kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Растворы. Химия.8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме «Растворы. »

(  8 кл.)

Цель урока: усвоить понятие раствор, изучить типы растворов, факторы, влияющие на растворимость веществ в воде.

Воспитательные задачи:

? ·научиться устанавливать причинно-следственные связи в процессе изучения типов растворов;

          Образовательные задачи:

? · изучить типы растворов, факторы, влияющие на растворимость веществ в воде;

? · изучить понятия раствор, растворение, гидраты, кристаллогидраты;

? ·в процессе объяснения темы  закрепить навыки вести наблюдение за ходом эксперимента и на его основе делать соответствующие выводы.

Развивающие задачи:

? · развивать познавательный интерес  к предмету при изучении типов растворов;

? ·развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, анализа.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и материалы:

? üкомпьютер, проектор, мультимедийная презентация;

? üтаблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

План урока:

1.? Изучение нового материала;

2.? Закрепление знаний ;

          3.? Подведение итогов. Задача.

Ход урока:

  1.  Изучение нового материала.

          Вспомните, что изучает химия?

В каком виде могут встречаться вещества в природе?

 тема урока: процесс растворения. Типы растворов

          Растворы играют важную роль в природе, технике и науке.

Где используются растворы?

          Велика роль растворов в возникновении и развитии жизни на Земле. Одной из теорий возникновения организмов является теория зарождения жизни в первичном океане, который представлял собой воду с растворенными в ней веществами. Из этого раствора организмы получали необходимые для роста и развития ионы и молекулы.

И в организме человека находятся физиологически важные растворы.

Различные процессы, происходящие в организме, протекают в растворах. Например, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор.

В природе водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами.

В технике такие процессы, как получение соды, удобрений, бумаги, также протекают в растворах.

Так как растворы играют важную роль в жизни человека, изучение их свойств очень важно.

Что такое раствор и процесс растворения?

Существует несколько теорий растворов.

1. Теории растворов

Представители физической теории растворов развивали такие ученые как Я.Х.Вант-Гофф, С.Аррениус, В.Оствальд. Они считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды.

Сторонники химической теории, Д.И.Менделеев, И.А.Каблуков, доказывали, что растворение – это результат химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды.

Доказательством химического взаимодействия служат такие признаки химических реакций как выделение или поглощение тепла при растворении.

Например, растворение серной кислоты в воде протекает с выделением большого количества тепла и раствор может закипеть.

Какое правило нужно соблюдать при смешивании раствора серной кислоты и воды?

Сначала вода, потом кислота,

Иначе случиться большая беда!

Растворение же такого вещества как нитрата калия, сопровождается, наоборот, поглощением тепла.

В результате химического взаимодействия образуются соединения гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе.

Косвенным доказательством гидратации является существование твердых кристаллогидратов.

Кристаллогидраты – соли и другие твердые вещества, в состав которых входит вода.

В этом случае вода называется кристаллизационной.

К кристаллогидратам относится хорошо известная всем соль голубого цвета – медный купорос CuSO4 . 5H2O

Проделаем эксперимент

Насыпем небольшое количество медного купороса в пробирку. Отметьте цвет вещества. (ярко синий) Нагреем. Что наблюдаете? (вещество стало светло серого цвета). В чем причина изменения цвета? (отщепилась вода)

Растворим в стаканчике с водой небольшое количество сухого сульфата меди (II). Что наблюдаете? (раствор окрасился в синий цвет)

Изменение цвета сульфата меди (II) при растворении его в воде на синий является еще одним доказательством химической теории растворов.

В настоящее время принята теория, объединяющая обе точки зрения – физико-химическая теория

Растворение – физико-химический процесс. Раствор – однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

От чего зависит растворимость веществ в воде?

2. Факторы, от которых зависит растворимость веществ

Проделаем эксперимент

Растворимость твердых веществ с повышением температуры увеличивается

Почему мы кладем сахар в горячий чай?

Растворимость газов, напротив, с повышением температуры уменьшается. Поэтому воду можно почти полностью освободить от растворенных в ней газов кипячением.

Посмотрим в таблицу растворимости и приведем примеры растворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ.                             Из чего состоит раствор? Из растворителя и растворенного вещества.

По содержанию растворенного вещества выделяют три типа растворов.

3. Типы растворов

Если растворить в данном объеме воды, например, соль при комнатной температуре, то раствориться может только определенное количество, сколько бы мы не перемешивали раствор с остатком нерастворившейся соли, больше соли не раствориться.

В этом случае говорят, что раствор насыщен этой солью при данной температуре.

Какой образуется раствор, если же при этой температуре в данном объеме воды растворить немного меньшее количество соли? Ненасыщенный.

При осторожном и медленном охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворенного вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.

4. Концентрация растворов

На этикетках разнообразных растворов, используемых в быту, можно прочитать указания в них растворенного вещества. Например, уксусная кислота 70%, настойка йода 5%. Это один из способов выражения концентрации растворов, который называют массовой долей.

         Решите задачу:

1)Для консервирования огурцов приготовили рассол: на 2 л воды взяли 100 г соли, а для консервирования томатов приготовили рассол из 100 г соли и 3 л воды. Какой рассол получится более концентрированным?

Дано:

V(H2O)2 = 2 л

m (соли1) = 100 г

V(H2O)2 = 3 л

m (соли2) = 100 г

ω1 - ?

ω2 - ?

Решение:

Чтобы определить массовую долю вещества в растворе воспользуемся формулой

1. Найдем массу первого раствора

m (р-ра1) = m (соли1) + m(H2O)1 = 100 г + 2000 г = 2100 г

2. Определим массовую долю растворенного вещества в первом растворе.

3. Найдем массу второго раствора

m (р-ра2) = m (соли2) + m(H2O)2 = 100 г + 3000 г = 3100 г

4. Определим массовую долю растворенного вещества во втором растворе.

5. ω1 ? ω2, первый раствор более концентрированный.

Ответ: рассол для консервирования огурцов более концентрированный.

2) В растворе массой 250 г содержится сульфат натрия массой 50 г. Определите массовую долю соли в растворе.

Решение:

Чтобы найти массовую долю соли  нужно массу соли поделить на массу раствора.

50:250*100%=20%

Ответ:20%

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Растворы. Химия.8 класс.»

Конспект урока по теме «Растворы. »

( 8 кл.)

Цель урока: усвоить понятие раствор, изучить типы растворов, факторы, влияющие на растворимость веществ в воде.

Воспитательные задачи:

​ научиться устанавливать причинно-следственные связи в процессе изучения типов растворов;

Образовательные задачи:

​  изучить типы растворов, факторы, влияющие на растворимость веществ в воде;

​  изучить понятия раствор, растворение, гидраты, кристаллогидраты;

​ в процессе объяснения темы закрепить навыки вести наблюдение за ходом эксперимента и на его основе делать соответствующие выводы.

Развивающие задачи:

​  развивать познавательный интерес к предмету при изучении типов растворов;

​ развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, анализа.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и материалы:

​ компьютер, проектор, мультимедийная презентация;

​ таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

План урока:

1.​ Изучение нового материала;

2.​ Закрепление знаний ;

3.​ Подведение итогов . Задача.

Ход урока:

  1. Изучение нового материала.

Вспомните, что изучает химия?

В каком виде могут встречаться вещества в природе?

тема урока: процесс растворения. Типы растворов

 Растворы играют важную роль в природе, технике и науке.

Где используются растворы?

 Велика роль растворов в возникновении и развитии жизни на Земле. Одной из теорий возникновения организмов является теория зарождения жизни в первичном океане, который представлял собой воду с растворенными в ней веществами. Из этого раствора организмы получали необходимые для роста и развития ионы и молекулы.

И организме человека находятся физиологически важные растворы.

Различные процессы, происходящие в организме, протекают в растворах. Например, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор.

В природе водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами.

В технике такие процессы, как получение соды, удобрений, бумаги, также протекают в растворах.

Так как растворы играют важную роль в жизни человека, изучение их свойств очень важно.

Что такое раствор и процесс растворения?

Существует несколько теорий растворов.

1. Теории растворов

Представители физической теории растворов развивали такие ученые как Я.Х.Вант-Гофф, С.Аррениус, В.Оствальд. Они считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды.

Сторонники химической теории, Д.И.Менделеев, И.А.Каблуков, доказывали, что растворение – это результат химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды.

Доказательством химического взаимодействия служат такие признаки химических реакций как выделение или поглощение тепла при растворении.

Например, растворение серной кислоты в воде протекает с выделением большого количества тепла и раствор может закипеть.

Какое правило нужно соблюдать при смешивании раствора серной кислоты и воды?

Сначала вода, потом кислота,

Иначе случиться большая беда!

Растворение же такого вещества как нитрата калия, сопровождается, наоборот, поглощением тепла.

В результате химического взаимодействия образуются соединения гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе.

Косвенным доказательством гидратации является существование твердых кристаллогидратов.

Кристаллогидраты – соли и другие твердые вещества, в состав которых входит вода.

В этом случае вода называется кристаллизационной.

К кристаллогидратам относится хорошо известная всем соль голубого цвета – медный купорос CuSO. 5H2O

Проделаем эксперимент

Насыпем небольшое количество медного купороса в пробирку. Отметьте цвет вещества. (ярко синий) Нагреем. Что наблюдаете? (вещество стало светло серого цвета). В чем причина изменения цвета? (отщепилась вода)

Растворим в стаканчике с водой небольшое количество сухого сульфата меди (II). Что наблюдаете? (раствор окрасился в синий цвет)

Изменение цвета сульфата меди (II) при растворении его в воде на синий является еще одним доказательством химической теории растворов.

В настоящее время принята теория, объединяющая обе точки зрения – физико-химическая теория

Растворение – физико-химический процесс. Раствор – однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

От чего зависит растворимость веществ в воде?

2. Факторы, от которых зависит растворимость веществ

Проделаем эксперимент

Растворимость твердых веществ с повышением температуры увеличивается

Почему мы кладем сахар в горячий чай?

Растворимость газов, напротив, с повышением температуры уменьшается. Поэтому воду можно почти полностью освободить от растворенных в ней газов кипячением.

Посмотрим в таблицу растворимости и приведем примеры растворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ. Из чего состоит раствор? Из растворителя и растворенного вещества.

По содержанию растворенного вещества выделяют три типа растворов.

3. Типы растворов

Если растворить в данном объеме воды, например, соль при комнатной температуре, то раствориться может только определенное количество, сколько бы мы не перемешивали раствор с остатком нерастворившейся соли, больше соли не раствориться.

В этом случае говорят, что раствор насыщен этой солью при данной температуре.

Какой образуется раствор, если же при этой температуре в данном объеме воды растворить немного меньшее количество соли? Ненасыщенный.

При осторожном и медленном охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворенного вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.

4. Концентрация растворов

На этикетках разнообразных растворов, используемых в быту, можно прочитать указания в них растворенного вещества. Например, уксусная кислота 70%, настойка йода 5%. Это один из способов выражения концентрации растворов, который называют массовой долей.

Решите задачу:

1)Для консервирования огурцов приготовили рассол: на 2 л воды взяли 100 г соли, а для консервирования томатов приготовили рассол из 100 г соли и 3 л воды. Какой рассол получится более концентрированным?

Дано:

V(H2O)2 = 2 л

m (соли1) = 100 г

V(H2O)2 = 3 л

m (соли2) = 100 г

ω1 - ?

ω- ?

Решение:

Чтобы определить массовую долю вещества в растворе воспользуемся формулой

1. Найдем массу первого раствора

m (р-ра1) = m (соли1) + m(H2O)= 100 г + 2000 г = 2100 г

2. Определим массовую долю растворенного вещества в первом растворе.

3. Найдем массу второго раствора

m (р-ра2) = m (соли2) + m(H2O)= 100 г + 3000 г = 3100 г

4. Определим массовую долю растворенного вещества во втором растворе.

5. ω1 ˃ ω2, первый раствор более концентрированный.

Ответ: рассол для консервирования огурцов более концентрированный.

2) В растворе массой 250 г содержится сульфат натрия массой 50 г. Определите массовую долю соли в растворе.

Решение:

Чтобы найти массовую долю соли нужно массу соли поделить на массу раствора.

50:250*100%=20%

Ответ:20%


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Растворы. Химия.8 класс.

Автор: Макарова Янита Андреевна

Дата: 14.03.2016

Номер свидетельства: 305781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы» (8 класс)"
    ["seo_title"] => string(68) "kontrolnaia_rabota_2_po_temam_kislorod_vodorod_voda_rastvory_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "646373"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1708924314"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Технологическая карта и конспект интегрированного урока в 9 классе по теме: Систематизация и обобщение знаний по решению задач на растворы и сплавы."
    ["seo_title"] => string(172) "tiekhnologhichieskaia-karta-i-konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-v-9-klassie-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-rieshieniiu-zadach-na-rastvory-i-splavy"
    ["file_id"] => string(6) "300582"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456759801"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-khimii-v-8-klasieie-osnovani-klassifikatsiia-poluchieniie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "203276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429451203"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическое пособие по химии   8 класс    Раздел «Вода. Растворы» "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskoie-posobiie-po-khimii-8-klass-razdiel-voda-rastvory"
    ["file_id"] => string(6) "121092"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413884051"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технологическая карта урока по химии. Тема "Алкены". 10 класс "
    ["seo_title"] => string(66) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-khimii-tiema-alkieny-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242803"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445538511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства