графика КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2» на 2013/2014 учебный год.
На изучение курса в 10 и 11 классе отводится по 2 часа в неделю.
Отличительной особенностью вечерней школы является то, что в данной школе обучение проходит по программе не «10-11», а «10-12». В связи с этим материал 11 класса делится на 2 года, т.е в 11 и в 12 классе на изучение курса отводится по 1 часу в неделю.
Таким образом, рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 11 класса в течение 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:
Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.
Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Программа разработана на основе системно-информационной концепции и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного и объектно-ориентированного анализа, для реализации которых используются компьютерные технологии, при этом следует учесть развиваемый в научном сообществе информационный подход.
С внедрением данной программы появляется возможность на уроках информатики и ИКТ закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. На практических занятиях реально может быть реализован принцип межпредметных связей. Это достигается в процессе решения многочисленных задач из разных предметных областей, используя для этого два методических подхода.
Аудиторное время (работа в классе) организовано следующим образом: 50% времени составляет изучение теоретического и практического материала в некомпьютерном классе и 50% - практическая работа на компьютере.
В практике используются три формы организации работы на уроке:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
- практические методы (упражнения, практические работы).
Формы контроля:
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум;
- тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса), практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 12 классов.
Стандарт среднего (полного) общего образования.
Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных дисциплин.
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Приобретение опыта использования информационных технологий, в том числе проектной деятельности.
Цели обучения в 12-м классе
Основными целями изучения информатики в 11-м классе являются:
развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся;
развитие исследовательских умений учащихся в процессе моделирования в электронной таблице;
формирование представления об основных понятиях социальной информатики;
формирование систематизированного представления об информационных системах и информационных технологиях;
формирование умений технологии работы с реляционной многотабличной базой данных в программной среде Access;
закрепление навыков работы по технологии автоматизированной обработки текста;
освоение основ программирования в среде Visual Basic;
подготовка к экзамену по информатике и ИКТ.
Литература
Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2006.
Информатика и ИКТ. 10 класс. Практикум. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008 г.
Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корафей»,- 2009.
Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 2 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корафей»,- 2009
Тематическое планирование учебного материала Н.В. Макаровой в старшей школе для базового уровня
12-й класс (1 час в неделю)
№темы
в учебнике1, практикуме2 (П), задачнике3 (З), программе
Название темы
Вариант 1
(2 час. в неделю)
Количество часов
Учебник
Практикум
Задачник
Программа
Занятия в классе
Дата
Всего
некомпьютерном (теория+ практика)
компьютерном (практика)
Раздел 4.Информационная технология хранения данных
4.1.
4.1.
Представление о базах данных
1
1
-
4.2.
4.2.
Виды моделей данных: иерархическая, сетевая, реляционная. Технология преобразования моделей
2
2
-
4.3.
4.3.
Инструментарий системы управления базой данных Access
1
-
1
4.4.-4.5.
4.4.-4.5.
Этапы разработки базы данных. Этапы разработки базы данных «Географические объекты»
2
1
1
4.6.
4.6.
Информационная технология создания базы данных в Access
4
-
4
4.7.
4.7.
Информационная технология управления базой данных в Access: создание форм, сортировка, создание запросов, создание отчетов.
11
2
9
Итого по разделу 4
21
6
15
Зачетная работа по теме «Информационная технология хранения данных»
1
Раздел 5.Основы программирования в среде VisualBasic4
10
5.1
Цикл с параметром
2
-
2
11, 13, 14
5.2
Условный оператор
4
-
4
15, 16
5.3.
