Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса 10 класса по информатике»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Согласовано»
Руководитель МО
_____ /
ФИО
Протокол № 1 от
«22» августа 2017г.
Рассмотрена
на заседании
методического совета
Протокол № 8 от
« 23» августа 2017г.
«Утверждаю»
Директор
ФИО
Приказ № 113 от
«30» августа 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Олимпиадное программирование»
Ступень обучения (класс) среднего (полного) общего образования (11 класс)
11 «Б»
Количество часов по программе
18 часов
Количество часов по годовому календарному графику
18 часов
Составители
Количество часов 18
Составитель учитель ВКК информатики и ИКТ
Программа разработана на основе примерной программы по информатике и ИКТ в соответствии с государственным образовательным стандартом основного общего образования и региональным базисным учебным планом для лицеев
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения.
Настоящая программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 11 классов. Программа факультатива «Олимпиадное программирование» предназначена для освоения технологий работы в различных средах, для развития алгоритмического мышления и творческого потенциала.
Представляет собой комплекс целенаправленных тем, предназначенных для получения обширных знаний в области программирования, работе на компьютере. Программа рассчитана на 1 год обучения и является одним из вариантов использования во внеклассной работе и работе по предмету. Данная программа является структурным компонентом предметной области «Технология». Цель программы: дать учащимся расширенные знания по теме алгоритмизации и программирования, обучить их работе на компьютере в среде программирования.
Общие цели изучения учебного предмета
Изучение факультативного курса «Олимпиадное программирования» в 11 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об алгоритмизации и программировании;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера. организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с алгоритмизацией и программированием;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Используемый учебно-методический комплект
Учебно – методический комплекс:
Окулов С.М. Основы программирования. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 424 с.
Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 341 с.
Андреева Е.В. Математические основы информатики. Электив ный курс: Учебное пособие. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005. - 328 с. Для учащихся старших классов естественнонаучного профиля.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Тематическое распределение количества часов.
№ п/п
Название темы.
Количество часов
Алгоритмы и структуры данных
6
Язык программирования
29
Итого
35
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о алгоритмизации и программировании, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой средой программирования. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса.
Содержание учебного предмета, курса.
1. Алгоритмы и структуры данных (6 часа)
Элементы теории алгоритмов. Структуры данных.
Язык программирования (29 часов)
Типы данных. Основные конструкции языка программирования. Система программирования. Основные этапы разработки программ. Массивы. Алгоритмы на графах. Комбинаторные алгоритмы. Рекурсия.
Описание общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
· создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
· сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
· сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
· сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Учебно – методический комплекс:
Окулов С.М. Основы программирования. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 424 с.
Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 341 с.
Андреева Е.В. Математические основы информатики. Электив ный курс: Учебное пособие. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005. - 328 с. Для учащихся старших классов естественнонаучного профиля.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
7 Планируемые результаты.
Алгоритмизация и программирование
Учащиеся должны:
• уметь объяснять сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;
• определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;
• знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
• уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей;
• описывать основные особенности различных технологий программирования (алгоритмического, объектно-ориентированного и др.);
• знать основные типы данных и формы их представления для обработки на компьютере;
• понимать назначение подпрограмм;
• знать операторы ввода, вывода, присваивания, условные и циклические операторы языка программирования;
• уметь решать основные учебные задачи:
а) упорядочивание массива;
б) поиск минимального и максимального элементов массива с указанием их местоположения;
в) определение количества одинаковых и разных букв в тексте, количества слов в тексте;
г) создание движущихся объектов на экране дисплея;
• уметь производить численные расчеты на компьютере с использованием стандартных функций;
• уметь использовать стандартные алгоритмы для решения учебных задач;
• уметь записать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения учебной задачи и отладить ее.
8. Календарно-тематический план является приложение к данной рабочей программе
Календарно-тематический план элективных занятий «Олимпиадное программирование» 11 класс.
№ урока
Тема урока
Дата
Фактическая дата
Целеполагание
Вид контроля
Примечание
Понятие линейного списка. Реализация списка с помощью двумерного массива.
8.01
Ввести понятие линейного списка.
Работающая программа на языке программирования.
Алгоритм поиска в линейном списке.
15.01
.
Ввести понятие линейного списка. Рассмотреть алгоритм поиска в линейном списке
Работающая программа на языке программирования.
Алгоритмы добавления и удаления элементов для линейного списка.
22.01
Рассмотреть алгоритм добавления и удаления элементов линейного списка.
Работающая программа на языке программирования.
Алгоритмы добавления и удаления элементов для линейного списка.
29.01
Рассмотреть алгоритм добавления и удаления элементов линейного списка.
Работающая программа на языке программирования.
Стек. Алгоритмы работы со стеком.
5.02
Ввести понятие дисциплины доступа.
Рассмотреть алгоритмы работы со стеком.
Работающая программа на языке программирования.
Очередь. Алгоритмы работы с очередью.
12.02
Ввести понятие дисциплины доступа – очередь. Рассмотреть алгоритмы работы с очередью.
Работающая программа на языке программирования.
Графы. Вершины и дуги. Ориентированные и неориентированные графы. Представление ориентированных графов с помощью матриц смежности.
19.02
Ввести понятие графа. Рассмотреть представление ориентированных графов с помощью матриц смежности.
Работающая программа на языке программирования.
Волновой алгоритм поиска на графе.
26.02
Изучить реализацию волнового алгоритма на графе.
Работающая программа на языке программирования.
Алгоритмы на графах.
5.03
Изучить реализацию алгоритмов на графах.
Работающая программа на языке программирования.
Алгоритмы на графах.
12.03
Изучить реализацию алгоритмов на графах.
Работающая программа на языке программирования.
Алгоритмы на графах.
19.03
Изучить реализацию алгоритмов на графах.
Работающая программа на языке программирования.
Файловые типы данных.
2.04
Рассмотреть понятие файла – как структуры последовательного доступа.
Рассмотреть стандартные процедуры и функции для работы с файлами.
Работающая программа на языке программирования.
Комбинированный тип данных. Записи, поля записей. Записи с вариантной частью Оператор присоединения.
9.04
Изучить понятие комбинированного типа – записи. Рассмотреть операторы для работы с записью.
Работающая программа на языке программирования.
Компьютерная геометрия.
16.04
Рассмотреть основные понятия компьютерной геометрии. Отработать навыки решения задач.
Работающая программа на языке программирования
Компьютерная геометрия.
23.04
Рассмотреть основные понятия компьютерной геометрии. Отработать навыки решения задач.
Работающая программа на языке программирования
Метод динамического программирования.
7.05
Изучить метод динамического программирования. Отработать навыки решения задач.
Работающая программа на языке программирования.
Метод динамического программирования.
14.05
Изучить метод динамического программирования. Отработать навыки решения задач.