Конспект урока" Свойства растворов кислот с точки ТЭД"
Конспект урока" Свойства растворов кислот с точки ТЭД"
КОНСПЕКТ УРОКА 9 КЛАССА.
Тема: « Свойства растворов кислот с точки ТЭД».
Тип урока: Открытие новых знаний
Метод системно-деятельностный.
1. МОТИВАЦИЯ Здравствуйте ребята. У нас на уроке сегодня гости.Они вместе снами будут оценивать ваши знания.
ДЕВИЗ НАШЕГО УРОКА читает учитель
« Успеха добивается лишь тот, кто действует».
Я ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ.
2. Актуализация знаний.
фронтальный опрос.
1. Какие вещества относят к электролитам примеры-
- растворы кислот. Солей, гидроксидов их расплавы
Электролитами называются вещ-ва, которые в растворе или расплаве проводят электрический ток за счет образовавшихся ионов.
Что такое ионы?
- заряженные частицы которые несут положительный или отрицательный заряд.
Как называются положительные частицы и их примеры?
-катионы, к ним относят ионы металлов и водорода.
Как называются отрицательные частицы и их примеры
- отрицательные частицы называются анионами, остатки кислот и гидрокса группа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТУ В ТЕТРАДЯХ
3. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ АТОМА ЛИТИЯ ОТ ИОНА ЛИТИЯ?
ПРОВЕРКА У ДОСКИ
4 Какие вещества относят к неэлектролитам?
-кислород, сахар, бензин и др.
. ПОЧЕМУ? РАСТВОРЫ ОДНИХ ВЕЩЕСТВ ПРОВОДЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, А ДРУГИХ НЕТ
-ЗА СЧЕТ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК ПРОВОДЯТ ВЕЩЕСТВА, ИМЕЮЩИЕ ИОННУЮ И СИЛЬНО КОВАЛЕНТНУЮ СВЯЗИ.
Почему дист.вода,хлорид натрия в твердом состоянии не проводят электрический ток?
- вода дист. практически не содержит ионов, в натрий хлор все ионы связаны. А в р-ре соли содержат свободные ионы, поэтому раствор проводит электрический ток.
Какой процесс называют эл.диссоциацией?
-процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют ЭД.
3Выявление причины затруднения
Докажите, что процесс растворения –это физико-химический?
- серная кислота и хлорид натрия, нитрат аммония
Какой класс неорганичесих соединей с электролитической. точки мы рассмотрели ?,
- ОСНОВАНИЯ
Какие вещества мы называем основания с ТЭД?
- основания – это сложные вещества, при диссоциации которых в водных растворах в качестве анионов отщепляется только гидроксидная группа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1
ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ФОРМУЛ ВЫПИСАТЬ ОСНОВАНИЯ. Дать им названия, классифицировать по растворению
CU(SO)4; Н3РО4; NaOH; Fе (OH)2; Са(ОН)2;Mg (OH)2 ( контроль -взаимопроверка)
Какой ион определяет щелочную среду.
-ион гидро группы
4. Целеполагание и построение проекта выход из затруднения.
СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ С ВАЖНЕЙШИМИ СВОЙСТВАМИ ЕЩЕ ОДНОГО КЛАССА НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ Я ВАМ ЗАГАДАЮ ЗАГАДКУ, А ВЫ ПОПРОБУЙТЕ ОТГАДАТЬ
ЛАКМУС БУДЕТ В НЕЙ КРАСНЕТЬ,
Растворяться цинк и медь
А мелок в ней посмотри СЛАЙД1
Вмиг пускает пузыри
О КАКОМ КЛАССЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ИДЕТ РЕЧЬ ?
- О КИСЛОТАХ
КАКЯ ТЕМА НАШЕГО УРОКА?
- кислоты, с точки ТЭД
ТЕМА НАШЕГО ПРОЧИТАЙТЕ НА СЛАЙДЕ 2
СВОЙСТВА РАСТВОРОВ КИСЛОТ С ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ.
- КАКИЕ ЗАДАЧИ БУДЕМ РЕШАТЬ?
-ПОЗНАКОМИМСЯ С ХИМИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ КИСЛОТ С ЭТ ТОЧКИ, отличие их от оснований
Давйте вспомним, какие вещества называем кислотами с молекулярной точки?
