kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии"Электролитическая диссоциация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Электролитическая диссоциация»

Задачи урока. 

  •  Дать понятие об электролитах и неэлектролитах; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи; познакомить с понятием «степень электролитической диссоциации» и классификацией электролитов.
  • Развивать умения и навыки учащихся  слушать лекцию, анализировать информацию, выделять ключевые моменты, записывать  конспект  с использованием схем, таблиц.
  • Воспитывать культуру умственного труда, самоанализа.

Тип урока: комбинированный урок

Педагогическая  технология: проблемное изучение.

Оборудование и реактивы: прибор для определения электрической проводимости растворов с лампочкой;   растворы кислот, щелочей, солей одинаковой концентрации,        а так же раствор сахара, спирт, ледяная уксусная кислота; экран, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 

  1. Актуализация знаний.

Работа с терминами: растворение, растворы, гидраты - индивидуальный опрос (слайд 2)

Выяснение сущности теорий,  объясняющих процесс растворения.

Аргументация  различных точек зрения (физическая, химическая,  физико-химическая теории, сущность, авторы, положительные и отрицательные стороны теории)- работа в малых группах (слайд3).

Решение проблемного вопроса (слайд 4).

 Вы торопись в школу, но еще не пили чай. Перед вами дилемма: или пить горячий чай, но сладкий, или холодный, но не сладкий? Где быстрее растворяются кусочки сахара: в горячем чае или холодном? От чего зависит растворение твердых веществ? (Мозговой штурм)

  1. Изучение нового материала.

На слайде записана тема урока (слайды 5, 6).

 Прошу ребят обратить внимание: в ней два слова -  новые, а потому и непонятные. Попробуем их вместе расшифровать.

Постановка задач занятия учащимися, коррекция  последних производится в ходе совместного обсуждения (слайд 7).

Демонстрация опыта «Испытание веществ на электрическую проводимость» (слайд 8-9), показывающего  электропроводность растворов солей, щелочей, кислот и отсутствие проводимости в растворе сахарозы, спирта, твердых солях, сахаре, дистиллированной воде. (Итогом демонстрации становится обсуждение  и выводы о том, что все вещества по их проводимости можно разделить на электролиты и неэлектролиты.)

Второй термин,  вынесенный в название темы урока, - «диссоциация». Что это такое?

Сообщаю ребятам,  что автором теории  электролитической диссоциации является  шведский ученый Свантэ Аррениус.

-Прошу вспомнить, в связи,   с чем упоминалось на предыдущем уроке имя этого химика?

На основании известных школьникам данных предлагаю выдвинуть версию возможного объяснения наблюдаемых в ходе демонстрационного опыта явлений с позиций этого ученого. Сообщаю,  что, являясь приверженцем теории растворов, С. Аррениус не смог ответить на вопрос: почему именно в водном растворе происходит диссоциация солей и щелочей (сухие соли  электрического тока не проводят).

Разъясняю, что электрический ток проводят  вещества, у которых есть свободно движущиеся заряженные частицы. Металлы проводят ток, потому, что обладают… свободными электронами.

 Отсюда следует логический вывод: значит, в растворах электролитов тоже есть свободно движущиеся  заряженные частицы.

-Но какие?

Учащиеся предполагают, что в соединениях с ионной связью такими частицами будут ионы. Поясняю, что ионы в кристаллах не свободные, находятся строго в узлах кристаллической решетки. При растворении в воде солей  и щелочей происходит разрушение кристаллической решетки, а ионы становятся способными к перемещению.

 Рассматриваем механизм диссоциации веществ с ионной связью на примере поваренной соли (слайд10-11).

-А как быть с растворами кислот, в которых, как известно,  связь ковалентная полярная?

Рассматриваем механизм  диссоциации  соляной кислоты.  Разъясняю при этом, как ковалентная полярная связь переходит в ионную связь (слайд12).

Подвожу учащихся к выводу о том, что распад вещества на ионы при растворении в воде называется электролитической диссоциацией.

Диссоциация означает – распад, разъединение. Диссоциация называется электролитической потому, что в результате образуются растворы электролитов. Обращаю внимание на то, что металлы - проводники первого рода (ток переносят электроны), а проводники второго рода - это электролиты (ток переносится ионами). (слайд 13).

Сообщаю о том, что С.Аррениус считал, что в растворах находятся «голые » свободные ионы, а сторонники гидратной теории - что в растворах ионы одеты в «шубку » из молекул воды. После чего показываю, как при помощи химических формул и знаков записать процесс диссоциации (слайд14).

- Но как оценить математически степень участия вещества в процессе диссоциации?

Знакомлю с понятием степени диссоциации,  ее зависимостью от температуры и концентрации ( слайд 15).

Для этого предлагаю просмотреть опыты «Зависимость электропроводности растворов от концентрации» и  «Изменение диссоциации электролитов при  различных температурах» (слайды 16-17).

Затем сообщаю о разделении электролитов на группы в зависимости от степени диссоциации и обзорно знакомлю с классификацией электролитов, рассматриваю с учащимися конкретные примеры из различных групп электролитов (слайды18- 20) Рассматриваю  с ребятами примеры диссоциации различных электролитов: солей - средних, кислых, основных; щелочей; кислот (слайды 21-25).

- В чем различия диссоциации различных типов солей?

-Что общего?

- В чем отличие диссоциации солей и кислот?

-Солей и оснований?

-Кислот и оснований?

-Можно ли по продуктам диссоциации определить класс вещества?

Предлагаю учащимся дать определения кислотам, основаниям и солям различных типов с учетом процесса диссоциации.

Сопоставляем выводы учащихся с  данными в учебнике.

Закрепление.

В ходе выполнения заданий (слайды26-28) отрабатываем совместно с учащимися умение работать с круговыми схемами, формулами  веществ электролитов, закрепляем понятие о простых и сложных ионах, катионах и анионах.

При выполнении заданий (слайды 29-33)  закрепляем умения составлять уравнения реакции диссоциации по аналогии с  ранее предложенными уравнениями, систематизации уравнений диссоциации  по признакам

 Отработке  ключевых понятий  способствует   работа с терминами «Закончи предложение» (слайд34).

Итоговая  рефлексия (слайд 35) позволяет школьникам оценить степень достижения поставленных в начале урока задач, аспекты дальнейшего рассмотрения данной проблемы, степень значимости данных знаний индивидуально для каждого, осуществить самооценку полученных на уроке знаний.

Домашнее задание:  П. 35, № 1-4, № 5-6 (индивидуально).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии"Электролитическая диссоциация" »

Тема урока «Электролитическая диссоциация»

Задачи урока.

  • Дать понятие об электролитах и неэлектролитах; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи; познакомить с понятием «степень электролитической диссоциации» и классификацией электролитов.

  • Развивать умения и навыки учащихся слушать лекцию, анализировать информацию, выделять ключевые моменты, записывать конспект с использованием схем, таблиц.

  • Воспитывать культуру умственного труда, самоанализа.

Тип урока: комбинированный урок

Педагогическая технология: проблемное изучение.

Оборудование и реактивы: прибор для определения электрической проводимости растворов с лампочкой; растворы кислот, щелочей, солей одинаковой концентрации, а так же раствор сахара, спирт, ледяная уксусная кислота; экран, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.



  1. Актуализация знаний.

Работа с терминами: растворение, растворы, гидраты - индивидуальный опрос (слайд 2)

Выяснение сущности теорий, объясняющих процесс растворения.

Аргументация различных точек зрения (физическая, химическая, физико-химическая теории, сущность, авторы, положительные и отрицательные стороны теории)- работа в малых группах (слайд3).

Решение проблемного вопроса (слайд 4).

Вы торопись в школу, но еще не пили чай. Перед вами дилемма: или пить горячий чай, но сладкий, или холодный, но не сладкий? Где быстрее растворяются кусочки сахара: в горячем чае или холодном? От чего зависит растворение твердых веществ? (Мозговой штурм)



  1. Изучение нового материала.

На слайде записана тема урока (слайды 5, 6).

Прошу ребят обратить внимание: в ней два слова - новые, а потому и непонятные. Попробуем их вместе расшифровать.

Постановка задач занятия учащимися, коррекция последних производится в ходе совместного обсуждения (слайд 7).

Демонстрация опыта «Испытание веществ на электрическую проводимость» (слайд 8-9), показывающего электропроводность растворов солей, щелочей, кислот и отсутствие проводимости в растворе сахарозы, спирта, твердых солях, сахаре, дистиллированной воде. (Итогом демонстрации становится обсуждение и выводы о том, что все вещества по их проводимости можно разделить на электролиты и неэлектролиты.)

Второй термин, вынесенный в название темы урока, - «диссоциация». Что это такое?

Сообщаю ребятам, что автором теории электролитической диссоциации является шведский ученый Свантэ Аррениус.

-Прошу вспомнить, в связи, с чем упоминалось на предыдущем уроке имя этого химика?

На основании известных школьникам данных предлагаю выдвинуть версию возможного объяснения наблюдаемых в ходе демонстрационного опыта явлений с позиций этого ученого. Сообщаю, что, являясь приверженцем теории растворов, С. Аррениус не смог ответить на вопрос: почему именно в водном растворе происходит диссоциация солей и щелочей (сухие соли электрического тока не проводят).

Разъясняю, что электрический ток проводят вещества, у которых есть свободно движущиеся заряженные частицы. Металлы проводят ток, потому, что обладают… свободными электронами.

Отсюда следует логический вывод: значит, в растворах электролитов тоже есть свободно движущиеся заряженные частицы.

-Но какие?

Учащиеся предполагают, что в соединениях с ионной связью такими частицами будут ионы. Поясняю, что ионы в кристаллах не свободные, находятся строго в узлах кристаллической решетки. При растворении в воде солей и щелочей происходит разрушение кристаллической решетки, а ионы становятся способными к перемещению.

Рассматриваем механизм диссоциации веществ с ионной связью на примере поваренной соли (слайд10-11).

-А как быть с растворами кислот, в которых, как известно, связь ковалентная полярная?

Рассматриваем механизм диссоциации соляной кислоты. Разъясняю при этом, как ковалентная полярная связь переходит в ионную связь (слайд12).

Подвожу учащихся к выводу о том, что распад вещества на ионы при растворении в воде называется электролитической диссоциацией.

Диссоциация означает – распад, разъединение. Диссоциация называется электролитической потому, что в результате образуются растворы электролитов. Обращаю внимание на то, что металлы - проводники первого рода (ток переносят электроны), а проводники второго рода - это электролиты (ток переносится ионами). (слайд 13).

Сообщаю о том, что С.Аррениус считал, что в растворах находятся «голые » свободные ионы, а сторонники гидратной теории - что в растворах ионы одеты в «шубку » из молекул воды. После чего показываю, как при помощи химических формул и знаков записать процесс диссоциации (слайд14).

- Но как оценить математически степень участия вещества в процессе диссоциации?

Знакомлю с понятием степени диссоциации, ее зависимостью от температуры и концентрации ( слайд 15).

Для этого предлагаю просмотреть опыты «Зависимость электропроводности растворов от концентрации» и «Изменение диссоциации электролитов при различных температурах» (слайды 16-17).

Затем сообщаю о разделении электролитов на группы в зависимости от степени диссоциации и обзорно знакомлю с классификацией электролитов, рассматриваю с учащимися конкретные примеры из различных групп электролитов (слайды18- 20) Рассматриваю с ребятами примеры диссоциации различных электролитов: солей - средних, кислых, основных; щелочей; кислот (слайды 21-25).

- В чем различия диссоциации различных типов солей?

-Что общего?

-Почему?

- В чем отличие диссоциации солей и кислот?

-Солей и оснований?

-Кислот и оснований?

-Можно ли по продуктам диссоциации определить класс вещества?

Предлагаю учащимся дать определения кислотам, основаниям и солям различных типов с учетом процесса диссоциации.

Сопоставляем выводы учащихся с данными в учебнике.



  1. Закрепление.

В ходе выполнения заданий (слайды26-28) отрабатываем совместно с учащимися умение работать с круговыми схемами, формулами веществ электролитов, закрепляем понятие о простых и сложных ионах, катионах и анионах.

При выполнении заданий (слайды 29-33) закрепляем умения составлять уравнения реакции диссоциации по аналогии с ранее предложенными уравнениями, систематизации уравнений диссоциации по признакам.



Отработке ключевых понятий способствует работа с терминами «Закончи предложение» (слайд34).



  1. Итоговая рефлексия (слайд 35) позволяет школьникам оценить степень достижения поставленных в начале урока задач, аспекты дальнейшего рассмотрения данной проблемы, степень значимости данных знаний индивидуально для каждого, осуществить самооценку полученных на уроке знаний.



  1. Домашнее задание: П. 35, № 1-4, № 5-6 (индивидуально).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по химии"Электролитическая диссоциация"

Автор: Шавшина Наталья Анатольевна

Дата: 29.05.2015

Номер свидетельства: 216316


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства