Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " Количество вещества. Молярная масса"»
Аминова Руфия Гузаировна, учитель химии, МОАУ «СОШ № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»
Тема урока: Количество вещества. Молярная масса.
Цель и задачи урока:
Образовательные:
Изучить физическую величину – количество вещества, единицу измерения количества вещества – моль, а также постоянную Авогадро.
Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.
Научить учащихся пользоваться этими понятиями, применять их при решении расчетных задач.
Продолжать развивать и совершенствовать знания учащихся о таких понятиях как атом, химический элемент, металл, неметалл, химическая связь, типы и механизмы образования : химической связи, химическая формула, вещество.
Воспитательные: Способствовать формированию мировоззренческих представлений учащихся о взаимосвязи разных свойств явлений окружающего мира. Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.
Развивающие: Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи, а также наблюдать, обобщать и делать выводы.
Уметь: вычислять: количество вещества или массу по количеству вещества.
Техническое обеспечение урока: ноутбук, проектор
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: таблица, карточки с заданиями,
Содержание урока
1.Организационный этап
Проверка готовности к уроку. Нам сегодня понадобится:
Учебник, тетрадь, справочный материал, таблица растворимости и ПСХЭ Д.И. Менделеева, ручка, простой карандаш.
Постановка цели. Из уроков математики и физики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно. Из курса физики известно определение физической величины: физическая величина – это определенная характеристика тела или явления, которая может быть измерена.
Сегодня на уроке познакомимся с физической величиной – количество вещества.
Совместная формулировка цели урока.
Наша цель не только изучить, но и научиться использовать эту величину в расчетах.
2.Актуализация знаний и подготовка к восприятию.
После изучения темы “Строение атома”, нами было дано определение химии как науки об элементах. Но на самом деле химики работают с веществами. Вещество – это реальная форма существования химического элемента.
Что такое вещество?
Вещество – это совокупность определенных частиц (атомов, молекул, ионов).
Как вещества классифицируют по составу?
Вещества по составу разделяют на простые и сложные.
Приступая к изучению количественной характеристики веществ в химии, мы будем опираться на ранее приобретенные вами знания и умения.
- А в чем измерить вещество? Температура измеряется в градусах, путь - в метрах, масса - в граммах, килограммах. Какие бы вы предложили единицы вещества?
Индивидуальные задания у доски:
1 ученик. Составьте схему образования ковалентной неполярной связи в молекулах хлора – Сl2. Какими физическими свойствами обладает данное вещество? Почему?
2 ученик. Составьте схему образования ковалентной неполярной связи в молекулах кислорода – О2. Какими физическими свойствами обладает данное вещество? Почему?
Фронтальная беседа
На какие группы можно разделить простые вещества? (Простые вещества по свойствам делят на металлы и неметаллы).
Дайте общую характеристику физическим свойствам неметаллов исходя из их строения.
Дайте общую характеристику физическим свойствам металлов исходя из их строения. В чем причина электропроводности и пластичности металлов? (Вопрос разбирается с учащимися класса)
Учащиеся класса выполняют самостоятельную работу по вариантам с самопроверкой.
I вариант. Для вещества с химической формулой NaJ определите тип химической связи и выпишите из нижеперечисленных формулы веществ с аналогичным типом связи: H2, PH3, MgCl2, Br2, CaO.
II вариант. Для вещества с химической формулой H2O определите тип химической связи и выпишите из нижеперечисленных формулы веществ с аналогичным типом связи: Cl2, CaF2, SO3, N2, H2S.
Из приведенных ниже предложений выпишете только те. которые соответствуют: I вариант - металла; II вариант - неметалла.
Агрегатное состояние: твердое.
Электропроводны.
Ковкие.
Пластичные.
Имеют металлический блеск.
Не имеют металлического блеска.
Нетеплопроводные.
Газообразные.
В твердом состоянии - хрупкие.
Жидкие.
Ключ: вариант I: 1, 2, 3, 4, 5; вариант II: 1, 6, 7, 8, 9.
3.Изучение нового материала.
- Что изучает химия? (Вещества, свойства и превращение веществ.)
- Рассмотрим реакцию взаимодействия водорода и кислорода:
2Н2 + О2 = 2Н2О
Как нужно отмерить водород и кислород, чтобы они полностью прореагировали и образовали воду?
(Нужно взять на одну молекулу кислорода две молекулы водорода.)
- Но технически это выполнить невозможно из-за малого размера молекул. Как быть?
А если взять столько граммов водорода, сколько весят 2 его молекулы, т.е. массой 4 г. Соответственно кислорода взять 32 г, т.е. какова его молекулярная масса. Тогда поставленное вначале условие будет соблюдено - все молекулы водорода и все молекулы кислорода прореагируют друг с другом и образуют воду.
Потому вещество решили измерить единицей, в которой как бы соединились две величины - число молекул и масса вещества.
Такая единица называется моль (n).
Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова относительная молекулярная масса вещества:
1 моль Н2 весит 2 г (Мr (Н2) = 2)
1 моль О2 весит 32 г (Мr (О2) = 32)
1 моль Н2О весит 18 г (Мr (Н2О) = 18)
А сколько реальных частиц - молекул содержится в 1 моле любого вещества?
Очевидно, что одинаковое число. Оно называется постоянной Авогадро.
1 моль вещества равен количеству вещества, содержащему столько структурных частиц данного вещества, сколько атомов содержится в 12 г. изотопа углерода 12С, а именно 6,02 x 1023. Величину 6,02 x 1023 называют постоянной Авогадро и обозначают NA, по имени ученого, который впервые использовал эту величину.
Количество вещества обозначается буквой n («эн») или v («ню»).
МОЛЬ - это КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, равное 6,02.1023структурных единиц данного вещества – молекул (если вещество состоит из молекул), атомов (если это атомарное вещество), ионов (если вещество является ионным соединением).
Примеры:
1 моль (1 М) воды = 6,02.1023 молекул Н2О,
1 моль (1 М) железа = 6,02.1023 атомов Fe,
1 моль (1 М) хлора = 6,02.1023 молекул Cl2,
1 моль (1 М) электронов е- = 6,02.1023 электронов е-.
Теперь мы имеем удобную единицу количества вещества моль, с помощью которой легко отмерять равные порции молекул или атомов простым взвешиванием.
Разумеется, если мы увеличим или уменьшим взятое нами количество водорода и кислорода в одинаковое количество раз, то и порции реагирующих молекул уменьшатся или возрастут во столько же раз.
Как мы видим, масса одного моля какого-нибудь вещества (в граммах) числено совпадает с молекулярной или атомной массой этого вещества (в а.е.м. или в безразмерном выражении - как в случае относительной атомной или молекулярной массы). Это очень удобно для химических расчетов.
Масса одного моля вещества называется МОЛЯРНОЙ МАССОЙ. Она обозначается буквой М и имеет размерность г/моль. Количество молей вещества n находят из отношения массы m этого вещества (г) к его молярной массе М (г/моль).
Например, число молей в m г воды составляет: n = m/18. Для m г металлического натрия: n = m/23, и так далее.
Молярная масса численно всегда совпадает с молекулярной массой (или атомной массой - если вещество состоит не из молекул, а из атомов). х веществ.
Как мы видим, термины "молекулярная масса" и "молярная масса" применимы не только к веществам молекулярного строения, но и к атомарным и ионным веществам. Молярная масса М – постоянная величина для каждого конкретного вещества. Без неё не обойтись при вычислении количества молей (n). Однако в дальнейшем для нас основным рабочим инструментом будет именно МОЛЬ вещества.
Термины “моль” и “молекула” отдаленно связаны между собой. Моль происходит от латинского moles, что означает количество, счетное множество, а также масса. Термин “молекула” является уменьшительной формой этого слова и означает “маленькая масса”. Таким образом моль – это такое количество вещества, которое можно считать “большой массой”, состоящей из 6,02* 1023 “маленьких масс”.
Историческая справка
Амедео Авогадро (1776—1856) — итальянский физик и химик, член Туринской АН (1819). Родился 9 августа 1776, в Турине. Скончался 9 июля 1856, там же.
Получил юридическое образование в Туринском университете (1792). В 1800 начал самостоятельно изучать физику и математику. С 1806 Амедео Авогадро работал демонстратором в колледже при Туринской академии. С 1809 — профессор в колледже Верчелли, в 1820-1822 и 1834-1850 заведовал кафедрой математической физики в Туринском университете. Основные работы Амедео Авогадро посвящены молекулярной физике.
В 1811 он выдвинул молекулярную гипотезу строения вещества, установил один из газовых законов, названный его именем. Согласно этому закону в одинаковых объемах газов при одинаковых значениях температуры и давления содержится одинаковое количество молекул. Исходя из этого, ученый разработал метод определения молекулярного и атомного весов.
Именем Авогадро названа универсальная постоянная — число молекул в одном моле идеального газа (число Авогадро). Амедео установил количественный атомный состав молекул некоторых веществ, для которых он ранее был определен неправильно (вода, водород, кислород, азот, оксиды азота, хлора и др. ). Первым обратил внимание на аналогию в свойствах азота, фосфора. мышьяка и сурьмы.
4. Закрепление.
Задача 1. Какова масса 0,5 моль оксида углерода (IV) СО2?
Дано:
n (СО2) = 1,5 моль
М (СО2) = 44 г/моль
Решение:
m = nM
Mr (СО2) = 12 + 16* 2 = 44
М (СО2) = 44 г/моль
m (СО2) = 44 (г/моль)* 0,5 (моль) = 22 г
Ответ: m (СО2) = 22г.
Найти:
m (СО2) - ?
Задача 2. Какое количество серной кислоты содержится в 294 г её?
Дано:
M (Н2SO4) = 294 г
Решение:
n = m/M
Mr (Н2SO4) = 1 *2 + 32 + 16* 4 = 98
M (Н2SO4) = 98 г/моль
n (Н2SO4) = 294 * 98 = 3 (моль)
Ответ: n (Н2SO4) = 3 моль.
Найти:
n (Н2SO4) - ?
Работа в парах (задания на карточках)
Цель: закрепить понятие "моль", "количество вещества", "число Авогадро".
1. На весах взвесили кусочек цинка - его масса оказалась 26 г. Вычислите:
а) количество вещества цинка в кусочке;
б) число атомов цинка.
2. С помощью мензурки отмерили 50 мл воды. Сколько здесь молекул воды? Атомов водорода? Атомов кислорода?).
3. Имеется 7 моль cерной кислоты. Сколько молекул серной кислоты в этой порции?
4. Какое количество вещества составляют 3 x 1023 атомов серы;
5. В какой порции углекислого газа и во сколько раз больше молекул?
а) 1 моль и 0,5 моль;
Подводится итог изучения данной темы – все количественные расчеты можно делать очень быстро, если использовать физическую величину – количество вещества.
5.Рефлексивно-оценочный этап. Составить синквейн со словом «МОЛЬ» Синквейн -"белый стих", состоящий из пяти слов. Правило составления синквейна: 1строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженная в форме существительного; 2 строка -два прилагательных; 3 строка - три глагола; 4 строка - фраза, несущая определенный смысл; 5 строка -резюме, вывод: одно слово (обычно существительное)
Обсудите результаты работы.
6. Домашняя работа: §15 задачи, 2, 3.
Задачи.
1. Рассчитайте с точностью до целых чисел молекулярный вес (а.е.м) и молярную массу (г) для следующих веществ: КI, N2, NaOH, SO3. Сколько молекул содержится в 1 моли каждого из этих веществ?
2. Сколько молей водорода содержится в 362г водорода?
3. В стакан налили 180 г воды. Сколько молекул воды в стакане? Сколько это молей H2O?