Растворы играют важную роль в природе, технике и науке. Где используются растворы? Велика роль растворов в возникновении и развитии жизни на Земле. Одной из теорий возникновения организмов является теория зарождения жизни в первичном океане, который представлял собой воду с растворенными в ней веществами. Из этого раствора организмы получали необходимые для роста и развития ионы и молекулы. В организме человека находятся физиологически важные растворы. Какие? Различные процессы, происходящие в организме, протекают в растворах. Например, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор. В природе водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами. В технике такие процессы, как получение соды, удобрений, бумаги, также протекают в растворах. Так как растворы играют важную роль в жизни человека, изучение их свойств очень важно. Мы с вами выясним, что же такое растворы и попробуем сделать вывод о том, к какому физическому или химическому процессу относится процесс растворения. Что такое раствор и процесс растворения? Слайд 5 Существует несколько теорий растворов. Теории растворов Слайд 6 (а) Представители физической теории растворов развивали такие ученые как Я.Х.Вант-Гофф, С.Аррениус, В.Оствальд. Они считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды. Слайд 6 (б) Сторонники химической теории, Д.И.Менделеев, И.А.Каблуков, доказывали, что растворение – это результат химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды. Доказательством химического взаимодействия служат такие признаки химических реакций как выделение или поглощение тепла при растворении. Например, растворение серной кислоты в воде протекает с выделением большого количества тепла и раствор может закипеть. Какое правило нужно соблюдать при смешивании раствора серной кислоты и воды? Сначала вода, потом кислота, Иначе случиться большая беда! Слайд 8 Давайте ребята посмотрим опыт «Выделение теплоты» – разбавление серной кислоты – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6ae368db-1a38-5b5c-82c3-aadd474e4be6/index.htm Растворение же такого вещества как нитрата калия, сопровождается, наоборот, поглощением тепла. В результате химического взаимодействия образуются соединения гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе. Косвенным доказательством гидратации является существование твердых кристаллогидратов. Кристаллогидраты – соли и другие твердые вещества, в состав которых входит вода. В этом случае вода называется кристаллизационной. Слайд 9 К кристаллогидратам относится хорошо известная всем соль голубого цвета – медный купорос CuSO4 . 5H2O Посмотрим видео опыт, а потом проделаем эксперимент сами. Растворение безводного сульфата меди (II) Слайд 10 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/920a7d84-4901-c6ab-ccad-c4cb0bf329c3/index.htm Слайд 11 Насыплем небольшое количество медного купороса в пробирку. Отметьте цвет вещества. Нагреем. Что наблюдаете? В чем причина изменения цвета? Растворим в стаканчике с водой небольшое количество сухого сульфата меди (II). Что наблюдаете? Изменение цвета сульфата меди (II) при растворении его в воде на синий является еще одним доказательством химической теории растворов. В настоящее время принята теория, объединяющая обе точки зрения – физико-химическая теория Слайд 13,14 Растворение – физико-химический процесс. Раствор – однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия. Давайте теперь с вами выясним, почему у различных веществ разная растворимость? От чего она зависит? Почему у различных веществ разная растворимость? От чего она зависит? Слайд 14 2. Факторы, от которых зависит растворимость веществ. Слайд 15,16, Проделаем эксперимент В пробирку с раствором ацетата свинца прильем раствор йодида калия. Что наблюдаете? Нагреем пробирку с осадком йодида свинца. Что наблюдаете? Поместим пробирку в холодную воду. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Почему мы кладем сахар в горячий чай? Слайд 17 Растворимость газов, напротив, с повышением температуры уменьшается. Поэтому воду можно почти полностью освободить от растворенных в ней газов кипячением. Проделаем эксперимент В 3 стаканчика нальем воды и добавим в 1 – нитрат натрия, во 2 – сульфат кальция, в 3 – песок. Перемешаем. Что наблюдаете? Посмотрите в таблицу растворимости и приведите примеры растворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ. (ученики приводят примеры) Выполните задание по таблице. (ученики выполняют задания) Слайд 18 Проверка заданий Слайд 19 Из чего состоит раствор? По содержанию растворенного вещества выделяют три типа растворов. 3. Типы растворов Слайд 20,21 Если растворить в данном объеме воды, например, соль при комнатной температуре, то раствориться может только определенное количество, сколько бы мы не перемешивали раствор с остатком не растворившейся соли, больше соли не раствориться. В этом случае говорят, что раствор насыщен этой солью при данной температуре. Какой образуется раствор, если же при этой температуре в данном объеме воды растворить немного меньшее количество соли? (ненасыщенный) При осторожном и медленном охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворенного вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор. 4. Концентрация растворов На этикетках разнообразных растворов, используемых в быту, можно прочитать указания в них растворенного вещества. Например, уксусная кислота 70%, настойка йода 5%. Это один из способов выражения концентрации растворов, который называют массовой долей. Как обозначают массовую долю вещества в растворе? |