Рабочая программа по информатике для 11 класса вечерней школы
Рабочая программа по информатике для 11 класса вечерней школы
Настоящая программа составлена на основе:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по дисциплине «Информатика и ИКТ» (базовый уровень; утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089).
Учебного плана КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».
Н.В.Макаровой Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция) ( Питер 2006 г.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 11 класса вечерней школы »
Главное управление образования
и молодежной политики
Алтайского края
КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»
с.Шипуново, Алтайского края
Рассмотрено на МО учителей
естественно-научного цикла
Протокол № ________
от
«_____» ________ 20______
Руководитель МО
______________________
Кожевникова М.А.
Согласовано
Зам.директора по МР
«____» _____________ 20_____
________________________
Губчук Д.П.
Утверждено
Директор школы
________________________
Марченко И.А.
Приказ № _______
от
«___» __________ 20______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ
11 класс
на 2013 – 2014 учебный год
(базовый уровень обучения)
очная форма
Составитель: Ванина В.А
учитель информатики
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по дисциплине «Информатика и ИКТ» (базовый уровень; утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089).
Учебного плана КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».
Н.В.Макаровой Программа по информатике и ИКТ (Системно-информационная концепция) ( Питер 2006 г.).
Годового календарного графика КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2» на 2013/2014 учебный год.
На изучение курса в 10 и 11 классе отводится по 2 часа в неделю.
Отличительной особенностью вечерней школы является то, что в данной школе обучение проходит по программе не «10-11», а «10-12». В связи с этим материал 11 класса делится на 2 года, т.е в 11 и в 12 классе на изучение курса отводится по 1 часу в неделю.
Таким образом, рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 11 класса в течение 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:
Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.
Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Программа разработана на основе системно-информационной концепции и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного и объектно-ориентированного анализа, для реализации которых используются компьютерные технологии, при этом следует учесть развиваемый в научном сообществе информационный подход.
С внедрением данной программы появляется возможность на уроках информатики и ИКТ закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. На практических занятиях реально может быть реализован принцип межпредметных связей. Это достигается в процессе решения многочисленных задач из разных предметных областей, используя для этого два методических подхода.
Аудиторное время (работа в классе) организовано следующим образом: 50% времени составляет изучение теоретического и практического материала в некомпьютерном классе и 50% - практическая работа на компьютере.
В практике используются три формы организации работы на уроке:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
- практические методы (упражнения, практические работы).
Формы контроля:
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- практикум;
- тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса), практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов.
Стандарт среднего (полного) общего образования.
Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных дисциплин.
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Приобретение опыта использования информационных технологий, в том числе проектной деятельности.
Цели обучения в 11-м классе
Основными целями изучения информатики в 11-м классе являются:
развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся;
развитие исследовательских умений учащихся в процессе моделирования в электронной таблице;
формирование представления об основных понятиях социальной информатики;
формирование систематизированного представления об информационных системах и информационных технологиях;
формирование умений технологии работы с реляционной многотабличной базой данных в программной среде Access;
закрепление навыков работы по технологии автоматизированной обработки текста.
Литература
Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.
Информатика и ИКТ. 10 класс. Практикум. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008 г.
Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 1 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корафей»,- 2009.
Информатика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику профессора Н.В.Макаровой 2 часть./Автор составитель М.Г. Гилярова.- Волгоград ИТД «Корафей»,- 2009
Тематическое планирование учебного материала Н.В. Макаровой
в старшей школе
для базового уровня
11-й класс (1 час в неделю)
№темы
в учебнике1, практикуме2 (П), задачнике3 (З), программе
Название темы
Вариант 1
(2 час. в неделю)
Количество часов
Учебник
Практикум
Задачник
Программа
Занятия в классе
Дата
Всего
некомпьютерном (теория+ практика)
компьютерном (практика)
Часть 1. Информационная картина мира
Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты
Часть 1. Информационная картина мира
Раздел 1.Основы социальной информатики
1.1-1.2
1.1
От индустриального общества к информационному
1
1
-
1.3
1.2
Информационные ресурсы
1
1
-
1.4
1.3
Этические и правовые нормы информационной деятельности людей
1
1
-
1.5
1.4
Информационная безопасность
1
1
-
(З) 3.5-3.8
1.5
Моделирование в электронных таблицах
10
5
5
Итого по разделу 1
14
9
5
Раздел 2.Информационные системы и технологии
Информационные системы
2
2
-
Информационные технологии
1
1
-
Итого по разделу 2
3
3
-
Зачетная работапо теме
«Основы социальной информатики.Информационные системы и технологии»
1
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
Раздел 3.Информационная технология автоматизированной обработки текста
3.1.
3.1.
Автоматизация редактирования
4
1
3
3.2.
3.2.
Автоматизация форматирования
4
1
3
Итого по разделу 3
8
2
6
Зачетная работа по теме
«Информационная технология автоматизированной обработки текста»
1
Раздел 4.Информационная технология хранения данных
4.1.
4.1.
Представление о базах данных
1
1
-
4.2.
4.2.
Виды моделей данных: иерархическая, сетевая, реляционная. Технология преобразования моделей
2
2
-
4.3.
4.3.
Инструментарий системы управления базой данных Access
1
-
1
4.4.-4.5.
4.4.-4.5.
Этапы разработки базы данных. Этапы разработки базы данных «Географические объекты»
2
1
1
Итого по разделу 4
6
-
Итоговая зачетная работа
1
Итого за учебный год:
34
Календарно-тематическое планирование
для базового уровня
11-й класс (1 час в неделю)
№ урока
Название темы
Кол-во
ур
Дата
план
Дата
факт
Часть 1. Информационная картина мира
Раздел 1.Основы социальной информатики
14 часов
Основные задачи: научить приводить примеры, отражающие процесс информатизации общества; сопоставлять уровни развития стран с позиции информатизации, научить приводить примеры информационных ресурсов; составлять классификацию информационных продуктов для разных сфер деятельности; составлять классификацию информационных услуг для разных сфер деятельности.
1
От индустриального общества к информационному.
1
2
Информационные ресурсы.
1
3
Этические и правовые нормы информационной деятельности людей.
1
4
Информационная безопасность.
1
5
Моделирование в электронных таблицах.
1
6
Этапы моделирования в электронных таблицах.
1
7
Моделирование биологических процессов
1
8
Моделирование биологических процессов
1
9
Моделирование движения тела под действием силы тяжести
1
10
Моделирование движения тела под действием силы тяжести
1
11
Моделирование экологических систем
1
12
Моделирование экологических систем
1
13
Моделирование случайных процессов
1
14
Моделирование случайных процессов
1
Раздел 2.Информационные системы и технологии.
3 часа + зачетная работа
Основные задачи: научить понятию информационной системы; научить отличать замкнутую информационную систему от разомкнутой; различать классификацию информационных систем по характеру использования информации; классификацию информационных систем по сфере применения; назначению типовых обеспечивающих подсистем.
15
Информационные системы
1
16
Информационные системы
1
17
Информационные технологии
1
18
Зачетная работапо теме
«Основы социальной информатики.Информационные системы и технологии»
1
Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий
Раздел 3.Информационная технология автоматизированной обработки текста
8 часов + зачетная работа
Основные задачи: научить проверять правописание в документе и выполнять автоматическое исправление ошибок; выполнять автоматизированный поиск и замену символов; использовать инструменты автозамены текста и автотекста; выполнять автоматическую коррекцию отсканированного текста; создавать и применять стилевое оформление в документе; автоматически нумеровать таблицы и рисунки; создавать оглавление в документе; использовать перекрестные ссылки в документе; выполнять сортировку списков и таблиц.
19
Инструменты автоматизации редактирования.
1
20
Инструменты автоматизации редактирования.
1
21
Автоматизация редактирования
1
22
Автоматизация редактирования
1
23
Инструменты автоматизации форматирования.
1
24
Инструменты автоматизации форматирования.
1
25
Автоматизация форматирования
1
26
Автоматизация форматирования
1
27
Зачетная работа по теме «Информационная технология автоматизированной обработки текста»
Раздел 4.Информационная технология хранения данных
6 часов + зачетная работа
Основные задачи: научить представлять базу данных в виде таблицы; приводить примеры информационных систем; приводить примеры моделей для разных предметных областей; представлять иерархическую и сетевую модели данных в графической форме; приводить примеры и объяснение разных типов связей между таблицами реляционной модели данных; представлять реляционную модель данных в виде нескольких таблиц со связями.
28
Представление о базах данных.
1
29
Виды моделей данных: иерархическая, сетевая, реляционная.
1
30
Технология преобразования моделей.
1
31
Инструментарий системы управления базой данных Access.
1
32
Этапы разработки базы данных.
1
33
Этапы разработки базы данных «Географические объекты».
1
34
Итоговая зачетная работа
1
ИТОГО:
34
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать - Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий. - Назначение и вида информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы. - Назначение и функции операционных систем.
уметь - Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами. - Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования. - Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. - Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий. - Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы. - Просматривать, создавать редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу. - Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики. - Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании. - ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами. - автоматизации коммуникационной деятельности. - соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией. - эффективной организации индустриального информационного пространства.
1 Информатика и ИКТ. Учебник.. 11 класс. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
2Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 классы. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
3 Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый курс. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006