ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Экологическая ситуация села Антипаюта»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Экологическая ситуация села Антипаюта»
Экология – это наука, которая изучает взаимосвязь между живыми организмами и окружающей среды. Если заметить, что промышленность с каждым днем растет, то для нашей местности это оборачивается большим увеличением количества транспорта. Всё это серьёзно влияет на живой мир. Вопреки этому уменьшаются природные богатства, исчезают многие виды животных и растений. С каждым днём всё больше и больше загрязняется воздух, вода, окружающая среда. Поэтому перед каждым человеком стоит задача: изменить экологическую ситуацию в своём населенном пункте. Экологическое образование может помочь в усвоении таких экологических и этических норм, ценностей и отношений профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для устойчивого развития. Поэтому моя цель - формирование экологического сознания и экологически разумного поведения.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена неблагоприятной экологической обстановкой в стране в целом и в с. Антипаюта в частности. Село Антипаюта располагается на северном берегу Тазовской губы, в устье реки Паюты. Село не имеет промышленных центров и достаточно отдаленно от них. Численность населения на 2015 г. составляет – 2716 человек, в том числе коренных малочисленных народов Севера – 2237. Можно сказать, что плотность населения не велика, но если обратить внимание на улицы, то складывается абсолютно иное впечатление, буквально на каждом шагу можно увидеть результат человеческой деятельности. Неограниченное количество свалок не только в поселке, но и на территории нашей тундры, которые затрудняют благоприятное развитие всех биоценозов.
Построение и содержание курса определяются его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных особенностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, полученных при изучении курса биологии в 5-8 классах. Большое внимание обращено на формирование практических умений и навыков.
Использование проектной и исследовательской методик позволяет перейти к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях общества. Учащиеся совместно решают задачи и представляют результат своей работы. Это предоставляет возможность самореализации и результативного обучения всем ученикам, позволяет развить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникативных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для выполнения различных задач.
Обучение по программе основывается на активном участии каждого ученика, обеспечивающем его развитие и позволяющем ему применять приобретённые знания, умения и навыки. У учащихся развиваются компетентности в области поиска и анализа информации, формируются навыки на уровне практического применения. Такая работа создаёт предпосылки для сотрудничества как между учениками, так и между учениками и преподавателем.
Учащимся предоставляются возможности:
• использования программы Microsoft Word для создания и форматированиядокументов;
• сбора, анализа и управления данными для анализа результатов в программе Microsoft Excel;
• поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных благодаря работе в сети Интернет и с другими источниками информации;
• создания и определения структуры презентаций, в которых используется графика, анимация с помощью программы Microsoft PowerPoint;
• делового общения при совместном решении вопросов.
В современном мире огромное внимание уделяется проблемам экологии. Именно поэтому в своей работе я уделяю большое внимание экологической ситуации села Антипаюта и его окрестностей. Именно этим объясняется подбор тем проектов для исследовательской деятельности учеников. Данный элективный курс предлагается использовать в 9-х классах общеобразовательной школы.
Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного экологического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
Формы организации – практические работы на местности и в помещениях школы, работа в сети интернет, подготовка презентаций.
Цели курса – помочь ученику в углубленном освоении экологических знаний, формировании умений и навыков, в совершенствовании методики изучения экологической обстановки в своей местности.
Задачи элективного курса:
-научить учащихся оценивать экологическое состояние села Антипаюта;
-закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
-способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении биологии и химии;
-продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
-развивать учебно-коммуникативные навыки;
передать учащимся сумму систематических знаний по экологии, способствовать формированию экологической грамотности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Экологическая ситуация села Антипаюта» »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования
ул. Советская, д. 21, с. Антипаюта, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629371 тел./факс: (349 40) 6-41-38, [email protected]
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Экологическая ситуация села Антипаюта»
Программа рассчитана для учащихся 9 класса
Срок реализации программы элективного курса – полугодие (17 часов)
Автор: Постнова С.В.
Антипаюта-2013год
Пояснительная записка
Экология – это наука, которая изучает взаимосвязь между живыми организмами и окружающей среды. Если заметить, что промышленность с каждым днем растет, то для нашей местности это оборачивается большим увеличением количества транспорта. Всё это серьёзно влияет на живой мир. Вопреки этому уменьшаются природные богатства, исчезают многие виды животных и растений. С каждым днём всё больше и больше загрязняется воздух, вода, окружающая среда. Поэтому перед каждым человеком стоит задача: изменить экологическую ситуацию в своём населенном пункте. Экологическое образование может помочь в усвоении таких экологических и этических норм, ценностей и отношений профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для устойчивого развития. Поэтому моя цель - формирование экологического сознания и экологически разумного поведения.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена неблагоприятной экологической обстановкой в стране в целом и в с. Антипаюта в частности. Село Антипаюта располагается на северном берегу Тазовской губы, в устье реки Паюты. Село не имеет промышленных центров и достаточно отдаленно от них. Численность населения на 2015 г. составляет – 2716 человек, в том числе коренных малочисленных народов Севера – 2237. Можно сказать, что плотность населения не велика, но если обратить внимание на улицы, то складывается абсолютно иное впечатление, буквально на каждом шагу можно увидеть результат человеческой деятельности. Неограниченное количество свалок не только в поселке, но и на территории нашей тундры, которые затрудняют благоприятное развитие всех биоценозов.
Построение и содержание курса определяются его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных особенностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, полученных при изучении курса биологии в 5-8 классах. Большое внимание обращено на формирование практических умений и навыков.
Использование проектной и исследовательской методик позволяет перейти к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях общества. Учащиеся совместно решают задачи и представляют результат своей работы. Это предоставляет возможность самореализации и результативного обучения всем ученикам, позволяет развить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникативных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для выполнения различных задач.
Обучение по программе основывается на активном участии каждого ученика, обеспечивающем его развитие и позволяющем ему применять приобретённые знания, умения и навыки. У учащихся развиваются компетентности в области поиска и анализа информации, формируются навыки на уровне практического применения. Такая работа создаёт предпосылки для сотрудничества как между учениками, так и между учениками и преподавателем.
Учащимся предоставляются возможности:
использования программы Microsoft Word для создания и форматированиядокументов;
сбора, анализа и управления данными для анализа результатов в программе Microsoft Excel;
поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных благодаря работе в сети Интернет и с другими источниками информации;
создания и определения структуры презентаций, в которых используется графика, анимация с помощью программы Microsoft PowerPoint;
делового общения при совместном решении вопросов.
В современном мире огромное внимание уделяется проблемам экологии. Именно поэтому в своей работе я уделяю большое внимание экологической ситуации села Антипаюта и его окрестностей. Именно этим объясняется подбор тем проектов для исследовательской деятельности учеников. Данный элективный курс предлагается использовать в 9-х классах общеобразовательной школы.
Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного экологического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
Формы организации – практические работы на местности и в помещениях школы, работа в сети интернет, подготовка презентаций.
Цели курса – помочь ученику в углубленном освоении экологических знаний, формировании умений и навыков, в совершенствовании методики изучения экологической обстановки в своей местности.
Задачи элективного курса:
научить учащихся оценивать экологическое состояние села Антипаюта;
закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении биологии и химии;
продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
развивать учебно-коммуникативные навыки;
передать учащимся сумму систематических знаний по экологии, способствовать формированию экологической грамотности.
Планируемые результаты.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
определять чистоту воздуха в помещениях, воды, почвы, используя простейшие методики;
представлять полученные результаты аудитории;
видеть взаимосвязь происходящих взаимодействий человека и природы;
работать самостоятельно и в группе;
самостоятельно составлять анкеты;
владеть экологической терминологией;
пользоваться справочной литературой по биологии, экологии, химии для мониторинговых исследований.
Учебно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество часов
Вид занятий
Дата
1
Вода, которую мы пьем.
2
Лекция.
Практическая работа
2.
Исследование экологического состояния двора.
2
Практическая работа
3
Определение нитратов в продуктах питания.
2
Лекция.
