Рабочая программа элективного курса "Системы счисления и логические основы ПК"
Рабочая программа элективного курса "Системы счисления и логические основы ПК"
Рабочая программа элективного курса по информатике для 9 класса.
Цель программы: углубление имеющихся у учеников знаний по предмету, формирование основы научного мировоззрения в области информатики и развитие интереса к информатике, как науке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Системы счисления и логические основы ПК"»
Пахотно – Угловский филиал
Муниципального общеобразовательного учреждения
Бондарской средней общеобразовательной школы
Рассмотрена
и рекомендована к утверждению
на Совете школы
(протокол № 1 от 30.08.2013 г.)
Утверждена:
(приказ № 254 от 31.08.2013 г.)
Руководитель филиала
__________ /Н.Г.Клейменова/
Рабочая программа
элективного курса
«Системы счисления и логические основы ПК»
для 9 класса на 2013-2018 учебные годы
с. Пахотный Угол
Пояснительная записка
Цель: углубление имеющихся у учеников знаний по предмету, формирование основы научного мировоззрения в области информатики и развитие интереса к информатике, как науке.
Задача курса:
изучить общие информационные принципы лежащие в основе конкретного аппаратного и программного обеспечения ЭВМ.
сформировать у учащихся общее представление о сферах применения алгебры логики, как в области программирования, так и в области построения функциональных схем устройства ПК.
расширить представлений знаний учащихся о числе, способах его записи;
дать представление о многообразии систем счисления, их классификации и истории возникновения;
сформировать навык перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую и выполнения арифметических операций в них;
создать условие для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики; умение самостоятельно приобретать и применять знания;
развить творческие способности и коммуникативные навыки;
развить у учащихся логическое и алгоритмическое мышление;
сформировать навыки выполнения арифметических действий над десятичной системой счисления.
Нормативно-правовая база
Федеральный базисный учебный план;
Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 “Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”;
Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);
Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).
Сведения о программе
Курс посвящен ключевому понятию математики – числу, а также системам счисления – способам записи чисел в виде удобном для прочтения и выполнения арифметических операций, изучению систем счисления, которые используются в компьютере (двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). На арифметику в этих системах счисления, включая арифметические действия, признаки делимости, разнообразные текстовые и игровые задачи.
Обоснование выбора
Данный курс представляется актуальным, так как расширяет возможность совершенствования практических умений учащихся и посвящен системам счисления и логическим основам ПК.
Место и роль учебного предмета
Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для изучения в 9 классе общеобразовательного учреждения.
Изучение основ информатики непосредственно влияет на формирование таких интеллектуальных умений, как:
- анализ (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации);
- синтез (создание новых схем, структур и моделей);
Наряду с математикой информатика развивает мышление, умения и навыки умственного труда.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развить логическое мышление, способность к анализу и синтезу. Умение описать схему логического вывода улучшает ориентацию человека в предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении. Сформировать у обучающихся основ представления информации в ЭВМ, изучении истории развития и возникновения систем счисления.
Информация о количестве учебных часов
№ п/п
Класс
Предмет
Инвариантная часть
Вариативная
часть
Всего
1.
9
Системы счисления и логические основы ПК
1
0
1
Количество часов для проведения контрольных, практических, исследовательских работ.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий по или информационными технологиям за компьютером.
словесные - лекция, рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Механизм формирования ключевых компетенций
Для формирования и развития информационных компетенций применяются следующие виды деятельности:
• владение способами работы с информацией;
• поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
• технические навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
• преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)
• умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Для формирования и развития коммуникативной компетенции применяются следующие виды деятельности:
• владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)
• ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)
• умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)
• умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)
Для формирования и развития ценно-смысловой компетенции применяются следующие виды деятельности:
• умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.)
Для формирования и развития учебно–познавательной компетенции применяются следующие виды деятельности:
• умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.)
• умение работать со справочной литературой, инструкциями
• создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
Для формирования и развития компетенции личностного самосовершенствования применяются следующие виды деятельности:
• создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)
Виды и формы контроля
Устный контроль - фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;
Письменный контроль — контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике;
Лабораторно-практический контроль - контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами;
Самоконтроль - устное воспроизведение изученного материала; письменное воспроизведение изученного материала; работа с обучающими программами; компьютерные тесты.
Содержание курса:
1. Понятие о логике
Развитие логики. Высказывания.
Учащиеся должны
знать:
Этапы развития логики;
Что такое высказывание.
2. Алгебра логики
Область применения. Логические функции. Таблицы истинности.
Учащиеся должны
знать:
Таблицы истинности основных логических операций;
Правила построения таблиц истинности сложных логических выражений;
уметь:
Написать таблицу истинности для основных логических операций;
Правила построения таблиц истинности сложных логических выражений;
Основные логические элементы ПК;
Правила построения функциональных схем.
уметь:
Построить таблицу истинности для логического выражения;
Строить функциональные схемы.
4. Системы счисления
История возникновения и развития систем счисления.
Классификация систем счисления.
Учащиеся должны
знать/понимать:
Понятие системы счисления, алфавита, основания системы счисления;
Историю возникновения систем счисления;
Развитие систем счисления.
уметь:
определять алфавит системы счисления по её основанию или названию;
определять основание системы счисления по её названию;
определять систему счисления чисел, в которых они могут быть записаны;
5. Представление информации в ЭВМ
Основы кодирования информации в ЭВМ.
Учащиеся должны
знать/понимать:
связь между родственными системами счисления, используемыми в компьютере (двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной);
6. Представление чисел в «машинных» системах счисления
Арифметические действия в двоичной системе счисления. Восьмеричная система счисления как «машинная» система счисления. Шестнадцатеричная система счисления. Сложение и вычитание в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
Учащиеся должны
знать/понимать:
алгоритм нахождения суммы и произведения чисел в машинных системах счисления;
уметь:
находить результат суммирования и умножения целых чисел машинных систем счисления;
7. Преобразование чисел в «машинных» системах счисления
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичной, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. Перевод чисел из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную, из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную.
Учащиеся должны
знать/понимать:
связь между родственными системами счисления, используемыми в компьютере (двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной);
уметь:
переводить недесятичные целые числа в десятичную систему счисления;
переводить целые десятичные числа в другие позиционные системы счисления;
переводить двоичные числа в восьмеричную систему счисления и наоборот;
переводить двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления и наоборот;
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теории
Практики
1
Логические основы ПК
17
14
3
2
Системы счисления
17
6
11
Требования к уровню подготовки:
В результате обучения учащиеся должны
знать:
общие информационные принципы лежащие в основе конкретного аппаратного и программного обеспечения ЭВМ.
представление о сферах применения алгебры логики, как в области программирования, так и в области построения функциональных схем устройства ПК.
принципы записи чисел в позиционных системах счисления: двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной.
понимать:
применение алгебры логики;
причины использования двоичной системы при работе с компьютером;
преимущества использования шестнадцатеричной системы счисления.