kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по химии на тему : "Ионные уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект используется на уроке химии при изучении темы "Ионные соединения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии на тему : "Ионные уравнения"»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»























Конспект открытого урока по химии

по теме

«Ионные уравнения»









Учитель: Егорова Юлия Витальевна















г. Шадринск, 2017

Тип урока: изучение нового материала

Цель: показать суть химических реакций, протекающих в растворах.

Задачи по содержанию:

образовательные:

  • на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;

  • экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;

  • дать первоначальные представления о качественных реакциях;

  • научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;

  • научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.

развивающие:

  • совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;

  • продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

воспитательные:

  • воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах

Основные понятия темы:  реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации

Методы обучения:  репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, парная

Оборудование и реактивы: растворы CaCl2, AgNO3, BaCl2, Na2SO4, K2CO3, H2SO4, CuSO4, NaOH, HCl, HNO3, фенолфталеин, держатель, чистые пробирки.















Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.

II. Повторение изученного материала

1. Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.



Ц

И

И

С

Р

О

А

Н

К

А

И

О

О

Г

М

Е

Р

Е

Б

Н

Н

О

Б

К





  • Определите ключевое понятие сегодняшнего урока, используя «лабиринт букв»  («реакции ионного обмена») (Слайд 2)

  • Какие уже известные вам понятия включает это, пока ещё новое для вас, понятие? («реакции обмена», «ионы»)

  • Что такое ионы? Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде? На какие ионы при растворении в воде диссоциируют кислоты, соли, основания? (схемы диссоциации кислот, оснований, солей)(Слайд 3)

  • Какие реакции мы называем реакциями обмена? (общая схема, см. приложение 2)(Слайд 4)

  • Найдите среди предложенных реакций реакции обмена(Слайд 5)

    1. K2CO3 + H2SO4 

    2. Mg + HCl

    3. Na2SO4 + Ba(NO3)2

    4. Zn(OH)2 

    5. NaOH + HCl

    6. SO3 + MgO

  • Перечислите условия протекания реакций обмена до конца .

  • Какая из реакций протекает с образованием осадка, газа, воды? (Слайд 6)


- Итак, опираясь на  знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения.
- Запишите тему урока (Слайд 1)



III. Изучение нового материала.

- Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, - это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирован.


- Найдите в учебнике определение, какие реакции называют ионными.(Записать в тетрадь)

Алгоритм составления ионных уравнений реакций (Приложение 1)

1. Запишите (составьте) формулы исходных веществ и продуктов реакции. Расставьте коэффициенты. Определите формулу продукта реакции, уходящего из сферы реакции, и отметьте его соответствующим знаком: осадок , газ


Молекулярное уравнение реакции:



MgCI2+2AgNO3=Mg(NO3)2+2AgCI

2. Напишите под каждой формулой растворимого вещества ионы, на которые оно диссоциирует, учитывая коэффициенты и, если необходимо, индексы (см. «Справку»).

Проверьте состав и заряды ионов по таблице растворимости

Полное ионное уравнение реакции:



Mg2++2CI-+2Ag++2NO3 - = Mg2++2NO3-+ 2AgCl

3. Подчеркните формулы одинаковых ионов (до и после реакции), которые не участвуют в реакции

Полное ионное уравнение реакции:



Mg2++2CI-+2Ag++2NO3 - = Mg2++2NO3- +2AgCl

4.Выпишите формулы оставшихся ионов и веществ

Краткое (сокращенное) ионное уравнение реакции:

2Ag+ + 2CI- =2AgCl↓↓

Или

Ag+ + CI- =AgCl

5.Объясните сущность реакции (устно!)

Реакция идет в направлении связывания ионов Ag+ и CI- в нерастворимое вещество AgCl(хлорид серебра)



- Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере реакций, сопровождающихся выделением осадка.

Опыт № 1 «Реакции, идущие с образованием нерастворимых (малорастворимых) веществ»
В пробирку с раствором CaCl
2 добавьте несколько капель AgNO3.
Что наблюдаете? Запишите молекулярное уравнение химической реакции (см. приложение 1)
- Сливая растворы CaCl2 и AgNO3, мы наблюдаем образование осадка AgCl, в растворе остаётся Ca(NO3)2
2AgNO3  + CaCl2 = Ca(NO3)2 + 2AgCl ↓

Молекулярное (эмпирическое) уравнение 
- Обе исходные соли – сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде

Одна из полученных солей также остаётся в растворе диссоциированной на ионы Ca2+ и NO3-, а вот AgCl – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде.
- Итак, уравнение реакции между CaCl2 и AgNO3 можно записать так:
2Ag++ 2NO3 -+ Ca2+ + 2Cl- = Ca2+ + 2NO3- + 2AgCl ↓

Полное ионное уравнение 
- Что же произошло при сливании растворов? Ионы Ag+ и Cl- соединились и образовали AgCl, выпавший в осадок.
- Ионы же Ca2+ и NO3- в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось?
2Ag+ + 2Cl- = 2AgCl
- Или, сокращая коэффициенты,
Ag+ + Cl- = AgCl ↓

Сокращённое ионное уравнение 

- Это уравнение показывает, что суть данной реакции сводится к взаимодействию Ag+ и Cl- , в результате которого образуется осадок AgCl. При этом совершенно не важно, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции: аналогичное взаимодействие можно наблюдать и между NaCl и AgNO3, AgNO3 и AlCl3 и так далее – суть всех этих реакций будет сводиться к взаимодействию Ag+ и Cl- c образованием AgCl? (Слайд 7)

Рассмотрите реакцию ионного обмена между BaCl2 и Na2SO4
- Составьте молекулярные уравнения предложенных реакций, запишите сокращённое ионное уравнение, отражающее их суть.
- Образование при реакции нерастворимого или малорастворимого соединения используют для обнаружения в растворе того или иного иона: так растворимые соли серебра используют для обнаружения Cl-, Br-, I-… - ионов, так как с этими анионами Ag+ образует нерастворимые осадки, и, наоборот, растворимые соли, содержащие Cl-, Br-, I-… - ионы, используют для распознавания Ag+ в растворе.
- Такие реакции принято называть качественными, т.е. реакциями, с помощью которых можно обнаружить тот или иной ион.
(таблица «Качественные реакции на ионы» приложение 2)

Опыт № 2 «Реакции с образованием газообразных веществ»
Проведите аналогичную реакцию между K2CO3 и H2SO4, составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции.
Предложите вещества, растворы которых можно взять для осуществления реакции между 2H+ + SO32-= Н2O + SO2(Слайд 8)


Опыт № 3 «Реакции, идущие с образованием слабого электролита»

В пробирку прилейте 1-2 мл раствора NaOH, добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Прилейте H2SO4, до полного обесцвечивания раствора.

Почему раствор обесцветился?

Как называются реакции между кислотами и основаниями, в результате которых образуется соль и вода?

- Реакция нейтрализации может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями. Для доказательства проведём следующий опыт. Получите свежеосаждённый Cu(OH)2, используя выданные вам реактивы. Какие? (CuSO4 + NaOH) Разделите полученный осадок на 3 равные пробирки, в каждую добавьте по 1-2 мл разных кислот. Что наблюдаете?

Составьте и запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение одной из проведённых реакций. Можно утверждать, что сокращённая запись отражает суть всех трёх реакций, независимо от того, какая кислота вступала в реакцию?

IV. Обобщение
- Итак, мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами. Сформулируйте определение понятия «реакции ионного обмена» (реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды)

V.  Значение реакций ионного обмена
- Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека.
Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов.
Тяжелые металлы - это элементы периодической системы с относительной молекулярной массой больше 40. Так сложилось, что термины "тяжелые металлы" и "токсичные металлы" стали синонимами. 
На сегодняшний день безоговорочно к числу токсичных относят кадмий, ртуть, свинец, сурьму. Деятельность значительной части остальных в живых организмах можно оценить только на "отлично". Действительно, металлы в ионной форме входят в состав витаминов, гормонов, регулируют активность ферментов.


VI. Домашнее задание (Слайд 9)
С какими веществами может реагировать фосфорная кислота, образуя а) газ;

б) воду; в) осадок?
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.

Приложения







2Ag+

2NO3-

Ca2+

2Cl-

Ca2+

2NO3-

2AgCl ?

















































Приложение 1

Алгоритм составления ионных уравнений реакций

1. Запишите (составьте) формулы исходных веществ и продуктов реакции. Расставьте коэффициенты. Определите формулу продукта реакции, уходящего из сферы реакции, и отметьте его соответствующим знаком: осадок , газ


Молекулярное уравнение реакции:



MgCI2+2AgNO3=Mg(NO3)2+2AgCI

2. Напишите под каждой формулой растворимого вещества ионы, на которые оно диссоциирует, учитывая коэффициенты и, если необходимо, индексы (см. «Справку»).

Проверьте состав и заряды ионов по таблице растворимости

Полное ионное уравнение реакции:



Mg2++2CI-+2Ag++2NO3 - = Mg2++2NO3-+ 2AgCl

3. Подчеркните формулы одинаковых ионов (до и после реакции), которые не участвуют в реакции

Полное ионное уравнение реакции:



Mg2++2CI-+2Ag++2NO3 - = Mg2++2NO3- +2AgCl

4.Выпишите формулы оставшихся ионов и веществ

Краткое (сокращенное) ионное уравнение реакции:

2Ag+ + 2CI- =2AgCl↓↓

Или

Ag+ + CI- =AgCl

5.Объясните сущность реакции (устно!)

Реакция идет в направлении связывания ионов Ag+ и CI- в нерастворимое вещество AgCl(хлорид серебра)











Приложение 2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок по химии на тему : "Ионные уравнения"

Автор: Егорова Юлия Витальевна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Самоанализ урока химии. Тема урока: «Реакции ионного обмена»"
    ["seo_title"] => string(58) "samoanaliz_uroka_khimii_tema_uroka_reaktsii_ionnogo_obmena"
    ["file_id"] => string(6) "540092"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1581966808"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Ионные уравнения""
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaiakartaurokakhimiiv8klassiepotiemieionnyieuravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "326193"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463123387"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока химии на тему "Электролитическая диссоциация", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-khimii-na-tiemu-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107600"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403344710"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок химии по теме "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций" "
    ["seo_title"] => string(90) "urok-khimii-po-tiemie-sostavlieniie-uravnienii-okislitiel-no-vosstanovitiel-nykh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "125931"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415097119"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока химии "Кальций, соединения кальция" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-khimii-kal-tsii-soiedinieniia-kal-tsiia"
    ["file_id"] => string(6) "218128"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433665836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства