Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по информатике «Базовые основы информатики» для 11 А класса (базовый уровень)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тереньгульский лицей при УлГТУ»
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области
Рассмотрено и согласовано на Согласовано Утверждаю
ШМО учителей математики Зам. директора по УВР Директор лицея
30.08.2022 Приказ от 31.08.2022 № 98
Протокол от 30.08.2022 №1
Рабочая программа
элективного курса по информатике
«Базовые основы информатики»
для 11 А класса
(базовый уровень)
Срок реализации: 2022-2023 учебный год
Составитель:
Е.А. Рукавишникова,
учитель информатики
высшей категории
Год составления: 2022
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа элективного курса по информатике «Базовые основы информатики» для 11 класса предназначена для базового уровня и разработана на основе:
Требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция);
Требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31 декабря 2015 г. N 1578, приказом Минобрнауки от 29 июня 2017 г. N 613; приказом Минобрнауки от 24 сентября 2020 г. N 519; приказом Минобрнауки от 11 декабря 2020 г. N 712;
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, одобренной решением от 12 мая 2016 года. Протокол №2/16;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345”;
Приказа Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. N 632 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»;
Приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2020 г. N 249 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»;
Приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 № 254 « Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказа Минпросвещения России от 23 декабря 2020 года № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года №254;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
Учебного плана МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» на 2022-2023 учебный год, утвержденного приказом директора лицея от 31.08.2022 № 92;
Календарного учебного графика МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ» на 2022-2023 учебный год, утвержденного приказом директора лицея от 31.08.2022 № 91;
Основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Тереньгульский лицей при УлГТУ» , утвержденной приказом директора лицея от 31.08.2022 № 97;
Информатика. Примерные рабочие программы.10-11 классы; сост.К.Д. Бутягина.изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования». Программа учебного ( элективного курса) «Базовые основы информатики» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования 10-11 классы Саратов 2017 г.
Учебно-методического комплекса.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования». Программа учебного ( элективного курса) «Базовые основы информатики» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования 10-11 классы Саратов 2017 г.
Программа определяет содержание, объем, порядок изучения элективного курса «Базовые основы информатики», детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения элективного курса, которые определены стандартом. Рабочая программа соответствует Положению о рабочей программе учителя лицея. Программа рассчитана на 33 часа (1 раз в неделю).
Рабочая программа по информатике составлена на основе Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося.
Изменения, вносимые в программу в связи возможным переходом на дистанционное обучение
В связи с возможностью перехода в данном учебном году на дистанционное обучение будут использоваться следующие типы уроков:
Он-лайн урок,
Он-лайн лекция
Видеоурок на электронной платформе РЭШ
Он-лайн экскурсия
Урок-консультация
В связи с возможностью перехода в данном учебном году на дистанционное обучение будут использоваться следующие виды учебной деятельности и контроля: урок с использованием видеоконференцсвязи, чат занятие, обмен информацией, индивидуальные консультации, дистанционное тестирование; он- лайн тестирование, он-лайн отчёт.
Программа содержит следующие разделы:
1.планируемые результаты освоения учебного предмета;
2 содержание учебного предмета, курса;
3.тематическое планирование
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
2. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
3. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
4. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты
У обучающегося будут сформированы:
1. умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
3. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
4. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
Обучающийся научиться: владеть навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; владеть стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
Обучающиеся получат возможность научиться: владеть компьютерными средствами представления и анализа данных; базовым навыкам и умениям по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; пониманию основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Раздел 1. Информация и информационные процессы
Обучающиеся научатся: вычислять скорость передачи данных, применять термины: информация и управление, кибернетика, система и система управления.
Обучающиеся получат возможность научиться: использовать информационные технологии, государственные электронные сервисы и услуги,
Обучающиеся получат возможность научиться: анализировать результаты моделирования
Раздел 3. Базы данных
Обучающиеся научатся: создавать базы данных, работать с многотабличными базами данных
Обучающиеся получат возможность научиться: работать с конструктором запросов, с вычисляемыми полями выполнять запрос данных из нескольких таблиц, составлять формы, простые формы, отчёты, простые отчёты.
Раздел 4. Создание веб-сайтов
Обучающиеся научатся: средствам языка НТМL оформлять веб- страницу
Обучающиеся получат возможность научиться: применять стилевые файлы, стили для элементов, рисунки, звук, видео при оформлении веб- страницы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1 Информация и информационные процессы 6 часов
Передача данных. Скорость передачи данных. Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы управления. Информационное общество. Информационные технологии. Государственные электронные сервисы и услуги. Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура. Стандарты в сфере информационных технологий.
Раздел 2 Моделирование 5 часов
Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели. Модели мышления. Искусственный интеллект. Адекватность. Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Тестирование модели. Эксперимент с моделью. Анализ результатов. Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста. Модель ограниченного роста. Контрольная работа « Моделирование»
Раздел 3 Базы данных 10 часов
Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей. Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между таблицами. Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора. Запросы с параметрами. Вычисляемые поля. Запрос данных из нескольких таблиц. Формы. Простая форма. Отчёты. Простые отчёты. Контрольная работа « Базы данных»
Раздел 4 Создание веб-сайтов 9 часов
Веб-сайты и веб-страницы. Статические и динамические веб-страницы. Веб-программирование. Системы управления сайтом.Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы. Специальные символы. Списки. Гиперссылки. Оформление веб-страниц. Средства языка НТМL. Стилевые файлы. Стили для элементов. Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе. Фоновые рисунки. Мультимедиа. Блоки. Блочная вёрстка.
Повторение 3 часа
3.Тематическое планирование
Номер темы
Название темы
Кол-во часов
Из них на выполнение кр
Дата выполнения к.р
1
Информация и информационные процессы
6
2
Моделирование
5
1
28.11
3
Базы данных
10
1
13.02
4
Создание веб-сайтов
9
Повторение
3
1
22.05
Всего
33
3
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование
№
п.п
Тема урока
Кол-
во
часов
Тип урока
Формы организации учебной деятельности
Вид деятельности, контроль
Дата по плану
Дата фактически
Раздел 1 Информация и информационные процессы, 6 ч
1
Техника безопасности
1
Комбинированный
Он-лайн урок
индивидуальная, парная
Беседа, самоконтроль/
Чат занятие,он- лайн отчет
05.09
2
Передача информации
1
Урок развивающего контроля
Он-лайн урок
индивидуальная
беседа, решение самоконтроль, взаимоконтроль/обмен информацией,он- лайн тестирование
12.09
3
Помехоустойчивые коды
1
Комбинированный
Он-лайн урок
индивидуальная, парная
беседа, выполнение упражнений, самоконтроль, взаимоконтроль /чат занятие,он- лайн тестирование
19.09
4
Сжатие данных без потерь
1
Комбинированный
Он-лайн урок
индивидуальная, парная
работа с текстом учебника, составление плана, ответы на вопросы, выполнение работы самоконтроль,контроль учителя/ дистанционное тестирование
26.09
5
Практическая работа: использование архиватора
1
Открытие новых знаний
Он-лайн урок
индивидуальная, парная
беседа, решение упражнений в РТ базового уровня сложности, самоконтроль, взаимоконтроль/обмен информацией,он- лайн тестирование
03.10
6
Информация и управление. Системный подход. Информационное общество
1
Открытие новых знаний
Он-лайн урок
индивидуальная, парная
беседа, выполнение упражнений, самоконтроль, взаимоконтроль /чат занятие,он- лайн тестирование
17.10
Раздел 2 Моделирование, 5 ч