Практическая работа
4
Почва, по которой я хожу
2
Практическая работа
5
Свалки п.Антипаюта. Проблема переработки мусора.
2
Работа в группах.
6
Исследование качественного состава продуктов питания.
2
Практическая работа, работа в группах.
7
Эколого-гигиеническая оценка школьного помещения.
2
Практическая работа, работа в группах.
8
Презентации «Экологическая ситуация в с. Антипаюта»
3
Подготовка и защита презентаций
ИТОГО:
17
9
Содержание программы
Вода, которую мы пьем. (2ч).
Источники питьевой воды в п. Антипаюта. Загрязнение реки. Качество питьевой воды в п. Антипаюта: температура, мутность, прозрачность, цветность, запах, кислотность. . Причины загрязнения питьевой воды и способы очистки.
Практическая работа №1«Исследование водопроводной воды».
Исследование экологического состояния жилого двора. (2ч).
Глазомерная съёмка.Условные знаки. Построение простейшего плана небольшого участка местности. Дворовая территория. Экологические требования, предъявляемые к жилому двору.
Практическая работа №2 «Экологическое состояние жилого двора».
Определение нитратов в сельскохозяйственной продукции.(2ч.)
Основные источники поступления нитратов в продукты питания. Последствия избыточного их поступления в организм с пищей. Определение нитратов в сельскохозяйственной продукции завозимой в п. Антипаюта.
Практическая работа №3«Качественное определение нитратов в сельскохозяйственной продукции».
Почва, по которой я хожу. (2ч).
Типы почв в п. Антипаюта. Основной источник загрязнения почв в районе школы-интерната и складов ГСМ. Значение почвы. Механический состав почвы. Физические свойства почвы. Кислотность и плодородие почв.
Практическая работа №4 «Определение кислотности с использованием физико-химических методов».
Свалки п. Антипаюта. Проблема переработки мусора. (2ч.)
Основные способы переработки мусора. Решение этой проблемы в п. Антипаюта. Ваши предложения по решению этой проблемы в нашем поселке.
Исследование качественного состава продуктов питания. (2ч).
Продукты питания и питательные вещества. Качество продуктов питания. Пищевые добавки и их роль в составе продуктов питания. Влияние качества продуктов питания на здоровье человека. Исследование состава продуктов питания в магазинах с. Антипаюта.
Практическая работа №5 «Исследование состава пищевых продуктов по упаковкам».
Влияние воздушной среды на самочувствие учеников. Нормы площади и объёма помещения на одного учащегося. Влияние освещённости и окраски стен помещения на самочувствие и работоспособность. Температурный режим в учебном помещении. Размеры, размещение мебели и значимой информации в учебном помещении.
Практическая работа №6 «Аттестация учебного помещения».
Презентации «Экологическая ситуация в селе Антипаюта». (3ч).
Изучение методики подготовки презентаций. Подготовка и представление презентаций (по выбору).
«Составление и представление презентации по выбранной теме».
Раскрытие содержания с методическими рекомендациями
Занятие 1-2.
Практическая работа №1. Анализ водопроводной воды.
ЦЕЛЬ: качественное и количественное определение ионов калия, кальция, железа, хлорид-ионов, сульфат-ионов в водопроводной воде.
Выполнение работы.
1)ОБНАРУЖЕНИЕ КАТИОНОВ КАЛИЯ
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: гексанитрокобальтат (III) натрия (40 г Nа3[Со(NО2)6] растворить в 100 мл воды), раствор уксусной кислоты (120 мл ледяной СН3СООН довести диет, водой до 1 л)
ХОДРАБОТЫ:
В пробирку поместить 10 мл пробы. Прибавить 5 мл реагента. Через 2-3 мин. Провести визуальное наблюдение. Если выпадает желтый осадок, то концентрация ионов калия больше 0,1 мг/л
2К+ + Nа+ + [Со(NО2)6]3- = К2Nа[Со(NО2)6]↓
Если при встряхивании пробирки раствор заметно помутнеет, то концентрация ионов калия больше 0,01 мл/л.
2) ОБНАРУЖЕНИЕ КАТИОНОВ КАЛЬЦИЯ
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: оксалат аммония (35 г (NН4)2С2О4 растворить в воде и довести до 1 л), раствор уксусной кислоты.
ХОД РАБОТЫ:
К 10 мл пробы воды прибавить 3 мл раствора уксусной кислоты, затем ввести 8 мл раствора оксалата аммония. Если выпадает белый осадок, то концентрация ионов кальция составляет 100 мг/л
Са2+ + С2О42- = СаС2О4↓
Если раствор мутный - концентрация ионов кальция более 1 мг/л, при
опалесценции - более 0,01 мг/л.
3) ОБНАРУЖЕНИЕ КАТИОНОВ ЖЕЛЕЗА
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: тиоцианат аммония, азотная кислота (конц), перекись водорода (5% р-р).
ХОД РАБОТЫ:
К 10 мл пробы воды прибавить 1 каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли пероксида водорода и ввести 0,5 мл тиоцианата аммония
Fe3+ + 3SCN- = Fe(SCN)3
При концентрации ионов железа более 2,0 мг/л появляется розовое окрашивание, при концентрации более 10 мг/л окрашивание становится красным.
4) ОБНАРУЖЕНИЕ ХЛОРИД-ИОНОВ
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: раствор нитрата серебра, азотная кислота.
ХОД РАБОТЫ:
К 10мл воды прибавить 3-4 капли азотной кислоты и прилить 0,5 мл р-ра нитрата серебра
Ag+ + Cl- = AgCl↓
Белый осадок выпадает при концентрации хлорид-ионов более 100 мг/л. Помутнение раствора наблюдается, если концентрация хлорид-ионов более 10 мг/л, опалесценция - при концентрации более 1 мг/л. При добавлении избытка аммиака раствор становится прозрачным.
5) ОБНАРУЖЕНИЕ СУЛЬФАТ-ИОНОВ
ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: хлорид бария, соляная кислота.
К 10 мл воды прибавить 2-3 капли раствора соляной кислоты и прилить 0,5 мл раствора хлорида бария. При концентрации сульфат-ионов более 10 мг/л выпадает осадок:
Ba2+ + SO42- = BaSO4↓
Осадок нерастворим в азотной и соляных кислотах.
ОБНАРУЖЕНИЕ НИТРАТ-ИОНОВ ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: дифениламин, пробирки.
ХОД РАБОТЫ:
К 1 мл воды по каплям добавить реагент. Бледно-голубое окрашивание
наблюдается, если концентрация нитрат-ионов более 0,001 мг/л, голубое -более 1 мг/л, синее - более 100 мг/л.
Результаты оформить в виде таблицы и сделать вывод по работе.
КАЧЕСТВО ВОДОПРОВОДНОЙ ВОДЫ
Ионы
Калия
К+
Кальция
Са2+
Железа
Fe3+
Хлорид
Сl-
Сульфат
SО42-
Содержание мг/л
6) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВОДОПРОВОДНОЙ ВОДЫ.
ХОД РАБОТЫ:
1. Взять пробы водопроводной воды по 50-100 мл.
2. Провести измерения параметров и занести результаты в таблицу.
Параметры питьевой воды
температура
мутность
прозрачность
цвет
запах
Кислотность
рН
качество
балл
Примечание:
1) Температуру измеряют спиртовым термометром в течение 5-10 минут, не вынимая термометр из только что налитой водопроводной воды.
2)Мутность воды связана с присутствием в ней твёрдых частиц. Для определения мутности воду взбалтывают, налив в пробирку так, чтобы высота воды была равна 10 см, и рассматривают на свет. Мутность характеризуется: слабая, заметная, сильная.
3)Прозрачность зависит от присутствия взвешенных частиц и определяется путём чтения стандартного (газетного, книжного) хорошо освещённого шрифта, через столб воды, налитый в градуированный цилиндр с плоским дном. Воду в цилиндр наливают постепенно, следя за чёткостью шрифта до тех пор, пока буквы будут хорошо различимы. Высота столба воды, налитой в цилиндр, выраженная в сантиметрах, является показателем прозрачности.
4) Цветность – окраску определяют как цвет воды: жёлтый, светло-жёлтый и т.д. 5) Запах определяют при комнатной температуре и (или) при нагревании до 50-60 градусов, характеризуя качественно (ароматический, гнилостный, болотный, землистый, рыбный и т.д.) и количественно в баллах.
Шкала определения запаха воды
Балл
Степень
Характеристика
0
Нет
Запах совсем не ощущается
1
Очень слабый
Запах обычно не замечается, обнаруживается опытным наблюдателем
2
Слабый
Запах определяется потребителем, если на это обратить внимание
3
Заметный
Запах легко замечаемый, заставляет отказаться от питья
4
Очень сильный
Запах резко выражен, вода не пригодна для питья
6) Кислотность определяется с помощью универсальной лакмусовой бумажки. Опуская её на 2-3 секунды в воду, сравнивают её с цветовой шкалой.
Выводы: Каково качество питьевой водопроводной воды в с. Антипаюта?
Занятие 3-4.
Практическая работа №2 «Экологическое состояние жилого двора»
Цель: Закрепить умения составлять простейший план небольшого участка местности; изучить простейшую методику определения экологического состояния жилого двора; определить экологическое состояние жилого двора.
Оборудование: альбомный лист, рулетка, карандаш.
Выполнение работы.
Работа в малых группах или индивидуально.
Задание 1: Составить план-карту глазомерной съёмкой двора. Ограниченного соседними дворами или неотграниченной территории, считающейся двором вокруг дома на альбомном листе с указанием адреса.
Задание 2: Обозначить объекты на территории двора.
С помощью условных знаков и цветового фона обозначьте на карте:
а) Зону озеленения (лужайки).
б) Спортивную площадку, место для игр.
в) Скамейки.
г) Урны, мусорные контейнеры.
д) Осветительные столбы.
е) Сараи, жилые дома.
Задание 3: Определите численность жильцов двора.
Задание 4: Измерьте расстояния с помощью рулетки и результаты запишите в таблицу.
Проводимые измерения
Полученные результаты в метрах
Длина двора
Ширина двора
Площадь: а) общая
б) в расчёте на одного человека
в) открытого грунта
Выводы: Внесите свои предложения по улучшению благоустройства двора.
Занятие 5-6.
Практическая работа №3 «Качественное определение содержание нитратов в сельскохозяйственной продукции».
Цель: определить содержание нитратов в продуктах питания.
Задачи: формировать умения наблюдать, сравнивать, анализировать; развивать практические умения по определение содержание нитратов.
На предметное стекло кладут с промежутками 1 см несколько тонких срезов какой-либо растительной продукции (лук, капуста, картофель и др.), срезы делают скальпелем.
Затем на каждый срез наносят по 1 капле 1%-го раствора дифениламина и следят за появлением синей окраски или голубой.
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА
БАЛЛ
Визуальные признаки окраски среза
Содержание нитратов
1
Бледно-голубоватая, очень быстро наступает обугливание
Низкое
2
Синяя, постепенно исчезающая
Средняя
3
Темно-синяя или темно-фиолетовая, быстро наступающая, устойчивая.
Высокая
Результаты оформляются в виде таблице.
Содержание нитратов пищевых продуктах
Продукты
Окраска среза
Содержание нитратов
Сделайте вывод по проделанной работе.
Занятие 7-8.
Практическая работа №4 «Определение кислотности с использованием физико-химических методов».
Цель:формировать экологическую культуру, навыки самостоятельной работы, расширять представления о почвах, изучить почвы на прилегающей к школе территории.
Задачи: формировать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, вести наблюдения; развивать практические умения по изучению почв; научиться определять механический состав, температурный режим, влажность, кислотность, содержание азота и плодородие почвы, используя простейшие методики; изучить способы улучшения качества почвы; информировать учащихся школы о почвах своего населённого пункта.
Оборудование: индикаторная бумага, химические стаканы, раствор хлорида калия, термометр почвенный, пакеты для взятия образцов почв, вода в склянках.
Выполнение работы.
1) Определение механического состава почвы.
Берём образец почвы, растираем на ладони, на ощупь определяем механический состав.
глинистая почва во влажном состоянии пластична, при скатывании получается шнур небольшой длины;
суглинистая почва во влажном состоянии имеет слабую пластичность, при скатывании получается очень непрочный шнур;
супесчаная почва во влажном состоянии в шнур не скатывается, при растирании даёт ощущение песчаных частиц;
песчаная почва состоит из песчаных зёрен, сыпучая;
щебенчатая (хрящевая) наряду с глинистыми или песчаными частицами содержит обломки горных пород (размеры не более 3 мм).
2) Изучение влажности почвы
Изучение влажности почвы: берём образец почвы, на ощупь определяем влажность.
сырые – вытекает вода при сжимании в руке;
влажные – на руке остаётся влажный след;
свежие – холодит руку, почва мажется;
сухие – не мажется, на ощупь кажется тёплой.
3) Изучение кислотности почвы при помощи солевой вытяжки.
В химический стакан помещаем 3 см3 почвы, приливаем 10 мл раствора хлорида калия, содержимое перемешиваем и даём отстояться.
С помощью индикаторной бумаги, опущенной в вытяжку на 1-2 с, определяем рН образца почвы.
При значениях рН:
от 1 до 5 – почва кислая
от 5,5 до 6,5 – слабокислая
от 6,5 до 7 – нейтральная
от 7 до 8 – слабощелочная
выше 8 - щелочная
5) Сформулируйте вывод о качестве почв в селе Антипоюта. Дайте свои рекомендации по улучшению качества почв.
Занятие 9-10.
Свалки п.Антипаюта. Проблема переработки мусора.
Цели: формирование навыков самостоятельной исследовательской работы; развивать практические умения по сбору информации и её обработке; научиться давать эколого-гигиеническую оценку состояния села Антипаюта.
Задачи: изучить фактические данные на основе которых мы будет делать выводы ; попробовать проанализировать экологическое положение с. Антипаюта .
Выполнение работы.
Работа в малых группах или индивидуально на территории села Антипаюта (видио и фото съёмки, наблюдение, описание).
Занятие 11-12.
Практическая работа №7 «Исследование состава пищевых продуктов по упаковкам».
Цели: формирование экологической культуры; навыков самостоятельной исследовательской работы; расширение представлений о качественном и здоровом питании; изучение качественного состава продуктов питания. Задачи: раскрыть особенности воздействия на организм человека различных пищевых добавок; формировать умения сравнивать, анализировать; развивать практические умения по сбору информации и её обработке; информировать учащихся школы о качестве предлагаемой им в наших магазинах пищи.
Оборудование: упаковки от продуктов питания с маркировкой.
Выполнение работы.
Изучение литературы по данному вопросу.
Изучение влияния различных пищевых добавок на организм человека.
Изучение по этикеткам состава продуктов питания, продающихся в магазинах села Антипаюта.
Составление сводной таблицы «Содержание пищевых добавок в различных продуктах питания», продающихся в магазинах с. Антипаюта.
Сделать вывод о качестве продуктов питания, реализуемых в магазинах нашего села.
Использование полученных сведений в своей повседневной практике при приобретении продуктов питания.
Занятие 13-14.
Практическая работа №8 «Аттестация учебного помещения».
Цель: научиться давать эколого-гигиеническую оценку учебного помещения, используя простейшую методику и доступные приборы.
Оборудование: рулетка, термометр, психрометр.
Выполнение работы.
1) Выявление соответствия площади и объёма помещения санитарно-гигиеническим нормам.
Измерьте ширину и длину классного помещения и определите его площадь Ѕ=длина:ширина.
б) Рассчитайте, какая площадь приходится на одного ученика Ѕ=Ѕ:n, где n – количество рабочих мест в помещении.
в) Определите объём помещения V=S*h, где h – высота помещения.
2) Проверка соответствия уровня вентиляции санитарно-гигиеническим нормам.
Сосчитайте количество фрамуг. Проверьте, все ли они открываются.
б) Измерьте площадь всех открывающихся фрамуг и рассчитайте их общую площадь.
в) Рассчитайте отношение площади пола к площади вентиляционных отверстий. По нормативам это соотношение должно быть не более 50. Сделайте вывод о достаточности классной вентиляции.
3) Санитарное обследование температуры воздуха в помещениях.
Измерьте температуру воздуха у окон и у противоположной стены.
б) Измерьте температуру воздуха на уровне парт и у пола. Разница температур по вертикали не должна быть большой. Нормальной считается разница в 2,5 градуса между температурой на уровне пола и на уровне головы человека. Температура воздуха в районе с холодным климатом должна быть равной 18-21 градус.
4) Аттестация учебного кабинета. По полученным данным заполните таблицу.
№п/п
Показатели
Да
Нет
1
На одного учащегося приходится 2м2 площади
1
0
2
На одного учащегося приходится не менее 4 м3 объёма
1
0
3
Площадь открывающихся фрамуг не менее 1:50 площади пола
1
0
4
Площадь окон (без учёта оконных переплётов) не менее 1:4 – 1:6 площади пола
1
0
5
Освещение класса левостороннее
1
0
6
Стены окрашены клеевой краской
1
0
7
Искусственное освещение соответствует нормативу КИО – 40вт/м2
1
0
8
Окраска стен соответствует ориентировке помещения
1
0
9
Температура не ниже 16 и не выше 250С
1
0
10
Относительная влажность помещения 30-60%
1
0
11
Рабочие места учащихся (мебель) соответствуют ростовым размерам
1
0
12
Окраска рабочих мест гармонирует с окраской стен
1
0
13
Поверхности рабочих столов не имеют бликов
1
0
14
На передней и правой боковой стенках кабинета размещена значимая информация, которую можно прочесть с любого рабочего места учащегося
1
0
5) Если аттестуемое помещение оценивается менее, чем в 10 баллов, то оно не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Занятия 15-16-17.
Практическая работа №10 «Подготовка и представление презентаций «Экологическая ситуация в с.Антипаюта ».
Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания навыки; сформировать целостное представление об экологической ситуации в с. Антипаюта; научиться оформлять исследовательскую работу в виде компьютерных презентаций.
План презентации:
1. Тема работы.
2. Фамилия, имя, отчество, класс, школа.
3. Цель работы.
4. Гипотеза
5. Ход исследования.
6. Результаты исследования.
7. Выводы.
8. Использованная литература.
Тематика презентаций:
І. Чистота воздуха в с. Антипаюта
ІІ. Чистота воды в с. Антипаюта
ІІІ. Экологическое состояние школьного двора.
ІV.Аттестация учебного помещения.
V. Исследование состава пищевых продуктов по упаковкам.
VІ. Определение кислотности с использованием физико-химических методов.
VII. Содержание нитратов в продуктах питания.
VIII. Свалки п.Антипаюта. Проблема переработки мусора.
Заключение: выводы об экологическом состоянии в с. Антипаюта.
Список литературы:
1. А. И. Никишов и др. Внеклассная работа по биологии. – М.: Просвещение, 1974.
2. Былова А. М., Шорина Н. И. Экология растений. – М.: «Вентана-Граф», 2005, 224с.
3. Верзилин Н. Н., Верзилин Н. Н., Верзилин Н. М. Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее. – М.: Просвещение, 1976.
4. Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение, 1986.
5. Колесов Д.Д., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.
6. Мазо В. Б., Парменова Л. М. Сохраним нашу Землю голубой и зелёной. – М.: Школа-Пресс, 1998.
7. Онегов А. С. Школа юннатов. – М.: «Детская литература», 1986.
8. «Первый толковый большой энциклопедический словарь», г. Санкт-Петербург, 2006 г. – с. 665.
9.Сусой Е.Г., «Из глубины веков», Институт проблем освоения Севера СО РАН, г. Тюмень, 1994 г. – с. 12.
10. Яблоков А. В. И др. Биология и современность. – М.: Просвещение, 1990.