Презентация к уроку по химии "Электролитическая диссоциация"
Презентация к уроку по химии "Электролитическая диссоциация"
Презентация предназначена для проведения комбинированного урока по химии по теме "Электролитическая диссоциация" в 8 классе.В начале урока учащимся предлагается решить проблемную задачу:
- Вы торопись в школу, но еще не пили чай. Перед вами дилемма: или пить горячий чай, но сладкий, или холодный, но не сладкий? Где быстрее растворяются кусочки сахара: в горячем чае или холодном? От чего зависит растворение твердых веществ? (Мозговой штурм)
При изучение нового материала. прошу ребят обратить внимание на название темы: в ней два слова - новые, а потому и непонятные. Попробуем их вместе расшифровать.
Демонстрация опыта «Испытание веществ на электрическую проводимость» показывающего электропроводность растворов солей, щелочей, кислот и отсутствие проводимости в растворе сахарозы, спирта, твердых солях, сахаре, дистиллированной воде. (Итогом демонстрации становится обсуждение и выводы о том, что все вещества по их проводимости можно разделить на электролиты и неэлектролиты.)
Второй термин, вынесенный в название темы урока, - «диссоциация». Что это такое?
Сообщаю ребятам, что автором теории электролитической диссоциации является шведский ученый Свантэ Аррениус.
-Прошу вспомнить, в связи, с чем упоминалось на предыдущем уроке имя этого химика?
На основании известных школьникам данных предлагаю выдвинуть версию возможного объяснения наблюдаемых в ходе демонстрационного опыта явлений с позиций этого ученого. Сообщаю, что, являясь приверженцем теории растворов, С. Аррениус не смог ответить на вопрос: почему именно в водном растворе происходит диссоциация солей и щелочей (сухие соли электрического тока не проводят).
Разъясняю, что электрический ток проводят вещества, у которых есть свободно движущиеся заряженные частицы. Металлы проводят ток, потому, что обладают… свободными электронами.
Отсюда следует логический вывод: значит, в растворах электролитов тоже есть свободно движущиеся заряженные частицы.
-Но какие?
Учащиеся предполагают, что в соединениях с ионной связью такими частицами будут ионы. Поясняю, что ионы в кристаллах не свободные, находятся строго в узлах кристаллической решетки. При растворении в воде солей и щелочей происходит разрушение кристаллической решетки, а ионы становятся способными к перемещению.
Рассматриваем механизм диссоциации веществ с ионной связью на примере поваренной соли (слайд10-11).
-А как быть с растворами кислот, в которых, как известно, связь ковалентная полярная?
Рассматриваем механизм диссоциации соляной кислоты. Разъясняю при этом, как ковалентная полярная связь переходит в ионную связь (слайд12).
Подвожу учащихся к выводу о том, что распад вещества на ионы при растворении в воде называется электролитической диссоциацией.
Диссоциация означает – распад, разъединение. Диссоциация называется электролитической потому, что в результате образуются растворы электролитов. Обращаю внимание на то, что металлы - проводники первого рода (ток переносят электроны), а проводники второго рода - это электролиты (ток переносится ионами). (слайд 13).
Сообщаю о том, что С.Аррениус считал, что в растворах находятся «голые » свободные ионы, а сторонники гидратной теории - что в растворах ионы одеты в «шубку » из молекул воды. После чего показываю, как при помощи химических формул и знаков записать процесс диссоциации (слайд14).
- Но как оценить математически степень участия вещества в процессе диссоциации?
Знакомлю с понятием степени диссоциации, ее зависимостью от температуры и концентрации ( слайд 15).
Для этого предлагаю просмотреть опыты «Зависимость электропроводности растворов от концентрации» и «Изменение диссоциации электролитов при различных температурах» (слайды 16-17).
Затем сообщаю о разделении электролитов на группы в зависимости от степени диссоциации и обзорно знакомлю с классификацией электролитов, рассматриваю с учащимися конкретные примеры из различных групп электролитов (слайды18- 20) Рассматриваю с ребятами примеры диссоциации различных электролитов: солей - средних, кислых, основных; щелочей; кислот (слайды 21-25).
- В чем различия диссоциации различных типов солей?
-Что общего?
- В чем отличие диссоциации солей и кислот?
-Солей и оснований?
-Кислот и оснований?
-Можно ли по продуктам диссоциации определить класс вещества?
Предлагаю учащимся дать определения кислотам, основаниям и солям различных типов с учетом процесса диссоциации.
Сопоставляем выводы учащихся с данными в учебнике.
Закрепление.
В ходе выполнения заданий (слайды26-28) отрабатываем совместно с учащимися умение работать с круговыми схемами, формулами веществ электролитов, закрепляем понятие о простых и сложных ионах, катионах и анионах.
При выполнении заданий (слайды 29-33) закрепляем умения составлять уравнения реакции диссоциации по аналогии с ранее предложенными уравнениями, систематизации уравнений диссоциации по признакам.
Слайд34. Отработка ключевых понятий способствует работа с терминами «Закончи предложение»
Итоговая рефлексия (слайд 35) позволяет школьникам оценить степень достижения поставленных в начале урока задач, аспекты дальнейшего рассмотрения данной проблемы, степень значимости данных знаний индивидуально для каждого, осуществить самооценку полученных на уроке знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по химии "Электролитическая диссоциация" »
H 2 O
Это важно вспомнить
Что такое растворение?
Что такое растворы?
Физико-химический процесс
Однородная гомогенная система , состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия-гидратов
Это важно вспомнить
История развития теории растворов
1.Физическая теория
Растворение- результат диффузии .Растворы –это однородные смеси.
Вант- Гофф, Аррениус, Оствальд
2.Химическая теория
Растворение- это химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, называемое гидратацией. Растворы -это химические соединения, гидраты.
Менделеев, Каблуков, Кистяковский.
3.Современная теория растворов?
Подумай
Вы торопись в школу, но еще не пили чай. Перед вами дилемма: или пить горячий чай, но сладкий, или холодный, но не сладкий? Где быстрее растворяются кусочки сахара: в горячем чае или холодном? От чего зависит растворение твердых веществ?
Сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах.
Рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной связью.
Ввести понятие ,, степень электролитической диссоциации ,, и рассмотреть классификацию электролитов.
Электропроводность веществ можно испытать с помощью прибора. Между электродами прибора – напряжение 36 вольт. Когда электроды помещают в вещество, становится ясно, проводит ли это вещество ток. Если вещество проводит электрический ток, цепь замыкается, и лампочка загорается. Если вещество неэлектропроводно, цепь остается разомкнутой, и лампочка не горит.
Испытание твердых веществ . Насыпаем сахар в чашку Петри и подносим к электродам. Лампочка не горит, значит сахар (органическое вещество) не проводит электрический ток. Щелочь ‑ твердый гидроксид натрия ( NaOH ), тоже не проводит ток. Возьмем поваренную соль - кристаллический хлорид натрия ( NaCl ). Лампочка не горит. Все испытанные твердые вещества не проводят электрический ток.
Электропроводны ли растворы этих веществ?
Испытание жидкостей . Раствор гидроксида натрия электропроводен: лампочка загорается. Лампочка горит и при испытании раствора поваренной соли. Электропроводен также раствор соляной кислоты ( HCl ). Все испытанные растворы оказались электролитами. ( Жидкости, проводящие электрический ток, называются электролитами. Электропроводность электролитов обеспечивают ионы .) Проверим, является ли электролитом дистиллированная вода. Лампочка не горит. Ионов в дистиллированной воде совсем немного, поэтому электропроводность воды низкая. Дистиллированная вода – очень слабый электролит. В растворе сахара нет подвижных заряженных частиц. Ток в цепи не идет. Раствор сахара – не электролит. Спирт, как и раствор сахара, не является электролитом.
Оборудование: установка для испытаний веществ на электропроводность (выпрямитель, электроды, лампа накаливания), чашки Петри, стаканы.
Техника безопасности .
Следует соблюдать правила работы с кислотами и щелочами, правила работы с электроприборами. Опыт проводить с напряжением не более 42 В.
Опыт. Испытание растворов сахарозы и поваренной соли на электропроводность
Механизм диссоциации веществ с ионной химической связью
Механизм диссоциации веществ с ковалентной химической связью
Распад веществ на ионы при растворении в воде- электролитическая диссоциация
Уравнения диссоциации веществ
Графики зависимости степени диссоциации
от температуры и концентрации растворов
Зависимость электропроводности растворов от концентрации
Электропроводность веществ можно испытать с помощью прибора. Между электродами прибора – напряжение 36 вольт. Когда электроды помещают в вещество, становится ясно, проводит ли это вещество ток. Если вещество проводит электрический ток, цепь замыкается, и лампочка загорается. Если вещество неэлектропроводно, цепь остается разомкнутой, и лампочка не горит. Чем ярче горит лампочка, тем выше электропроводность вещества. Проверим, проводит ли электрический ток концентрированная уксусная кислота. Лампочка не загорается, электропроводность раствора ‑ низкая. Уксусная кислота ‑ слабый электролит. Разбавляем кислоту водой – спираль лампочки начинает накаляться. Разбавление приводит к образованию большего числа токопроводящих частиц ‑ ионов и увеличению проводимости раствора.
СH3COOН СH3COO-+ Н+
Оборудование: Установка для испытаний веществ на электропроводность (выпрямитель, электроды, лампа накаливания), химические стакан.
Электропроводность веществ можно испытать с помощью прибора. Между электродами прибора – напряжение 36 вольт. Когда электроды помещают в вещество, становится ясно, проводит ли это вещество ток. Если вещество проводит электрический ток, цепь замыкается, и лампочка загорается. Если вещество неэлектропроводно, цепь остается разомкнутой, и лампочка не горит. Чем ярче горит лампочка, тем выше электропроводность вещества. Уксусная кислота – слабый электролит. Это означает, что она лишь частично диссоциирует в растворе и плохо проводит ток. Зависит ли диссоциация, а значит и проводимость электролита от температуры? Раствор при комнатной температуре слабо проводит электрический ток: спираль лампочки не накалена.Горячая уксусная кислота лучше проводит ток – лампочка загорается. Значит, с увеличением температуры в растворе становится больше ионов, диссоциация увеличивается.
СН3СООН СН3СОО-+ Н+
Оборудование: Установка для испытаний веществ на электропроводность (выпрямитель, электроды, лампа накаливания), химические стаканы, термометр.
На рисунке изображены пересекающиеся понятия , отображенные с помощью круговых схем . В круг 1 входят простые ионы ,а в круг 2 -анионы. Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем .
SO42-
Nа+
Cl-
CO32-
Cа2+
Br-
F-
PO43-
Fe2+
Проверь себя
2. На рисунке изображены пересекающиеся понятия , отображенные с помощью круговых схем . В круг 1 входят сложные ионы ,а круг 2 – анионы. Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем .
Cl-
SO42-
NH4+
S2-
SiO32-
Br-
Проверь себя
На рисунке изображены пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят сложные ионы , а в круг 2- катионы .Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем.
SO42-
K+
NH4+
CO32-
Ca2+
Перечислите как можно больше аналогов уравнений электролитической диссоциации, сходных с предложенными, систематизировав их по группам.
а) HCl H + + Cl -
б ) LiOH Li + +OH -
в) K 2 CO 3 2 K + + CO 3 2-
Можно использовать следующие признаки для подбора аналогов: 1. класс вещества, которое диссоциирует; 2. заряд катиона (аниона),который образуется при диссоциации; 3. число катионов (анионов),которые образуются при диссоциации.
HI H + + I -
HI H + + I -
HI H + + I -
KOH K + + О H -
Na 2 SO 4 2Na + +SO 4 2-
Электролиты- это…
Неэлектролиты- это…
Электролитическая диссоциация - это…
Катионы – это…
Анионы- это…
Простые ионы- это…
Сложные ионы- это ..
Степень диссоциации- это…
Сильные электролиты – это …
Слабые электролиты – это…
Степень диссоциации зависит от…
Рефлексия
Что я узнал на уроке?
Выполнил ли поставленные перед собой задачи?
Что еще нужно уяснить?
Для чего требуется изучение данной проблемы?
Как я буду развивать понятия об электролитической диссоциации? Предполагаемые аспекты рассмотрения