Тема: Генетическая связь между классами неорганических веществ
Цель: Систематизировать, обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических веществ
Задачи: Обучающие:
1.Обобщить и систематизировать знания об основных классах неорганических веществ в развлекательной форме;
2.Рассмотреть генетическую взаимосвязь между классами неорганических соединений;
3.Показать, что генетическая связь веществ – основа для осуществления взаимных превращений
Развивающие:
1.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: планирование своего ответа, сравнение фактов, обобщение основных понятий, самоконтроль, самоанализ деятельности;
2.Содействовать развитию воли ученика, создавая особое эмоциональное состояние: ситуации самостоятельности, удивления, радости;
3.Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, способствовать уверенности в своих знаниях;
4.Способствовать пониманию единства материального мира;
5.Продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять само – и взаимоконтроль
Воспитывающие:
1.Воспитывать чувство само- и взаимоуважения в условиях работы по группам;
2.Воспитывать умение работать коллективно и индивидуально;
3.Расширить знания учащихся в морском деле (профориентационная направленность);
4.Воспитывать культуру поведения, общения друг с другом в процессе учебной деятельности.
Формы деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Форма урока – урок – путешествие
Оборудование: учебник, набор реактивов, таблицы Д.И. Менделеева, листы с заданиями, карта путешествия, презентация к уроку.
Ход урока
- Мотивационный этап
Ребята, сегодня у нас с вами последний обобщающий урок по теме. Он необычен тем, что проведем мы его в нестандартной форме. Во всем остальном – это обычный рабочий урок.
Эпиграф к уроку – слова русского гения. Пожалуйста, прочитайте. Объясните, как вы его понимаете.
Химик требуется не такой, который
из одного чтения книг понял бы всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся
М.В. Ломоносов.
Сегодня мы вспомним, какие важнейшие сведения можно почерпнуть из периодической системы. На уроке мы закрепим знания по классификации неорганических соединений; вспомним отличительные признаки 4-х классов неорганических соединений; закрепим умения в составлении формул оксидов, оснований, кислот и солей.
Ребята, очевидно, вы любите читать, особенно, приключения. И, вам, наверное, не дают покоя приключения героев романов Жюля Верна. И сегодня мы с вами станем морскими путешественниками. Вообразите себе, что весь наш класс – это один экипаж подводной лодки под названием «Генезис». (Слайд). Командир подводной лодки будет вести ее по основным классам неорганических соединений, устанавливая генетическую связь между ними. В путешествии вам понадобятся знания, сообразительность, находчивость, смекалка, а может даже немного актёрского мастерства. Мы посетим материки – ОКСИДОНИЯ, КИСЛОТОСТАН, СОЛЯНДИЯ И ОСНОВАЙСКИЕ ОСТРОВА. (Слайд). Запишите в свои судовые журналы дату, тему урока ( учащиеся делают записи ). Итак, в путь! ( магнитофонная запись шума моря ).
Наша цель – как можно быстрее пройти путь, а для этого надо преодолеть все трудности, которые встретятся нам на пути.
2.Творческая работа
Учитель Для начала необходимо проверить знание вами морской пучины ( воды). Работа в парах.
С учащимися проводится химический диктант. ( за 5 минут они должны ответить на вопросы словом «да» или «нет»). Затем идёт взаимопроверка.
Химический диктант «Да» или «Нет».
- Вода – оксид водорода.
- Молекулярная масса воды – 18 г/моль.
- Сумма степеней окисления элементов в формуле воды равна 0.
- 1 моль воды имеет массу 18 г.
- 1 моль воды содержит 12*1023 молекул.
- В молекуле воды связь ковалентная неполярная.
- По химической номенклатуре воду называют гидридом кислорода.
КЛЮЧ ( ответы ):
- да
- нет. Молекулярная масса воды – 18 а.е.м.
- да.
- да.
- нет. Число Авогадро содержит 6,02*1023 молекул.
- нет.
- нет. Оксид водорода.
Затем учащиеся сообщают результаты учителю, который проставляет их в таблицу результатов.
Учитель. Итак, чтобы попасть на материк «Оксидония», ответьте на вопросы. (Фронтальная беседа). (Слайд)
Вопросы:
- Какие классы неорганических веществ мы изучили?
- Какие вещества называются оксидами?
- Какие вещества называются кислотами?
- Какие вещества называются основаниями?
- Какие вещества называются солями?
- Какие типы химических реакций вы знаете?
Учитель заносит результаты ответов в таблицу результатов.
- И вот первый материк. Чтобы освоить его, выполните задание – разделите оксиды на классы. Назовите классы оксидов. (Слайд).
- CaO, P2O5, Na2O, MgO, CuO, CO2, SO3, SnO2, NO2, Fe2O3, H2O, HgO
На выполнение задания отводится 5 минут, затем осуществляется самопроверка, учитель заносит ответы в таблицу результатов.
- С данным заданием вы справились успешно и теперь, чтобы попасть на материк «Кислотостан» вам предстоит выполнить следующее задание:
( На магнитной доске представлена цепочка превращений:
Na àNa2OàNaOHàCu(OH)2àCuOà Cu
Над каждой стрелкой прикреплено изображение мины)
подводная лодка должна пройти по данному маршруту, но каждый участок ее заминирован. Провести лодку может только опытный капитан или член экипажа, хорошо знающий свойства основных классов неорганических соединений. Кто у нас хороший минер?
( Работу у доски начинает капитан подводной лодки, учащиеся работают в тетрадях, если вдруг капитан не «разминирует», то под соответствующей стрелкой в цепочке оставляет магнитный кружок с надписью SOS и другие учащиеся оказывают ему помощь. Каждый ученик записывает одно уравнение. На выполнение задания отводится 8-10 минут, учитель заносит результаты в таблицу).
- Молодцы, ребята, вы хорошо сработали командой. И мы продолжаем свое путешествие, впереди у нас материк «Кислотостан». Чтобы исследовать его, необходимо выполнить следующие задания (Слайд):
(работа в парах, взаимопроверка)
Как классифицируются кислоты? Распределите кислоты на классы по известной вам классификации.
(На задание отводится 5 минут, учитель фиксирует результаты в таблицу)
- . А, теперь, ребята, чтобы попасть на « Основайские» острова, необходимо провести испытания, для этого требуются двое естествоиспытателей. (Слайд)
- Даны вещества: CuO, Fe, CaCO3, растворы веществ CuSO4, NaOH, HCl. Какие из них реагируют между собой, провести реакции и записать уравнения реакций.
Сначала учащиеся повторяют правила техники безопасности при выполнении работы, затем проводят испытания, остальные наблюдают, при необходимости подсказывают и все записывают уравнения реакций, учитель заносит результаты в таблицу. На работу отводится 8-10 минут).
- Итак, мы на «Основайских» островах, между бухтой «Металлическая» и мысом «Неметаллический» прервалась связь. Требуется двое связистов, чтобы восстановить связь и встретится на острове «Солевой». Вот вам схемы маршрутов. (Слайд)
Учащимся выдаются карточки, а для остальных задания проецируются на экран.
- Написать уравнения для осуществления генетической связи веществ
- àCaOàCa(OH)2àCaSO3
- àSO2àH2SO3àCaSO3
На работу отводится 5минут,учитель фиксирует результаты.
- Мы продолжаем наше путешествие и чтобы попасть в «Соляндию», необходимо решить задачу. (Слайд)
Учащиеся самостоятельно решают задачу, учитель сверяет ответ и оценивает работу.
Задача. Раздобыв в сарае у дедушки немного белого порошка, школьник принес его в школу и спросил у учителя: «Что это за вещество?». Проведя несколько опытов с неизвестным веществом, учитель записал его состав: w(Ca) = 40%, w(C) = 12%, w(O) = 48%. Помогите юному химику определить вещество.
- Ну, вот, ребята, наш маршрут подошел к концу, а теперь, чтобы вернуться в школу, угадайте о каком веществе идет речь.(Слайд)
Крокодил Гена взял в столовой стакан чая. Пока ходил за чайной ложкой, старуха Шапокляк подсыпала в чай хлорид бария. Она не знала, что повара для придания плохому чаю хорошего цвета добавляют в него соду – карбонат натрия. Вернувшись, Гена помешал чай и заметил в нем странную муть. Почуяв неладное, Гена отнес чай знакомому химику. Химик, отфильтровав муть, обнаружил в чае лишь хлорид натрия. Объясните, что произошло в стакане чая. Почему там оказалась поваренная соль – хлорид натрия? Напишите уравнение реакции.
Один учащийся у доски, остальные в тетрадях записывают уравнение данной реакции, учитель контролирует.
Учитель. Ну, вот мы и в классе, давайте подведем некоторые итоги нашего путешествия.
3. Обобщение:
Учитель. Итак, какие классы неорганических соединений мы сегодня рассматривали?
Ответ. Оксиды, кислоты, основания, соли.
Учитель. Какие это вещества по составу?
Ответ. Эти вещества все сложные.
Учитель Сегодня, путешествуя, мы встречались с такими веществами, как:
NaNO3, P2O5, ZnCl2, H2SO4, K3PO4, P, CuO, FeO, H3PO4, CO2.
Выпишите из данного перечня формулы веществ, составляющий генетический ряд фосфора.
Учащиеся пытаются выстроить цепочку (при необходимости, учитель помогает).
4.Выводы:
Учитель Итак, это все звенья одного механизма. Здесь отображены взаимопереходы, взаимопревращения между веществами различных классов неорганических соединений. А это значит, что имеет смысл говорить о связи между ними, отражающей единство происхождения. Рассказ об этой связи – отдельная страница в учебнике химии, отдельное плавание в химическом море основных классов неорганических соединений.
5.Подведение итогов:
Подсчитываются число баллов, набранных за правильные ответы и число штрафных очков, выставляются оценки.
6.Домашнее задание:
Повторить химические свойства основных классов неорганических веществ.
Написать уравнения реакций для осуществления превращений:
Cu à CuO à CuSO4 à Cu(OH)2 à CuO à Cu
7.Используемая литература:
1. Учебник. Химия-8 класс. О.С.Габриелян. М. «Дрофа».
2. Поурочные разработки по химии в 8 классе. М.Ю.Горковенко. М. «ВАКО»
3. Изучаем химию в 8 классе.О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова. М. «Блик и Ко».
4. Настольная книга учителя химии, 8 класс. О.С.Габриелян. М. «Блик плюс»
5. Учет знаний по химии. О.С.Котлярова. М. «Просвещение».
6. Мастер-класс учителя химии. Составитель В.Г.Денисова. М. «Планета».
7. Химия на досуге. Г.И.Штремплер. М. «Просвещение».
8. Урок окончен–занятия продолжаются. Э.Г.Злотникова. М.«Просвещение»
9. Журнал «Химия в школе» №6, 1995 год.
10. Интернет – ресурсы.