«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено на МО учителей
естественно-научного цикла
Протокол № ________
от
«_____» ________ 20______
Руководитель МО
______________________
Кожевникова М.А.
Согласовано
Зам.директора по МР
«____» _____________ 20_____
___________________________
Губчук Д.П.
Утверждено
Директор школы
_________________________
Марченко И.А.
Приказ № _______
от
«___» __________ 20______
Рабочая программа
учебного предмета «Информатика» для 11 класса
среднего общего образования
(очная форма обучения)
на 2014– 2015 учебный год
Составитель: Ванина В.А., учитель информатики
Шипуново 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса информатики для 11 класса составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
-обязательного минимума содержания основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.05.1998 г № 1276);
-учебного плана КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утвержден приказом директора школы от 01.09.2014 г. № 16);
-годового календарного графика школы (принят на заседании педсовета протокол №1 от 29.08.2014);
-Положения о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);
-Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2014 г. № 253);
-основной образовательной программы КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);
-Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
-Положения о промежуточной и итоговой аттестации учащихся КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 (утверждено приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);
-примерных программ по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень);
-авторской программы Н.В.Макаровой Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция) ( Питер 2006 г.).
Изучение информатики в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся;
• развитие исследовательских умений учащихся в процессе моделирования в электронной таблице;
• формирование представления об основных понятиях социальной информатики;
• формирование систематизированного представления об информационных системах и информационных технологиях;
• формирование умений технологии работы с реляционной многотабличной базой данных в программной среде Access;
• закрепление навыков работы по технологии автоматизированной обработки текста.
Рабочая программа рассчитана на достижение целей авторской программы, которые не противоречат целям ООП ООО КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».
На изучение курса в 10 и 11 классе отводится по 2 часа в неделю.
Отличительной особенностью вечерней школы является то, что в данной школе обучение проходит по программе не «10-11», а «10-12». В связи с этим материал 11 класса делится на 2 года, т.е в 11 и в 12 классе на изучение курса отводится по 1 часу в неделю.
Таким образом, рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 11 класса в течение 35 часов (из расчета 1 час в неделю согласно годового календарного графика КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2» на 2014/2015 учебный год).
Распределение часов по темам составлено на основе авторской программы. Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе.
В основе реализации рабочей программы лежит компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения и отражают стратегию современной образовательной политики.
При организации учебного процесса используются следующие формы:
уроки изучения новых знаний;
уроки закрепления новых знаний;
комбинированные уроки;
уроки обобщения и систематизации знаний;
уроки контроля;
практические работы, а также сочетание указанных форм.
Методы обучения: информационно-развивающий, проблемно-поисковый, репродуктивный, творчески-репродуктивный.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах. Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся и ориентирован на выполнение минимума.
Средства контроля и учебно-методические средства обучения
Для проведения зачетных работ используются: Информатика. 9-11 классы: тесты(базовый уровень)/ авт.-сост. Е.В.Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008., Комплексные тестовые упражнения по информатике/С.Е.Щикот, С.О.Крамаров, В.В.Перепелкин. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся. Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся и ориентирован на выполнение минимума.
Результаты изучения курса «Информатика» в 11 классе приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту.
Рабочая программа ориентирована на использованиеучебника:
Тематическое планирование учебного материала Н.В. Макаровой в старшей школе
для базового уровня
11-й класс (1 час в неделю)
№ п/п
Наименование темы
Всего
некомпьютерные занятия
компьютерные занятия
Зачетное занятие
Дата
Часть 1.Информационная картина мира
Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты
Раздел 1.Основы социальной информатики
1
От индустриального общества к информационному
1
1
-
2
Информационные ресурсы
1
1
-
3
Этические и правовые нормы информационной деятельности людей
1
1
-
4
Информационная безопасность
1
1
-
5
Моделирование в электронных таблицах
10
5
5
Итого по разделу 1
14
9
5
Раздел 2.Информационные системы и технологии
6
Информационные системы
2
2
-
7
Информационные технологии
1
1
-
8
Итого по разделу 2
3
3
-
1
19.01
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
Раздел 3.Информационная технология автоматизированной обработки текста
9
Автоматизация редактирования
4
1
3
10
Автоматизация форматирования
4
1
3
1
30.03
Итого по разделу 3
8
2
6
Раздел 4.Информационная технология хранения данных
11
Представление о базах данных
1
1
-
12
Виды моделей данных: иерархическая, сетевая, реляционная. Технология преобразования моделей
2
2
-
13
Инструментарий системы управления базой данных Access
1
-
1
1
25.05
14
Этапы разработки базы данных. Этапы разработки базы данных «Географические объекты»
2
1
1
15
Повторение
1
1
Итого по разделу 4
7
-
Итого за учебный год:
35
3
Календарно-тематическое планирование по информатике (35 ч)
Часть 1. Информационная картина мира
Раздел 1. Основы социальной информатики
14 часов
№
п/п
Дата
Тема урока
Оборудование
Требования к усвоению материала темы
1
01.09
От индустриального общества к информационному.
Учебник
Учащиеся должны:
знать/уметь приводить примеры, отражающие процесс информатизации общества; сопоставлять уровни развития стран с позиции информатизации, научить приводить примеры информационных ресурсов; составлять классификацию информационных продуктов для разных сфер деятельности; составлять классификацию информационных услуг для разных сфер деятельности
2
08.09
Информационные ресурсы.
3
15.09
Этические и правовые нормы информационной деятельности людей.
4
22.09
Информационная безопасность.
5
29.09
Моделирование в электронных таблицах.
Задачник по моделированию, практикум по программированию, компьютер
6
06.10
Этапы моделирования в электронных таблицах.
