Конспект урока по химии"Электролитическая диссоциация"
Конспект урока по химии"Электролитическая диссоциация"
Тема урока «Электролитическая диссоциация»
Задачи урока.
Дать понятие об электролитах и неэлектролитах; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи; познакомить с понятием «степень электролитической диссоциации» и классификацией электролитов.
Развивать умения и навыки учащихся слушать лекцию, анализировать информацию, выделять ключевые моменты, записывать конспект с использованием схем, таблиц.
Воспитывать культуру умственного труда, самоанализа.
Тип урока: комбинированный урок
Педагогическая технология: проблемное изучение.
Оборудование и реактивы: прибор для определения электрической проводимости растворов с лампочкой; растворы кислот, щелочей, солей одинаковой концентрации, а так же раствор сахара, спирт, ледяная уксусная кислота; экран, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Работа с терминами: растворение, растворы, гидраты - индивидуальный опрос (слайд 2)
Выяснение сущности теорий,объясняющих процесс растворения.
Аргументация различных точек зрения (физическая, химическая, физико-химическая теории, сущность, авторы, положительные и отрицательные стороны теории)- работа в малых группах (слайд3).
Решение проблемного вопроса (слайд 4).
Вы торопись в школу, но еще не пили чай. Перед вами дилемма: или пить горячий чай, но сладкий, или холодный, но не сладкий? Где быстрее растворяются кусочки сахара: в горячем чае или холодном? От чего зависит растворение твердых веществ? (Мозговой штурм)
Изучение нового материала.
На слайде записана тема урока (слайды 5, 6).
Прошу ребят обратить внимание: в ней два слова - новые, а потому и непонятные. Попробуем их вместе расшифровать.
Постановка задач занятия учащимися, коррекция последних производится в ходе совместного обсуждения (слайд 7).
Демонстрация опыта «Испытание веществ на электрическую проводимость» (слайд 8-9), показывающего электропроводность растворов солей, щелочей, кислот и отсутствие проводимости в растворе сахарозы, спирта, твердых солях, сахаре, дистиллированной воде. (Итогом демонстрации становится обсуждение и выводы о том, что все вещества по их проводимости можно разделить на электролиты и неэлектролиты.)
Второй термин, вынесенный в название темы урока, - «диссоциация». Что это такое?
Сообщаю ребятам, что автором теории электролитической диссоциации является шведский ученый Свантэ Аррениус.
-Прошу вспомнить, в связи, с чем упоминалось на предыдущем уроке имя этого химика?
На основании известных школьникам данных предлагаю выдвинуть версию возможного объяснения наблюдаемых в ходе демонстрационного опыта явлений с позиций этого ученого. Сообщаю, что, являясь приверженцем теории растворов, С. Аррениус не смог ответить на вопрос: почему именно в водном растворе происходит диссоциация солей и щелочей (сухие соли электрического тока не проводят).
Разъясняю, что электрический ток проводят вещества, у которых есть свободно движущиеся заряженные частицы. Металлы проводят ток, потому, что обладают… свободными электронами.
Отсюда следует логический вывод: значит, в растворах электролитов тоже есть свободно движущиеся заряженные частицы.
-Но какие?
Учащиеся предполагают, что в соединениях с ионной связью такими частицами будут ионы. Поясняю, что ионы в кристаллах не свободные, находятся строго в узлах кристаллической решетки. При растворении в воде солей и щелочей происходит разрушение кристаллической решетки, а ионы становятся способными к перемещению.
Рассматриваем механизм диссоциации веществ с ионной связью на примере поваренной соли (слайд10-11).
-А как быть с растворами кислот, в которых, как известно, связь ковалентная полярная?
Рассматриваем механизм диссоциации соляной кислоты. Разъясняю при этом, как ковалентная полярная связь переходит в ионную связь (слайд12).
Подвожу учащихся к выводу о том, что распад вещества на ионы при растворении в воде называется электролитической диссоциацией.
Диссоциация означает – распад, разъединение. Диссоциация называется электролитической потому, что в результате образуются растворы электролитов. Обращаю внимание на то, что металлы - проводники первого рода (ток переносят электроны), а проводники второго рода - это электролиты (ток переносится ионами). (слайд 13).
Сообщаю о том, что С.Аррениус считал, что в растворах находятся «голые » свободные ионы, а сторонники гидратной теории - что в растворах ионы одеты в «шубку » из молекул воды. После чего показываю, как при помощи химических формул и знаков записать процесс диссоциации (слайд14).
- Но как оценить математически степень участия вещества в процессе диссоциации?
Знакомлю с понятием степени диссоциации, ее зависимостью от температуры и концентрации ( слайд 15).
Для этого предлагаю просмотреть опыты «Зависимость электропроводности растворов от концентрации» и «Изменение диссоциации электролитов при различных температурах» (слайды 16-17).
Затем сообщаю о разделении электролитов на группы в зависимости от степени диссоциации и обзорно знакомлю с классификацией электролитов, рассматриваю с учащимися конкретные примеры из различных групп электролитов (слайды18- 20) Рассматриваю с ребятами примеры диссоциации различных электролитов: солей - средних, кислых, основных; щелочей; кислот (слайды 21-25).
- В чем различия диссоциации различных типов солей?
-Что общего?
- В чем отличие диссоциации солей и кислот?
-Солей и оснований?
-Кислот и оснований?
-Можно ли по продуктам диссоциации определить класс вещества?
Предлагаю учащимся дать определения кислотам, основаниям и солям различных типов с учетом процесса диссоциации.
Сопоставляем выводы учащихся с данными в учебнике.
Закрепление.
В ходе выполнения заданий (слайды26-28) отрабатываем совместно с учащимися умение работать с круговыми схемами, формулами веществ электролитов, закрепляем понятие о простых и сложных ионах, катионах и анионах.
При выполнении заданий (слайды 29-33) закрепляем умения составлять уравнения реакции диссоциации по аналогии с ранее предложенными уравнениями, систематизации уравнений диссоциации по признакам
Отработке ключевых понятий способствует работа с терминами «Закончи предложение» (слайд34).
Итоговая рефлексия (слайд 35) позволяет школьникам оценить степень достижения поставленных в начале урока задач, аспекты дальнейшего рассмотрения данной проблемы, степень значимости данных знаний индивидуально для каждого, осуществить самооценку полученных на уроке знаний.
Домашнее задание: П. 35, № 1-4, № 5-6 (индивидуально).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии"Электролитическая диссоциация" »
Тема урока «Электролитическая диссоциация»
Задачи урока.
Дать понятие об электролитах и неэлектролитах; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи; познакомить с понятием «степень электролитической диссоциации» и классификацией электролитов.
Развивать умения и навыки учащихся слушать лекцию, анализировать информацию, выделять ключевые моменты, записывать конспект с использованием схем, таблиц.
Воспитывать культуру умственного труда, самоанализа.
Тип урока: комбинированный урок
Педагогическая технология: проблемное изучение.
Оборудование и реактивы: прибор для определения электрической проводимости растворов с лампочкой; растворы кислот, щелочей, солей одинаковой концентрации, а так же раствор сахара, спирт, ледяная уксусная кислота; экран, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Работа с терминами: растворение, растворы, гидраты - индивидуальный опрос (слайд 2)
Выяснение сущности теорий,объясняющих процесс растворения.
Аргументация различных точек зрения (физическая, химическая, физико-химическая теории, сущность, авторы, положительные и отрицательные стороны теории)- работа в малых группах (слайд3).
Решение проблемного вопроса (слайд 4).
Вы торопись в школу, но еще не пили чай. Перед вами дилемма: или пить горячий чай, но сладкий, или холодный, но не сладкий? Где быстрее растворяются кусочки сахара: в горячем чае или холодном? От чего зависит растворение твердых веществ? (Мозговой штурм)
Изучение нового материала.
На слайде записана тема урока (слайды 5, 6).
Прошу ребят обратить внимание: в ней два слова - новые, а потому и непонятные. Попробуем их вместе расшифровать.
Постановка задач занятия учащимися, коррекция последних производится в ходе совместного обсуждения (слайд 7).
Демонстрация опыта «Испытание веществ на электрическую проводимость» (слайд 8-9), показывающего электропроводность растворов солей, щелочей, кислот и отсутствие проводимости в растворе сахарозы, спирта, твердых солях, сахаре, дистиллированной воде. (Итогом демонстрации становится обсуждение и выводы о том, что все вещества по их проводимости можно разделить на электролиты и неэлектролиты.)
Второй термин, вынесенный в название темы урока, - «диссоциация». Что это такое?
Сообщаю ребятам, что автором теории электролитической диссоциации является шведский ученый Свантэ Аррениус.
-Прошу вспомнить, в связи, с чем упоминалось на предыдущем уроке имя этого химика?
На основании известных школьникам данных предлагаю выдвинуть версию возможного объяснения наблюдаемых в ходе демонстрационного опыта явлений с позиций этого ученого. Сообщаю, что, являясь приверженцем теории растворов, С. Аррениус не смог ответить на вопрос: почему именно в водном растворе происходит диссоциация солей и щелочей (сухие соли электрического тока не проводят).
Разъясняю, что электрический ток проводят вещества, у которых есть свободно движущиеся заряженные частицы. Металлы проводят ток, потому, что обладают… свободными электронами.
Отсюда следует логический вывод: значит, в растворах электролитов тоже есть свободно движущиеся заряженные частицы.
-Но какие?
Учащиеся предполагают, что в соединениях с ионной связью такими частицами будут ионы. Поясняю, что ионы в кристаллах не свободные, находятся строго в узлах кристаллической решетки. При растворении в воде солей и щелочей происходит разрушение кристаллической решетки, а ионы становятся способными к перемещению.
Рассматриваем механизм диссоциации веществ с ионной связью на примере поваренной соли (слайд10-11).
-А как быть с растворами кислот, в которых, как известно, связь ковалентная полярная?
Рассматриваем механизм диссоциации соляной кислоты. Разъясняю при этом, как ковалентная полярная связь переходит в ионную связь (слайд12).
Подвожу учащихся к выводу о том, что распад вещества на ионы при растворении в воде называется электролитической диссоциацией.
Диссоциация означает – распад, разъединение. Диссоциация называется электролитической потому, что в результате образуются растворы электролитов. Обращаю внимание на то, что металлы - проводники первого рода (ток переносят электроны), а проводники второго рода - это электролиты (ток переносится ионами). (слайд 13).
Сообщаю о том, что С.Аррениус считал, что в растворах находятся «голые » свободные ионы, а сторонники гидратной теории - что в растворах ионы одеты в «шубку » из молекул воды. После чего показываю, как при помощи химических формул и знаков записать процесс диссоциации (слайд14).
- Но как оценить математически степень участия вещества в процессе диссоциации?
Знакомлю с понятием степени диссоциации, ее зависимостью от температуры и концентрации ( слайд 15).
Для этого предлагаю просмотреть опыты «Зависимость электропроводности растворов от концентрации» и «Изменение диссоциации электролитов при различных температурах» (слайды 16-17).
Затем сообщаю о разделении электролитов на группы в зависимости от степени диссоциации и обзорно знакомлю с классификацией электролитов, рассматриваю с учащимися конкретные примеры из различных групп электролитов (слайды18- 20) Рассматриваю с ребятами примеры диссоциации различных электролитов: солей - средних, кислых, основных; щелочей; кислот (слайды 21-25).
- В чем различия диссоциации различных типов солей?
-Что общего?
-Почему?
- В чем отличие диссоциации солей и кислот?
-Солей и оснований?
-Кислот и оснований?
-Можно ли по продуктам диссоциации определить класс вещества?
Предлагаю учащимся дать определения кислотам, основаниям и солям различных типов с учетом процесса диссоциации.
Сопоставляем выводы учащихся с данными в учебнике.
Закрепление.
В ходе выполнения заданий (слайды26-28) отрабатываем совместно с учащимися умение работать с круговыми схемами, формулами веществ электролитов, закрепляем понятие о простых и сложных ионах, катионах и анионах.
При выполнении заданий (слайды 29-33) закрепляем умения составлять уравнения реакции диссоциации по аналогии с ранее предложенными уравнениями, систематизации уравнений диссоциации по признакам.
Отработке ключевых понятий способствует работа с терминами «Закончи предложение» (слайд34).
Итоговая рефлексия (слайд 35) позволяет школьникам оценить степень достижения поставленных в начале урока задач, аспекты дальнейшего рассмотрения данной проблемы, степень значимости данных знаний индивидуально для каждого, осуществить самооценку полученных на уроке знаний.
Домашнее задание: П. 35, № 1-4, № 5-6 (индивидуально).