Цикл с предусловием и постусловием
4
4
12, 17-20
5.45
Углубленное изучение программирования в среде Visual Basic
(+20)
-
(+20)
Итого по разделу 5
10 (+20)
-
10
(+20)
Урок повторения
1
Итоговая зачетная работа
1
Итого за учебный год:
34
Календарно-тематическое планирование
для базового уровня
12-й класс (1 час в неделю)
№ урока
Название темы
Кол-во
ур
Дата
план
Дата
факт
Раздел 4.Информационная технология хранения данных
21 час + зачетная работа
Основные задачи: научить представлять базу данных в виде таблицы; приводить примеры информационных систем; приводить примеры моделей для разных предметных областей; представлять иерархическую и сетевую модели данных в графической форме; приводить примеры и объяснение разных типов связей между таблицами реляционной модели данных; представлять реляционную модель данных в виде нескольких таблиц со связями; дать понятие СУБД; назначение инструментов СУБД Access для создания таблиц; назначение инструментов СУБД Access для управления видом представления данных; назначение инструментов СУБД Access для обработки данных; назначение инструментов СУБД Access для вывода данных; понятие и назначение формы; понятие и назначение фильтра; понятие и назначение запроса; понятие и назначение отчета; научить создавать и редактировать простую форму ввода данных; создавать и редактировать составную форму ввода данных; сортировать данные в таблицах; создавать запросы, формируя в них различные условия отбора данных; создавать и редактировать отчеты.
1
Представление о базах данных.
1
2
Виды моделей данных: иерархическая, сетевая, реляционная.
1
3
Технология преобразования моделей.
1
4
Инструментарий системы управления базой данных Access.
1
5
Этапы разработки базы данных.
1
6
Этапы разработки базы данных «Географические объекты».
1
7
Информационная технология создания базы данных в Access
1
8
Информационная технология создания базы данных в Access
1
9
Информационная технология создания базы данных в Access
1
10
Информационная технология создания базы данных в Access
1
11
Этапы разработки базы данных
1
12
Этапы разработки базы данных
1
13
Теоретические этапы разработки базы данных
1
14
Информационная технология управления базой данных в Access: создание форм.
1
15
Информационная технология управления базой данных в Access: создание форм.
16
Информационная технология управления базой данных в Access: сортировка.
17
Информационная технология управления базой данных в Access: сортировка.
18
Информационная технология управления базой данных в Access: создание запросов.
19
Информационная технология управления базой данных в Access: создание запросов.
20
Информационная технология управления базой данных в Access: создание отчетов.
21
Информационная технология управления базой данных в Access: создание отчетов.
22
Зачетная работа по теме
«Информационная технология хранения данных»
Раздел 5.Основы программирования в среде VisualBasic.
10 часов + зачетная работа
Основные задачи: научить выделять повторяющийся фрагмент в алгоритме; оформлять повторяющиеся фрагменты в виде подпрограмм; обращаться из программы к написанной функции разными способами; использовать в программах цикл For ...Next; научить использовать в программах условные операторы; использовать полное и неполное ветвление в алгоритмах; использовать вложенные конструкции; осуществлять выбор по сложному условию; использовать в программах управляющие элементы; разрабатывать программы, включающие циклы с предусловием и с постусловием.
23
Назначение оператора цикла. Понятие параметра и тела цикла.
Назначение условного оператора. Синтаксис условного оператора в короткой форме.
26
Синтаксис условного оператора в полной форме.
27
Примеры написания программ с условными операторами: определение знака числа; проверка навыков устного счета; диалоговой программы; вывода текста по условию; отгадывание числа.
28
Примеры написания программ: выбора из меню
29
Понятие цикла с предусловием. Синтаксис оператора цикла Do While.
30
Примеры написания программ: использование признака делимости; поиска наибольшего делителя двух чисел; нахождение суммы двух дробей.
31
Понятие цикла с постусловием. Синтаксис оператора цикла Do … Loop Until.
В результате обучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать - Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий. - Назначение и вида информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы. - Назначение и функции операционных систем.
уметь - Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами. - Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования. - Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. - Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий. - Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы. - Просматривать, создавать редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу. - Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики. - Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. - ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами. - автоматизации коммуникационной деятельности. - соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией. - эффективной организации индустриального информационного пространства.
1 Информатика и ИКТ. Учебник.. 11 класс. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
2Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 классы. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
3 Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый курс. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
4 Этот раздел изучается на базе практикума по программированию
5 Тема 5.4. изучается в рамках дополнительного лимита времени