Урок по теме:"Генетическая связь между классами неорганических соединений".
Урок по теме:"Генетическая связь между классами неорганических соединений".
Образовательные задачи урока:
1.Обобщить и закрепить знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических соединений.
2. Раскрыть противоположность свойств соединений типичных металлов и типичных неметаллов.
3. На конкретных примерах получения одних веществ из других показать существование связи между неорганическими веществами.
4. Дать понятие генетической связи между классами неорганических соединений. Ввести понятие - «генетический ряд».
5. Научить учащихся выполнять задания по составлению уравнений реакций по схеме, а также составлять схемы превращения веществ.
Межпредметные связи: биология - классификации растительного и животного мира; использование минеральных удобрений, фотосинтез.
Внутрипредметные связи: химические свойства кислорода, водорода, оксидов, кислот, оснований.
Тип урока: урок совершенствования знаний и умений учащихся.
Основные методы: беседа в сочетании с самостоятельной работой, лабораторная работа, демонстрация опытов.
Оборудование урока: MD проектор, компьютер
На столах учащихся: Реактивы: простые вещества: сара, железо; оксиды меди (II), кальция; основания ( гидроксиды натрия, калия); кислоты ( растворы соляной и серной кислот); соли (карбонат кальция, хлорид магния); индикаторы (фенолфталеин, метиловый оранжевый). Оборудование: 10 пробирок, ложечки для веществ.
На столе учителя: 2 колбы с кислородом, сера, магний, ложечки для сжигания веществ, штатив.
Урок начинаем с актуализации опорных знаний учащихся ( на столах учащихся опорные схемы «Классификация веществ»). Вспоминаем типовые свойства классов соединений, устанавливая связь между изученными классами веществ, выясняем причину взаимного превращения одних веществ в другие. Важно убедить учащихся, что знания по химии, полученные ими, необходимы в практической жизни, так как они помогут понять сущность многих процессов, происходящих вокруг.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме:"Генетическая связь между классами неорганических соединений".»
Урок по теме:"Генетическая связь между классами неорганических соединений".
Образовательные задачи урока:
1.Обобщить и закрепить знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических соединений.
2. Раскрыть противоположность свойств соединений типичных металлов и типичных неметаллов.
3. На конкретных примерах получения одних веществ из других показать существование связи между неорганическими веществами.
4. Дать понятие генетической связи между классами неорганических соединений. Ввести понятие - «генетический ряд».
5. Научить учащихся выполнять задания по составлению уравнений реакций по схеме, а также составлять схемы превращения веществ.
Межпредметные связи: биология - классификации растительного и животного мира; использование минеральных удобрений, фотосинтез.
Внутрипредметные связи: химические свойства кислорода, водорода, оксидов, кислот, оснований.
Тип урока: урок совершенствования знаний и умений учащихся.
Основные методы: беседа в сочетании с самостоятельной работой, лабораторная работа, демонстрация опытов.
Оборудование урока: MD проектор, компьютер
На столах учащихся: Реактивы: простые вещества: сара, железо; оксиды меди (II), кальция; основания ( гидроксиды натрия, калия); кислоты ( растворы соляной и серной кислот); соли (карбонат кальция, хлорид магния); индикаторы (фенолфталеин, метиловый оранжевый). Оборудование: 10 пробирок, ложечки для веществ.
На столе учителя: 2 колбы с кислородом, сера, магний, ложечки для сжигания веществ, штатив.
Урок начинаем с актуализации опорных знаний учащихся ( на столах учащихся опорные схемы «Классификация веществ»). Вспоминаем типовые свойства классов соединений, устанавливая связь между изученными классами веществ, выясняем причину взаимного превращения одних веществ в другие. Важно убедить учащихся, что знания по химии, полученные ими, необходимы в практической жизни, так как они помогут понять сущность многих процессов, происходящих вокруг.
Карточка №1 Даны вещества: оксид кальция, азотная кислота, гидроксид натрия, оксид серы (VI). Записать формулы веществ в стольбик, указать к какому классу соединений они относятся, подчеркнуть одной чертой атомы или группы атомов, которые являются существенным признаком принадлежности данного вещества к определенному классу. Далее против каждой формулы записать формулы веществ, имеющих противоположные свойства. Например: CaO - P2O5
HNO3 – KOH
NaOH – HCl
SO3 - MgO.
На вопрос «В чем противоположность свойств этих веществ?», учащиеся отвечают, что оксид кальция, как основный оксид, не взаимодействует с основаниями, а при взаимодействии с кислотами образует соль и воду. Аналогично характеризуют свойства азотной кислоты и гидроксида калия. При дальнейшем выполнении этого задания учащиеся должны установить атомы каких элементов, входящих в состав молекул оксидов и гидроксидов явились причиной, обуславливающей противоположные свойства; подчеркнуть их двумя чертами. ( показать на экране правильный ответ этого задания).
Продолжая урок, отмечаем, что многие химические реакции человек использует для получения новых необходимых ему веществ. Так восстановительные свойства водорода используют в металлургии при восстановлении металлов из руд, строители используют свойство негашеной извести взаимодействовать с водой и при этом образовывать вяжущее вещество – гашеную известь, необходимого при кладке и штукатурке стен. Работать с этим веществом необходимо очень осторожно, так как при реакции выделяется большое количество теплоты, а полученная гашеная известь – едкое вещество.
Карточка №2. Имеющиеся на столе вещества классифицировать, используя опорные схемы. Составить генетические ряды, родоначальниками которых являются простые вещества, имеющиеся на столе. Записать уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения.
Закономерность генетической связи можно проследить на примерах окисления металла и неметалла и последующих реакциях с продуктами окисления.
Демонстрационный опыт: а) горение серы и магния в кислороде,
б) растворение продуктов реакций.
Составить на доске схемы: а) S →SO2→H2SO3;
б) Mg→MgO→Mg(OH)2
Генетическая связь существует не только между веществами одного генетического ряда, но и между генетическими рядами. Генетическую связь устанавливают и раскрывают через получение веществ одного класса из веществ другого класса при взаимодействии их друг с другом
S ↔ Mg
↓
SO2 ↔ MgO
↓
H2SO3 ↔ Mg(OH)2
↓ ↓
MgSO3 MgSO3
Лабораторный опыт. «Используя необходимые, имеющиеся на столе, реактивы получите прямым или косвенным путем хлорид кальция двумя способами. Правильность выполнения проверяем у доски ( 2 ученика).
С целью закрепления изученного на уроке выполнить задания по
карточкам №3 на рабочем месте.
Составить схему: основание→ основной оксид→соль
↑
Неметалл → кислотный оксид
Подводим итог изученному на уроке:
Металлы и неметаллы образуют генетические ряды.
Между простыми и сложными веществами, представителями разных классов существует родственная связь, называемая генетической связью, которая проявляется в получении одних веществ из других.
Знание генетической связи позволяет получать новые вещества определенного состава, необходимые человеку.