Программа элективного курса "Компьютерная грамотность"
Программа элективного курса "Компьютерная грамотность"
Данный материал будет полезен для учителей информатики, желающих организовать для учащихся 7 класса познавательный элективный курс по организации работы в текстовом процессоре Microsoft Word.
Данный курс направлен на:
Формирование умений и навыков работать в текстовом редакторе, умения создавать различные по виду текстовые документы, печатать на клавиатуре десятипальцевым способом.
Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры.
Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.
Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК
Программа курса рассчитана на 35 часов. Рекомендуемый режим обучения - 1 час в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данный материал будет полезен для учителей информатики, желающих организовать для учащихся 7 класса познавательный элективный курс по организации работы в текстовом процессоре Microsoft Word
Пояснительная записка
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение основной школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.
Одним из основных разделов школьного курса информатики является раздел «Представление текстовой информации в памяти компьютера». Кроме того, в повседневной жизни мы тоже зачастую пользуемся компьютером как «пишущей машинкой», создавая всевозможные текстовые документы.
Дополнительный образовательный курс “Компьютерная грамотность” содержит теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся умения работать в текстовом процессоре Microsoft Office Word и направлен на то, чтобы научиться правильно и быстро оформлять нужные страницы, вставлять в документы различные объекты, форматировать и редактировать тексты.
Для осуществления этой цели нам требуется определенное программное обеспечение – текстовый процессор. Microsoft Word – основа любого офиса и, пожалуй, самая нужная и популярная программа во всем Microsoft Office. К тому же на примере Word очень удобно изучать интерфейс всех остальных программ семейства Microsoft Office: изучая Word, мы тем самым подбираем ключик ко всем офисным программам. С помощью Word можно не просто набрать текст, но и оформить его по своему вкусу: включить в него графики и таблицы, картинки и даже звуки и видеоизображения. Word поможет составить простое письмо и сложный объемный документ, яркую поздравительную открытку или рекламный блок.
Данный курс направлен на:
Формирование умений и навыков работать в текстовом редакторе, умения создавать различные по виду текстовые документы, печатать на клавиатуре десятипальцевым способом.
Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры.
Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.
Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК
Формы организации учебной деятельности:
Основной формой учебной деятельности является практикум, в ходе которого учащиеся выполняют задания с использованием полученных знаний, умений и навыков.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики работы, которую нужно будет выполнить учащимся, далее ученикам объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на этом этапе и отводится время для практической работы.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. Формой итогового контроля является защита группового или индивидуального проекта учащегося по теме курса. Административной проверки усвоения материала курса «Компьютерная грамотность» не предполагается.
Программа курса рассчитана на 35 часов. Рекомендуемый режим обучения - 1 час в неделю.
Основные требования к учащимся
В результате изучения курса «Компьютерная грамотность» учащиеся должны знать:
Назначение и функции текстового редактора;
Первоначальные настройки текстового документа;
Основы ввода, редактирования и форматирования текста, списков, таблиц, колонтитулов, рамок, объекта WordArt;
Основы работы со стилем и шаблонами;
Использование справочной системы;
Соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Использовать основные элементы тестового редактора в своей деятельности
Работать с документами различных типов
Редактировать и форматировать текст, списки, таблицы и объекты WordArt
Оптимизировать работу текстового редактора
Данный курс обеспечен:
вспомогательными материалами
тестовые задания;
практические задания;
презентации;
использование интерактивных технологий.
техническими средствами
персональные компьютеры;
принтер;
сканер;
Internet.
программным обеспечением
операционная система Windows XP;
пакет Microsoft Office 2003 (MS Word)
прочее
освещение по норме;
учебная доска;
рабочие столы
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
контрольные вопросы;
тесты;
практические работы;
самостоятельные работы;
устные сообщения учащихся;
проектная деятельность;
поиск информации.
Учащиеся могут выбирать:
литературу, по которой они будут готовить собственные творческие работы
Межпредметные связи
Знания и умения, полученные при изучении курса «Компьютерная грамотность», учащиеся могут использовать в дальнейшем при создании комплексных текстовых документов, рекламной продукции, объявлений, открыток, для визуализации исследований в различных областях знаний – биологии, изобразительного искусства, информатики и др. Созданные текстовые шаблоны могут быть использованы в докладах, статьях, мультимедийной презентации, а также могут быть размещены в дальнейшем на web-странице. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная грамотность», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области создания текстовых документов.
Содержание программы:
Текстовые файлы. Текстовый редактор Word. Окно процессора Word. Обзор функций горизонтального меню. Панели инструментов. Настройка экрана Word.
Ввод текста в программе Word.
Основные элементы текстового документа. Символы, слова, строки, предложения. Абзац. Структура страницы. Структура документа. Таблицы и рисунки. Поля.
Основные команды Word.
Основные операции с текстом. Перемещение по набранному тексту. Выделение фрагментов текста. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Поиск и замена фрагментов текста. Отмена команд.
Форматирование символов и абзацев: общие сведения. Форматирование символов. Форматирование абзацев.
Оформление страницы документа. Разметка страницы. Вставка номера страниц. Верхний и нижний колонтитулы. Вставка сносок. Разрыв страницы.
Понятие о шаблонах и стилях оформления. Формирование оглавления.
Работа с таблицами.
Работа с рисунками.
Грамматика в процессоре Word. Проверка правописания.
Список используемой литературы:
Программно-методические материалы по информатике, 1 – 11 класс, М., «Дрофа», 1999 год
Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Обработка текстовой информации, дидактические материалы, М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008г
В.Иванов, Microsoft Office System 2003. Учебный курс. Питер, 2004 год
Е.Я.Кривич, Персональный компьютер для школьников. – М., «Эксмо», 2005 год
В.Леонтьев, Новейшая энциклопедия персонального компьютера, - М., «Олма-пресс образование», 2005 год
В.Пасько Краткий самоучитель работы на персональном компьютере. Питер, 2005 год
А.Х.Шелепаева Поурочные разработки по информатике. Универсальное пособие. М., «Вако» 2005 год
Ресурсы Интернета:
http://www.avalon.ru - Академия информатики для школьников
http://www.rusedu.info - Вся информатики и ИКТ в образовании
http://www.orakul.spb.ru - Персональный компьютер или "Азбука PC" для начинающих.
http://www.syrtsovasv.narod.ru - раздел "Информатика" - материалы в помощь учителю на сайте Сырцовой С.В.
http://www.graphics.cs.msu.su - библиотека "Компьютерная графика и мультимедиа" на сайте факультета ВМиК МГУ.
http://metodist.lbz.ru/avt_masterskaya_BosovaLL.html - материалы в помощь педагогам
http://inf.1september.ru – газета «Информатика» «Издательского дома «Первое сентября»