Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?
Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования на языке Бейсик (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в основном курсе информатики, другой в старшей школе, в качестве элективного курса), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» является предметом по выбору и предлагается учащимся 9-11 класса в качестве дополнительного учебного. Курс рассчитан на 102 часа, которые проводятся в течение трех учебных лет по 1 часу в неделю.
Курс условно разбит на три модуля.
Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в изучении объектно-ориентированного программирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 24
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Программа элективного курса
по информатике
"Программируем на языке Паскаль"
Автор: Вышегородцева Анна Генндьевна
Профиль: информационно-технологический. Класс: 9 -11 классы. Количество часов в неделю – 1 час в неделю,
всего – 102 учебных часа.
Образовательная область: «Информатика».
Сроки реализации программы: 3 года.
Программа элективного курса по информатике
"Программируем на языке Паскаль"
Автор: Вышегородцева Анна Генндьевна
Профиль: информационно-технологический. Класс: 9 -11 классы. Количество часов в неделю – 1 час в неделю, всего – 102 учебных часа. Образовательная область: «Информатика».
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ:
1. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.
2. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
3. Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
3. Ушаков Д.М., Юркова Т.А . ПАСКАЛЬ для школьников. Изд. «ПИТЕР», Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. 2008.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?
Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования на языке Бейсик (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в основном курсе информатики, другой в старшей школе, в качестве элективного курса), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» является предметом по выбору и предлагается учащимся 9-11 класса в качестве дополнительного учебного. Курс рассчитан на 102 часа, которые проводятся в течение трех учебных лет по 1 часу в неделю.
Курс условно разбит на три модуля.
Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в изучении объектно-ориентированного программирования.
Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.
Цели курса
Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.
Формирование алгоритмической культуры.
Задачи:
Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.
Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.
Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.
Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
Развитие алгоритмического мышления учащихся.
Формирование навыков грамотной разработки программ.
Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
Состав учебно-методического комплекта.
Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на языке Паскаль» включает учебные пособия и практикум:
1. Ушаков Д.М., Юркова Т.А . ПАСКАЛЬ для школьников. Изд. «ПИТЕР», Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. 2008.
2. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
4. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума. Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.
Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции, беседы), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому материалу и защищают практикумы по решению задач;
внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы.
Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики. Эти две формы работы предполагают следующее:
Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 2-3, для итогового до 10).
Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к программированию.
Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося.
Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.
Примеры практикумов можно посмотреть в журнале «Информатика и образование» №11 2005г. «Организация контроля в курсе программирования».
Семинар. После завершения практикума каждый ученик защищает свои решения на семинарах перед другими учениками, делится новыми способами решения. Принимает участие в дискуссии по поводу решения задач, предлагает другие пути их решения. Отвечает на возникшие вопросы в ходе обсуждения.
ПРОГРАММА КУРСА
Первый год обучения (первый модуль)
Тема 1.Введение в Паскаль.
Тема 2.Как написать простую программу на Паскале.
Тема 3.Как включить в работу числовые данные.
Тема 4.Учимся работать с символами.
Тема 5.Джорж Буль и его логика.
Тема 6.Анализ ситуации и последовательность. Второй год обучения (второй модуль)
Тема 7.Многократно повторяющиеся действия.
Тема 8.Циклы с условием.
Тема 9.Массивы – структурированный тип данных.
Тема 10.Вспомогательные алгоритмы. Процедуры и функции. Структурное программирование.
Тема 11.Как работать с символьными строками.
Третий год обучения (третий модуль)
Тема 12.Процедуры и функции с параметрами.
Тема 13.Файлы.
Тема 14.Графический режим работы.
Тема 15.Операторы, изменяющие естественный ход программы.
Минимально необходимый уровень знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для успешного прохождения курса:
Базовые алгоритмические структуры.
Запись алгоритма в виде блок-схем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Первый год обучения
1
Тема 1.Введение в Паскаль. (1 час)
1
Тема 2.Как написать простую программу на Паскале. (7)
2
2.1. Выводим сообщение на экран дисплея.
1
3
2.2. Как заложить эту программу в компьютер?
3
4
2.3. Оформление текста на экране.
2
5
Выводы. Контрольные вопросы.
1
Тема 3.Как включить в работу числовые данные. (8)
6
3.1.Начнем с простого: целые числа. Понятие переменной. Оператор присваивания. Оператор с типом Integer.
1
7
3.2. Включаем в работу вещественные числа.
2
8
3.3.Как совместить переменные целого и вещественного типа.
2
9
3.4.Ввод и вывод данных
1
10
3.5. Зачем нужны константы в программе?
1
11
Выводы. Контрольные вопросы.
1
Тема 4.Учимся работать с символами. (5)
12
4.1. Как компьютер понимает символы.
2
13
4.2. Тип Char – порядковый тип.
2
14
Выводы. Контрольные вопросы.
1
Тема 5.Джорж Буль и его логика. (6)
15
5.1. Необходим еще один тип – логический.
2
16
5.2.Логические (булевские) операции.
3
17
Выводы. Контрольные вопросы.
1
Тема 6.Анализ ситуации и последовательность. (7)
18
6.1. Проверка условия и ветвление в алгоритме.
2
19
6.2. Блоки операторов.
2
20
6.3.Ветвление по ряду условий (оператор case).
2
21
Выводы. Контрольные вопросы.
1
ИТОГО :
34
Второй год обучения.
Тема 7. Многократно повторяющиеся действия. (5)
22
7.1.Оператор цикла for.
2
23
7.2. Применение циклов со счетчиком.
2
24
Выводы. Контрольные вопросы.
1
Тема 8.Циклы с условием. (7)
26
8.1. Цикл с предусловием.
3
27
8.2. Цикл с постусловием.
3
28
Выводы. Контрольные вопросы.
1
Тема 9.Массивы – структурированный тип данных. (10)
29
9.1. Хранение однотипных данных в виде таблицы.
4
30
9.2. Поиск в массиве.
3
31
9.3. Двумерные массивы.
2
32
Выводы. Контрольные вопросы.
1
Тема 10.Вспомогательные алгоритмы. Процедуры и функции. Структурное программирование. (6)
33
10.1. Конструирование алгоритма «сверху вниз» .
3
34
10.2. Пример работы с функцией: поиск максимального элемента.
2
35
Выводы. Контрольные вопросы.
1
Тема 11.Как работать с символьными строками. (6)
36
11.1. Работаем с цепочками символов: тип String.
3
37
11.2. Некоторые функции процедуры Паскаля для работы со строками.
2
38
Выводы. Контрольные вопросы.
1
ИТОГО :
34
Третий год обучения.
Тема 12.Процедуры и функции с параметрами. (7)
39
12.1. Простые примеры использования подпрограмм с параметрами.
3
40
12.2. Способы передачи параметров.
3
41
Выводы. Контрольные вопросы.
1
Тема 13.Файлы. (9)
42
13.1. Как работать с текстовым файлом.
4
43
13.2. Сохранение двумерного массива чисел в текстовом файле.
4
44
Выводы. Контрольные вопросы.
1
Тема 14.Графический режим работы. (9)
45
14.1. Особенности работы с графикой.
4
46
14.2. Модуль Craph.
4
47
Выводы. Контрольные вопросы.
1
Тема 15.Операторы, изменяющие естественный ход программы. (9)
48
15.1. Использование оператора безусловного перехода goto.