Обобщение по теме «Количество вещества. Молярная масса.»
Цели и задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания по теме " Количество вещества. Молярная масса."; продолжить формирование умений грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщенности, системности, действенности знаний через учебную деятельность, провести контроль знаний учащихся по теме "Количество вещества. Молярная масса.";
- формирование познавательной потребности; формирование стремления к глубокому усвоению знаний; воспитание аккуратности в оформлении и записи задач;
- развивать умения применять знания на практике; логическое мышление учащихся; умение анализировать условия; умение работать в должном темпе, организованность.
Тип урока: закрепление и обобщение пройденного материала (с использованием интерактивного оборудования).
Оборудование урока: компьютеры, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация к уроку, цветные самоклеящиеся карточки.
Подготовка к уроку и оформление кабинета: подготовить тест для компьютера.
Ход урока:
…может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
М. Ломоносов
I. Организационный момент.
Объявление целей и задач урока.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! урок мы проведем в форме урока обобщения по теме " Количество вещества. Молярная масса."
II. Основная часть урока.
1. Просмотр презентации: обобщение по теме " Количество вещества. Молярная масса " с элементами беседы и фронтальным опросом (10 минут).
Фронтальный опрос учащихся:
- Что такое неметаллы?
Химические элементы, которые образуют в свободном состоянии простые вещества, не обладающие физическими и химическими свойствам металлов.
- Что такое аллотропия?
Аллотропия, свойство некоторых химических элементов, позволяющее им существовать в двух или больше различных физических формах.
- Примеры аллотропов?
Примеры аллотропов: молекулярный кислород и озон; белый и желтый фосфор; графит и алмаз (углерод). Углерод может существовать в двух формах – графита и алмаза, которые известны как аллотропы углерода.
- Что такое химия?
Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
- Что показывает относительная атомная масса, как обозначается?
Относительная атомная масса элемента – это величина, показывающая, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода.
Относительная атомная масса обозначается: Ar
- Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение?
Относительная молекулярная масса - это масса молекулы, соотнесенная к 1 а.е.м.
Относительная молекулярная масса обозначается: Мr
- Задача:
Подумайте, в чём удобнее измерять вещества?
Давайте оставим пока химию и представим, что у нас есть куча картошки. Как нам удобнее пересчитать её? Конечно мешками.
В 1 мешке - 6 *1023 картофелин, а мешков 20 штук, тогда количество картошки мы найдём умножив количество мешков на количество картофелин в 1 мешке:
N = 20 мешков * 6 *1023 картофелин = 120 * 1023 картофелин
Для подсчёта количества вещества, пользуются не мешками, а такой единицей измерения как МОЛЬ. И в 1 моль вещества содержится 6 *1023 частиц этого вещества.
- ЧТО ТАКОЕ МОЛЬ?
МОЛЬ - ЭТО ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ
6 * 1023 ЧАСТИЦ (молекул или атомов) ЭТОГО ВЕЩЕСТВА.
- Чему равно постоянное Авогадро?
Постоянное Авогадро
(Nа = 6 ·1023)
- число постоянное и названо в честь итальянского учёного Амедео Авогадро
- Как найти число молекул вещества в определённом количестве вещества ?
где N - число молекул
NA - постоянная Авогадро, молек./моль
n - количество вещества, моль
Следовательно, n = N / NA и NA = N / n
- Что такое молярная масса?
МАССА 1 МОЛЬ ВЕЩЕСТВА НАЗЫВАЕТСЯ ЕГО МОЛЯРНОЙ МАССОЙ,
обозначается М и измеряется в г/моль.
Т.е. чтобы отмерить 1 моль вещества нужно отмерить массу, равную его Ar или Mr.
- 1 моль Fe весит 56г a М(Fe) = 56 г/моль
- 1 моль S весит 32г a M(S) = 32 г/моль
- 1 моль Na Cl весит 59г a M(NaCl) = 59 г/моль
- 1 моль CuSO4 весит 160г a M(CuSO4) = 160 г/моль
Задача 1. Найти массу 24 * 1023 молекул озона.
Дано
Формулы
Решение
О3
m = M * n
n = 24 *1023/6 *1023 = 4 моль
N = 24 * 1023 молекул
n = N/NA
M(O3) = 48 г/моль
m = ?
m = 48 *4 = 192 г
Задача 2. Сколько молекул содержится в 111г гидроксида кальция Ca(OH)2?
Дано
Формула
Решение
Ca(OH)2
N = NA * n
M(Ca(OH)2) = 74 г/моль
m = 111г
n = m/M
n = 111/74 = 1,5 моль
N = ?
N = 6 *1023 *1,5 = 9 *1023молекул
2. Самостоятельная работа обучающихся:
а) работа с тестами (см. Приложение1): электронный вариант с использованием программы конструктор тестов в MS PowerPoint. (для работы теста необходимо, чтобы исполнение макросов было разрешено в MS PowerPoint. (см. Приложение 3)).- с тестом работает первая полвина учеников класса (10 минут);
б) работа с задачами " Количество вещества. Молярная масса." (см. Приложение 2)- с ними работает вторая половина учеников класса (10 минут);
в) смена видов работы обучающихся (первая половина учеников начинает работать с задачами, вторая - с тестом)
3. Составление синквейна.
Учитель предлагает составить синквейн[1] с одним из ключевых слов (3-4 мин).
Примеры ключевых слов:
I синквейн - " вещество";
II синквейн - "масса";
III синквейн - "моль".
4. Анализ синквейнов, озвучивание наиболее удачных работ.
Подведение итогов, выставление оценок наиболее активным ученикам.
III. Домашнее задание.
§15- повторить, № 1-3 – письменно.
Приложение 1
Тест "Количестов вещества Молярная масса"
1. Правильная формула представлена в ответе:
- ν = m · M
- M = m/ν
2. Одинаковое число молекул содержит
- 3 моль H2 и 3 моль О2
- 3 моль H2 и 1 моль О2
3. Сколько атомов содержит порция графита количеством вещества 1000 моль?
- 6 · 1026
- 6 · 1023
- 6 · 10 -23
- 6 · 1025
4. Единицей измерения количества вещества является.
- г/моль
- л
- моль
- л/моль
5. Молярная масса простого вещества кислорода равна
- 2г/моль
- 16 г/моль
- 32 г/моль
- 6·1023 г/моль
6. Дана порция воды массой 1,8г. Какому количеству вещества это соответствует?
- 0,1 моль
- 1 моль
- 100 моль
- 0,01 моль
7. Установите соответствие между схемой реакции и количеством вещества кислорода в ней
Схема реакции
Количество вещества кислорода
А) Al + O2 → Al2O3
1) 3 моль
Б) S + O2 → SO2
2) 2 моль
В) H2O → O2 + H2
3) 1 моль
А-___1____, Б-___3___, В)-___3____.
Приложение2
1. Вычислите массу (г) железа, взятого количеством вещества 0, 5 моль?
2. Вычислите массу (г) 12,04 · 1023 молекул оксида кальцияCaО?
3. Вычислите массу воды (г), взятой количеством вещества 5 моль?
4. Вычислите массу 24,08 *1023 молекул серной кислоты H2SO4?
5. Определите число атомов в 56 г железа Fe?
[1] Синквейн -"белый стих", состоящий из пяти слов. Правило составления синквейна: 1строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженная в форме существительного; 2 строка -два прилагательных; 3 строка - три глагола; 4 строка - фраза, несущая определенный смысл; 5 строка -резюме, вывод: одно слово (обычно существительное).