Урок на тему "Генетическая связь между классами неорганических соединений"
Урок на тему "Генетическая связь между классами неорганических соединений"
Урок на тему "Генетическая связь между классами неорганических соединений" проводится в 8 классе. Данная разработка поможет молодым специалистам в подготовке урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Генетическая связь между классами неорганических соединений"»
Открытый урок по химии в 8 классе
Тема:"Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"
Цель урока:
Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.
Формируемые УУД
Предметные:
Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических веществ, их химических свойствах.
Сформировать умения находить пути и осуществлять взаимопревращения веществ между классами неорганических веществ.
Сформировать умение проводить лабораторные опыты, подтверждающие свойства веществ.
Метапредметные:
Развивать интерес учащихся к науке химия.
Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.
Развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
Развивать внимательность, наблюдательность и умение выделять главное.
Коммуникативные:
Формировать умение вести диалог, работать в группе при выполнении заданий.
Формировать умение правильно, грамотно и логично выражать свои мысли по какому-либо вопросу.
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов, карточки кислот и солей у учащихся, карточки с заданиями, ключи, подсказки, мультимедийная установка, слайды, лабораторное оборудование.
Ход урока:
Организационный этап
Актуализация знаний
Приветствие учащихся.
Урок с вами сегодня проведу я, меня зовут Светлана Александровна. Я с радостью согласилась провести урок в незнакомом классе и надеюсь, что вы с урока уйдёте с хорошим настроением.
Сегодня вы будете оценивать себя сами, чтобы оценка была объективной, я предлагаю по ходу урока заполнить портфель достижений, он перед вами. Обратите внимание на рублики – это те задания, которые вам будут предложены, баллы за эти задания вы будете фиксировать в рубликах, а в конце урока, суммируя все баллы, вы поставите себе оценку. Дополнительные баллы помогут улучшить вам ваш результат.
Начать урок я хочу с эпиграфа:
«Пора чудес прошла, и нам подыскивать приходится причины всему, что свершается на свете» (Уильям Шекспир). Слайд1
- О чем это высказывание?
Химия очень интересная наука, она вокруг нас, поэтому мы должны изучать химию.
- Что изучает химия?
- Что называют веществом?
- О каких веществах идет речь?
1. На суку сидит сова, Выдыхает .….
2. Сапоги мои того, Пропускают ……
3. Его все знают, В магазине покупают, Без него не сваришь ужин - В малых дозах в блюдах нужен ..….
4. Что за чудо посмотри, По доске он проезжает, За собой след оставляет ..….
5. Если нет у вас для теста разрыхлителя,
Вы вместо него Положите в пироги ……
Переведите с химического языка.
1. Не все то аурум, что блестит.
2. Куй феррум, пока горячо.
3. Слово - аргентум, а молчание – аурум.
4. Купрумного гроша не стоит.
5. Стойкий станумный солдатик.
6. С тех пор много Н2О утекло. 7. Тяжёлые плюмбумные тучи.
Этап повторения и обобщения понятий, усвоение соответствующей им системы знаний
Мне известно, что вы полностью изучили основные классы неорганических соединений, их состав и свойства. Давайте повторим состав и свойства этих классов. Для этого я предлагаю совместно составить схему: «Основные классы неорганических соединений» в тетрадях. Запишите число. Слайд2
На какие две группы можно классифицировать все вещества? (Простые и сложные.)
Дайте определение простым веществам.
На какие две группы делятся простые вещества? (Металлы и неметаллы).
Дайте определение сложным веществам, как классифицируются сложные вещества?
Я предлагаю провести групповую работу.
4 группы, каждая группа – это рекламное агентство, которое подготовит рекламу на один класс сложных веществ. Вещество, на которое нужно сделать рекламу у вас на столе помечено красной наклейкой, но не все вещества подписаны, поэтому необходимо провести исследование, определить к какому классу относятся предложенные вещества и сделать рекламу.
Так как вы сейчас будете работать с веществами? Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с веществами.
Что должна отразить реклама вы найдете в инструктивной карточке.
Инструктивная карточка:
1. Состав;
2. Свойства;
3. Классификация;
4. Применение.
Реклама должна быть яркой, краткой, понятной. На работу 5 минут. Слайд3
Защита рекламы 1 минута.
Оценивание по 5 бальной шкале.
Задание 4-ый лишний. Слайд4
В предложенных рядах веществ найдите лишнее вещество.
1. Na2O, Al2O3, N2O5, PbO.
2. KOH, H2SO4, Ca(OH)2, Mg(OH)2.
3. H2SO4, HCl, KOH, H3PO4.
4. Na2SO4, NaOH, Ca(NO3)2, ZnCl2.
5. SiO2, CO2, SO3, CaO.
На листочке под номерами выпишите вещество, которое лишнее.
Взаимопроверка, баллы заносим в портфель.
Задание «Верю, не верю».
Химический элемент – это определённый вид атомов. (Да)
Реакция – это химическое явление. (Да)
Реакция соединение – это реакций, при которых из двух веществ получается лишь одно вещество. (Да)
Все вещества состоят из молекул? (Нет)
Растворимые в воде основания, называются щёлочами. (Да)
Реакции разложения – это реакция, при которой из одного вещества получаются два или несколько новых веществ. (Да)
Сложное вещество, в состав которого входит металл и гидроксогруппа, называется соль. (Нет)
Сложное вещество, состоящее из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления минус два называется кислотой. (Нет)
CaO, P2O5, Ca, P, Ca(OH)2, CaSO4, H3PO4,Al PO4.Слайд6
Разделите продиктованные вещества на две группы по родственному признаку.
1 группа – CaO, Ca, Ca(OH)2, CaSO4. Слайд7
2группа – P2O5, P, H3PO4, Al PO4.
Формулы веществ в каждой группе распределите по усложнению состава, начиная с простого к более сложному.
У нас получилось 2 цепочки или 2 ряда, в каждой есть что-то общее.
- Что общего в каждой цепочке? Слайд8
В 1-м ряду – химический элемент Са, во 2-м – химический элемент Р.
Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству.
- Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген).
- Как вы думаете, какой элемент является геном для 1 цепи (Са), для второй цепи? (Р).
- Как будут называться эти цепи или ряды? (Генетическими).
А как будет называться связь между этими веществами? (Генетической).
Этап открытия новых знаний
И так, тема нашего урока: «Генетическая связь неорганических веществ».
Запишите тему в тетрадь. Слайд9
Давайте сформулируем цели нашего урока: Слайд10
Выявить сущность генетической связи между классами неорганических веществ.
Установить взаимосвязь между различными классами неорганических веществ.
Научиться находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.
В учебнике на стр. 110. Найдите определение и запишите в тетрадь.
Генетическая связь – это связь между веществами разных классов, образованных одним химическим элементом, связанных взаимопревращениями и отражающая единство их происхождения. Слайд11
Данная тема важна не только тем, что задания такого уровня очень распространены в том числе и в контрольных работах, но и поможет вам при проведении химического эксперимента, при отработке навыков записи уравнений реакций.
Генетический ряд – это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.
Итак, генетический ряд начинаем с простого вещества и постепенно усложняем состав:
Задание Осуществите цепочки превращений:
Ca ------- CaO ----- Ca(OH)2 --------- CaSO4;
P ------ P2O5 --------- H3PO4 ------ Al PO4.
Проблемный вопрос
Можно ли составить обратный генетический ряд? Как вы думаете, с какого класса веществ можно начать? Например, возьмем соль CuSO4 и практически осуществим цепочку превращений.