kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока «Моль — единица количества вещества. Молярная масса».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представления о количестве вещества как одной из основных физических величин. Показать численное равенство молярной и относительной молекулярной масс вещества. Научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Моль — единица количества вещества. Молярная масса».»











Технологическая карта урока по химии 8 класс

Тема урока «Моль — единица количества вещества. Молярная масса».



Цель урока. Сформировать представления о количестве вещества как одной из основных физических величин. Показать численное равенство молярной и относительной молекулярной масс вещества. Научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.

Основные понятия.

Количество вещества, моль, число Авогадро, постоянная Авогадро, молярная масса

Планируемые результаты обучения

Предметные.

Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот. Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества.

Метапредметные. Развивать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению.

Основные виды деятельности учащихся.

Вычислять по химической формуле вещества его молярную массу. Вычислять количество вещества по известной массе и массу вещества по известному его количеству. Вычислять число молекул по заданному количеству вещества, применять при решении задач.

Демонстрации.

Образцы металлов и неметаллов количеством вещества 1 моль






Ход урока.

Этап




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


1.Организационный


Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.


II. Актуализация опорных знаний


Беседа. Повторение .

Связь нового материала с изученным материалом темы «Типы химических реакций»

Приложение 1.

Повторение материала темы «Химические уравнения.Типы химических реакций»

Самостоятельно работают; с последующей само- или взаимопроверкой , в случае необходимости, коррекция допущенных ошибок.


Л, П, К

III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приложение 2.


Вопрос Сколько молекул сахара содержится в 1 кг сахара?

Можно ли сосчитать, сколько молекул воды помещается литровой бутылке ?

А в одной капле?

Взаимодействуют с учителем

Л, П, К, Р

IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель этапа: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Для проведения химических реакций необходимо точно отмерить количества реагирующих веществ. Как отсчитать нужное число молекул?

Просит выдвинуть предположе­ние о теме предстоящего урока.


Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, исходя из этого, формулируют индивидуальные цели.


П, К,Л


VI Выявление места и причины затруднений

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения,осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Мелкие предметы считают по-разному. Спички– коробками, салфетки – упаковками, яйца – десятками… Как посчитать молекулы?


.Ребята предполагают, что молекулы необходимо отмерять порциями с определенным числом частиц в каждой. Число это должно быть очень большим, т.к. молекулы очень маленькие.

П, К

VII. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) 

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Вещества вступают в реакцию в строго определённых соотношениях.

Для получения сульфида железа, нужно взять столько железа и серы, чтобы на каждый атом железа приходился один атом серы.

Fe + S = FeS

Чтобы получить оксид фосфор (V), нужно взять столько молекул фосфора и кислорода, чтобы на четыре молекулы фосфора приходилось пять молекул кислорода.

4P + 5O2 = 2P2O5

Определить количество атомов, молекул и других частиц на практике невозможно – они слишком малы и не видны невооружённым глазом. Для определения числа структурных единиц (атомов, молекул) в химии применяют особую величину – количество вещества (v – ню). Единицей количества вещества является моль.

Итальянский ученый А.Авогадро предложил измерять количество вещества в молях.

1 моль – это 6·10²³частиц

Приложение 3.

Учащиеся пытаются осознать эту величину.

Учащиеся вспоминают относительные атомные и молекулярные массы,записывают определения. Приходят к выводу, что необходимо связать число частиц и их массу

П, Р, К

VIII. Реализация построенного проекта 

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи.

1. Выслушивает ответы учащихся.

2. Молярная масса – масса 1 моль вещества.

3.Демонстрация простых и сложных веществ количеством 1моль

3.Таблица 5,6 на стр.121 учебника.

4.Схема 1

.

Учащиеся должны:

на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы,

при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.,

применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково, зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

П, Р, К

IX. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

1. Какое количество вещества соответствует 306 г оксида алюминия Al2О3?

2. Рассчитайте массу 4 моль азотной кислоты HNO3.

3. Сколько молекул содержится в 8 г молекулярного кислорода O2?

4. В какой массе воды содержится столько же молекул, сколько атомов в 36 г магния?

Определить массу и объем для аммиака NH3 количество вещества, которого:

В.1. 0,1 моль (1,7г, 2,24 л)

В.2. 0,2 моль (3,4г, 4,48л)

В3.Определите число атомов гелия Не в шарике объемом 11, 2 л.

В4.Число молекул сахарозы С12Н22О11в сахарнице равно 6 х1023. Чему равна масса сахарозы?

В5.В детской песочнице 120 г песка SiO2. Сколько молекул SiO2 в песочнице?

