kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии по теме "Оксиды углерода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать знания об оксиде углерода (II) и оксиде углерода (IV).

Задачи:

  • На основе электронного строения атома углерода определить строение молекул оксидов углерода;
  • Рассмотреть способы получения и химические свойства оксидов углерода;
  • Выявить биологическое действие изучаемых веществ на живые организмы;
  • Развивать умение обобщать, строить аналогии и делать выводы;
  • Развивать экологическое е мышление;
  • Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;
  • Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Тип урока: комбинированный.

ТСО, оборудование:

  • Активированный уголь, раствор краски;
  • Аппарат Киппа, заправленный мрамором и раствором HCl;
  • Раствор Ca(OН)2, пипетка, пробирка;
  • Свеча, спички.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Обзор изученного материала.

На прошлом уроке мы познакомились с углеродом — химическим элементом и простым веществом. Кратко восстановим события прошлого урока — вспомним самое важное.

Определите положение элемента углерода в ПСХЭ ДИМ, в ряду электроотрицательности неметаллов — какую информацию о свойствах атома углерода можно извлечь?

1 человек (устно)

Выполните упражнение 8 на стр. 121 рабочей тетради (записи сделайте на доске)

1 человек

Выполните интерактивные задания №№ 1,2,4 мультимедийного учебного пособия «Химия-9» тема 25, стр. 14, 15 /Просвещение/

1 человек

Демонстрация опыта: в пробирке 3 таблетки активированного угля; приливается 0,5 мл раствора красителя

Вопросы для фронтального опроса: куда исчез раствор красителя? Как можно объяснить происходящее явление, назовите его. Какое применение находит активированный уголь в медицине и других областях (каких) промышленности? Какова эффективность действия любого лекарственного средства, принятого вместе с активированным углем?

Вспомним изученное – составьте названия к иллюстрациям

работа с презентацией (фронтально)

III. Актуализация опорных знаний.

Опираясь на ПСХЭ ДИМ, составьте схему электронного строения атома, распределив электроны атома углерода по орбиталям. Какова валентность атома углерода в стационарном состоянии? (II).в возбужденном? (IV)

Каковы степени окисления углерода в сложных соединениях? (-4, +4, +2)

IV. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами рассмотрим строение, свойства, получение и значение кислородных соединений атома углерода. (Работа с презентацией)

Число

Тема урока: «Оксиды углерода»

Оксид углерода (II) — Угарный газ

Монооксид углерода, окись углерода — устаревшие названия оксида углерода (II), однако встречающиеся в научно-популярной литературе, статьях экологической,    направленности.

Задание: С=О определите вид связи, механизм ее образования, устойчивость.

Двойная связь — результат образования двух общих электронных пар обменным механизмом образования ковалентной полярной связи. Но существует еще одна ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму. Таким образом, атомы связаны не двойной, а тройной связью. В какой молекуле вы наблюдали тройную связь? Верно, в молекуле азота. Какое предположение можно сделать о характере свойств вещества? Вещество, вероятно, неактивно взаимодействует с другими веществами. Действительно, молекула очень прочна, однако малоактивным вещество не назовешь. Молекула оксида углерода (II) полярна, так как кислород смещает электронную плотность связи на себя.

Биологическое значение — ядовитое вещество!

ПДК (СО) = 20 мг/м3

При отравлении наблюдается резкая потеря сознания, в тяжелых случаях — смерть. Угарный газ необратимо связывается с гемоглобином крови, препятствуя газообмену, человек — задыхается.

Оказание помощи — дышать чистым кислородом, переливание крови.

Где же можно встретить такого «монстра»? Наблюдать его можно в пламени свечи, топке.

Демонстрационный эксперимент — горение свечи

Обратите внимание на цвет пламени в нижней его части. Какого оно цвета?

Оксид углерода (II) горит голубым пламенем.

Способы получения:

Неполное сгорание углерода: 2С + О2 = 2СО

Восстановление углекислого газа: СО2 + С = 2СО

Свойства: Физические: Газ без цвета, без запаха (почувствовать его невозможно) — тем и коварен!

Этот газ коварен еще и тем, что распределяется в воздухе равномерно. Мr(СО) = 28 и приблизительно равна Мr(воздуха) = 29

В воде нерастворим.

К какому типу оксидов мы можем его отнести? несолеобразующий оксид.

Химические:

Горючий газ : 2СО + О2 = 2СО2

В каких процессах вам встречалось это вещество? Верно, в процессах металлургии в качестве восстановителя.

СО — сильный восстановитель

Fe2О3 + 3CО = 2Fe + 3СО2

Оксид углерода (IV) — Углекислый газ

Диоксид углерода, двуокись углерода — устаревшие названия

О=С=О молекула неполярная (почему?) — действительно, она симметрична, имеет линейное строение

ПДК (СО2) = 30 мг/м3 — головокружение, головная боль, сонливость.

Как помочь человеку, отравившемуся углекислым газом? — вывести на свежий воздух.

Сообщение учащегося: Атмосферный воздух Ростовской области.

Откуда же этот газ берется?

Способы получения:

Полное сгорание углерода: С + О2 = СО2

Почему г. Новочеркасск считается одним из самых загрязняющих атмосферу городом Ростовской области? Верно, в нем расположена тепловая электростанция, работающая на жидком и твердом топливе.

Горение угарного газа: 2СО + О2 = 2СО2

Горение, гниение органических остатков, дыхание.

Разложение известняка: СаСО3 = СО2 + СаО

Демонстрационный эксперимент—работа аппарата Киппа

В лаборатории Оксид углерода (IV) получают в аппарате Киппа. Мы с вами будем использовать уменьшенный вариант этого прибора — прибор Кирюшкина. Его устройство позволяет регулировать процесс. Заправляется он мрамором и раствором соляной кислоты. Обратите внимание на происходящие явления. Напишите уравнение химической реакции и объясните наблюдаемое «бурление»

Лабораторный способ: СаСО3 + 2HCl = H2О + СО2 + СаCl2

Свойства: Физические:

Газ без цвета, без запаха, хорошо растворим в воде, Мr(СО2) = 44. Сравним с Мr(воздуха) = 29. В 1,5 раза тяжелее воздуха. Как можно собрать этот газ? В стакан, стоящий на столе, можно даже переливать этот газ из одного сосуда в другой.

Химические:

Демонстрационный эксперимент — Распознавание углекислого газа

Как обнаружить бесцветный, не имеющий запах газ? Подуйте через трубочку в пробирку с известковой водой. Что наблюдаете? Можно ли эту реакцию считать качественной?

  1. Известковая вода мутнеет.
    Пронаблюдайте за горящей лучинкой. Она потухла. Вывод однозначен — газ не поддерживает горение!
  2. Горящая лучина гаснет;
    Не горит и горение не поддерживает

Но магний в углекислом газе горит! 2Мg + CO2 = 2MgO + C

Не тушите загоревшуюся пиротехнику углекислотным огнетушителем!

Реагирует с водой, образуя угольную кислоту: СО2 + H2О = H2СО3

Следовательно, к какому классу оксидов принадлежит? Кислотным оксидам.

Са(ОН)2 + СО2 = H2О + СаСО3

V. Закрепление.

Рассмотрите рисунок 103 на стр. 175 учебника — расскажите о способах применения СО2, на чем оно основано?

Выполните упр. 1 стр. 122 рабочей тетради устно.

Лаборант нашей школы не уважает углекислый газ за то, что из-за него баночки с растворами щелочей невозможно открыть после школьных каникул. Объясните — почему лаборант обвиняет в этом углекислый газ?

В вулканической зоне близ Неаполя находится «собачья пещера». Страшная тайна долгое время будоражила воображение местного населения. Ученые-химики положили конец страхам Каким образом?

Проблема очищения воздуха от углекислого газа на космических станциях и подводных лодках — больная проблема. Еще писатель-фантаст Ж. Верн пытался решить ее. А какой выход нашли современные ученые?

Химический графический диктант

с экспресс-проверкой.

VI. Домашнее задание.

§30 до стр. 175

Выполните упр. 1 на стр.122 РТ письменно.

VII. Подведение итогов, выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии по теме "Оксиды углерода" »

Цель: сформировать знания об оксиде углерода (II) и оксиде углерода (IV).

Задачи:

  • На основе электронного строения атома углерода определить строение молекул оксидов углерода;

  • Рассмотреть способы получения и химические свойства оксидов углерода;

  • Выявить биологическое действие изучаемых веществ на живые организмы;

  • Развивать умение обобщать, строить аналогии и делать выводы;

  • Развивать экологическое е мышление;

  • Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;

  • Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Тип урока: комбинированный.

ТСО, оборудование:

  • Активированный уголь, раствор краски;

  • Аппарат Киппа, заправленный мрамором и раствором HCl;

  • Раствор Ca(OН)2, пипетка, пробирка;

  • Свеча, спички.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Обзор изученного материала.

На прошлом уроке мы познакомились с углеродом — химическим элементом и простым веществом. Кратко восстановим события прошлого урока — вспомним самое важное.

Определите положение элемента углерода в ПСХЭ ДИМ, в ряду электроотрицательности неметаллов — какую информацию о свойствах атома углерода можно извлечь?

1 человек (устно)

Выполните упражнение 8 на стр. 121 рабочей тетради (записи сделайте на доске)

1 человек

Выполните интерактивные задания №№ 1,2,4 мультимедийного учебного пособия «Химия-9» тема 25, стр. 14, 15 /Просвещение/

1 человек

Демонстрация опыта: в пробирке 3 таблетки активированного угля; приливается 0,5 мл раствора красителя

Вопросы для фронтального опроса: куда исчез раствор красителя? Как можно объяснить происходящее явление, назовите его. Какое применение находит активированный уголь в медицине и других областях (каких) промышленности? Какова эффективность действия любого лекарственного средства, принятого вместе с активированным углем?

Вспомним изученное – составьте названия к иллюстрациям

работа с презентацией (фронтально)

III. Актуализация опорных знаний.

Опираясь на ПСХЭ ДИМ, составьте схему электронного строения атома, распределив электроны атома углерода по орбиталям. Какова валентность атома углерода в стационарном состоянии? (II) ...в возбужденном? (IV)

Каковы степени окисления углерода в сложных соединениях? (-4, +4, +2)

IV. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами рассмотрим строение, свойства, получение и значение кислородных соединений атома углерода. (Работа с презентацией)

Число

Тема урока: «Оксиды углерода»

Оксид углерода (II) — Угарный газ

Монооксид углерода, окись углерода — устаревшие названия оксида углерода (II), однако встречающиеся в научно-популярной литературе, статьях экологической,    направленности.

Задание: С=О определите вид связи, механизм ее образования, устойчивость.

Двойная связь — результат образования двух общих электронных пар обменным механизмом образования ковалентной полярной связи. Но существует еще одна ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму. Таким образом, атомы связаны не двойной, а тройной связью. В какой молекуле вы наблюдали тройную связь? Верно, в молекуле азота. Какое предположение можно сделать о характере свойств вещества? Вещество, вероятно, неактивно взаимодействует с другими веществами. Действительно, молекула очень прочна, однако малоактивным вещество не назовешь. Молекула оксида углерода (II) полярна, так как кислород смещает электронную плотность связи на себя.

Биологическое значение — ядовитое вещество!

ПДК (СО) = 20 мг/м3

При отравлении наблюдается резкая потеря сознания, в тяжелых случаях — смерть. Угарный газ необратимо связывается с гемоглобином крови, препятствуя газообмену, человек — задыхается.

Оказание помощи — дышать чистым кислородом, переливание крови.

Где же можно встретить такого «монстра»? Наблюдать его можно в пламени свечи, топке.

Демонстрационный эксперимент — горение свечи

Обратите внимание на цвет пламени в нижней его части. Какого оно цвета?

Оксид углерода (II) горит голубым пламенем.

Способы получения:

Неполное сгорание углерода: 2С + О2 = 2СО

Восстановление углекислого газа: СО2 + С = 2СО

Свойства: Физические: Газ без цвета, без запаха (почувствовать его невозможно) — тем и коварен!

Этот газ коварен еще и тем, что распределяется в воздухе равномерно. Мr(СО) = 28 и приблизительно равна Мr(воздуха) = 29

В воде нерастворим.

К какому типу оксидов мы можем его отнести? несолеобразующий оксид.

Химические:

Горючий газ : 2СО + О2 = 2СО2

В каких процессах вам встречалось это вещество? Верно, в процессах металлургии в качестве восстановителя.

СО — сильный восстановитель

Fe2О3 + 3CО = 2Fe + 3СО2

Оксид углерода (IV) — Углекислый газ

Диоксид углерода, двуокись углерода — устаревшие названия

О=С=О молекула неполярная (почему?) — действительно, она симметрична, имеет линейное строение

ПДК (СО2) = 30 мг/м3 — головокружение, головная боль, сонливость.

Как помочь человеку, отравившемуся углекислым газом? — вывести на свежий воздух.

Сообщение учащегося: Атмосферный воздух Ростовской области.

Откуда же этот газ берется?

Способы получения:

Полное сгорание углерода: С + О2 = СО2

Почему г. Новочеркасск считается одним из самых загрязняющих атмосферу городом Ростовской области? Верно, в нем расположена тепловая электростанция, работающая на жидком и твердом топливе.

Горение угарного газа: 2СО + О2 = 2СО2

Горение, гниение органических остатков, дыхание.

Разложение известняка: СаСО3 = СО2 + СаО

Демонстрационный эксперимент—работа аппарата Киппа

В лаборатории Оксид углерода (IV) получают в аппарате Киппа. Мы с вами будем использовать уменьшенный вариант этого прибора — прибор Кирюшкина. Его устройство позволяет регулировать процесс. Заправляется он мрамором и раствором соляной кислоты. Обратите внимание на происходящие явления. Напишите уравнение химической реакции и объясните наблюдаемое «бурление»

Лабораторный способ: СаСО3 + 2HCl = H2О + СО2 + СаCl2

Свойства: Физические:

Газ без цвета, без запаха, хорошо растворим в воде, Мr(СО2) = 44. Сравним с Мr(воздуха) = 29. В 1,5 раза тяжелее воздуха. Как можно собрать этот газ? В стакан, стоящий на столе, можно даже переливать этот газ из одного сосуда в другой.

Химические:

Демонстрационный эксперимент — Распознавание углекислого газа

Как обнаружить бесцветный, не имеющий запах газ? Подуйте через трубочку в пробирку с известковой водой. Что наблюдаете? Можно ли эту реакцию считать качественной?

  1. Известковая вода мутнеет.
    Пронаблюдайте за горящей лучинкой. Она потухла. Вывод однозначен — газ не поддерживает горение!

  2. Горящая лучина гаснет;
    Не горит и горение не поддерживает

Но магний в углекислом газе горит! 2Мg + CO2 = 2MgO + C

Не тушите загоревшуюся пиротехнику углекислотным огнетушителем!

Реагирует с водой, образуя угольную кислоту: СО2 + H2О = H2СО3

Следовательно, к какому классу оксидов принадлежит? Кислотным оксидам.

Са(ОН)2 + СО2 = H2О + СаСО3

V. Закрепление.

Рассмотрите рисунок 103 на стр. 175 учебника — расскажите о способах применения СО2, на чем оно основано?

Выполните упр. 1 стр. 122 рабочей тетради устно.

Лаборант нашей школы не уважает углекислый газ за то, что из-за него баночки с растворами щелочей невозможно открыть после школьных каникул. Объясните — почему лаборант обвиняет в этом углекислый газ?

В вулканической зоне близ Неаполя находится «собачья пещера». Страшная тайна долгое время будоражила воображение местного населения. Ученые-химики положили конец страхам Каким образом?

Проблема очищения воздуха от углекислого газа на космических станциях и подводных лодках — больная проблема. Еще писатель-фантаст Ж. Верн пытался решить ее. А какой выход нашли современные ученые?

Химический графический диктант

с экспресс-проверкой.

VI. Домашнее задание.

§30 до стр. 175

Выполните упр. 1 на стр.122 РТ письменно.

VII. Подведение итогов, выставление оценок.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока химии по теме "Оксиды углерода"

Автор: Заева Вера Владимировна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184596

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по химии на тему "Способы получения металлов""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-sposoby-poluchieniia-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "251740"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271972"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока  химии "Кислородные соединения углерода" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-khimii-kislorodnyie-soiedinieniia-ughlieroda"
    ["file_id"] => string(6) "127489"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415306637"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок по теме "Обобщение свойств основных классов неорганических соединений в свете теории ЭДС" "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-po-tiemie-obobshchieniie-svoistv-osnovnykh-klassov-nieorghanichieskikh-soiedinienii-v-svietie-tieorii-eds"
    ["file_id"] => string(6) "113362"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410008057"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по теме "Углерод и его оксиды""
    ["seo_title"] => string(43) "konspekt_uroka_po_teme_uglerod_i_ego_oksidy"
    ["file_id"] => string(6) "569535"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610118368"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока на тему "Итоговая контрольная работа по химии 9 класс""
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_na_temu_itogovaia_kontrolnaia_rabota_po_khimii_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "474294"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1529994340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1830 руб.
2620 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1660 руб.
2370 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства