Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: сформировать понятие об оксидах, изучить состав, строение, химические свойства, классификацию и номенклатуру оксидов.
Задачи
- Предметные: создание условий для усвоение новых знаний на основе имеющихся и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
- Метапредметные: развитие познавательного интереса, мышления, памяти обучающихся через использование поискового подхода и элементов проблемного обучения
- Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, познавательного интереса.
Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа, индивидуальная работа.
Оборудование: учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия.8 класс. – М.: «Просвещение», 2021., таблица растворимости, карточки с формулами оксидов, таблицы с заданиями, штативы с пробирками, растворы соляной, серной кислот, индикатор, раствор щелочи, известковая вода, мрамор, медная проволока, порошок оксида меди (II).
Технологическая карта урока по теме: «Оксиды»
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
1.Оргмомент | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. | |
2. Актуализация знаний. | Вспомните, какие вещества называются простыми? Хорошо, приведите примеры. Верно, а какие вещества называются сложными? Приведите примеры. загадка. 1.Их получают путем горения, или сложных веществ разложением. В них два элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь и лед. Что общего у веществ, которые вы сейчас назвали? Этот класс веществ называется – оксиды. Сегодня мы познакомимся с этим классом. | Ответ: простыми называются вещества, которые образованы атомами одного химического элемента. Учащиеся приводят примеры простых веществ. Сложными называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов. Приводят примеры. Учащиеся предполагают, что это оксиды. - В состав этих веществ входит кислород. |
3. Этап целеполагания на урок. Цель: создание условий для формирования у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на уроке. | - Попытайтесь дать определение оксидам. Можем предположить, что общая формула всех оксидов…. | - Все состоят из двух элементов, один из которых кислород. «Оксиды». (запись в тетрадях) - Приводят формулы веществ, состоящих из 7, 3 и 4 атомов. Учащиеся называют RxOy, где R – металл или неметалл. |
4.Этап «Открытие нового знания» | - Перед вами перечень веществ, выберите из него оксиды. NH3, CaO, HCl, CO2, H2O, CaCO3, SiO2, NaOH, CuO. -Учитель предлагает правило, по которому даются названия оксидам. | - Выбирают оксиды. - Называют оксиды. |
4.1 Создание проблемной ситуации. | - Посмотрите на доску на какие группы бы вы разделили эти вещества? (Приложение №1). - Найдите элементы, из которых состоят оксиды в периодической таблице, в чем их отличие? - Учитель предлагает классификацию оксидов. - Как же можно получить оксид? Предлагает загадку: Я светоносный элемент. Я спичку вам зажгу в момент. Сожгут меня - и под водой Оксид мой станет кислотой. | Предлагают все оксиды разделить на группы по агрегатному состоянию. Называют металлы и неметаллы. Учащиеся работают с записями. Могут предположить, что спичка связана с фосфором. |
4.2 Проверка знаний техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами) | Предлагает учащимся вспомнить правила работы с химическими реактивами. | Учащиеся называют правила работы со спиртовкой, кислотами, стеклянной посудой. |
5. Этап «Открытие нового знания» 5.1 Лабораторный опыт | Демонстрирует опыт сжигания красного фосфора в кислороде. - Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида фосфора? Учитель помещает в колбу небольшой кусочек негашеной извести и заливает его водой, затем добавляет индикатор, который изменяет цвет. - Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида кальция? | Учащиеся определяют, что в колбе получилась кислота. Учащиеся определяют, что в колбе образовалась щелочь. Делают вывод о том, что оксиды неметаллов называются кислотными, потому что при растворении их в воде образуются кислоты, а оксиды металлов – основными, потому, что при их растворении в воде образуется основание. |
5.2 Классификация оксидов | Учитель объясняет, что кроме кислотных и основных оксидов бывают еще амфотерные и безразличные (несолеобразующие) оксиды. Приводит примеры. Демонстрирует слайд с перечнем различных оксидов, просит заполнить таблицу. Учитель добавляет к классификации оксидов два исключения: оксиды металлов CrO3 и Mn2O7, которые являются кислотными. | Учащиеся работают с таблицей. |
5.3 Химические свойства оксидов | - С какими свойством кислотных оксидов мы уже познакомились? - Предлагает пропускать углекислый газ через известковую воду. - Просит найти в учебнике еще одно свойство кислотных оксидов – взаимодействие с основным оксидом. - Теперь познакомимся со свойствами основных оксидов. - Демонстрирует взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой. - Пробует растворить оксид меди (II) в воде. | Взаимодействие кислотных оксидов с водой. - запись в тетрадях - Учащиеся наблюдают помутнение известковой воды. - Делают вывод о взаимодействии кислотных оксидов со щелочами. - запись в тетрадях. - запись в тетрадях. - Делают вывод о взаимодействии основных оксидов с кислотами. - запись в тетрадях. - Учащиеся приходят к выводу, что не все основные оксиды растворяются в воде. |
6. Первичная проверка усвоения нового материала. | Учитель предлагает несколько загадок. 1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу 2.В минеральной воде я бурлю, В топочном газе летаю, Растениям пользу несу, Пожар затухать заставляю. 3. Найди меня. Я – газ. Я-прост. Я – рыжий, словно лисий хвост. Я образуюсь из нитрата, А в воздухе – из газа-брата. А если встречусь я с водой, То стану сильной кислотой. -Учитель предлагает составить уравнения реакций получения этих оксидов из простых веществ и взаимодействия их с водой | Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы. 1)Вода. 2)Углекислый газ 3)Оксид азота (4). Запись в тетрадях. Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы. Обмениваются заданиями, осуществляют взаимопроверку. |
7. Подведение итогов. Рефлексия. | - Что нового вы узнали сегодня об оксидах? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
8. Домашнее задание | -параграф 30, подумай, ответь, выполни 1-4 | -Учащиеся называют номер параграфа и упражнения. |