kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме: "Оксиды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: сформировать понятие об оксидах, изучить состав, строение, химические свойства, классификацию и номенклатуру оксидов.
Задачи

  • Предметные: создание условий для усвоение новых знаний на основе имеющихся и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
  • Метапредметные: развитие познавательного интереса, мышления, памяти обучающихся через использование поискового подхода и элементов проблемного обучения
  • Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, познавательного интереса.

Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа, индивидуальная работа.

Оборудование: учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия.8 класс. – М.: «Просвещение», 2021., таблица растворимости, карточки с формулами оксидов, таблицы с заданиями, штативы с пробирками, растворы соляной, серной кислот, индикатор, раствор щелочи, известковая вода, мрамор, медная проволока, порошок оксида меди (II).

Технологическая карта урока по теме: «Оксиды»

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1.Оргмомент
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования.

2. Актуализация знаний.
Организация проблемной ситуации.
Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме.

Вспомните, какие вещества называются простыми?

Хорошо, приведите примеры.

Верно, а какие вещества называются сложными? Приведите примеры.

 загадка.

1.Их получают путем горения,               или сложных веществ разложением.             В них два элемента, один – кислород.    Я отнесу к ним и известь и лед.                                  

Что общего у веществ, которые вы сейчас назвали?

Этот класс веществ называется – оксиды. Сегодня мы познакомимся с этим классом.

 Ответ: простыми называются вещества, которые образованы атомами одного химического элемента.

Учащиеся приводят примеры простых веществ.

Сложными называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов.

Приводят примеры.

Учащиеся предполагают, что это оксиды.

- В состав этих веществ входит кислород.

3. Этап целеполагания на урок.    Цель: создание условий для формирования у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на уроке.

- Попытайтесь дать определение оксидам.

Можем предположить, что общая формула всех оксидов….
 

- Все состоят из двух элементов, один из которых кислород. 

«Оксиды». (запись в тетрадях)
 

- Приводят формулы веществ, состоящих из 7, 3 и 4 атомов.

Учащиеся называют RxOy, где R – металл или неметалл.

4.Этап «Открытие нового знания»

 Перед вами перечень веществ, выберите из него оксиды.

NH3, CaO, HCl, CO2, H2O, CaCO3, SiO2, NaOH, CuO.

-Учитель предлагает правило, по которому даются названия оксидам.

- Выбирают оксиды.

- Называют оксиды.

4.1 Создание проблемной ситуации.
Цель: формирование умения анализировать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для реализации цели.

- Посмотрите на доску на какие группы бы вы разделили эти вещества? (Приложение №1).

- Найдите элементы, из которых состоят оксиды в периодической таблице, в чем их отличие?

- Учитель предлагает классификацию оксидов.

- Как же можно получить оксид?

Предлагает загадку:  Я светоносный элемент.                         Я спичку вам зажгу в момент.      Сожгут меня - и под водой            Оксид мой станет кислотой.

Предлагают все оксиды разделить на группы по агрегатному состоянию.

Называют металлы и неметаллы.

Учащиеся работают с записями.

Могут предположить, что спичка связана с фосфором.

4.2 Проверка знаний техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами)

Предлагает учащимся вспомнить правила работы с химическими реактивами.
Обращает особое внимание на правила работы с кислотами.

Учащиеся называют правила работы  со спиртовкой, кислотами, стеклянной посудой.

5. Этап «Открытие нового знания»

5.1 Лабораторный опыт
(освоение универсальных естественнонаучных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей).

 Демонстрирует опыт сжигания красного фосфора в кислороде.
Полученный белый налет оксида фосфора, растворяет в воде и добавляет индикатор, который изменяет цвет.

- Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида фосфора?

Учитель помещает в колбу небольшой кусочек негашеной извести и заливает его водой, затем добавляет индикатор, который изменяет цвет.                          - Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида кальция?

Учащиеся определяют, что в колбе получилась кислота.

Учащиеся определяют, что в колбе образовалась щелочь.

Делают вывод о том, что оксиды неметаллов называются кислотными, потому что при растворении их в воде образуются кислоты, а оксиды металлов – основными, потому, что при их растворении в воде образуется основание.

5.2 Классификация оксидов

Учитель объясняет, что кроме кислотных и основных оксидов бывают еще амфотерные и безразличные (несолеобразующие) оксиды. Приводит примеры.

 Демонстрирует слайд с перечнем различных оксидов, просит заполнить таблицу.

Учитель добавляет к классификации оксидов два исключения: оксиды металлов CrO3 и  Mn2O7, которые являются кислотными.

Учащиеся работают с таблицей.
Запись в тетрадях.

5.3 Химические свойства оксидов

- С какими свойством кислотных оксидов мы уже познакомились?
-Исключением является нерастворимость оксида кремния (4 ) в воде, т.е. получить кремниевую кислоту из оксида нельзя.

- Предлагает пропускать углекислый газ через известковую воду.

- Просит найти в учебнике еще одно свойство кислотных оксидов – взаимодействие с основным оксидом.

- Теперь познакомимся со свойствами основных оксидов.

- Демонстрирует взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой.

- Пробует растворить оксид меди (II) в воде.

Взаимодействие кислотных оксидов с водой.

- запись в тетрадях

- Учащиеся наблюдают помутнение известковой воды.

- Делают вывод о взаимодействии кислотных оксидов со щелочами.

- запись в тетрадях.

- запись в тетрадях.

- Делают вывод о взаимодействии основных оксидов с кислотами.

- запись в тетрадях.

- Учащиеся приходят к выводу, что не все основные оксиды растворяются в воде.

6. Первичная проверка усвоения нового материала.

Учитель предлагает несколько загадок.                                     1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу

2.В минеральной воде я бурлю,  В топочном газе летаю, Растениям пользу несу,  Пожар затухать заставляю.

3. Найди меня. Я – газ. Я-прост. Я – рыжий, словно лисий хвост. Я образуюсь из нитрата,                   А в воздухе – из газа-брата.                      А если встречусь я с водой, То стану сильной кислотой.

-Учитель предлагает составить уравнения реакций получения этих оксидов из простых веществ и взаимодействия их с водой 

Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы.

1)Вода.

2)Углекислый газ

3)Оксид азота (4).   

Запись в тетрадях.

Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы.

Обмениваются заданиями, осуществляют взаимопроверку.

7. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия.

- Что нового вы узнали сегодня об оксидах?
- Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
- Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям. Их значимости в дальнейшей деятельности.
- Я понял …
- Я научился …
- Мне необходимо …

Учащиеся отвечают на вопросы.
Анализируют свою деятельность как индивидуальную, так и командную.
Оценивают свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

-параграф 30, подумай, ответь, выполни 1-4

-Учащиеся называют номер параграфа и упражнения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Оксиды"»

Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды»

Разработка учителя химии МАОУ СОШ №50 г. Краснодар

Барановой Надежды Владимировны.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: сформировать понятие об оксидах, изучить состав, строение, химические свойства, классификацию и номенклатуру оксидов.
Задачи

  • Предметные: создание условий для усвоение новых знаний на основе имеющихся и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

  • Метапредметные: развитие познавательного интереса, мышления, памяти обучающихся через использование поискового подхода и элементов проблемного обучения

  • Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, познавательного интереса.

Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа, индивидуальная работа.

Оборудование: учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия.8 класс. – М.: «Просвещение», 2021., таблица растворимости, карточки с формулами оксидов, таблицы с заданиями, штативы с пробирками, растворы соляной, серной кислот, индикатор, раствор щелочи, известковая вода, мрамор, медная проволока, порошок оксида меди (II).


Технологическая карта урока по теме: «Оксиды»

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1.Оргмомент
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования.

 

2. Актуализация знаний.
Организация проблемной ситуации.
Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме.

Вспомните, какие вещества называются простыми?

Хорошо, приведите примеры.

Верно, а какие вещества называются сложными? Приведите примеры.

 загадка.

1.Их получают путем горения,               или сложных веществ разложением.             В них два элемента, один – кислород.    Я отнесу к ним и известь и лед.                                  

Что общего у веществ, которые вы сейчас назвали?

Этот класс веществ называется – оксиды. Сегодня мы познакомимся с этим классом.

 Ответ: простыми называются вещества, которые образованы атомами одного химического элемента.

Учащиеся приводят примеры простых веществ.

Сложными называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов.

Приводят примеры.









Учащиеся предполагают, что это оксиды.

- В состав этих веществ входит кислород.

3. Этап целеполагания на урок.    Цель: создание условий для формирования у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на уроке.

- Попытайтесь дать определение оксидам.

Можем предположить, что общая формула всех оксидов…..

- Все состоят из двух элементов, один из которых кислород. 

«Оксиды». (запись в тетрадях)


- Приводят формулы веществ, состоящих из 7, 3 и 4 атомов.

Учащиеся называют RxOy, где R – металл или неметалл.

4.Этап «Открытие нового знания»

 Перед вами перечень веществ, выберите из него оксиды.

NH3, CaO, HCl, CO2, H2O, CaCO3, SiO2, NaOH, CuO.

-Учитель предлагает правило, по которому даются названия оксидам.

- Выбирают оксиды.

- Называют оксиды.

4.1 Создание проблемной ситуации.
Цель: формирование умения анализировать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для реализации цели.

- Посмотрите на доску на какие группы бы вы разделили эти вещества? (Приложение №1).

- Найдите элементы, из которых состоят оксиды в периодической таблице, в чем их отличие?

- Учитель предлагает классификацию оксидов.

- Как же можно получить оксид?

Предлагает загадку:  Я светоносный элемент.                         Я спичку вам зажгу в момент.     Сожгут меня - и под водой           Оксид мой станет кислотой.

Предлагают все оксиды разделить на группы по агрегатному состоянию.

Называют металлы и неметаллы.

Учащиеся работают с записями.

Могут предположить, что спичка связана с фосфором.

4.2 Проверка знаний техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами)

Предлагает учащимся вспомнить правила работы с химическими реактивами.
Обращает особое внимание на правила работы с кислотами.

Учащиеся называют правила работы  со спиртовкой, кислотами, стеклянной посудой.

5. Этап «Открытие нового знания»

5.1 Лабораторный опыт
(освоение универсальных естественнонаучных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей).

 Демонстрирует опыт сжигания красного фосфора в кислороде.
Полученный белый налет оксида фосфора, растворяет в воде и добавляет индикатор, который изменяет цвет.

- Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида фосфора?

Учитель помещает в колбу небольшой кусочек негашеной извести и заливает его водой, затем добавляет индикатор, который изменяет цвет.                         - Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида кальция?

Учащиеся определяют, что в колбе получилась кислота.

Учащиеся определяют, что в колбе образовалась щелочь.

Делают вывод о том, что оксиды неметаллов называются кислотными, потому что при растворении их в воде образуются кислоты, а оксиды металлов – основными, потому, что при их растворении в воде образуется основание.

5.2 Классификация оксидов

Учитель объясняет, что кроме кислотных и основных оксидов бывают еще амфотерные и безразличные (несолеобразующие) оксиды. Приводит примеры.

 Демонстрирует слайд с перечнем различных оксидов, просит заполнить таблицу.

Учитель добавляет к классификации оксидов два исключения: оксиды металлов CrO3 и  Mn2O7, которые являются кислотными.

Учащиеся работают с таблицей.
Запись в тетрадях.

5.3 Химические свойства оксидов

- С какими свойством кислотных оксидов мы уже познакомились?
-Исключением является нерастворимость оксида кремния (4 ) в воде, т.е. получить кремниевую кислоту из оксида нельзя.

- Предлагает пропускать углекислый газ через известковую воду.

 

- Просит найти в учебнике еще одно свойство кислотных оксидов – взаимодействие с основным оксидом.

- Теперь познакомимся со свойствами основных оксидов.

- Демонстрирует взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой.

- Пробует растворить оксид меди (II) в воде.

Взаимодействие кислотных оксидов с водой.

- запись в тетрадях

 

 

- Учащиеся наблюдают помутнение известковой воды.

- Делают вывод о взаимодействии кислотных оксидов со щелочами.

- запись в тетрадях.

- запись в тетрадях.

 

 

- Делают вывод о взаимодействии основных оксидов с кислотами.

- запись в тетрадях.

- Учащиеся приходят к выводу, что не все основные оксиды растворяются в воде.

6. Первичная проверка усвоения нового материала.

Учитель предлагает несколько загадок.                                    1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу

2.В минеральной воде я бурлю,  В топочном газе летаю, Растениям пользу несу,  Пожар затухать заставляю.

3. Найди меня. Я – газ. Я-прост. Я – рыжий, словно лисий хвост. Я образуюсь из нитрата,                   А в воздухе – из газа-брата.                      А если встречусь я с водой, То стану сильной кислотой.

-Учитель предлагает составить уравнения реакций получения этих оксидов из простых веществ и взаимодействия их с водой 

Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы.

1)Вода.

2)Углекислый газ

3)Оксид азота (4).   

Запись в тетрадях.

Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы.

Обмениваются заданиями, осуществляют взаимопроверку.

7. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия.

- Что нового вы узнали сегодня об оксидах?
- Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
- Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям. Их значимости в дальнейшей деятельности.
- Я понял …
- Я научился …
- Мне необходимо …

Учащиеся отвечают на вопросы.
Анализируют свою деятельность как индивидуальную, так и командную.
Оценивают свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

-параграф 30, подумай, ответь, выполни 1-4

-Учащиеся называют номер параграфа и упражнения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме: "Оксиды"

Автор: Баранова Надежда Владимировна

Дата: 28.02.2024

Номер свидетельства: 646502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. "
    ["seo_title"] => string(135) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "125592"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415017860"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "технологическая карта урока по теме кислоты "
    ["seo_title"] => string(51) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "229034"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441564625"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "технологическая карта урока  по теме "Кислоты""
    ["seo_title"] => string(46) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapotiemiekisloty"
    ["file_id"] => string(6) "291299"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455101381"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Технологическая карта урока химии по теме "Оксиды, их классификация и номенклатура". 8 класс "
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-khimii-po-tiemie-oksidy-ikh-klassifikatsiia-i-nomienklatura-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "167418"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423074417"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок химии по теме "Оксиды" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(36) "urok-khimii-po-tiemie-oksidy-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "268124"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450549290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2040 руб.
3140 руб.
1830 руб.
2820 руб.
1850 руб.
2840 руб.
2040 руб.
3140 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства