kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?

Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования на языке Бейсик (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в основном курсе информатики, другой в старшей школе, в качестве элективного курса), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» является предметом по выбору  и предлагается учащимся 9-11 класса в качестве дополнительного учебного. Курс рассчитан на 102 часа, которые проводятся в течение трех учебных лет по 1 часу  в неделю.

Курс условно разбит на три модуля.

Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в изучении объектно-ориентированного программирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 24

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ







Программа элективного курса

по информатике

"Программируем на языке Паскаль"





Автор: Вышегородцева Анна Генндьевна

Профиль: информационно-технологический.
Класс: 9 -11 классы.
Количество часов в неделю – 1 час в неделю,

всего – 102 учебных часа.


Образовательная область: «Информатика».

Сроки реализации программы: 3 года.




Программа элективного курса по информатике

"Программируем на языке Паскаль"

Автор: Вышегородцева Анна Генндьевна

Профиль: информационно-технологический.
Класс: 9 -11 классы.
Количество часов в неделю – 1 час в неделю, всего – 102 учебных часа.
Образовательная область: «Информатика».

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ:

1. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

3. Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.

3. Ушаков Д.М., Юркова Т.А . ПАСКАЛЬ для школьников. Изд. «ПИТЕР», Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. 2008.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?

Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.

Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования на языке Бейсик (предполагается изучение в курсе информатики двух языков программирования: один в основном курсе информатики, другой в старшей школе, в качестве элективного курса), приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» является предметом по выбору и предлагается учащимся 9-11 класса в качестве дополнительного учебного. Курс рассчитан на 102 часа, которые проводятся в течение трех учебных лет по 1 часу  в неделю.

Курс условно разбит на три модуля.

Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания в изучении объектно-ориентированного программирования.


Учитывая все вышесказанное, можно выделить основную цель данного курса.




Цели курса

  • Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.

  • Формирование алгоритмической культуры.

Задачи:

  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.

  • Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

  • Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

  • Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.

  • Формирование навыков грамотной разработки программ.

  • Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

Состав учебно-методического комплекта.

Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на языке Паскаль» включает учебные пособия и практикум:

1. Ушаков Д.М., Юркова Т.А . ПАСКАЛЬ для школьников. Изд. «ПИТЕР», Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. 2008.

2. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002. 

3. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

4. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно -  создать на уроке ситуацию успеха.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума. Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.

Организация учебного процесса.  В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции, беседы), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому материалу и защищают практикумы по решению задач;

  • внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы.

Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного  контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики. Эти две формы работы предполагают следующее:

  • Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 2-3, для итогового до 10).

  • Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к программированию.

  • Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося. 

  • Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.

Примеры практикумов можно посмотреть в журнале «Информатика и образование» №11 2005г. «Организация контроля в курсе программирования».

Семинар. После завершения практикума каждый ученик защищает свои решения на семинарах перед другими учениками, делится новыми способами решения. Принимает участие в дискуссии по поводу решения задач, предлагает другие пути их решения. Отвечает на возникшие вопросы в ходе обсуждения.

ПРОГРАММА КУРСА

Первый год обучения (первый модуль)

Тема 1.Введение в Паскаль.

Тема 2.Как написать простую программу на Паскале.

Тема 3.Как включить в работу числовые данные.

Тема 4.Учимся работать с символами.

Тема 5.Джорж Буль и его логика.

Тема 6.Анализ ситуации и последовательность.
Второй год обучения (второй модуль)

Тема 7.Многократно повторяющиеся действия.

Тема 8.Циклы с условием.

Тема 9.Массивы – структурированный тип данных.

Тема 10.Вспомогательные алгоритмы. Процедуры и функции. Структурное программирование.

Тема 11.Как работать с символьными строками.

Третий год обучения (третий модуль)

Тема 12.Процедуры и функции с параметрами.

Тема 13.Файлы.

Тема 14.Графический режим работы.

Тема 15.Операторы, изменяющие естественный ход программы.

Минимально необходимый уровень знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для успешного прохождения курса:

  • Базовые алгоритмические структуры. 

  • Запись алгоритма в виде блок-схем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во часов


Первый год обучения


1

Тема 1.Введение в Паскаль. (1 час)

1


Тема 2.Как написать простую программу на Паскале. (7)


2

2.1. Выводим сообщение на экран дисплея.

1

3

2.2. Как заложить эту программу в компьютер?

3

4

2.3. Оформление текста на экране.

2

5

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 3.Как включить в работу числовые данные. (8)


6

3.1.Начнем с простого: целые числа. Понятие переменной. Оператор присваивания. Оператор с типом Integer.

1

7

3.2. Включаем в работу вещественные числа.

2

8

3.3.Как совместить переменные целого и вещественного типа.

2

9

3.4.Ввод и вывод данных

1

10

3.5. Зачем нужны константы в программе?

1

11

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 4.Учимся работать с символами. (5)


12

4.1. Как компьютер понимает символы.

2

13

4.2. Тип Char – порядковый тип.

2

14

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 5.Джорж Буль и его логика. (6)


15

5.1. Необходим еще один тип – логический.

2

16

5.2.Логические (булевские) операции.

3

17

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 6.Анализ ситуации и последовательность. (7)


18

6.1. Проверка условия и ветвление в алгоритме.

2

19

6.2. Блоки операторов.

2

20

6.3.Ветвление по ряду условий (оператор case).

2

21

Выводы. Контрольные вопросы.

1


ИТОГО :

34


Второй год обучения.



Тема 7. Многократно повторяющиеся действия. (5)


22

7.1.Оператор цикла for.

2

23

7.2. Применение циклов со счетчиком.

2

24

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 8.Циклы с условием. (7)


26

8.1. Цикл с предусловием.

3

27

8.2. Цикл с постусловием.

3

28

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 9.Массивы – структурированный тип данных. (10)


29

9.1. Хранение однотипных данных в виде таблицы.

4

30

9.2. Поиск в массиве.

3

31

9.3. Двумерные массивы.

2

32

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 10.Вспомогательные алгоритмы. Процедуры и функции. Структурное программирование. (6)


33

10.1. Конструирование алгоритма «сверху вниз» .

3

34

10.2. Пример работы с функцией: поиск максимального элемента.

2

35

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 11.Как работать с символьными строками. (6)


36

11.1. Работаем с цепочками символов: тип String.

3

37

11.2. Некоторые функции процедуры Паскаля для работы со строками.

2

38

Выводы. Контрольные вопросы.

1


ИТОГО :

34


Третий год обучения.



Тема 12.Процедуры и функции с параметрами. (7)


39

12.1. Простые примеры использования подпрограмм с параметрами.

3

40

12.2. Способы передачи параметров.

3

41

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 13.Файлы. (9)


42

13.1. Как работать с текстовым файлом.

4

43

13.2. Сохранение двумерного массива чисел в текстовом файле.

4

44

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 14.Графический режим работы. (9)


45

14.1. Особенности работы с графикой.

4

46

14.2. Модуль Craph.

4

47

Выводы. Контрольные вопросы.

1


Тема 15.Операторы, изменяющие естественный ход программы. (9)


48

15.1. Использование оператора безусловного перехода goto.

4

49

15.2. Операторы, изменяющие ход выполнения цикла

4

50

Выводы. Контрольные вопросы.

1


ИТОГО :

34


ИТОГО ЗА ТРИ ГОДА:

102


6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Автор: Вышегородцева Анна Геннадьевна

Дата: 18.08.2014

Номер свидетельства: 112140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Разработка программы элективного курса "Современный батик" для 10-11 класса "
    ["seo_title"] => string(79) "razrabotka-proghrammy-eliektivnogho-kursa-sovriemiennyi-batik-dlia-10-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "161805"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422277182"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Программа элективного курса по теме "Построение графиков функции" "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-tiemie-postroieniie-ghrafikov-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "117096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412698591"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Авторская программа элективного курса по казахскому языку "
    ["seo_title"] => string(63) "avtorskaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-kazakhskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "164526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422642726"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса « Основы алгоритмизации на базе системы КУМИР» для 9-х классов "
    ["seo_title"] => string(105) "rabochaia-programma-eliektivnogho-kursa-osnovy-alghoritmizatsii-na-bazie-sistiemy-kumir-dlia-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "194630"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427798348"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа элективного курса «Основы Web-дизайна»"
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-osnovy-web-dizaina"
    ["file_id"] => string(6) "132165"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416302340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства