kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса "Системы счисления и логические основы ПК"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по информатике для 9 класса.

 Цель программы: углубление имеющихся у учеников знаний по предмету, формирование основы научного мировоззрения в области информатики и развитие интереса к информатике, как науке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Системы счисления и логические основы ПК"»


Пахотно – Угловский филиал

Муниципального общеобразовательного учреждения

Бондарской средней общеобразовательной школы





Рассмотрена

и рекомендована к утверждению

на Совете школы

(протокол № 1 от 30.08.2013 г.)

Утверждена:

(приказ № 254 от 31.08.2013 г.)

Руководитель филиала

__________ /Н.Г.Клейменова/










Рабочая программа

элективного курса

«Системы счисления и логические основы ПК»

для 9 класса на 2013-2018 учебные годы










с. Пахотный Угол


Пояснительная записка

Цель: углубление имеющихся у учеников знаний по предмету, формирование основы научного мировоззрения в области информатики и развитие интереса к информатике, как науке.

Задача курса:

  1. изучить общие информационные принципы лежащие в основе конкретного аппаратного и программного обеспечения ЭВМ.

  2. сформировать у учащихся общее представление о сферах применения алгебры логики, как в области программирования, так и в области построения функциональных схем устройства ПК.

  3. расширить представлений знаний учащихся о числе, способах его
    записи;

  4. дать представление о многообразии систем счисления, их
    классификации и истории возникновения;

  5. сформировать навык перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую и выполнения арифметических операций в них;

  6. создать условие для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики; умение самостоятельно приобретать и применять знания;

  7. развить творческие способности и коммуникативные навыки;

  8. развить у учащихся логическое и алгоритмическое мышление;

  9. сформировать навыки выполнения арифметических действий над десятичной системой счисления.

Нормативно-правовая база
  • Федеральный базисный учебный план;

  • Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 “Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”;

  • Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);

  • Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).


Сведения о программе

Курс посвящен ключевому понятию математики – числу, а также системам счисления – способам записи чисел в виде удобном для прочтения и выполнения арифметических операций, изучению систем счисления, которые используются в компьютере (двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). На арифметику в этих системах счисления, включая арифметические действия, признаки делимости, разнообразные текстовые и игровые задачи.


Обоснование выбора

Данный курс представляется актуальным, так как расширяет возможность совершенствования практических умений учащихся и посвящен системам счисления и логическим основам ПК.


Место и роль учебного предмета

Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для изучения в 9 классе общеобразовательного учреждения.

Изучение основ информатики непосредственно влияет на формирование таких интеллектуальных умений, как:

- анализ (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации);

- синтез (создание новых схем, структур и моделей);

- оценка (оценивание логики построения избранному критерию, оценивание выводов имеющимся данным, оценивание значимости модели).

Наряду с математикой информатика развивает мышление, умения и навыки умственного труда.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развить логическое мышление, способность к анализу и синтезу. Умение описать схему логического вывода улучшает ориентацию человека в предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении. Сформировать у обучающихся основ представления информации в ЭВМ, изучении истории развития и возникновения систем счисления.


Информация о количестве учебных часов


№ п/п

Класс

Предмет

Инвариантная часть

Вариативная

часть

Всего

1.

9

Системы счисления и логические основы ПК

1

0

1


Количество часов для проведения контрольных, практических, исследовательских работ.


№ п/п

Класс

Количество контрольных работ

Количество практических работ

Количество проектов

1.

5

2

14

0


Формы организации образовательного процесса

Общеклассные формы: лекция,  лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

 Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

 Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по или информационными технологиям за компьютером.

    

Технологии обучения

Индуктивный; дедуктивный; диагностический; репродуктивный; поисковый; репродуктивно-поисковый.


Методы обучения

словесные - лекция, рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.


Механизм формирования ключевых компетенций

Для формирования и развития информационных компетенций применяются следующие виды деятельности:

•  владение способами работы с информацией;

•  поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

•  технические навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

•  преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)

•  умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Для формирования и развития коммуникативной компетенции применяются следующие виды деятельности:

•  владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)

•  ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

•  умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

•  умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)

Для формирования и развития ценно-смысловой компетенции применяются следующие виды деятельности:

•  умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.)

•  осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Для формирования и развития учебно–познавательной компетенции применяются следующие виды деятельности:

•  умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.)

•  умение работать со справочной литературой, инструкциями

•  создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Для формирования и развития компетенции личностного самосовершенствования применяются следующие виды деятельности:

•  создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)


Виды и формы контроля

Устный контроль - фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;

Письменный контроль контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике;

Лабораторно-практический контроль - контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами;

Самоконтроль - устное воспроизведение изученного материала; письменное воспроизведение изученного материала; работа с обучающими программами; компьютерные тесты.


Содержание курса:

1. Понятие о логике

Развитие логики. Высказывания.

Учащиеся должны

знать:

  • Этапы развития логики;

  • Что такое высказывание.

2. Алгебра логики

Область применения. Логические функции. Таблицы истинности.

Учащиеся должны

знать:

  • Таблицы  истинности основных логических операций;

  • Правила построения таблиц истинности сложных логических выражений;

уметь:

  • Написать таблицу истинности для основных логических операций;


3. Законы алгебры логики

Упрощение выражений. Логические элементы. Построение функциональных схем.

Учащиеся должны

знать:

  • Правила упрощения логических выражений;

  • Правила построения таблиц истинности сложных логических выражений;

  • Основные логические элементы ПК;

  • Правила построения функциональных схем.

уметь:

  • Построить таблицу истинности для логического выражения;

  • Строить функциональные схемы.


4. Системы счисления

История возникновения и развития систем счисления.

Классификация систем счисления.

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • Понятие системы счисления, алфавита, основания системы счисления;

  • Историю возникновения систем счисления;

  • Развитие систем счисления.

уметь:

  • определять алфавит системы счисления по её основанию или названию;

  • определять основание системы счисления по её названию;

  • определять систему счисления чисел, в которых они могут быть записаны;


5. Представление информации в ЭВМ

Основы кодирования информации в ЭВМ.

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • связь между родственными системами счисления, используемыми в компьютере (двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной);


6. Представление чисел в «машинных» системах счисления

Арифметические действия в двоичной системе счисления. Восьмеричная система счисления как «машинная» система счисления. Шестнадцатеричная система счисления. Сложение и вычитание в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • алгоритм нахождения суммы и произведения чисел в машинных системах счисления;

уметь:

  • находить результат суммирования и умножения целых чисел машинных систем счисления;


7. Преобразование чисел в «машинных» системах счисления

Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичной, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. Перевод чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную, из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную.

Учащиеся должны

знать/понимать:

  • связь между родственными системами счисления, используемыми в компьютере (двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной);

уметь:

  • переводить недесятичные целые числа в десятичную систему счисления;

  • переводить целые десятичные числа в другие позиционные системы счисления;

  • переводить двоичные числа в восьмеричную систему счисления и наоборот;

  • переводить двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления и наоборот;



Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теории

Практики

1

Логические основы ПК

17

14

3

2

Системы счисления

17

6

11



Требования к уровню подготовки:

В результате обучения учащиеся должны

знать:

  • общие информационные принципы лежащие в основе конкретного аппаратного и программного обеспечения ЭВМ.

  • представление о сферах применения алгебры логики, как в области программирования, так и в области построения функциональных схем устройства ПК.

  • принципы записи чисел в позиционных системах счисления: двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной.

понимать:

  • применение алгебры логики;

  • причины использования двоичной системы при работе с компьютером;

  • преимущества использования шестнадцатеричной системы счисления.

уметь:

  • упрощать логические функции, составлять таблицы истинности;

  • строить функциональные схемы устройств ПК;

  • переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

  • переводить числа из двоичной системы в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.


Литература и средства обучения:

1. Власов В.К., Королёв Л.Н., Сотников А.Н. Элементы информатики. – М.: Наука, 1988.

2. Выгодский М.Л. Справочник по элементарной математике. - М.: Наука, 1987.

3. Гейн А.Г. Земля Информатика: Пособие для учителей. – Екатеренбург: УрГУ, 1997.

4. Знакомьтесь: компьютер. – М.: Мир, 1989.

5. Карасёва Т.В. «Сборник задач и упражнений по основам информатики и вычислительной техники. – М.: Колледж, 1994.

6. Касаткин В.Н. Информация. Алгоритмы. ЭВМ. - М.: Просвещение, 1991.

7. Решетников В.Н., Сотников А.Н.. Информатика – что это? - М.: Радио и связь, 1989.

8. Семененко В.А., Ступин Ю.В. Справочник по электронно-вычислительной технике. – М.: Машиностроение, 1993.

9. Фомин С.В. Системы счисления. – М.: Наука, 1987.

10. Язык компьютер. – М.: Мир, 1989.






























Тематическое поурочное планирование:

№№ п/п

Тема урока

Количество часов

Примерное прохождение

Форма проведения и контроля


Тема: Логические основы ПК

1/1

Логика как наука.

1


Лекция

2/2

Этапы развития логики.

1


Лекция

3/3

Высказывания.

Связки и, или и частица не.

1



Лекция

4/4

Применение алгебры логики.

Логические функции.

1



Лекция

5/5-6

Таблица истинности.

2


Практика

6/7

Элементарные логические операции.

1


Лекция

7/8

Законы логики.

1


Лекция

8/9-12

Упрощение логических выражений.

4


Практика

9/13

Логические элементы ПК.

1


Лекция

10/14-16

Построение функциональных схем.

3


Практика

11/17

Итоговое занятие по теме

1


Тестирование


Тема: Системы счисления

12/18

История возникновения и развития систем счисления.

Классификация систем счисления.

1


Лекция

13/19


Основы кодирования информации в ЭВМ.

1


Лекция

14/20-21

Арифметические действия в двоичной системе счисления.

2


Теория и практика

15/22-23

Восьмеричная система счисления как «машинная» система счисления.

2


Теория и практика

16/24-25

Шестнадцатеричная система счисления.

2


Теория и практика

17/26-27

Сложение и вычитание в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

2


Практика

18/28-29

Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичной, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.

2


Практика

19/30-31

Перевод чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в десятичную.

2


Практика

20/32-33

Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную, из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную.

2


Практика

21/34

Итоговое занятие по теме

1


Тестирование





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа элективного курса "Системы счисления и логические основы ПК"

Автор: Милосердова Надежда Петровна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 346139


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства