«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено на МО учителей
естественно-научного цикла
Протокол № ________
от
«_____» ________ 20______
Руководитель МО
______________________
Кожевникова М.А.
Согласовано
Зам.директора по МР
«____» _____________ 20_____
___________________________
Губчук Д.П.
Утверждено
Директор школы
_________________________
Марченко И.А.
Приказ № _______
от
«___» __________ 20______
Рабочая программа
учебного предмета «Информатика» для 12 класса
среднего общего образования
(очная форма обучения)
на 2014– 2015 учебный год
Составитель: Ванина В.А., учитель информатики
Шипуново 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса информатики для 12 класса составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
-обязательного минимума содержания основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.05.1998 г № 1276);
-учебного плана КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора школы от 01.09.2014 г. № 16);
-годового календарного графика школы (принят на заседании педсовета протокол №1 от 29.08.2014);
-Положения о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);
-Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2014 г. № 253);
-основной образовательной программы КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);
-Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
-Положения о промежуточной и итоговой аттестации учащихся КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);
-примерных программ по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень);
-авторской программы Н.В.Макаровой Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция) ( Питер 2006 г.).
Изучение информатики в 12 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся;
• развитие исследовательских умений учащихся в процессе моделирования в электронной таблице;
• формирование представления об основных понятиях социальной информатики;
• формирование систематизированного представления об информационных системах и информационных технологиях;
• формирование умений технологии работы с реляционной многотабличной базой данных в программной среде Access;
• закрепление навыков работы по технологии автоматизированной обработки текста.
Рабочая программа рассчитана на достижение целей авторской программы, которые не противоречат целям ООП ООО КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».
На изучение курса в 10 и 11 классе отводится по 2 часа в неделю.
Отличительной особенностью вечерней школы является то, что в данной школе обучение проходит по программе не «10-11», а «10-12». В связи с этим материал 11 класса делится на 2 года, т.е в 11 и в 12 классе на изучение курса отводится по 1 часу в неделю.
Таким образом, рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 12 класса в течение 35 часов (из расчета 1 час в неделю согласно годового календарного графика КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2» на 2014/2015 учебный год).
Распределение часов по темам составлено на основе авторской программы. Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе.
В основе реализации рабочей программы лежит компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения и отражают стратегию современной образовательной политики.
При организации учебного процесса используются следующие формы:
уроки изучения новых знаний;
уроки закрепления новых знаний;
комбинированные уроки;
уроки обобщения и систематизации знаний;
уроки контроля;
практические работы, а также сочетание указанных форм.
Методы обучения: информационно-развивающий, проблемно-поисковый, репродуктивный, творчески-репродуктивный.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах. Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся и ориентирован на выполнение минимума.
Средства контроля и учебно-методические средства обучения
Для проведения зачетных работ используются: Информатика. 9-11 классы: тесты(базовый уровень)/ авт.-сост. Е.В.Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008., Комплексные тестовые упражнения по информатике/С.Е.Щикот, С.О.Крамаров, В.В.Перепелкин. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся. Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся и ориентирован на выполнение минимума.
Результаты изучения курса «Информатика» в 11 классе приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту.
Рабочая программа ориентирована на использованиеучебника:
Тематическое планирование учебного материала Н.В. Макаровой в старшей школе
для базового уровня
12-й класс (1 час в неделю)
№ п/п
Наименование темы
Всего
некомпьютерные занятия
компьютерные занятия
Зачетное занятие
Дата
Раздел 4. Информационная технология хранения данных
1
Представление о базах данных
1
1
-
2
Виды моделей данных: иерархическая, сетевая, реляционная. Технология преобразования моделей
2
2
-
3
Инструментарий системы управления базой данных Access
1
-
1
4
Этапы разработки базы данных. Этапы разработки базы данных «Географические объекты»
2
1
1
5
Информационная технология создания базы данных в Access
4
-
4
6
Информационная технология управления базой данных в Access: создание форм, сортировка, создание запросов, создание отчетов.
11
2
9
1
16.02
Итого по разделу 4
21
6
15
Раздел 5.Основы программирования в среде VisualBasic1
7
Цикл с параметром
2
-
2
8
Условный оператор
4
-
4
9
Цикл с предусловием и постусловием
4
4
Итого по разделу 5
10
-
10
10
Урок повторения
1
Итоговая зачетная работа
1
1
18.05
Итого за учебный год:
34
Календарно-тематическое планирование
по информатике (35 ч)
Раздел 4.Информационная технология хранения данных
21 час + зачетная работа
№
п/п
Дата
Тема урока
Оборудование
Требования к усвоению материала темы
1
01.09
Представление о базах данных.
Учебник
Учащиеся должны:
знать/уметь представлять базу данных в виде таблицы;
приводить примеры информационных систем; приводить примеры моделей для разных предметных областей; представлять иерархическую и сетевую модели данных в графической форме; приводить примеры и объяснение разных типов связей между таблицами реляционной модели данных; представлять реляционную модель данных в виде нескольких таблиц со связями; дать понятие СУБД; назначение инструментов СУБД Access для создания таблиц; назначение инструментов СУБД Access для управления видом представления данных;
назначение инструментов СУБД Access для обработки данных;
назначение инструментов СУБД Access для вывода данных; понятие и назначение формы; понятие и назначение фильтра; понятие и назначение запроса; понятие и назначение отчета; создавать и редактировать простую форму ввода данных; создавать и редактировать составную форму ввода данных;
сортировать данные в таблицах; создавать запросы, формируя в них различные условия отбора данных; создавать и редактировать отчеты.
2
08.09
Виды моделей данных: иерархическая, сетевая, реляционная.
3
15.09
Технология преобразования моделей.
4
22.09
Инструментарий системы управления базой данных Access.
5
29.09
Этапы разработки базы данных.
Задачник по моделированию, практикум по программированию, компьютер
6
06.10
Этапы разработки базы данных «Географические объекты».
7
13.10
Информационная технология создания базы данных в Access
8
20.10
Информационная технология создания базы данных в Access
9
27.10
Информационная технология создания базы данных в Access
10
10.11
Информационная технология создания базы данных в Access
11
17.11
Этапы разработки базы данных
12
24.11
Этапы разработки базы данных
13
01.12
Теоретические этапы разработки базы данных
14
08.12
Информационная технология управления базой данных в Access: создание форм.
15
15.12
Информационная технология управления базой данных в Access: создание форм.
16
22.12
Информационная технология управления базой данных в Access: сортировка.
17
12.01
Информационная технология управления базой данных в Access: сортировка.
18
19.01
Информационная технология управления базой данных в Access: создание запросов.
19
26.01
Информационная технология управления базой данных в Access: создание запросов.
20
02.02
Информационная технология управления базой данных в Access: создание отчетов.
21
09.02
Информационная технология управления базой данных в Access: создание отчетов.
22
16.02
Зачетная работа по теме
«Информационная технология хранения данных»
Компьютер
Раздел 5.Основы программирования в среде VisualBasic.
10 часов+ зачетная работа
№
п/п
Дата
Тема урока
Оборудование
Требования к усвоению материала темы
23
23.02
Назначение оператора цикла. Понятие параметра и тела цикла.
Учебник, практикум по программированию, компьютер
Учащиеся должны:
уметь выделять повторяющийся фрагмент в алгоритме; оформлять повторяющиеся фрагменты в виде подпрограмм; обращаться из программы к написанной функции разными способами; использовать в программах цикл For ...Next;
научить использовать в программах условные операторы; использовать полное и неполное ветвление в алгоритмах; использовать вложенные конструкции; осуществлять выбор по сложному условию; использовать в программах управляющие элементы; разрабатывать программы, включающие циклы с предусловием и с постусловием.
Назначение условного оператора. Синтаксис условного оператора в короткой форме.
26
16.03
Синтаксис условного оператора в полной форме.
27
30.03
Примеры написания программ с условными операторами: определение знака числа; проверка навыков устного счета; диалоговой программы; вывода текста по условию; отгадывание числа.
28
06.04
Примеры написания программ: выбора из меню
29
13.04
Понятие цикла с предусловием. Синтаксис оператора цикла DoWhile.
30
20.04
Примеры написания программ: использование признака делимости; поиска наибольшего делителя двух чисел; нахождение суммы двух дробей.
31
27.04
Понятие цикла с постусловием. Синтаксис оператора цикла Do … LoopUntil.
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Требования к результатам обучения в 11-12 классе
В результате изучения информатики в 11-12 классе ученик должен
знать/понимать - Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий. - Назначение и вида информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы. - Назначение и функции операционных систем.
уметь - Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами. - Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования. - Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. - Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий. - Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы. - Просматривать, создавать редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу. - Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики. - Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. - ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами. - автоматизации коммуникационной деятельности. - соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией. - эффективной организации индустриального информационного пространства.
Контроль уровня подготовки обучающихся
Формы, виды, методы и средства контроля:
Виды контроля: промежуточный, текущий, тематический, итоговый
Методы контроля: письменный и устный
Формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос
Система контроля и оценивания знаний включает в себя:
тематический контроль
текущий кратковременный контроль ЗУН (текстовой и тестовый);
промежуточные тестовые и проверочные работы
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
Тест
Оценка "5" ставится в случае:
тест выполнен без ошибок (100%);
Оценка «4»:
выполнено верно¾ теста (75%);
Оценка «4»:
выполнено верно ½ теста (50%);
Оценка «3»:
выполнено верно ½ теста (50%);
Оценка «2»:
выполнено менее ½ теста (менее 50%).
При оценке знаний, умений и навыков учащихся учитываются все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
-незнание определения основных понятий, основных положений теории;
-незнание наименований единиц измерения;
-неумение выделить в ответе главное;
-неумение применять знания для решения познавательных задач и объяснения явлений;
-неумение делать выводы и обобщения;
-неумение читать и строить принципиальные схемы;
-неумение подготовить лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения или использовать в результате их проведения полученные данные для выводов;
-неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-нарушение техники безопасности;
-небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
-ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
-недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-неумение выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-нерациональные приемы выполнения опытов, наблюдений, заданий;
-ошибки в вычислениях;
-небрежное выполнение записей, чертежей, схем;
-орфографические и пунктуационные ошибки.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
Информатика. 11 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
Информатика. 11 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 2 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
Информатика и ИКТ. Практикум. 10-11 классы. Базовый уровень / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый уровень / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.