7
Модели и моделирование
1
Рефлексия
Он-лайн урок
индивидуальная, парная
работа с текстом учебника, составление плана, ответы на вопросы,самоконтроль, взаимоконтроль/ Урок с использованием видеокоференцсвязи,
он- лайн отчет
24.10
8
Использование графов
1
Урок контроля ЗУН
Он-лайн урок
групповая
беседа, выполнение упражнений, самоконтроль, взаимоконтроль /чат занятие,он- лайн тестирование
31.10
9
Этапы моделирования
1
Открытие новых знаний
Он-лайн урок
групповая
работа с текстом учебника, составление плана, ответы на вопросы,самоконтроль, взаимоконтроль/ Урок с использованием видеокоференцсвязи
он- лайн тестирование
07.11
10
Модели ограниченного и неограниченного роста
1
Урок развивающего контроля
Он-лайн урок
индивидуальная
беседа, решение упражнений в РТ базового уровня сложности, самоконтроль, взаимоконтроль/обмен информацией,он- лайн тестирование
14.11
11
Моделирование эпидемии
КР « Моделирование»
1
Урок контроля ЗУН
Он-лайн урок
групповая, индивидуальная
беседа, выполнение заданий к.р, самоконтроль, контроль учителя /чат занятие,он- лайн тестирование
28.11
Раздел 3 Базы данных, 10 ч
12
Обратная связь. Саморегуляция
1
Комбинированный
Он-лайн урок
групповая ,парная
работа с текстом учебника, составление плана, ответы на вопросы,самоконтроль, взаимоконтроль/ Урок с использованием видеокоференцсвязи, он- лайн отчет
05.12
13
Информационные системы
1
Открытие новых знаний
Он-лайн урок
индивидуальная, парная
решение упражнений работа с текстом учебника, составление плана, самоконтроль, контроль учителя/Индивидуальные консультации,он –лайн отчет
12.12
14
Таблицы. Основные понятия. Реляционные базы данных
1
Урок контроля ЗУН
Он-лайн урок
групповая, индивидуальная
Работа по опорным схемам, взаимоконтроль/чат занятие, он- лайн тестирование
19.12
15
Практическая работа: операции с таблицей
1
Комбинированный
Он-лайн урок
парная, индивидуальная
решение упражнений работа с текстом учебника, составление плана, самоконтроль, контроль учителя/Индивидуальные консультации,он –лайн отчет
26.12
16
Практическая работа: создание таблицы
1
Рефлексия
Индивидуальная, парная
ответы на вопросы, выполнение тестовых заданий,контроль учителя
09.01
17
Запросы
1
Открытие новых знаний
групповая, индивидуальная
работа с текстом учебника, составление плана, ответы на вопросы,самоконтроль,
16.01
18
Формы
1
Комбинированный
групповая ,парная
беседа, решение упражнений базового уровня сложности, работа с текстом учебника, составление плана
самоконтроль, взаимоконтроль
23.01
19
Отчеты
1
Открытие новых знаний
индивидуальная, парная
беседа, решение упражнений базового уровня сложности, работа с текстом учебника, ответы на вопросы
самоконтроль, взаимоконтроль
30.01
20
Многотабличные базы данных.
1
Урок контроля ЗУН
групповая, индивидуальная
беседа, решение упражнений базового уровня сложности, работа с текстом учебника, ответы на вопросы
самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя
06.02
21
Запросы к многотабличным базам данных.КР « Базы данных»
1
Урок контроля ЗУН
Он-лайн урок
групповая, индивидуальная
беседа, выполнение заданий к.р, самоконтроль, контроль учителя /чат занятие,он- лайн тестирование
13.02
Раздел 4 Создание веб-сайтов, 9 ч
22
Веб-сайты и веб-страницы
1
Открытие новых знаний
индивидуальная, парная
беседа, решение упражнений базового уровня сложности, работа с текстом учебника, ответы на вопросы
самоконтроль, взаимоконтроль
27.02
23
Текстовые страницы
1
Открытие новых знаний
индивидуальная, парная
беседа, решение упражнений базового уровня сложности, работа с текстом учебника, ответы на вопросы