7
13.10
Моделирование биологических процессов
8
20.10
Моделирование биологических процессов
9
27.10
Моделирование движения тела под действием силы тяжести
10
10.11
Моделирование движения тела под действием силы тяжести
11
17.11
Моделирование экологических систем
12
24.11
Моделирование экологических систем
13
01.12
Моделирование случайных процессов
14
08.12
Моделирование случайных процессов
Раздел 2. Информационные системы и технологии.
3 часа + зачетная работа
№
п/п
Дата
Тема урока
Оборудование
Требования к усвоению материала темы
15
15.12
Информационные системы
Учебник
Учащиеся должны:
знать понятие иформационной системы;
уметь отличать замкнутую информационную систему от разомкнутой; различать классификацию информационных систем по характеру использования информации; классификацию информационных систем по сфере применения; назначению типовых обеспечивающих подсистем.
16
22.12
Информационные системы
17
12.01
Информационные технологии
18
19.01
Зачетная работа по теме
«Основы социальной информатики.Информационные системы и технологии»
Задания на карточках
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
Раздел 3. Информационная технология автоматизированной обработки текста
8 часов + зачетная работа
№
п/п
Дата
Тема урока
Оборудование
Требования к усвоению материала темы
19
26.01
Инструменты автоматизации редактирования.
Учебник, практикум по программированию, компьютер
Учащиеся должны:
уметь проверять правописание в документе и выполнять автоматическое исправление ошибок; выполнять автоматизированный поиск и замену символов; использовать инструменты автозамены текста и автотекста; выполнять автоматическую коррекцию отсканированного текста; создавать и применять стилевое оформление в документе; автоматически нумеровать таблицы и рисунки; создавать оглавление в документе; использовать перекрестные ссылки в документе; выполнять сортировку списков и таблиц.
20
02.02
Инструменты автоматизации редактирования.
Учебник, практикум по программированию, компьютер
21
09.02
Автоматизация редактирования
Учебник, практикум по программированию, компьютер
22
16.02
Автоматизация редактирования
Учебник, практикум по программированию, компьютер
23
23.02
Инструменты автоматизации форматирования.
Учебник, практикум по программированию, компьютер
24
02.03
Инструменты автоматизации форматирования.
Учебник, практикум по программированию, компьютер
25
09.03
Автоматизация форматирования
Учебник, практикум по программированию, компьютер
26
16.03
Автоматизация форматирования
Учебник, практикум по программированию, компьютер
27
30.03
Зачетная работа по теме «Информационная технология автоматизированной обработки текста»
Задания на карточках, компьютер
Раздел 4. Информационная технология хранения данных
7 часов + зачетная работа
№
п/п
Дата
Тема урока
Оборудование
Требования к усвоению материала темы
28
06.04
Представление о базах данных.
Учебник, практикум по программированию, компьютер
Учащиеся должны:
уметь представлять базу данных в виде таблицы;
приводить примеры информационных систем; приводить примеры моделей для разных предметных областей; представлять иерархическую и сетевую модели данных в графической форме; приводить примеры и объяснение разных типов связей между таблицами реляционной модели данных; представлять реляционную модель данных в виде нескольких таблиц со связями.
29
13.04
Виды моделей данных: иерархическая, сетевая, реляционная.
30
20.04
Технология преобразования моделей.
31
27.04
Инструментарий системы управления базой данных Access.
32
04.05
Этапы разработки базы данных.
33
11.05
Этапы разработки базы данных «Географические объекты».
34
18.05
Повторение.
35
25.05
Итоговая зачетная работа
ИТОГО: 35 часов
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Требования к результатам обучения в 11 классе
В результате изучения информатики в 11 классе ученик должен
знать/понимать - Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий. - Назначение и вида информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы. - Назначение и функции операционных систем.
уметь - Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами. - Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования. - Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. - Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий. - Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы. - Просматривать, создавать редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу. - Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики. - Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. - ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами. - автоматизации коммуникационной деятельности. - соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией. - эффективной организации индустриального информационного пространства.
Контроль уровня подготовки обучающихся
Формы, виды, методы и средства контроля:
Виды контроля: промежуточный, текущий, тематический, итоговый
Методы контроля: письменный и устный
Формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос
Система контроля и оценивания знаний включает в себя:
тематический контроль
текущий кратковременный контроль ЗУН (текстовой и тестовый);
промежуточные тестовые и проверочные работы
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
Тест
Оценка "5" ставится в случае:
тест выполнен без ошибок (100%);
Оценка «4»:
выполнено верно¾ теста (75%);
Оценка «4»:
выполнено верно ½ теста (50%);
Оценка «3»:
выполнено верно ½ теста (50%);
Оценка «2»:
выполнено менее ½ теста (менее 50%).
При оценке знаний, умений и навыков учащихся учитываются все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
-незнание определения основных понятий, основных положений теории;
-незнание наименований единиц измерения;
-неумение выделить в ответе главное;
-неумение применять знания для решения познавательных задач и объяснения явлений;
-неумение делать выводы и обобщения;
-неумение читать и строить принципиальные схемы;
-неумение подготовить лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения или использовать в результате их проведения полученные данные для выводов;
-неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-нарушение техники безопасности;
-небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
-ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
-недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-неумение выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-нерациональные приемы выполнения опытов, наблюдений, заданий;
-ошибки в вычислениях;
-небрежное выполнение записей, чертежей, схем;
-орфографические и пунктуационные ошибки.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
Информатика. 11 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
Информатика. 11 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 2 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корифей»,- 2009.
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009
Информатика и ИКТ. Практикум. 10-11 классы. Базовый уровень / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый уровень / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.