КИСЛОТЫ-ЭТО СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА………
Самостоятельная работа по варианта СЛАЙД3
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПУТЕМ БЫЛО ДОКАЗАНО, КАК ДИССОЦИИРУЮТ РАСТВОРЫ КИСЛОТ, ДЛЯ ЭТОГО НА СТР 9 ПРОЧИТАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО.( слайд4)……
Как диссоциируют двух- трех основные кислоты.
Работа у ДОСКИ СЕРНАЯ И ФОСФОРНЫЕ КИСЛОТЫ работают два обучающихмя.
КАКИЕ ВЕЩЕСТВА НАЗЫВАЕМ КИСЛОТАМИ С ЭТ.ЧИТАЕМ В УЧЕБНИКЕ СЛАЙД №5 СРАВНИМ С СЛАЙДОМ №5.
- ФОРМУЛИРОВКИ ПРАВИЛЬНЫЕ И ОБ-СЯ ЭТО ДОКАЗЫВАЕТ.
Скажите а конц. Серная кислота является электролитам?
-нет
Почему?
- нет свободных ионов.
Обратите внимания на кремневую кислоту, она растворима в воде?
- нет
- она нерастворима в воде?
-не является электролитом
МЫ РАБОТАЕМ ГРУППАМИ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КАРТАМ Соблюдаем Тт/б ОЗНАКОМЛЕНЫ РАСПИСАЛИСЬ в тетрадях.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА№2 сдайд4 ИНДИКАТОРЫ
ДЕЙСТВИЕ ИНДИКАТОРОВ НА РАСТВОРЫ КИСЛОТ
ЗАДАНИЕ 2
Самостоятельная работа эксперимент по вариантам
Комментирование образование осадка с солями
По реакционноспособности в отношении кислот все металлы располагаются в ряду активности металлов.
Кислота должна быть достаточно сильной, чтобы реагировать даже с металлами из левой стороны.
Под сильной кислотой понимают способность её отдавать ионы водорода.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОА С ТЕСТОМ
Ответы на слайде №5
С разбавленным раствором серной кислоты реагирует оксид меди
Записать уравнения химической реакции в ионном виде
2. Какая из кислот реагирует с оксидом бария. Хлоридом бария
Серная кислота Записать уравнения химической реакции в ионном виде.
3. какая из перечисленных кислот реагирует с оксидом натрия, но не изменяет окраску
КРЕМНИВАЯ
4. Какое из веществ реагирует с соляной кислотой с образованием белого осадка. Записать уравнения реакции в ионном виде
5. Почему кислоты обладают сходными свойствами?
-Потому, что в растворах кислот при их диссоциации образуется катион водорода.
За чем изучаем кислоты, где они применяются?
- сообщение об-ся
Составить «СИНКВЕЙН»
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ _ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Описание темы –два прилагательных
Описание действия три глагола
Отношение к теме 4 слова
Суть темы
. КИСЛОТЫ
СИЛЬНЫЕ СЛАБЫЕ
РАЗДРАЖАЮТ, ЗАМЕЩАЮТ, РАСТВОРЯЮТ
-КИСЛОТЫ –СОСТОЯТ ИЗ КАТИОНОВ ВОДОРОДА. КОТОРЫЙ МОЖЕТЬ БЫТЬ ЗАМЕЩЕН НА МЕТАЛЛ С ОБРАЗОВАНИЕМ СОЛИ
- ВЕЩЕСТВО
Домашнее задание Слайд №6
РЕФЛЕКСИЯ
Приложение:
1.СОБЛЮДАЙТЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ.ВЫПОЛНЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ
1Из предложенных формул выпишите основания ДАЙТЕ ИМ НАЗВАНИЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ ПО РАСТВОРИМОСТИ:
CИ (ОН)2; H2SO4; NAOH; Fе (ОН)2; Н3РО4;
2.ДЕЙСТВИЕ ИНДИКАТОРОВ НА РАСТВОРЫ КИСЛОТ:
ЛАКМУС
------------
2.МЕТИОРАНЖ
3.ФЕНОЛФТАЛЕИН
--------------
3.Диссоциация кислот- фосфорной и серной.
6.ТЕСТ
с РАЗБАВЛЕННЫМ РАСТВОРОМ СЕРНОЙ КИСЛОТЫ РЕАГИРУЕТ:
а САО
б СИ
в SO2
г CO2
записать уравнения химической реакции, если возможно в ионном виде.
