kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по химии "Электролитическая диссоциация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для проведения комбинированного урока по химии по теме "Электролитическая диссоциация" в 8 классе.В начале урока учащимся предлагается решить проблемную задачу:

- Вы торопись в школу, но еще не пили чай. Перед вами дилемма: или пить горячий чай, но сладкий, или холодный, но не сладкий? Где быстрее растворяются кусочки сахара: в горячем чае или холодном? От чего зависит растворение твердых веществ? (Мозговой штурм)

При изучение нового материала. прошу ребят обратить внимание на название темы: в ней два слова -  новые, а потому и непонятные. Попробуем их вместе расшифровать.

Демонстрация опыта «Испытание веществ на электрическую проводимость»  показывающего  электропроводность растворов солей, щелочей, кислот и отсутствие проводимости в растворе сахарозы, спирта, твердых солях, сахаре, дистиллированной воде. (Итогом демонстрации становится обсуждение  и выводы о том, что все вещества по их проводимости можно разделить на электролиты и неэлектролиты.)

Второй термин,  вынесенный в название темы урока, - «диссоциация». Что это такое?

Сообщаю ребятам,  что автором теории  электролитической диссоциации является  шведский ученый Свантэ Аррениус.

-Прошу вспомнить, в связи,   с чем упоминалось на предыдущем уроке имя этого химика?

На основании известных школьникам данных предлагаю выдвинуть версию возможного объяснения наблюдаемых в ходе демонстрационного опыта явлений с позиций этого ученого. Сообщаю,  что, являясь приверженцем теории растворов, С. Аррениус не смог ответить на вопрос: почему именно в водном растворе происходит диссоциация солей и щелочей (сухие соли  электрического тока не проводят).

Разъясняю, что электрический ток проводят  вещества, у которых есть свободно движущиеся заряженные частицы. Металлы проводят ток, потому, что обладают… свободными электронами.

 Отсюда следует логический вывод: значит, в растворах электролитов тоже есть свободно движущиеся  заряженные частицы.

-Но какие?

Учащиеся предполагают, что в соединениях с ионной связью такими частицами будут ионы. Поясняю, что ионы в кристаллах не свободные, находятся строго в узлах кристаллической решетки. При растворении в воде солей  и щелочей происходит разрушение кристаллической решетки, а ионы становятся способными к перемещению.

 Рассматриваем механизм диссоциации веществ с ионной связью на примере поваренной соли (слайд10-11).

-А как быть с растворами кислот, в которых, как известно,  связь ковалентная полярная?

Рассматриваем механизм  диссоциации  соляной кислоты.  Разъясняю при этом, как ковалентная полярная связь переходит в ионную связь (слайд12).

Подвожу учащихся к выводу о том, что распад вещества на ионы при растворении в воде называется электролитической диссоциацией.

Диссоциация означает – распад, разъединение. Диссоциация называется электролитической потому, что в результате образуются растворы электролитов. Обращаю внимание на то, что металлы - проводники первого рода (ток переносят электроны), а проводники второго рода - это электролиты (ток переносится ионами). (слайд 13).

Сообщаю о том, что С.Аррениус считал, что в растворах находятся «голые » свободные ионы, а сторонники гидратной теории - что в растворах ионы одеты в «шубку » из молекул воды. После чего показываю, как при помощи химических формул и знаков записать процесс диссоциации (слайд14).

- Но как оценить математически степень участия вещества в процессе диссоциации?

Знакомлю с понятием степени диссоциации,  ее зависимостью от температуры и концентрации ( слайд 15).

Для этого предлагаю просмотреть опыты «Зависимость электропроводности растворов от концентрации» и  «Изменение диссоциации электролитов при  различных температурах» (слайды 16-17).

Затем сообщаю о разделении электролитов на группы в зависимости от степени диссоциации и обзорно знакомлю с классификацией электролитов, рассматриваю с учащимися конкретные примеры из различных групп электролитов (слайды18- 20) Рассматриваю  с ребятами примеры диссоциации различных электролитов: солей - средних, кислых, основных; щелочей; кислот (слайды 21-25).

- В чем различия диссоциации различных типов солей?

-Что общего?

  •  

- В чем отличие диссоциации солей и кислот?

-Солей и оснований?

-Кислот и оснований?

-Можно ли по продуктам диссоциации определить класс вещества?

Предлагаю учащимся дать определения кислотам, основаниям и солям различных типов с учетом процесса диссоциации.

Сопоставляем выводы учащихся с  данными в учебнике.

Закрепление.

В ходе выполнения заданий (слайды26-28) отрабатываем совместно с учащимися умение работать с круговыми схемами, формулами  веществ электролитов, закрепляем понятие о простых и сложных ионах, катионах и анионах.

При выполнении заданий (слайды 29-33)  закрепляем умения составлять уравнения реакции диссоциации по аналогии с  ранее предложенными уравнениями, систематизации уравнений диссоциации  по признакам.

 Слайд34. Отработка  ключевых понятий  способствует   работа с терминами «Закончи предложение» 

Итоговая  рефлексия (слайд 35) позволяет школьникам оценить степень достижения поставленных в начале урока задач, аспекты дальнейшего рассмотрения данной проблемы, степень значимости данных знаний индивидуально для каждого, осуществить самооценку полученных на уроке знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по химии "Электролитическая диссоциация" »

H 2 O

H 2 O

Это важно вспомнить

Это важно вспомнить

  • Что такое растворение?
  • Что такое растворы?
  • Физико-химический процесс
  • Однородная гомогенная система , состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия-гидратов
Это важно вспомнить   История развития теории растворов 1.Физическая теория Растворение- результат диффузии .Растворы –это однородные смеси. Вант- Гофф,  Аррениус,  Оствальд 2.Химическая теория Растворение- это химическое взаимодействие растворенного вещества с водой,  называемое гидратацией.  Растворы -это химические соединения, гидраты. Менделеев,  Каблуков,  Кистяковский. 3.Современная теория растворов?

Это важно вспомнить

История развития теории растворов

1.Физическая теория

Растворение- результат диффузии .Растворы –это однородные смеси.

Вант- Гофф, Аррениус, Оствальд

2.Химическая теория

Растворение- это химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, называемое гидратацией. Растворы -это химические соединения, гидраты.

Менделеев, Каблуков, Кистяковский.

3.Современная теория растворов?

Подумай

Подумай

  • Вы торопись в школу, но еще не пили чай. Перед вами дилемма: или пить горячий чай, но сладкий, или холодный, но не сладкий? Где быстрее растворяются кусочки сахара: в горячем чае или холодном? От чего зависит растворение твердых веществ?
Сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах. Рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной связью. Ввести понятие ,, степень электролитической диссоциации ,, и рассмотреть классификацию электролитов.
  • Сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах.
  • Рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной связью.
  • Ввести понятие ,, степень электролитической диссоциации ,, и рассмотреть классификацию электролитов.
  • Электропроводность веществ можно испытать с помощью прибора. Между электродами прибора – напряжение 36 вольт. Когда электроды помещают в вещество, становится ясно, проводит ли это вещество ток. Если вещество проводит электрический ток, цепь замыкается, и лампочка загорается. Если вещество неэлектропроводно, цепь остается разомкнутой, и лампочка не горит.
  • Испытание твердых веществ . Насыпаем сахар в чашку Петри и подносим к электродам. Лампочка не горит, значит сахар (органическое вещество) не проводит электрический ток. Щелочь ‑ твердый гидроксид натрия ( NaOH ), тоже не проводит ток. Возьмем поваренную соль - кристаллический хлорид натрия ( NaCl ). Лампочка не горит. Все испытанные твердые вещества не проводят электрический ток.
  • Электропроводны ли растворы этих веществ?
  • Испытание жидкостей . Раствор гидроксида натрия электропроводен: лампочка загорается. Лампочка горит и при испытании раствора поваренной соли. Электропроводен также раствор соляной кислоты ( HCl ). Все испытанные растворы оказались электролитами. ( Жидкости, проводящие электрический ток, называются электролитами. Электропроводность электролитов обеспечивают ионы .) Проверим, является ли электролитом дистиллированная вода. Лампочка не горит. Ионов в дистиллированной воде совсем немного, поэтому электропроводность воды низкая. Дистиллированная вода – очень слабый электролит. В растворе сахара нет подвижных заряженных частиц. Ток в цепи не идет. Раствор сахара – не электролит. Спирт, как и раствор сахара, не является электролитом.
  • Оборудование: установка для испытаний веществ на электропроводность (выпрямитель, электроды, лампа накаливания), чашки Петри, стаканы.
  • Техника безопасности .
  • Следует соблюдать правила работы с кислотами и щелочами, правила работы с электроприборами. Опыт проводить с напряжением не более 42 В.  
  • Посмотреть опыт
  • http :// files.school-collection.edu.ru / dlrstore /f5aeec90-899e-4ce-df97-5627a9393b16/ index.htm
Опыт. Испытание растворов сахарозы и поваренной соли на электропроводность

Опыт. Испытание растворов сахарозы и поваренной соли на электропроводность

Механизм диссоциации веществ с ионной химической связью

Механизм диссоциации веществ с ионной химической связью

Механизм диссоциации веществ с ковалентной химической связью

Механизм диссоциации веществ с ковалентной химической связью

Распад веществ на ионы при растворении в воде- электролитическая диссоциация

Распад веществ на ионы при растворении в воде- электролитическая диссоциация

Уравнения диссоциации веществ

Уравнения диссоциации веществ

Графики зависимости степени диссоциации от температуры и концентрации растворов

Графики зависимости степени диссоциации

от температуры и концентрации растворов

  • Зависимость электропроводности растворов от концентрации
  • Электропроводность веществ можно испытать с помощью прибора. Между электродами прибора – напряжение 36 вольт. Когда электроды помещают в вещество, становится ясно, проводит ли это вещество ток. Если вещество проводит электрический ток, цепь замыкается, и лампочка загорается. Если вещество неэлектропроводно, цепь остается разомкнутой, и лампочка не горит. Чем ярче горит лампочка, тем выше электропроводность вещества. Проверим, проводит ли электрический ток концентрированная уксусная кислота. Лампочка не загорается, электропроводность раствора ‑ низкая. Уксусная кислота ‑ слабый электролит. Разбавляем кислоту водой – спираль лампочки начинает накаляться. Разбавление приводит к образованию большего числа токопроводящих частиц ‑ ионов и увеличению проводимости раствора.
  • СH 3 COOН СH 3 COO - + Н +
  • Оборудование: Установка для испытаний веществ на электропроводность (выпрямитель, электроды, лампа накаливания), химические стакан.
  •  
  • Посмотреть опыт
  • http :// files.school-collection.edu.ru / dlrstore /86b30026-9748-4500-f80a-c28045f5ebe5/ index.htm
  • Электропроводность веществ можно испытать с помощью прибора. Между электродами прибора – напряжение 36 вольт. Когда электроды помещают в вещество, становится ясно, проводит ли это вещество ток. Если вещество проводит электрический ток, цепь замыкается, и лампочка загорается. Если вещество неэлектропроводно, цепь остается разомкнутой, и лампочка не горит. Чем ярче горит лампочка, тем выше электропроводность вещества. Уксусная кислота – слабый электролит. Это означает, что она лишь частично диссоциирует в растворе и плохо проводит ток. Зависит ли диссоциация, а значит и проводимость электролита от температуры? Раствор при комнатной температуре слабо проводит электрический ток: спираль лампочки не накалена.Горячая уксусная кислота лучше проводит ток – лампочка загорается. Значит, с увеличением температуры в растворе становится больше ионов, диссоциация увеличивается.
  • СН 3 СООН СН 3 СОО - + Н +
  • Оборудование: Установка для испытаний веществ на электропроводность (выпрямитель, электроды, лампа накаливания), химические стаканы, термометр.

 

  • Посмотреть опыт
  • http :// files.school-collection.edu.ru / dlrstore /2a995023-1dbe-4d10-8236-a63ac15868a4/ index.htm
Диссоциация солей

Диссоциация солей

Диссоциация оснований

Диссоциация оснований

Диссоциация кислот

Диссоциация кислот

Диссоциация кислых и основных солей

Диссоциация кислых и основных солей

Проверь себя На рисунке изображены пересекающиеся понятия , отображенные с помощью круговых схем . В круг 1 входят простые ионы ,а в круг 2 -анионы. Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем .  SO 4 2-  N а + Cl -   CO 3 2-  C а 2 +  Br -   F -   PO 4 3-  Fe 2 +

Проверь себя

  • На рисунке изображены пересекающиеся понятия , отображенные с помощью круговых схем . В круг 1 входят простые ионы ,а в круг 2 -анионы. Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем .

SO 4 2-

N а +

Cl -

CO 3 2-

C а 2 +

Br -

F -

PO 4 3-

Fe 2 +

Проверь себя 2. На рисунке изображены пересекающиеся понятия , отображенные с помощью круговых схем . В круг 1 входят сложные ионы ,а круг 2 – анионы. Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем . Cl -   SO 4 2-   NH 4 +  S 2-   SiO 3 2-   Br -

Проверь себя

  • 2. На рисунке изображены пересекающиеся понятия , отображенные с помощью круговых схем . В круг 1 входят сложные ионы ,а круг 2 – анионы. Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем .

Cl -

SO 4 2-

NH 4 +

S 2-

SiO 3 2-

Br -

Проверь себя На рисунке изображены пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят сложные ионы , а в круг 2- катионы .Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем.  SO 4 2-  K +   NH 4 +   CO 3 2-  Ca 2+

Проверь себя

  • На рисунке изображены пересекающиеся понятия, отображенные с помощью круговых схем. В круг 1 входят сложные ионы , а в круг 2- катионы .Подберите формулы ионов для заполнения круговых схем.

SO 4 2-

K +

NH 4 +

CO 3 2-

Ca 2+

Перечислите как можно больше аналогов уравнений электролитической диссоциации,  сходных с предложенными, систематизировав их по группам.

Перечислите как можно больше аналогов уравнений электролитической диссоциации, сходных с предложенными, систематизировав их по группам.

  • а) HCl H + + Cl -
  • б ) LiOH Li + +OH -
  • в) K 2 CO 3 2 K + + CO 3 2-
Можно использовать следующие признаки для подбора аналогов:  1. класс вещества, которое диссоциирует;  2. заряд катиона (аниона),который образуется при диссоциации;  3. число катионов (анионов),которые образуются при диссоциации.

Можно использовать следующие признаки для подбора аналогов: 1. класс вещества, которое диссоциирует; 2. заряд катиона (аниона),который образуется при диссоциации; 3. число катионов (анионов),которые образуются при диссоциации.

HI H + + I -

HI H + + I -

  • HI H + + I -
  • HI H + + I -
KOH K + + О H -

KOH K + + О H -

Na 2 SO 4 2Na + +SO 4 2-

Na 2 SO 4 2Na + +SO 4 2-

Электролиты- это… Неэлектролиты- это… Электролитическая диссоциация - это… Катионы – это… Анионы- это… Простые ионы- это… Сложные ионы- это .. Степень диссоциации- это… Сильные электролиты – это … Слабые электролиты – это… Степень диссоциации зависит от…
  • Электролиты- это…
  • Неэлектролиты- это…
  • Электролитическая диссоциация - это…
  • Катионы – это…
  • Анионы- это…
  • Простые ионы- это…
  • Сложные ионы- это ..
  • Степень диссоциации- это…
  • Сильные электролиты – это …
  • Слабые электролиты – это…
  • Степень диссоциации зависит от…
Рефлексия

Рефлексия

  • Что я узнал на уроке?
  • Выполнил ли поставленные перед собой задачи?
  • Что еще нужно уяснить?
  • Для чего требуется изучение данной проблемы?
  • Как я буду развивать понятия об электролитической диссоциации? Предполагаемые аспекты рассмотрения
Домашнее задание П. 35, упражнение 1-4,  5-6(индивидуально)

Домашнее задание

  • П. 35, упражнение 1-4,

5-6(индивидуально)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Презентация к уроку по химии "Электролитическая диссоциация"

Автор: Шавшина Наталья Анатольевна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по химии"Электролитическая диссоциация" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-khimii-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "216316"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432927912"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. "
    ["seo_title"] => string(62) "eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-kislot-osnovanii-i-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "194745"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427808833"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока химии на тему "Электролитическая диссоциация", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-khimii-na-tiemu-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107600"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403344710"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Презентация урока по химии в 8 классе: "Теория электролитической диссоциации""
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiiaurokapokhimiiv8klassietieoriiaeliektrolitichieskoidissotsiatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300991"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456832760"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Авторская разработка открытого урока по химии по теме «Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации» с применением сингапурских приёмов. "
    ["seo_title"] => string(168) "avtorskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-khimii-po-tiemie-svoistva-soliei-v-svietie-tieorii-eliektrolitichieskoi-dissotsiatsii-s-primienieniiem-singhapurskikh-priiomov"
    ["file_id"] => string(6) "209145"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431021638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства