Просмотр содержимого документа
«Урок по химии на тему : "Ионные уравнения"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект открытого урока по химии
по теме
«Ионные уравнения»
Учитель: Егорова Юлия Витальевна
г. Шадринск, 2017
Тип урока: изучение нового материала
Цель: показать суть химических реакций, протекающих в растворах.
Задачи по содержанию:
образовательные:
на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена», закрепить понятие «реакции нейтрализации»;
экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;
дать первоначальные представления о качественных реакциях;
научить школьников применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций;
научить составлять эмпирические, полные и сокращённые ионные уравнения; по сокращённому ионному уравнению определять продукты реакции.
развивающие:
совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;
продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;
воспитательные:
воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах
Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные (эмпирические) уравнения реакций, полные и сокращённые ионные уравнения реакций, реакции нейтрализации
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная
Оборудование и реактивы: растворы CaCl2, AgNO3, BaCl2, Na2SO4, K2CO3, H2SO4, CuSO4,NaOH, HCl, HNO3, фенолфталеин, держатель, чистые пробирки.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.
II. Повторение изученного материала
1.Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.
Ц
И
И
С
Р
О
А
Н
К
А
И
О
О
Г
М
Е
Р
Е
Б
Н
Н
О
Б
К
Определите ключевое понятие сегодняшнего урока, используя «лабиринт букв» («реакции ионного обмена») (Слайд 2)
Какие уже известные вам понятия включает это, пока ещё новое для вас, понятие? («реакции обмена», «ионы»)
Что такое ионы? Как называется процесс распада вещества на ионы при растворении в воде? На какие ионы при растворении в воде диссоциируют кислоты, соли, основания? (схемы диссоциации кислот, оснований, солей)(Слайд 3)
Какие реакции мы называем реакциями обмена? (общая схема, см. приложение 2)(Слайд 4)
Найдите среди предложенных реакций реакции обмена(Слайд 5)
K2CO3 + H2SO4
Mg + HCl
Na2SO4 + Ba(NO3)2
Zn(OH)2
NaOH + HCl
SO3 + MgO
Перечислите условия протекания реакций обмена до конца .
Какая из реакций протекает с образованием осадка, газа, воды? (Слайд 6)
- Итак, опираясь на знания о реакциях обмена и условиях их протекания до конца, а также электролитической диссоциации кислот, солей, оснований при растворении в воде, на сегодняшнем уроке мы должны выяснить, какие реакции называются реакциями ионного обмена и научиться составлять ионные уравнения. - Запишите тему урока (Слайд 1)
III. Изучение нового материала.
- Каждое химическое свойство, проявляемое сильными электролитами в растворах, - это свойство ионов, на которые электролит распался: либо катионов, либо анионов. Между тем, реакции обмена между электролитами в водных растворах мы раньше изображали молекулярными уравнениями, не учитывая, что в этих реакциях участвуют не молекулы электролита, а ионы, на которые он диссоциирован.
- Найдите в учебнике определение, какие реакции называют ионными.(Записать в тетрадь)
1. Запишите (составьте) формулы исходных веществ и продуктов реакции. Расставьте коэффициенты. Определите формулу продукта реакции, уходящего из сферы реакции, и отметьте его соответствующим знаком: осадок↓, газ ↑
Молекулярное уравнение реакции:
MgCI2+2AgNO3=Mg(NO3)2+2AgCI↓
2. Напишите под каждой формулой растворимого вещества ионы, на которые оно диссоциирует, учитывая коэффициенты и, если необходимо, индексы (см. «Справку»).
Проверьте состав и заряды ионов по таблице растворимости
Полноеионное уравнение реакции:
Mg2++2CI-+2Ag++2NO3- = Mg2++2NO3-+ 2AgCl↓
3. Подчеркните формулы одинаковых ионов (до и после реакции), которые не участвуют в реакции
Полное ионное уравнение реакции:
Mg2++2CI-+2Ag++2NO3- = Mg2++2NO3- +2AgCl↓
4.Выпишите формулы оставшихся ионов и веществ
Краткое (сокращенное) ионное уравнение реакции:
2Ag++ 2CI- =2AgCl↓↓
Или
Ag++CI- =AgCl↓
5.Объясните сущность реакции (устно!)
Реакция идет в направлении связывания ионов Ag+и CI-в нерастворимое вещество AgCl↓ (хлорид серебра)
- Как такие реакции происходят в действительности, рассмотрим сначала на примере реакций, сопровождающихся выделением осадка.
Опыт № 1«Реакции, идущие с образованием нерастворимых (малорастворимых) веществ» В пробирку с раствором CaCl2 добавьте несколько капель AgNO3. Что наблюдаете? Запишите молекулярное уравнение химической реакции(см. приложение 1) - Сливая растворы CaCl2 и AgNO3, мы наблюдаем образование осадка AgCl, в растворе остаётся Ca(NO3)2 2AgNO3 + CaCl2 = Ca(NO3)2 + 2AgCl ↓
Молекулярное (эмпирическое) уравнение - Обе исходные соли – сильные электролиты, полностью диссоциирующие в воде
Одна из полученных солей также остаётся в растворе диссоциированной на ионы Ca2+ и NO3-, а вот AgCl – нерастворимое соединение, не диссоциирующее в воде, поэтому его переписываем в молекулярном виде. - Итак, уравнение реакции между CaCl2 и AgNO3 можно записать так: 2Ag++ 2NO3-+ Ca2+ + 2Cl- = Ca2+ + 2NO3- + 2AgCl ↓
Полное ионное уравнение - Что же произошло при сливании растворов? Ионы Ag+ и Cl- соединились и образовали AgCl, выпавший в осадок. - Ионы же Ca2+ и NO3- в реакции не участвовали, они остались такими, какими были и до сливания растворов, следовательно, мы можем исключить их обозначение из левой и правой частей полного ионного уравнения. Что осталось? 2Ag+ + 2Cl- = 2AgCl ↓ - Или, сокращая коэффициенты, Ag+ + Cl- = AgCl ↓
Сокращённое ионное уравнение
- Это уравнение показывает, что суть данной реакции сводится к взаимодействию Ag+ и Cl- , в результате которого образуется осадок AgCl. При этом совершенно не важно, в состав каких электролитов входили эти ионы до реакции: аналогичное взаимодействие можно наблюдать и между NaCl и AgNO3, AgNO3 и AlCl3 и так далее – суть всех этих реакций будет сводиться к взаимодействию Ag+ и Cl- c образованием AgCl? (Слайд 7)
Рассмотрите реакцию ионного обмена между BaCl2 и Na2SO4 - Составьте молекулярные уравнения предложенных реакций, запишите сокращённое ионное уравнение, отражающее их суть. - Образование при реакции нерастворимого или малорастворимого соединения используют для обнаружения в растворе того или иного иона: так растворимые соли серебра используют для обнаружения Cl-, Br-, I-… - ионов, так как с этими анионами Ag+ образует нерастворимые осадки, и, наоборот, растворимые соли, содержащие Cl-, Br-, I-… - ионы, используют для распознавания Ag+ в растворе. - Такие реакции принято называть качественными, т.е. реакциями, с помощью которых можно обнаружить тот или иной ион. (таблица «Качественные реакции на ионы» приложение 2)
Опыт № 2 «Реакции с образованием газообразных веществ» Проведите аналогичную реакцию между K2CO3 и H2SO4, составьте и запишите молекулярное и сокращённое ионное уравнения реакции. Предложите вещества, растворы которых можно взять для осуществления реакции между 2H+ + SO32-= Н2O + SO2↑ (Слайд 8)
Опыт № 3 «Реакции, идущие с образованием слабого электролита»
В пробирку прилейте 1-2 мл раствора NaOH, добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Прилейте H2SO4, до полного обесцвечивания раствора.
Почему раствор обесцветился?
Как называются реакции между кислотами и основаниями, в результате которых образуется соль и вода?
- Реакция нейтрализации может протекать не только между кислотами и щелочами, но и между кислотами и нерастворимыми основаниями. Для доказательства проведём следующий опыт. Получите свежеосаждённый Cu(OH)2, используя выданные вам реактивы. Какие? (CuSO4 + NaOH) Разделите полученный осадок на 3 равные пробирки, в каждую добавьте по 1-2 мл разных кислот. Что наблюдаете?
Составьте и запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение одной из проведённых реакций. Можно утверждать, что сокращённая запись отражает суть всех трёх реакций, независимо от того, какая кислота вступала в реакцию?
IV. Обобщение - Итак, мы рассмотрели реакции, протекающие в растворах электролитов с образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества: растворы электролитов содержат ионы, следовательно, реакции в растворах электролитов сводятся к реакциям между ионами. Сформулируйте определение понятия «реакции ионного обмена» (реакции между ионами в растворах электролитов, протекающие с выделением осадка, газа или воды)
V. Значение реакций ионного обмена - Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе, например, образование осадочных пород (гипс, известняк, другие соли), появление камней в почках животных и человека. Широко используются реакции ионного обмена и в практических целях, например, для осаждения ионов, приносящих существенный вред людям и животным. К таким относят, в первую очередь, катионы тяжёлых металлов. Тяжелые металлы - это элементы периодической системы с относительной молекулярной массой больше 40. Так сложилось, что термины "тяжелые металлы" и "токсичные металлы" стали синонимами. На сегодняшний день безоговорочно к числу токсичных относят кадмий, ртуть, свинец, сурьму. Деятельность значительной части остальных в живых организмах можно оценить только на "отлично". Действительно, металлы в ионной форме входят в состав витаминов, гормонов, регулируют активность ферментов.
VI. Домашнее задание (Слайд 9) С какими веществами может реагировать фосфорная кислота, образуя а) газ;
б) воду; в) осадок? Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.
Приложения
2Ag+
2NO3-
Ca2+
2Cl-
Ca2+
2NO3-
2AgCl ?
Приложение 1
Алгоритм составления ионных уравнений реакций
1. Запишите (составьте) формулы исходных веществ и продуктов реакции. Расставьте коэффициенты. Определите формулу продукта реакции, уходящего из сферы реакции, и отметьте его соответствующим знаком: осадок↓, газ ↑
Молекулярное уравнение реакции:
MgCI2+2AgNO3=Mg(NO3)2+2AgCI↓
2. Напишите под каждой формулой растворимого вещества ионы, на которые оно диссоциирует, учитывая коэффициенты и, если необходимо, индексы (см. «Справку»).
Проверьте состав и заряды ионов по таблице растворимости
Полноеионное уравнение реакции:
Mg2++2CI-+2Ag++2NO3- = Mg2++2NO3-+ 2AgCl↓
3. Подчеркните формулы одинаковых ионов (до и после реакции), которые не участвуют в реакции
Полное ионное уравнение реакции:
Mg2++2CI-+2Ag++2NO3- = Mg2++2NO3- +2AgCl↓
4.Выпишите формулы оставшихся ионов и веществ
Краткое (сокращенное) ионное уравнение реакции:
2Ag++ 2CI- =2AgCl↓↓
Или
Ag++CI- =AgCl↓
5.Объясните сущность реакции (устно!)
Реакция идет в направлении связывания ионов Ag+и CI-в нерастворимое вещество AgCl↓ (хлорид серебра)