2.Какая из кисло реагирует с BaCl2
А соляная
Б азотная
В серная
Г угольная
Записать уравнения химической реакции в ионном виде
3.Какая из перечисленных кислот реагирует с оксидом натрия и не изменяет окраску
А серная
Б кремневая
В соляная
Г азотная
4 Какое из веществ реагирует с соляной кислотой- с образованием белого осадка
А. оксид магния
Б азотистая кислота
В азотнокислое серебро
Г цинк
Записать уравнение химической реакциив ионном виде
Почему кислоты обладают сходными свойствами?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока" Свойства растворов кислот с точки ТЭД" »
КОНСПЕКТ УРОКА 9 КЛАССА.
Тема: « Свойства растворов кислот с точки ТЭД».
Тип урока: Открытие новых знаний
Метод системно-деятельностный.
1. МОТИВАЦИЯ Здравствуйте ребята. У нас на уроке сегодня гости .Они вместе снами будут оценивать ваши знания.
ДЕВИЗ НАШЕГО УРОКА читает учитель
« Успеха добивается лишь тот, кто действует».
Я ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ.
2. Актуализация знаний.
фронтальный опрос.
1. Какие вещества относят к электролитам примеры-
- растворы кислот. Солей, гидроксидов их расплавы
Электролитами называются вещ-ва, которые в растворе или расплаве проводят электрический ток за счет образовавшихся ионов.
Что такое ионы?
- заряженные частицы которые несут положительный или отрицательный заряд.
Как называются положительные частицы и их примеры?
-катионы, к ним относят ионы металлов и водорода.
Как называются отрицательные частицы и их примеры
- отрицательные частицы называются анионами, остатки кислот и гидрокса группа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТУ В ТЕТРАДЯХ
3. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ АТОМА ЛИТИЯ ОТ ИОНА ЛИТИЯ?
ПРОВЕРКА У ДОСКИ
4 Какие вещества относят к неэлектролитам?
-кислород, сахар, бензин и др.
. ПОЧЕМУ? РАСТВОРЫ ОДНИХ ВЕЩЕСТВ ПРОВОДЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, А ДРУГИХ НЕТ
-ЗА СЧЕТ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК ПРОВОДЯТ ВЕЩЕСТВА, ИМЕЮЩИЕ ИОННУЮ И СИЛЬНО КОВАЛЕНТНУЮ СВЯЗИ.
Почему дист.вода,хлорид натрия в твердом состоянии не проводят электрический ток?
- вода дист. практически не содержит ионов, в натрий хлор все ионы связаны. А в р-ре соли содержат свободные ионы, поэтому раствор проводит электрический ток.
Какой процесс называют эл.диссоциацией?
-процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют ЭД.
3Выявление причины затруднения
Докажите, что процесс растворения –это физико-химический?
- серная кислота и хлорид натрия, нитрат аммония
Какой класс неорганичесих соединей с электролитической. точки мы рассмотрели ?,
- ОСНОВАНИЯ
Какие вещества мы называем основания с ТЭД?
- основания – это сложные вещества, при диссоциации которых в водных растворах в качестве анионов отщепляется только гидроксидная группа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1
ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ФОРМУЛ ВЫПИСАТЬ ОСНОВАНИЯ. Дать им названия, классифицировать по растворению
CU(SO)4; Н3РО4; NaOH; Fе (OH)2; Са(ОН)2;Mg (OH)2 ( контроль -взаимопроверка)
Какой ион определяет щелочную среду.
-ион гидро группы
4. Целеполагание и построение проекта выход из затруднения.
СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ С ВАЖНЕЙШИМИ СВОЙСТВАМИ ЕЩЕ ОДНОГО КЛАССА НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ Я ВАМ ЗАГАДАЮ ЗАГАДКУ, А ВЫ ПОПРОБУЙТЕ ОТГАДАТЬ
ЛАКМУС БУДЕТ В НЕЙ КРАСНЕТЬ,
Растворяться цинк и медь
А мелок в ней посмотри СЛАЙД1
Вмиг пускает пузыри
О КАКОМ КЛАССЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ ИДЕТ РЕЧЬ ?
- О КИСЛОТАХ
КАКЯ ТЕМА НАШЕГО УРОКА?
- кислоты, с точки ТЭД
ТЕМА НАШЕГО ПРОЧИТАЙТЕ НА СЛАЙДЕ 2
СВОЙСТВА РАСТВОРОВ КИСЛОТ С ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ.
- КАКИЕ ЗАДАЧИ БУДЕМ РЕШАТЬ?
-ПОЗНАКОМИМСЯ С ХИМИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ КИСЛОТ С ЭТ ТОЧКИ, отличие их от оснований
Давйте вспомним, какие вещества называем кислотами с молекулярной точки?
КИСЛОТЫ-ЭТО СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА………
Самостоятельная работа по варианта СЛАЙД3
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ПУТЕМ БЫЛО ДОКАЗАНО, КАК ДИССОЦИИРУЮТ РАСТВОРЫ КИСЛОТ, ДЛЯ ЭТОГО НА СТР 9 ПРОЧИТАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО.( слайд4)……
Как диссоциируют двух- трех основные кислоты.
Работа у ДОСКИ СЕРНАЯ И ФОСФОРНЫЕ КИСЛОТЫ работают два обучающихмя.
КАКИЕ ВЕЩЕСТВА НАЗЫВАЕМ КИСЛОТАМИ С ЭТ.ЧИТАЕМ В УЧЕБНИКЕ СЛАЙД №5 СРАВНИМ С СЛАЙДОМ №5. - ФОРМУЛИРОВКИ ПРАВИЛЬНЫЕ И ОБ-СЯ ЭТО ДОКАЗЫВАЕТ.
Скажите а конц. Серная кислота является электролитам?
-нет
Почему?
- нет свободных ионов.
Обратите внимания на кремневую кислоту, она растворима в воде?
- нет
- она нерастворима в воде?
-не является электролитом
МЫ РАБОТАЕМ ГРУППАМИ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КАРТАМ Соблюдаем Тт/б ОЗНАКОМЛЕНЫ РАСПИСАЛИСЬ в тетрадях.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА№2 сдайд4 ИНДИКАТОРЫ
ДЕЙСТВИЕ ИНДИКАТОРОВ НА РАСТВОРЫ КИСЛОТ
ЗАДАНИЕ 2
Самостоятельная работа эксперимент по вариантам
Комментирование образование осадка с солями
По реакционноспособности в отношении кислот все металлы располагаются в ряду активности металлов.
Кислота должна быть достаточно сильной, чтобы реагировать даже с металлами из левой стороны.
Под сильной кислотой понимают способность её отдавать ионы водорода.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОА С ТЕСТОМ
Ответы на слайде №5
С разбавленным раствором серной кислоты реагирует оксид меди
Записать уравнения химической реакции в ионном виде
2. Какая из кислот реагирует с оксидом бария. Хлоридом бария
Серная кислота Записать уравнения химической реакции в ионном виде.
3. какая из перечисленных кислот реагирует с оксидом натрия, но не изменяет окраску
КРЕМНИВАЯ
4. Какое из веществ реагирует с соляной кислотой с образованием белого осадка. Записать уравнения реакции в ионном виде
5. Почему кислоты обладают сходными свойствами?
-Потому, что в растворах кислот при их диссоциации образуется катион водорода .
За чем изучаем кислоты, где они применяются?
- сообщение об-ся
Составить «СИНКВЕЙН»
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ _ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Описание темы –два прилагательных
Описание действия три глагола
Отношение к теме 4 слова
Суть темы
. КИСЛОТЫ
СИЛЬНЫЕ СЛАБЫЕ
РАЗДРАЖАЮТ, ЗАМЕЩАЮТ, РАСТВОРЯЮТ
-КИСЛОТЫ –СОСТОЯТ ИЗ КАТИОНОВ ВОДОРОДА. КОТОРЫЙ МОЖЕТЬ БЫТЬ ЗАМЕЩЕН НА МЕТАЛЛ С ОБРАЗОВАНИЕМ СОЛИ
- ВЕЩЕСТВО
Домашнее задание Слайд №6
РЕФЛЕКСИЯ
Приложение:
1.СОБЛЮДАЙТЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ .ВЫПОЛНЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ
1Из предложенных формул выпишите основания ДАЙТЕ ИМ НАЗВАНИЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ ПО РАСТВОРИМОСТИ: