kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Растворимость веществ в воде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Растворы. Растворимость веществ в воде.»  8-й класс .

Тип урока:  урок сообщения новых знаний. Это первый  урок в теме « Растворы.  Вода»

Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.

Задачи урока:

Развивающие:

  • интерес к химии, мышление.
  • экспериментальное исследование и творческие навыки,
  • формирование умений учащихся работать  с таблицей растворимости.

Обучающие:

  • познакомить с растворением как физико-химическим процессом,
  • научить давать классификацию растворов по признаку растворимости и  выяснять причины различной растворимости веществ.
  • сформировать понятия: раствор, растворитель, растворение.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения,

Основные понятия. Раствор, растворитель, растворимость, насыщенный и ненасыщенный растворы, гидраты.

Оборудование: вода, карбонат натрия, сульфат меди , концентрированная серная кислота, мел, сахар, медный купорос, спирт,  раздаточный материал  с приложениями

Демонстрации: Растворение в воде  карбоната натрия, сульфата меди;  растворение в воде сахара, мела;  растворение серной кислоты в воде. Растворение в воде и спирте медного купороса.

Методы и методические приёмы:

  • словесный (беседа, рассказ учителя),
  • наглядный (таблица растворимости)
  • демонстрация опытов;
  • работа с учебником;
  • Планируемые результаты урока:

В результате проведенного урока учащиеся должны усваивоить, что

  • растворимость – способность вещества образовывать с другими веществами однородные системы – растворы;
  • растворимость веществ может быть различной и зависит от природы растворенного вещества, природы растворителя, температуры;
  • растворы могут быть ненасыщенными, насыщенными, пересыщенными.

При изучении процессов растворимости различных веществ учащиеся должны:

  • определять факторы, влияющие на растворимость веществ;
  • выявлять, что растворимость веществ зависит от природы растворенного вещества и растворителя;
  • устанавливать связь растворимости твердых веществ с температурой и массой растворенного вещества.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Примечание

1 этап.   Организационный

 

1.Приветствие:

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня на уроке будет множество вопросов, на которые мы должны дать ответ. Надеюсь, что мы все с этим справимся.

- Проверим нашу готовность к уроку. Проверьте на столах тетради, учебники, лист успешности, ручки.  - Из курса природоведения и физики  вы уже знаете, что в природе есть вещество, без которого нет жизни на земле. Кто скажет, что это за вещество?  Почему вы так считаете? Каким уникальным свойством оно обладает?

 

 

2. Организация рабочих мест:

- Открываем тетради и записываем сегодняшнее число, и тему урока с доски.

3. Оглашение цели урока учащимся:

 - Сегодня  мы  познакомимся   с  понятием растворение и растворами как физико-химическими системами.

4.    Необходимый инструктаж:

Мы будем с вами работать сегодня вот с такими картами (прил. 1), и давайте  оценим наше эмоциональное состояние в начале урока, а потом -  в конце нашей работы. Нарисуйте один из значков - солнышко, ёлочка, тучка – в вашей карте.

 

Учащиеся приветствуют учителя

 

 

Учащиеся работают в тетрадях

 

Учащиеся знакомятся с целью урока

 

 

Ученики работают с картами.

1.      Настрой учащихся на учебную деятельность

2.     

2 этап:     Проверка знаний (мотивационный момент)

 

1.Беседа учителя:

-Верно. Без воды невозможна жизнь, без ее участия невозможны многие химические реакции.

Одной из ее главных особенностей является  способность растворять различные вещества: и газы, и жидкости, и, конечно, твёрдые вещества.

  - Как я уже говорила, мы сегодня поговорим о водных растворах, узнаем,  что происходит при растворении с веществами, какими новыми свойствами обладают растворы по  сравнению с чистыми веществами, их образующими.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

Определяются имеющиеся знания учащихся

 

3 этап. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.

 

1.Беседа с учащимися:

- С растворами вы встречаетесь в жизни постоянно.

Вопрос: А какие же вам известны растворы? Какова роль растворов в природе и технике?

2.Сообщение учителя: 

В природе и технике растворы имеют огромное значение:

1)    Растения усваивают вещества в виде растворов;

2)    Усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор;

3)    Все природные воды являются растворами;

4)    Растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа и т.д.

5)    Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги, протекают в растворах.

6)    На лабораторных занятиях мы тоже работаем в основном с растворами.

Таким образом, значение растворов велико.

Особую  роль на нашей планете играет вода. Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей теплоёмкостью. Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения.

Вода является единственным веществом, существующим в природе в 3 агрегатных состояниях. В каких?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Растворимость веществ в воде »

Растворимость веществ в воде. 8 класс

Растворимость веществ в воде.

8 класс

Цель урока:

Цель урока:

  • расширить знания о процессе растворения и растворах.
Задачи:

Задачи:

  • Познакомить с растворением.
  • Дать классификацию растворов по признаку растворимости.
  • Сформировать понятия:
  • Раствор, Растворитель Растворенное вещество
  • Раствор, Растворитель Растворенное вещество
  • Раствор, Растворитель Растворенное вещество
  • Раствор,
  • Растворитель
  • Растворенное вещество
¾ поверхности Земли покрыто водой

¾ поверхности Земли покрыто водой

Высохшая мумия человека весит 8 кг.

Высохшая мумия человека весит 8 кг.

Растворы Жидкие Твердые ( растворы жидкостей друг в друге, р-ры в жидкостях газов и тв.в-в) Газообразные (р-ры тв.в-в в друг друге, р-р газа в тв. в-ве) ( не принято называть растворами) – это смеси газов - воздух (кислород в азоте)

Растворы

Жидкие

Твердые

( растворы жидкостей друг в друге, р-ры в жидкостях газов и тв.в-в)

Газообразные

(р-ры тв.в-в в друг друге, р-р газа в тв. в-ве)

( не принято называть растворами) – это смеси газов - воздух (кислород в азоте)

Растворение Химический процесс –взаимодействие вещества с водой и образование гидратов Физический процесс – результат диффузии веществ Состав раствора Растворенное вещество Гидраты растворенных веществ Растворитель

Растворение

Химический процесс –взаимодействие вещества с водой и образование гидратов

Физический процесс –

результат диффузии веществ

Состав раствора

Растворенное вещество

Гидраты растворенных веществ

Растворитель

Растворимость - - Способность вещества образовывать с другими веществами (растворителями) однородные системы – растворы

Растворимость -

- Способность вещества образовывать с другими веществами (растворителями) однородные системы – растворы

Факторы влияющие на  растворимость веществ

Факторы влияющие на растворимость веществ

Природа растворенного вещества Гидроксид кальция Ca(OH) 2 Карбонат кальция CaCO 3 Хлорид кальция CaCl 2 нерастворимые (в 100г H 2O меньше 0,01г вещества) малорастворимые (в 100г H 2O меньше 1г вещества) хорошо растворимые (в 100г H 2O больше 1г вещества) Вещества РАСТВОРИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ СОЛЕЙ В 100 г ВОД Ы ПРИ 20 °С Хорошо растворимые Практически нерастворимые Малорастворимые Сульфат меди Сульфат серебра Сульфат кальция Бромид серебра  Нитрат калия CuS0 4 Ag 2 S0 4 Иодид свинца Хлорид серебра AgBr 0,79 Иодид серебра 22,2 0,0037  Иодид натрия AgCl CaS0 4 KN0 3 0,00009 31,6 Pbl 2 Nal 0,20 Agl 0,000003 179,10 0,07

Природа растворенного вещества

Гидроксид кальция Ca(OH) 2

Карбонат кальция CaCO 3

Хлорид кальция CaCl 2

нерастворимые (в 100г H 2O меньше 0,01г вещества)

малорастворимые (в 100г H 2O меньше 1г вещества)

хорошо растворимые (в 100г H 2O больше 1г вещества)

Вещества

РАСТВОРИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ СОЛЕЙ В 100 г ВОД Ы ПРИ 20 °С

Хорошо растворимые

Практически нерастворимые

Малорастворимые

Сульфат меди

Сульфат серебра Сульфат кальция

Бромид серебра

Нитрат калия

CuS0 4

Ag 2 S0 4

Иодид свинца

Хлорид серебра

AgBr

0,79

Иодид серебра

22,2

0,0037

Иодид натрия

AgCl

CaS0 4

KN0 3

0,00009

31,6

Pbl 2

Nal

0,20

Agl

0,000003

179,10

0,07

Зависимость растворимости веществ от природы растворителя Растворение медного купороса в спирте Растворение медного купороса в воде Спиртовой раствор йода

Зависимость растворимости веществ от природы растворителя

Растворение медного купороса в спирте

Растворение медного купороса в воде

Спиртовой раствор йода

Раствор Раствор Определение Насыщенный Ненасыщенный Пересыщенный

Раствор

Раствор

Определение

Насыщенный

Ненасыщенный

Пересыщенный

Классификация растворов по признаку растворимости Ненасыщенный раствор: при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе Насыщенный раствор: при данной температуре вещество больше не растворяется Пересыщенный раствор: в растворенном состоянии больше вещества, чем его в насыщенном растворе

Классификация растворов по признаку растворимости

Ненасыщенный раствор: при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе

Насыщенный раствор: при данной температуре вещество больше не растворяется

Пересыщенный раствор: в растворенном состоянии больше вещества, чем его в насыщенном растворе

Применение растворов  в промышленности

Применение растворов в промышленности

Применение растворов в сельском хозяйстве

Применение растворов в сельском хозяйстве

Применение растворов  в быту и медицине

Применение растворов в быту и медицине

УСТНЫЙ ОПРОС:

УСТНЫЙ ОПРОС:

  • Что такое раствор? Из чего он состоит?
  • Дайте определение растворимости.
  • Перечислите признаки химического взаимодействия происходящие в растворе.
  • Какие факторы влияют на растворимость?
  • Как называется раствор если:
  • при данной t ° вещество больше не растворяется,
  • при данной t° вещество ещё растворяется,
  • раствор содержит избыток растворённого вещества.
Домашнее задание

Домашнее задание

  • П. 24
  • Упр 5-4
Ответьте на вопросы : 1. От чего не зависит растворимость твердых веществ? А) от природы растворителя Б) от природы растворенного вещества В) от давления Г) от температуры 2. Как меняется растворимость гидроксида кальция в воде при понижении температуры? А) понижается Б) остается постоянной В) увеличивается Г) не знаю 3. Какое из веществ является практически нерастворимым? А) нитрат серебра Б) сульфат бария В) гидроксид кальция Г) не знаю 4. Вещество, дезинфицирующее H 2O, но не оставляющее привкуса?

Ответьте на вопросы :

1. От чего не зависит растворимость твердых веществ?

А) от природы растворителя Б) от природы растворенного вещества В) от давления Г) от температуры

2. Как меняется растворимость гидроксида кальция в воде при понижении температуры?

А) понижается Б) остается постоянной В) увеличивается Г) не знаю

3. Какое из веществ является практически нерастворимым?

А) нитрат серебра Б) сульфат бария В) гидроксид кальция Г) не знаю

4. Вещество, дезинфицирующее H 2O, но не оставляющее привкуса?

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Растворимость веществ в воде

Автор: Селиверстова Анна Васильевна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134127

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок «Растворение. Растворимость веществ в воде» (8 класс)."
    ["seo_title"] => string(60) "urok_rastvorieniie_rastvorimost_vieshchiestv_v_vodie_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "471467"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1527601385"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока "Витамины - чудесные вещества""
    ["seo_title"] => string(45) "konspekt_uroka_vitaminy_chudesnye_veshchestva"
    ["file_id"] => string(6) "499180"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549803660"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Урок: Реакция ионного обмена"
    ["seo_title"] => string(34) "urok-rieaktsiia-ionnogho-obmiena-1"
    ["file_id"] => string(6) "314507"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459701408"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Вода-самый хороший растворитель "
    ["seo_title"] => string(33) "voda-samyi-khoroshii-rastvoritiel"
    ["file_id"] => string(6) "183443"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425881425"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Комбинированный урок химии и биологии «Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки»"
    ["seo_title"] => string(80) "kombinirovannyi_urok_khimii_i_biologhii_voda_i_ieie_rol_v_zhizniedieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "400481"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489568251"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства