kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «Растворение. Растворимость веществ в воде» (8 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний на тему «Растворение. Растворимость веществ в воде». 8 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Растворение. Растворимость веществ в воде» (8 класс).»

Филимонова Светлана Геннадьевна,

учитель химии и биологии МАОУ СОШ № 136

Предмет: химия

Класс: 8

Дата: март 2018

Тема: «Растворение. Растворимость веществ в воде».

Тип урока:

 Урок открытия нового знания

Вид урока:

Комбинированный

Авторы УМК:

 О.С. Габриелян «Химия 8 класс» Москва. Изд. «Дрофа»

Цели урока:

Познакомить учащихся с растворением веществ, как физико – химическим процессом и с растворами как физико – химическими системами.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Задачи личностного характера:

  • Выстраивание у учащихся позитивного отношения к процессу обучения в целом, к содержанию конкретного урока, через поддержание у них познавательного интереса;

  • Наполнение учебного процесса внутренними смыслами, мотивами и определение роли учащихся на уроке;

  • Формирование самооценки у школьников.

Метапредметные задачи:

  • Формирование УУД метапредметного характера:

- Регулятивные УУД: развитие умений ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач; развитие умений организовывать процесс оценивания и контроля результатов учебной деятельности.

- Познавательные УУД: продолжить развитие таких познавательных процессов как обобщение, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей; развитие умений работать с текстом, выделять текстовые смыслы; развитие умения фиксировать своё интеллектуальное затруднение.

- Коммуникативные УУД: продолжить развитие умений слушать, грамотно строить речь, формулировать понятия, аргументировать свою позицию в решении учебных проблем, сотрудничать в групповой форме работы, проявлять толерантность в процессе диалога.

  • Формирование метазнания через оперирование понятиями класс, свойства, уравнения, признак.

Предметные задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями теории растворов;

  • Усвоить понятие раствор, изучить типы растворов, факторы, влияющие на растворимость веществ в воде;

  • Изучить понятия раствор, растворение, гидраты, кристаллогидраты;

  • Продолжить развитие умений и навыков проведения и наблюдение за ходом химического эксперимента и на его основе делать соответствующие выводы.

Оборудование:

Компьютер учителя, проектор, экран; Учебник химии О.С. Габриелян 8 класс; таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде; периодическая таблица; таблица электрохимического ряда напряжений металлов; штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, фарфоровая чашка.

Реактивы: медный купорос, ацетат свинца, йодид калия, нитрат натрия, сульфат кальция, песок, серная кислота, вода.

Образовательные ресурсы:

Презентация ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационно-ориентировочный

(2 — 4 мин)

Приветствует учащихся.

Проверяет подготовленность к учебному занятию, создаёт исходную мотивацию на процесс обучения через эмоциональный настрой, создание ситуации успеха,

Организует внимание и создаёт перспективно-побуждающую мотивацию, объясняя что ожидает учащихся на уроке.

Приветствуют учителя.

Организуют рабочее место,

Слушают учителя,

Настраиваются на урок,

Включаются в деловой ритм урока.

2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии

(5 — 7 мин)

- Создает проблемную ситуацию путем предложения задания:

- Мы приступаем к изучению нового раздела химии. Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, если внимательно прослушаете стихотворение. Слайд 2

     Как-то утром я проспал.
в школу быстро собирался: 
Чай холодный наливал,
Сахар всыпал, помешал,
Но не сладким он остался.
Я ещё досыпал ложку,
Стал послаще он немножко.
Чай допил я до остатка,
А в остатке стало сладко
Сахар ждал меня на дне!
Стал прикидывать в уме –
Отчего судьбы немилость?















(растворимость)



3.Целеполагание и построение плана реализации поставленной цели

(4 — 5 мин)

 Оставляет проблему нерешёной.

- Тема нашего урока «Растворение. Растворимость веществ в воде». Слайд 3

Поставим цель урока. Слайд 4


Организует процесс целеполагания.

Организует беседу с учащимися по построению плана реализации поставленной цели урока.

- Ребята, вспомните, что изучает химия?

В каком виде могут встречаться вещества в природе?


Включаются в процесс целеполагания.


Проговаривают шаги по реализации поставленной цели урока.

Включаются в беседу


(вещества)

(смеси, сплавы, минералы, растворы)

4. Этап реализации плана по достижению цели

(5 — 8 мин)

Растворы играют важную роль в природе, технике и науке.

Где используются растворы?


Велика роль растворов в возникновении и развитии жизни на Земле. Одной из теорий возникновения организмов является теория зарождения жизни в первичном океане, который представлял собой воду с растворенными в ней веществами. Из этого раствора организмы получали необходимые для роста и развития ионы и молекулы.

В организме человека находятся физиологически важные растворы. Какие?


Различные процессы, происходящие в организме, протекают в растворах. Например, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор.

В природе водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами.

В технике такие процессы, как получение соды, удобрений, бумаги, также протекают в растворах.

Так как растворы играют важную роль в жизни человека, изучение их свойств очень важно.

Мы с вами выясним, что же такое растворы и попробуем сделать вывод о том, к какому физическому или химическому процессу относится процесс растворения. Что такое раствор и процесс растворения? Слайд 5


Существует несколько теорий растворов.

Теории растворов

Слайд 6 (а)

Представители физической теории растворов развивали такие ученые как Я.Х.Вант-Гофф, С.Аррениус, В.Оствальд. Они считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды.

Слайд 6 (б)

Сторонники химической теории, Д.И.Менделеев, И.А.Каблуков, доказывали, что растворение – это результат химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды.

Доказательством химического взаимодействия служат такие признаки химических реакций как выделение или поглощение тепла при растворении.

  1. Например, растворение серной кислоты в воде протекает с выделением большого количества тепла и раствор может закипеть.

Какое правило нужно соблюдать при смешивании раствора серной кислоты и воды?

Сначала вода, потом кислота,

Иначе случиться большая беда!

Слайд 8

Давайте ребята посмотрим опыт «Выделение теплоты» – разбавление серной кислоты – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ae368db-1a38-5b5c-82c3-aadd474e4be6/index.htm

Растворение же такого вещества как нитрата калия, сопровождается, наоборот, поглощением тепла.

В результате химического взаимодействия образуются соединения гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе.

Косвенным доказательством гидратации является существование твердых кристаллогидратов.

Кристаллогидраты – соли и другие твердые вещества, в состав которых входит вода.

В этом случае вода называется кристаллизационной.

Слайд 9

К кристаллогидратам относится хорошо известная всем соль голубого цвета – медный купорос CuSO4 . 5H2O

Посмотрим видео опыт, а потом проделаем эксперимент сами. Растворение безводного сульфата меди (II) Слайд 10

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/920a7d84-4901-c6ab-ccad-c4cb0bf329c3/index.htm

Слайд 11

Насыплем небольшое количество медного купороса в пробирку. Отметьте цвет вещества. Нагреем. Что наблюдаете?

В чем причина изменения цвета?

Растворим в стаканчике с водой небольшое количество сухого сульфата меди (II). Что наблюдаете?

Изменение цвета сульфата меди (II) при растворении его в воде на синий является еще одним доказательством химической теории растворов.

В настоящее время принята теория, объединяющая обе точки зрения – физико-химическая теория

Слайд 13,14

Растворение – физико-химический процесс. Раствор – однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Давайте теперь с вами выясним, почему у различных веществ разная растворимость? От чего она зависит?

Почему у различных веществ разная растворимость?

От чего она зависит? Слайд 14

2. Факторы, от которых зависит растворимость веществ. Слайд 15,16,

Проделаем эксперимент

В пробирку с раствором ацетата свинца прильем раствор йодида калия. Что наблюдаете?

Нагреем пробирку с осадком йодида свинца. Что наблюдаете?

Поместим пробирку в холодную воду. Что наблюдаете?

Какой вывод можно сделать?




Почему мы кладем сахар в горячий чай?

Слайд 17

Растворимость газов, напротив, с повышением температуры уменьшается. Поэтому воду можно почти полностью освободить от растворенных в ней газов кипячением.

Проделаем эксперимент

В 3 стаканчика нальем воды и добавим в 1 – нитрат натрия, во 2 – сульфат кальция, в 3 – песок. Перемешаем. Что наблюдаете?


Посмотрите в таблицу растворимости и приведите примеры растворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ. (ученики приводят примеры)

Выполните задание по таблице. (ученики выполняют задания) Слайд 18

Проверка заданий Слайд 19

Из чего состоит раствор?


По содержанию растворенного вещества выделяют три типа растворов.

3. Типы растворов Слайд 20,21

Если растворить в данном объеме воды, например, соль при комнатной температуре, то раствориться может только определенное количество, сколько бы мы не перемешивали раствор с остатком не растворившейся соли, больше соли не раствориться.

В этом случае говорят, что раствор насыщен этой солью при данной температуре.

Какой образуется раствор, если же при этой температуре в данном объеме воды растворить немного меньшее количество соли? (ненасыщенный)

При осторожном и медленном охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворенного вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.


4. Концентрация растворов

На этикетках разнообразных растворов, используемых в быту, можно прочитать указания в них растворенного вещества. Например, уксусная кислота 70%, настойка йода 5%. Это один из способов выражения концентрации растворов, который называют массовой долей.

Как обозначают массовую долю вещества в растворе?

Ответы учащихся

















(кровь, желудочный сок и др.)
























































































(ярко синий)








(вещество стало светло серого цвета).



(отщепилась вода)


(раствор окрасился в синий цвет)




























(выпал осадок ярко желтого цвета).


(осадок растворился).


(осадок вновь выпал)

(растворимость твердых веществ с повышением температуры увеличивается)

(чтобы быстрее растворился)









(NaNO3 растворился, CaSO4 частично, песок не растворился)








(растворителя и растворенного вещества)




























5. Этап первичного закрепления новых знаний

(4 — 5 мин)

Слайд 22,23,24

Данная формула необходима для практического использования при приготовлении и работе с растворами.

Решите задачу:

Для консервирования огурцов приготовили рассол: на 2 л воды взяли 100 г соли, а для консервирования томатов приготовили рассол из 100 г соли и 3 л воды. Какой рассол получится более концентрированным?

По рис. 123 учебника ответьте на вопросы:

1. Какова растворимость хлорида калия при 30 0С? (40 г)

2. Какова растворимость сульфата калия при 80 0С? (20 г)

3. При какой температуре в 100 г воды может раствориться 60 г хлорида бария? (при 90 0С)

4. Растворимость какого вещества при 55 0С составляет 60 г на 100 г воды? (сульфата магния)


















Дано:

V1(H2O) = 2 л

m1 (соли) = 100 г

V2(H2O) = 3 л

m2 (соли2) = 100 г


ω1 - ?

ω2 - ?


Решение:

Чтобы определить массовую долю вещества в растворе воспользуемся формулой

1. Найдем массу первого раствора

m (р-ра1) = m (соли1) + m(H2O)1 = 100 г + 2000 г = 2100 г

2. Определим массовую долю растворенного вещества в первом растворе.

3. Найдем массу второго раствора

m (р-ра2) = m (соли2) + m(H2O)2 = 100 г + 3000 г = 3100 г

4. Определим массовую долю растворенного вещества во втором растворе.

5. ω1 ˃ ω2, первый раствор более концентрированный.

Ответ: рассол для консервирования огурцов более концентрированный.

6. Этап включения полученных знаний в систему уже имеющихся

(5 — 7 мин)

Растворы применяются везде, например когда вы моете полы и смешиваете воду и добавляйте туда моющие средства.

В медицине используются растворы для смягчение какого бы действия это препарата. Вы же не будете добавлять полностью лекарство без смешивания с водой.

В промышленности он используется например тот же бензин это тоже раствор смешиваются много смесей для получения бензина. Слайд 25,26,27

Создаёт ситуацию успеха через позитивную оценку деятельности учащихся и авансирование их интеллектуальных возможностей.

Возвращает учащихся к решению проблемной ситуации, предложенной в начале урока

Подводит учащихся к выводу о значимости полученных знаний о растворах.

Слайд 28

Решают проблему опираясь на полученные новые знания.

Делают вывод о значимости полученных знаний.


7. Этап рефлексии учебной деятельности и постановка домашнего задания

(2 — 5 мин)

Даёт домашнее задание. Слайд 29

Оценивает работу учащихся.

Включает учащихся в процесс рефлексии (письменно) по форме «закончи предложение».

«У меня больше всего получилось....

Мне дома предстоит поработать над ….

Сегодя на уроке меня удивило…

На уроке мне было...

В процессе работы в группе я чувствовал...».

- Прощается с учащимися.

Знакомятся с домашним заданием.

Включаются в процесс рефлексии.

Прощаются с учителем.



Список литературы:


    1. Кузнецова, Н.Е. Методика преподавания химии / Н.Е.Кузнецова, В.П, Гаркунов, Д.П. Ерыгин и др. – М.: Просвещение, 1984. – 415 с


    1. Общая методика обучения химии. Содержание и методы обучения химии: пособие для учителей / Цветков Л.А., Иванова Р.Г, Полосин В.С. и др. – М. Просвещение, 1981. – 224 с.



3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок «Растворение. Растворимость веществ в воде» (8 класс).

Автор: Филимонова Светлана Геннадьевна

Дата: 29.05.2018

Номер свидетельства: 471467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Растворимость веществ в воде "
    ["seo_title"] => string(33) "rastvorimost-vieshchiestv-v-vodie"
    ["file_id"] => string(6) "134127"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416670924"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Растворы. Химия.8 класс."
    ["seo_title"] => string(24) "rastvory-khimiia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "305781"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457980296"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Открытый урок по познанию мира во 2 классе на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества". "
    ["seo_title"] => string(124) "otkrytyi-urok-po-poznaniiu-mira-vo-2-klassie-na-tiemu-voda-rastvoritiel-rastvorimyie-i-nierastvorimyie-v-vodie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "143088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418448490"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока" Свойства растворов кислот с точки ТЭД" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-svoistva-rastvorov-kislot-s-tochki-ted"
    ["file_id"] => string(6) "194098"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427726988"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Технологическая карта урока по теме: "Оксиды""
    ["seo_title"] => string(45) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_teme_oksidy"
    ["file_id"] => string(6) "646502"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1709108154"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства