Просмотр содержимого документа
«Урок по химии в 8 классе "Ковалентная полярная связь"»
Ковалентная полярная связь
Тема урока: Ковалентная полярная химическая связь
Цели урока: -Дать представление об электроотрицательности химических элементов, ковалентной полярной связи. - Продолжить формирование умений и навыков пользования Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, определения состава атомов химических элементов на основании положения в ПСХЭ, составления схем образования молекул веществ с различным типом связи. - Привитие интереса к изучению курса химии.
Планируемый результат: Знать определение химической связи, электроотрицательности, ковалентной полярной и неполярной связи, механизм образования ковалентной связи. Уметь определять различные виды химической связи, записывать схемы образования веществ с ковалентной полярной связью.
Ход урока:
Учитель: На прошлом уроке мы рассмотрели взаимодействие двух атомов одного и того же химического элемента-неметалла. Какая химическая связь между атомами одинаковых элементов-неметаллов возникает? Ответ: Ковалентная связь. Учитель: Общая электронная пара (общая электронная плотность) располагается на одинаковом расстоянии от обоих атомов, в равной степени принадлежа обоим атомам. Такая ковалентная связь называется неполярной ковалентной связью. Учитель: Какая связь может быть между атомами разных неметаллов? Попробуем ответить на этот вопрос сегодня. Итак, рассмотрим схему образования хловодорода, формула которого HСl (Схему образования может записать один из учеников). Учитель: Сколько электронов у атома водорода? Ответ: Один Учитель: А в атоме хлора? Ответ: 17. Учитель: Как они размещены в атоме? Ответ: По трем энергетическим уровням 2,8,7 Учитель: Каков механизм образования такой молекулы: Ответ: Образуется общая электронная пара.
Учитель: Как вы думаете, эта пара принадлежит обоим атомам в равной с Учитель: Какой из этих элементов сильнее удерживает электроны? Ответ: Наверное хлор. Учитель: Почему? Ответ: У него заряд ядра атома больше. Учитель: Верно. Поэтому атом хлора будет сильнее притягивать общую пару электронов, чем водород, в результате эта пара будет смещена в сторону атома хлора. Структурная формула: Н → Cl . Для того чтобы определить, какому атому в молекулах, образованных разными химическими элементами-неметаллами, будет больше принадлежать общие пары электронов используют понятие (ЭО) электро-отрицательность. (Дается определение: Электроотрицательность – это способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи). Электроотрицательность элемента характеризует его неметаллические свойства. Как вы думаете, какой из атомов является самым электроотрицательным? Ответ: Самым сильным неметаллом является фтор, значит самый электроотрицательным будет он. Учитель: За ним будет следовать какой элемент? Ответ: Кислород Учитель: Величина ЭО элемента зависит от его положения в ПСХЭ. Как изменяется ЭО в периоде и почему? Ответ: В периоде она возрастает с увеличением заряда ядра атомов элементов, так как уменьшается радиус атома и способность притягивать на себя общие электронные пары потому увеличивается. Учитель: В главных подгруппах каждой группы ЭО увеличивается или уменьшается? Ответ: Уменьшается, потому что увеличивается радиус атомов, потому атому оттягивать общие электронные пары становится труднее. Учитель: Верно. Таким образом, в периоде ЭО увеличивается (слева направо), а группах уменьшается (сверху вниз) Учитель: Молодцы. Попробуем составить ряд элементов в порядке убывания ЭО:
F, O, N, Cl, Br, S, C, P, Si, H
ЭО уменьшается
Смещение общей электронной плотности (общих электронных пар) в структурных формулах отмечается стрелками: Например, H → Cl . В результате смещения электронной пары на атоме хлора появляется частично отрицательный заряд, а на атоме водорода – частично положительный заряд H+0,18Cl-0,18, то есть появляется двухполюсная молекула. Поэтому такую ковалентную связь называют полярной ковалентной связью. Частичный заряд часто обозначают греческой буквой дельта. Например: Hδ+ Clδ- . В формулах соединений на первом месте пишут химический знак менее электроотрицательного элемента, а затем более электроотрицательного элемента. Составим схему образования соединения фтора с кислородом. (Вызывается сильный ученик). Запишем знаки химических элементов с обозначением внещних электронов:
Сколько атомов фтора может соединиться с атомом кислорода и почему? Ответ: Два, потому что у атома фтора не хватает до завершения энергетического уровня один электрон, а у кислорода – два. Учитель: как мы это отразим в записи: Ответ: (Запись на доске)
Учитель: Запишем схему образования вещества:
Учитель: К какому элементу смещены общие электронные пары? Ответ: К атому фтора как самому электроотрицательному элементу. Структурная формула будет такой Fδ-← Oδ+ → Fδ- . Учитель: Запишем еще схему образования молекулы воды:
На самом деле молекула воды имеет не линейную форму, а угловую форму, угол между направлениями связей равен 1040271. Поэтому строение молекулы воды можно изобразить так:
Закрепление упр. 1.3,4,5,6
Домашнее задание:
Итог урока: 1. Что нового вы узнали на уроке?
2. На какие виды делится ковалентная связь?
3. Между какими атомами возникает ковалентная неполярная связь?
4. Какая связь будет в молекуле фосфина, если ЭО фосфора и водорода одинакова?
5. Какая связь в молекулах следующих веществ, формулы которых: NaF, CO2 , I2 ?