Коррекция, координация деятельности обучающихся.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

П, К, Р

X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает решить задачу,заполнив пустые клетки

Вещество

Молярная

масса, г/моль, M

Масса вещества, г, m

Количество вещества, моль, n

H2


10


O2


6,4


N2


56



Коррекция, координация деятельности обучающихся.


Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

.

П, К, Р

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1. Подводит итоги урока: "Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?".

2. Дает дифференцированное домашнее задание.

  1. 1)Прочитать § 36, упр.№3,4

  2. 2). Творческое задание.

Придумать и решить задачу по теме «Количество вещества»

  1. Составить задания-загадки «Отгадай, о чем идет речь»

  2. 3)задачи в табл.2 (в приложении)

3. Выставляет оценки за урок.

Оценивают полноту полученных знаний, проводят самооценку своей работы.

Записывают домашнее задание, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить.


Л, П, К, Р

Гара Н.Н. Химия. Уроки в 8 классе: пособие для учителя. _ М.: Просвещение, 2009

Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016.-207с.






Приложение 1.

Вариант 1

1. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте коэффициенты и укажите, к какому типу относится каждая из реакций.

а) Р + O2 → P2O5 

в) СаСО3 → СаО + С

б) Zn + HCl → ZnCl2 + H2

 г) Al + S → Al2S3

Вариант 2

1. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте в них коэффициенты и укажите, к какому типу относится каждая из реакций.

а) HgO → Hg + O2 

в) CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu

б) N2 + H2 → NH3 

г) H2O2 → H2O + O2

Вариант 3

1. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте в них коэффициенты и укажите, к какому типу относится каждая из реакций

а) Mg + O2 → MgO

в) ВаСО3 → ВаО + СO2 

б) Fe + HCl →FeCl2 + H2

 г) СО + O2 → СO2

Вариант 4

1. Перепишите приведенные ниже схемы реакций, расставьте в них коэффициенты и укажите, к какому типу относится каждая из реакций.

а) СH4 → С + H2

 в) CuCl2 + Mg → MgCl2 + Cu

б) NO + O2 → NO2 

г) KCl3 → KCl + O2


Приложение 2

Девиз к уроку

Начинаем изучение новой темы со строк поэмы М. Алигер “Ленинские горы”

О, физика – наука из наук!

Все впереди!

Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире.

Выделите основные взаимосвязи, которые представлены в тексте.

Эти строки раскрывают связь химии с другими естественными науками, причем об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас.

Приложение 3.

Постоянная Авогадро настолько велика, что с трудом поддается воображению. Например, если футбольный мяч увеличить в NА раз по объему, то в нем поместится земной шар. Если же в NА раз увеличить диаметр мяча, то в нем поместится самая большая галактика, содержащая сотни миллиардов звезд! Если вылить стакан воды в море и подождать, пока эта вода равномерно распределится по всем морям и океанам, до самого их дна, то, зачерпнув в любом месте Земного шара стакан воды, в него обязательно попадет несколько десятков молекул воды, которые были когда-то в стакане. Если же взять моль долларовых бумажек, они покроют все материки 2-километровым плотным слоем



Таблица 1.

Вещество

Молярная

масса, г/моль, M

Масса вещества, г, m

Количество вещества, моль, n

H2


10


O2


6,4


N2


56









Таблица 2.(дифференцированное домашнее задание)

Формула

Мr

М г/моль

n моль

m

N(число частиц)

1. SO2




32


2. CH4



5



3.NH3




34


4.PH3



0,5



5.HCl



2,5



6.O3





3*1023

7. H2O




9


8. NO2





12*1023




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока «Моль — единица количества вещества. Молярная масса».

Автор: Одарченко Татьяна Андреевна

Дата: 08.01.2021

Номер свидетельства: 569555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Количества вещества. Молярная масса. "
    ["seo_title"] => string(43) "kolichiestva-vieshchiestva-moliarnaia-massa"
    ["file_id"] => string(6) "242992"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445598615"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект урока по теме :"Количество вещества.Молярная масса" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kolichiestvo-vieshchiestva-moliarnaia-massa"
    ["file_id"] => string(6) "167425"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423075239"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Количество вещества"
    ["seo_title"] => string(26) "kolichiestvo_vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "361456"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479816796"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Количество вещества – моль. Молярная масса "
    ["seo_title"] => string(47) "kolichiestvo-vieshchiestva-mol-moliarnaia-massa"
    ["file_id"] => string(6) "218043"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433589406"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Технологическая карта урока (ФГОС ООО)"
    ["seo_title"] => string(38) "tiekhnologhichieskaiakartaurokafgosooo"
    ["file_id"] => string(6) "273481"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452237829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства