kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?

Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования на языке Бейсик (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в основном курсе информатики, другой в старшей школе, в качестве элективного курса), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» является предметом по выбору  и предлагается учащимся 9-11 класса в качестве дополнительного учебного. Курс рассчитан на 102 часа, которые проводятся в течение трех учебных лет по 1 часу  в неделю.

Курс условно разбит на три модуля.

Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в изучении объектно-ориентированного программирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 24

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ







Программа элективного курса

по информатике

"Программируем на языке Паскаль"





Автор: Вышегородцева Анна Генндьевна

Профиль: информационно-технологический.
Класс: 9 -11 классы.
Количество часов в неделю – 1 час в неделю,

всего – 102 учебных часа.


Образовательная область: «Информатика».

Сроки реализации программы: 3 года.




Программа элективного курса по информатике

"Программируем на языке Паскаль"

Автор: Вышегородцева Анна Генндьевна

Профиль: информационно-технологический.
Класс: 9 -11 классы.
Количество часов в неделю – 1 час в неделю, всего – 102 учебных часа.
Образовательная область: «Информатика».

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ:

1. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

3. Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.

3. Ушаков Д.М., Юркова Т.А . ПАСКАЛЬ для школьников. Изд. «ПИТЕР», Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. 2008.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?

Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования на языке Бейсик (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в основном курсе информатики, другой в старшей школе, в качестве элективного курса), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» является предметом по выбору и предлагается учащимся 9-11 класса в качестве дополнительного учебного. Курс рассчитан на 102 часа, которые проводятся в течение трех учебных лет по 1 часу  в неделю.

Курс условно разбит на три модуля.

Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в изучении объектно-ориентированного программирования.


Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.




Цели курса

  • Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.

  • Формирование алгоритмической культуры.

Задачи:

  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.

  • Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

  • Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

  • Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.

  • Формирование навыков грамотной разработки программ.

  • Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

Состав учебно-методического комплекта.

Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на языке Паскаль» включает учебные пособия и практикум:

1. Ушаков Д.М., Юркова Т.А . ПАСКАЛЬ для школьников. Изд. «ПИТЕР», Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. 2008.

2. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002. 

3. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

4. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно -  создать на уроке ситуацию успеха.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума. Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.

Организация учебного процесса.  В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции, беседы), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому материалу и защищают практикумы по решению задач;

  • внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы.

Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного  контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики. Эти две формы работы предполагают следующее:

  • Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 2-3, для итогового до 10).

  • Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к программированию.

  • Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося. 

  • Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.

Примеры практикумов можно посмотреть в журнале «Информатика и образование» №11 2005г. «Организация контроля в курсе программирования».

Семинар. После завершения практикума каждый ученик защищает свои решения на семинарах перед другими учениками, делится новыми способами решения. Принимает участие в дискуссии по поводу решения задач, предлагает другие пути их решения. Отвечает на возникшие вопросы в ходе обсуждения.

ПРОГРАММА КУРСА

Первый год обучения (первый модуль)

Тема 1.Введение в Паскаль.

Тема 2.Как написать простую программу на Паскале.

Тема 3.Как включить в работу числовые данные.

Тема 4.Учимся работать с символами.

Тема 5.Джорж Буль и его логика.

Тема 6.Анализ ситуации и последовательность.
Второй год обучения (второй модуль)

Тема 7.Многократно повторяющиеся действия.

Тема 8.Циклы с условием.

Тема 9.Массивы – структурированный тип данных.

Тема 10.Вспомогательные алгоритмы. Процедуры и функции. Структурное программирование.

Тема 11.Как работать с символьными строками.

Третий год обучения (третий модуль)

Тема 12.Процедуры и функции с параметрами.

Тема 13.Файлы.

Тема 14.Графический режим работы.

Тема 15.Операторы, изменяющие естественный ход программы.

Минимально необходимый уровень знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для успешного прохождения курса:

  • Базовые алгоритмические структуры. 

  • Запись алгоритма в виде блок-схем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во часов


Первый год обучения


1

Тема 1.Введение в Паскаль. (1 час)

1


Тема 2.Как написать простую программу на Паскале. (7)


2

2.1. Выводим сообщение на экран дисплея.

1

3

2.2. Как заложить эту программу в компьютер?

3

4

2.3. Оформление текста на экране.

2

5

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 3.Как включить в работу числовые данные. (8)


6

3.1.Начнем с простого: целые числа. Понятие переменной. Оператор присваивания. Оператор с типом Integer.

1

7

3.2. Включаем в работу вещественные числа.

2

8

3.3.Как совместить переменные целого и вещественного типа.

2

9

3.4.Ввод и вывод данных

1

10

3.5. Зачем нужны константы в программе?

1

11

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 4.Учимся работать с символами. (5)


12

4.1. Как компьютер понимает символы.

2

13

4.2. Тип Char – порядковый тип.

2

14

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 5.Джорж Буль и его логика. (6)


15

5.1. Необходим еще один тип – логический.

2

16

5.2.Логические (булевские) операции.

3

17

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 6.Анализ ситуации и последовательность. (7)


18

6.1. Проверка условия и ветвление в алгоритме.

2

19

6.2. Блоки операторов.

2

20

6.3.Ветвление по ряду условий (оператор case).

2

21

Выводы. Контрольные вопросы.

1


ИТОГО :

34


Второй год обучения.



Тема 7. Многократно повторяющиеся действия. (5)


22

7.1.Оператор цикла for.

2

23

7.2. Применение циклов со счетчиком.

2

24

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 8.Циклы с условием. (7)


26

8.1. Цикл с предусловием.

3

27

8.2. Цикл с постусловием.

3

28

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 9.Массивы – структурированный тип данных. (10)


29

9.1. Хранение однотипных данных в виде таблицы.

4

30

9.2. Поиск в массиве.

3

31

9.3. Двумерные массивы.

2

32

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 10.Вспомогательные алгоритмы. Процедуры и функции. Структурное программирование. (6)


33

10.1. Конструирование алгоритма «сверху вниз» .

3

34

10.2. Пример работы с функцией: поиск максимального элемента.

2

35

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 11.Как работать с символьными строками. (6)


36

11.1. Работаем с цепочками символов: тип String.

3

37

11.2. Некоторые функции процедуры Паскаля для работы со строками.

2

38

Выводы. Контрольные вопросы.

1


ИТОГО :

34


Третий год обучения.



Тема 12.Процедуры и функции с параметрами. (7)


39

12.1. Простые примеры использования подпрограмм с параметрами.

3

40

12.2. Способы передачи параметров.

3

41

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 13.Файлы. (9)


42

13.1. Как работать с текстовым файлом.

4

43

13.2. Сохранение двумерного массива чисел в текстовом файле.

4

44

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 14.Графический режим работы. (9)


45

14.1. Особенности работы с графикой.

4

46

14.2. Модуль Craph.

4

47

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 15.Операторы, изменяющие естественный ход программы. (9)


48

15.1. Использование оператора безусловного перехода goto.

4

49

15.2. Операторы, изменяющие ход выполнения цикла

4

50

Выводы. Контрольные вопросы.

1


ИТОГО :

34


ИТОГО ЗА ТРИ ГОДА:

102


6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Автор: Вышегородцева Анна Геннадьевна

Дата: 18.08.2014

Номер свидетельства: 112140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Разработка программы элективного курса "Современный батик" для 10-11 класса "
    ["seo_title"] => string(79) "razrabotka-proghrammy-eliektivnogho-kursa-sovriemiennyi-batik-dlia-10-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "161805"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422277182"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции" "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-tiemie-postroieniie-ghrafikov-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "117096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412698591"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Авторская программа элективного курса по казахскому языку "
    ["seo_title"] => string(63) "avtorskaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-kazakhskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "164526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422642726"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса « Основы алгоритмизации на базе системы КУМИР» для 9-х классов "
    ["seo_title"] => string(105) "rabochaia-programma-eliektivnogho-kursa-osnovy-alghoritmizatsii-na-bazie-sistiemy-kumir-dlia-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "194630"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427798348"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа элективного курса «Основы Web-дизайна»"
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-osnovy-web-dizaina"
    ["file_id"] => string(6) "132165"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416302340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства