Конспект урока по теме «Растворы. »
( 8 кл.)
Цель урока: усвоить понятие раствор, изучить типы растворов, факторы, влияющие на растворимость веществ в воде.
Воспитательные задачи:
? ·научиться устанавливать причинно-следственные связи в процессе изучения типов растворов;
Образовательные задачи:
? · изучить типы растворов, факторы, влияющие на растворимость веществ в воде;
? · изучить понятия раствор, растворение, гидраты, кристаллогидраты;
? ·в процессе объяснения темы закрепить навыки вести наблюдение за ходом эксперимента и на его основе делать соответствующие выводы.
Развивающие задачи:
? · развивать познавательный интерес к предмету при изучении типов растворов;
? ·развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, анализа.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование и материалы:
? üкомпьютер, проектор, мультимедийная презентация;
? üтаблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.
План урока:
1.? Изучение нового материала;
2.? Закрепление знаний ;
3.? Подведение итогов. Задача.
Ход урока:
- Изучение нового материала.
Вспомните, что изучает химия?
В каком виде могут встречаться вещества в природе?
тема урока: процесс растворения. Типы растворов
Растворы играют важную роль в природе, технике и науке.
Где используются растворы?
Велика роль растворов в возникновении и развитии жизни на Земле. Одной из теорий возникновения организмов является теория зарождения жизни в первичном океане, который представлял собой воду с растворенными в ней веществами. Из этого раствора организмы получали необходимые для роста и развития ионы и молекулы.
И в организме человека находятся физиологически важные растворы.
Различные процессы, происходящие в организме, протекают в растворах. Например, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор.
В природе водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами.
В технике такие процессы, как получение соды, удобрений, бумаги, также протекают в растворах.
Так как растворы играют важную роль в жизни человека, изучение их свойств очень важно.
Что такое раствор и процесс растворения?
Существует несколько теорий растворов.
1. Теории растворов
Представители физической теории растворов развивали такие ученые как Я.Х.Вант-Гофф, С.Аррениус, В.Оствальд. Они считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды.
Сторонники химической теории, Д.И.Менделеев, И.А.Каблуков, доказывали, что растворение – это результат химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды.
Доказательством химического взаимодействия служат такие признаки химических реакций как выделение или поглощение тепла при растворении.
Например, растворение серной кислоты в воде протекает с выделением большого количества тепла и раствор может закипеть.
Какое правило нужно соблюдать при смешивании раствора серной кислоты и воды?
Сначала вода, потом кислота,
Иначе случиться большая беда!
Растворение же такого вещества как нитрата калия, сопровождается, наоборот, поглощением тепла.
В результате химического взаимодействия образуются соединения гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе.
Косвенным доказательством гидратации является существование твердых кристаллогидратов.
Кристаллогидраты – соли и другие твердые вещества, в состав которых входит вода.
В этом случае вода называется кристаллизационной.
К кристаллогидратам относится хорошо известная всем соль голубого цвета – медный купорос CuSO4 . 5H2O
Проделаем эксперимент
Насыпем небольшое количество медного купороса в пробирку. Отметьте цвет вещества. (ярко синий) Нагреем. Что наблюдаете? (вещество стало светло серого цвета). В чем причина изменения цвета? (отщепилась вода)
Растворим в стаканчике с водой небольшое количество сухого сульфата меди (II). Что наблюдаете? (раствор окрасился в синий цвет)
Изменение цвета сульфата меди (II) при растворении его в воде на синий является еще одним доказательством химической теории растворов.
В настоящее время принята теория, объединяющая обе точки зрения – физико-химическая теория
Растворение – физико-химический процесс. Раствор – однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
От чего зависит растворимость веществ в воде?
2. Факторы, от которых зависит растворимость веществ
Проделаем эксперимент
Растворимость твердых веществ с повышением температуры увеличивается
Почему мы кладем сахар в горячий чай?
Растворимость газов, напротив, с повышением температуры уменьшается. Поэтому воду можно почти полностью освободить от растворенных в ней газов кипячением.
Посмотрим в таблицу растворимости и приведем примеры растворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ. Из чего состоит раствор? Из растворителя и растворенного вещества.
По содержанию растворенного вещества выделяют три типа растворов.
3. Типы растворов
Если растворить в данном объеме воды, например, соль при комнатной температуре, то раствориться может только определенное количество, сколько бы мы не перемешивали раствор с остатком нерастворившейся соли, больше соли не раствориться.
В этом случае говорят, что раствор насыщен этой солью при данной температуре.
Какой образуется раствор, если же при этой температуре в данном объеме воды растворить немного меньшее количество соли? Ненасыщенный.
При осторожном и медленном охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворенного вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.
4. Концентрация растворов
На этикетках разнообразных растворов, используемых в быту, можно прочитать указания в них растворенного вещества. Например, уксусная кислота 70%, настойка йода 5%. Это один из способов выражения концентрации растворов, который называют массовой долей.
Решите задачу:
1)Для консервирования огурцов приготовили рассол: на 2 л воды взяли 100 г соли, а для консервирования томатов приготовили рассол из 100 г соли и 3 л воды. Какой рассол получится более концентрированным?
Дано:
V(H2O)2 = 2 л
m (соли1) = 100 г
V(H2O)2 = 3 л
m (соли2) = 100 г
ω1 - ?
ω2 - ?
Решение:
Чтобы определить массовую долю вещества в растворе воспользуемся формулой
1. Найдем массу первого раствора
m (р-ра1) = m (соли1) + m(H2O)1 = 100 г + 2000 г = 2100 г
2. Определим массовую долю растворенного вещества в первом растворе.
3. Найдем массу второго раствора
m (р-ра2) = m (соли2) + m(H2O)2 = 100 г + 3000 г = 3100 г
4. Определим массовую долю растворенного вещества во втором растворе.
5. ω1 ? ω2, первый раствор более концентрированный.
Ответ: рассол для консервирования огурцов более концентрированный.
2) В растворе массой 250 г содержится сульфат натрия массой 50 г. Определите массовую долю соли в растворе.
Решение:
Чтобы найти массовую долю соли нужно массу соли поделить на массу раствора.
50:250*100%=20%
Ответ:20%