kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока химии на тему "Электролитическая диссоциация", 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:   1) Обобщить, закрепить и систематизировать знания по теме: «Электролитическая диссоциация» Проверить степень усвоения знаний по данной теме, навыки и умения в составлении ионных уравнений и решения расчетных задач.

               2) Расширить представление об ионах, химической связи, углубить знания о важнейших  классах неорганических соединений.  Развивать навыки учащихся  при работе с интерактивной доской.                  

               3) Воспитывать познавательный интерес  к предмету, повысить мотивацию к урокам  химии.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, на демонстрационном  столе: штативы с пробирками, растворы кислот HCl, H2SO4, H3PO4. щелочей NaOH, KOH, CH3COOH, солей Na2CO3, K2CO3, CuCl2, FeCl3, FeSO4, металлы Zn, Mg, Al; и другие.

Тип урока: Урок – обобщения

  • Ход  урока:

     I.Организационный момент.

     II. Подготовка к проведению урока – обобщения (в проведении урока помогает лаборант).

        Прежде, чем приступить к выполнению  заданий, необходимо провести разминку, т.е. ответить на некоторые вопросы (фронтальный опрос, вопросы проецируются  на интерактивную доску, задания предложены в форме презентации через программу Power Point, все схемы и уравнения заготовлены на флипчартах в программе Activestudio)

1. Что такое ЭЛДС?

2. Какие вещества называются электролитами? Почему? Приведите примеры.

3. Какие вещества называются неэлектролитами? Почему? Приведите примеры.

4. Как определить число и заряд ионов, образующихся при диссоциации электролитов?

5. В чём причина различной активности соляной и уксусной кислот одинаковой концентрации при взаимодействии, например с цинком?

6. Что означает понятие «степень электролитической диссоциации»? Каковы значения степени ЭЛДС для различных электролитов?

8. При каких условиях реакции ионного обмена идут до конца? В чём сущности таких реакций. Проведите соответствующие опыты.

9. Почему щёлочи (кислоты) имеют общие свойства, как их различить?

10. Почему имеют сходные свойства соли одной и той же кислоты, и соли, образованные одним и тем же металлом?

III. Проведение зачётного урока.

  адание №1

 Пользуясь схемой, составьте рассказ о классификации веществ по их поведению в водных растворах.                                                                            На флипчартах демонстрируются  различные задания для учащихся. Они отвечают на эти  задания, если ответ не точно сформулирован, то  ученики  дополняют его.

Флипчарт № 1           

 Задание № 2 . Закончите предложения.

Лист рассказа №1. NaCl, HNO3, Ba(OH)2 являются электролитами, так как .  .  . Сахар, спирт, глицерин не являются электролитами так как .  .  . Только одна из двух солей – СuSO4, BaSO4 – в водном растворе являются электролитом так как  .  .  . Только одна из двух кислот – H2SO4, H2SiO3 – в водном растворе является электролитом так как .  .  . Только одно из двух оснований – NaOH, Al(OH)3 – в водном растворе является электролитом так как .  .  .

Флипчарт № 2            Лист рассказа №2.

Ионы водорода и металлов имеют .  .  . заряд. Ионы, образованные из кислотных остатков и гидроксогрупп, имеют .  .  . заряд. Анионы имеют .  .  . заряд.

Флипчарт № 3            Задание №3.    

Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. Учащиеся быстро справившиеся с этим заданием, на интерактивной  доске записывают уравнения реакций.

Реагирующие вещества.

                                  K2CO3                      AgNO3

HCl

Флипчарт № 4       Задание №4.

На основе сокращённых ионных уравнений составьте уравнения реакций в молекулярном виде. Почему для проведения реакции можно использовать растворы различных кислот?

                                        2 H + СO3  ® H2O + CO2 ­

Флипчарт № 5         Задание №5     Экспериментальное.

На демонстрационном столе имеются реактивы. Из имеющихся реактивов (HCl, KOH, K2CO3, FeCl3) провести реакции ионного обмена, которые протекают до конца. Соответствующие уравнения реакций записать на доске.

Флипчарт № 6      Задание № 6  

Решите задачу. Определите состав и массу соли, образующиеся при взаимодействии 17,1 гр. гидроксида бария с 10 гр. 49% - ного раствора серной кислоты.

IV. Тестовая работа.

Задание раздается каждому учащемуся

1 вариант

1.Электролитами называются вещества:

А) проводящие электрический ток

Б) проводящие электрический ток в                  растворах и расплавах

В) не проводящие электрический ток                           Г) растворимые в воде     Д) нерастворимые в воде

2. Выделите ряд, в котором все вещества- электролиты

 А) NaOH , AgCl , сахар               Б) этиловый спирт, H2SiO3 , КОН       В) сахар, H2SiO3, Fe(OH)3       Г) CuSO4,  NaOH , HCl    

 Д) этиловый спирт, вода, сахар

3.  Карбонат-ион можно обнаружить при помощи раствора

 А) хлороводорода     Б) хлорида натрия   В) гидроксида натрия   Г) сульфата натрия       Д) гидрата натрия

4.  Вещества при диссоциации, которых образуются только анионы гидроксогруппы, это

 А) кислоты   Б) щелочи    В) средние соли

      Г) кислые соли     Д) двойные соли

5.  Реакции ионного обмена идут до конца, с выделением газа, при взаимодействии

 А) Cu(OH)2 и H2SO4      Б) KOH и Zn(NO3)2       B) Na2CO3 и HCl             Г) KOH и HCl     Д) Cu(OH)2 и Zn(NO3)2

6.  В каком из растворов солей лакмус окрасится в красный цвет

 А) Na2CO3       Б) CuCl2       В) NaCl     Г) CuCO3            Д) K2SO4

7.  У какого вещества электролитическая диссоциация протекает ступенчато

А)   NaCl       Б)  AgNO3   В) NaOH     Г) KOH       Д) H2SO4

8.  Отметьте, в каком случае реакция между ионами не протекает

    А) 3K+ + PO43 -          Б) Fe3+ + 3OH -          В) Ca2+ + CO32-    Г) Ba2+ + SO42-     Д) Ag+ + Cl –

9.   Определите сложный анион 

А) ион бария              Б) сульфат-ион              В) ион алюминия               Г) хлорид-ион                    Д) бромид-ион

10. Выберите правильную запись уравнения диссоциации азотной кислоты

А) HNO3→ H+ + NO3-      Б) HNO3→ H- + 3NO+         В) HNO3→ H- + NO3+       Г) HNO3→ H+ + NO3 -           Д) HNO3→ H- + NO3+

V. Подведение итогов и выставление оценок.

 Итоговую оценку выставляет учитель с учётом работы каждого ученика.

VI. Рефлексия.

1. Понравился ли вам урок, чем?

2. Что на уроке было интересным?

3. Чему научились?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии на тему "Электролитическая диссоциация", 9 класс »

Черкашина Л.И.,

КГУ СОШ № 32

г. Караганда

Тема: Электролитическая диссоциация.

(Урок – обобщения)

9 класс


Цели: 1) Обобщить, закрепить и систематизировать знания по теме: «Электролитическая диссоциация» Проверить степень усвоения знаний по данной теме, навыки и умения в составлении ионных уравнений и решения расчетных задач.

2) Расширить представление об ионах, химической связи, углубить знания о важнейших классах неорганических соединений. Развивать навыки учащихся при работе с интерактивной доской.

3) Воспитывать познавательный интерес к предмету, повысить мотивацию к урокам химии.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, на демонстрационном столе: штативы с пробирками, растворы кислот HCl, H2SO4, H3PO4. щелочей NaOH, KOH, CH3COOH, солей Na2CO3, K2CO3, CuCl2, FeCl3, FeSO4, металлы Zn, Mg, Al; и другие.

Тип урока: Урок – обобщения

Ход урока:

  1. Организационный момент.


II. Подготовка к проведению урока – обобщения (в проведении урока помогает лаборант).

Прежде, чем приступить к выполнению заданий, необходимо провести разминку, т.е. ответить на некоторые вопросы (фронтальный опрос, вопросы проецируются на интерактивную доску, задания предложены в форме презентации через программу Power Point, все схемы и уравнения заготовлены на флипчартах в программе Activestudio)

1. Что такое ЭЛДС?

2. Какие вещества называются электролитами? Почему? Приведите примеры.

3. Какие вещества называются неэлектролитами? Почему? Приведите примеры.

4. Как определить число и заряд ионов, образующихся при диссоциации электролитов?

5. В чём причина различной активности соляной и уксусной кислот одинаковой концентрации при взаимодействии, например с цинком?

6. Что означает понятие «степень электролитической диссоциации»? Каковы значения степени ЭЛДС для различных электролитов?

8. При каких условиях реакции ионного обмена идут до конца? В чём сущности таких реакций. Проведите соответствующие опыты.

9. Почему щёлочи (кислоты) имеют общие свойства, как их различить?

10. Почему имеют сходные свойства соли одной и той же кислоты, и соли, образованные одним и тем же металлом?


III. Проведение зачётного урока.

Задание №1

Пользуясь схемой, составьте рассказ о классификации веществ по их поведению в водных растворах.

На флипчартах демонстрируются различные задания для учащихся. Они отвечают на эти задания, если ответ не точно сформулирован, то ученики дополняют его.


Флипчарт № 1

Задание № 2 . Закончите предложения.

Лист рассказа №1. NaCl, HNO3, Ba(OH)2 являются электролитами, так как . . . Сахар, спирт, глицерин не являются электролитами так как . . . Только одна из двух солей – СuSO4, BaSO4 – в водном растворе являются электролитом так как . . . Только одна из двух кислот – H2SO4, H2SiO3 – в водном растворе является электролитом так как . . . Только одно из двух оснований – NaOH, Al(OH)3 – в водном растворе является электролитом так как . . .

Флипчарт № 2

Лист рассказа №2.

Ионы водорода и металлов имеют . . . заряд. Ионы, образованные из кислотных остатков и гидроксогрупп, имеют . . . заряд. Анионы имеют . . . заряд.

Флипчарт № 3

Задание №3.

Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. Учащиеся быстро справившиеся с этим заданием, на интерактивной доске записывают уравнения реакций.

Реагирующие вещества.


K2CO3

AgNO3

HCl




Флипчарт № 4

Задание №4.

На основе сокращённых ионных уравнений составьте уравнения реакций в молекулярном виде. Почему для проведения реакции можно использовать растворы различных кислот?

2 H + СO3  H2O + CO2 

Флипчарт № 5

Задание №5 Экспериментальное.

На демонстрационном столе имеются реактивы. Из имеющихся реактивов (HCl, KOH, K2CO3, FeCl3) провести реакции ионного обмена, которые протекают до конца. Соответствующие уравнения реакций записать на доске.

Флипчарт № 6

Задание № 6

Решите задачу. Определите состав и массу соли, образующиеся при взаимодействии 17,1 гр. гидроксида бария с 10 гр. 49% - ного раствора серной кислоты.


IV. Тестовая работа.

Задание раздается каждому учащемуся


1 вариант

2 вариант

1.Электролитами называются вещества:

А) проводящие электрический ток

Б) проводящие электрический ток в растворах и расплавах

В) не проводящие электрический ток Г) растворимые в воде

Д) нерастворимые в воде

2. Выделите ряд, в котором все вещества- электролиты

А) NaOH , AgCl , сахар

Б) этиловый спирт, H2SiO3 , КОН

В) сахар, H2SiO3, Fe(OH)3

Г) CuSO4, NaOH , HCl

Д) этиловый спирт, вода, сахар

3. Карбонат-ион можно обнаружить при помощи раствора

А) хлороводорода Б) хлорида натрия

В) гидроксида натрия

Г) сульфата натрия Д) гидрата натрия

4. Вещества при диссоциации, которых образуются только анионы гидроксогруппы, это

А) кислоты Б) щелочи В) средние соли

Г) кислые соли Д) двойные соли

5. Реакции ионного обмена идут до конца, с выделением газа, при взаимодействии

А) Cu(OH)2 и H2SO4 Б) KOH и Zn(NO3)2

B) Na2CO3 и HCl Г) KOH и HCl

Д) Cu(OH)2 и Zn(NO3)2

6. В каком из растворов солей лакмус окрасится в красный цвет

А) Na2CO3 Б) CuCl2 В) NaCl

Г) CuCO3 Д) K2SO4

7. У какого вещества электролитическая диссоциация протекает ступенчато

А) NaCl Б) AgNO3 В) NaOH

Г) KOH Д) H2SO4

8. Отметьте, в каком случае реакция между ионами не протекает

А) 3K+ + PO43 - Б) Fe3+ + 3OH -

В) Ca2+ + CO32- Г) Ba2+ + SO42- Д) Ag+ + Cl

9. Определите сложный анион

А) ион бария Б) сульфат-ион

В) ион алюминия

Г) хлорид-ион Д) бромид-ион

10. Выберите правильную запись уравнения диссоциации азотной кислоты

А) HNO3→ H+ + NO3- Б) HNO3→ H- + 3NO+ В) HNO3→ H- + NO3+ Г) HNO3→ H+ + NO3 - Д) HNO3→ H- + NO3+

1. Не проводит электрический ток водный раствор

А) серной кислоты Б) гидроксида натрия

В) сахара Г) гидроксида калия

Д) соляной кислоты

2. Осадок образуется при взаимодействии раствора хлорида железа(II) и

А) гидроксида натрия

Б) сульфата натрия В) нитрата натрия

Г) хлорида натрия Д) соляной кислоты

3. Вещества, которые при диссоциации образуют только катионы водорода, называются

А) солями Б) кислотами В) щелочами

Г) амфотерными гидроксидами

Д) основными солями

4. Неэлектролитами являются все вещества группы

А) раствор поваренной соли, сахар, I2

Б) этиловый спирт, соляная кислота,Ca(OH)2

В) соляная кислота, раствор поваренной соли, этиловый спирт

Г) сахар, этиловый спирт, I2

Д) Ca(OH)2, соляная кислота, раствор NaCl

5. Выделите вещество, при диссоциации которого образуется силикат-ион

А) CaSiO3 Б) H2SiO3 В) Na2SiO3

Г) BaSiO3 Д) ZnSiO3

6. Определите формулу вещества, электролитическая диссоциация которого протекает ступенчато

А) H3PO4 Б) HNO3 В) NaOH Г) HCl Д) KOH

7. Определите простой катион

А) ион аммония Б) карбонат-ион

В) сульфат-ион Г) гидроксид-ион

Д) ион калия

8. В каком из растворов солей фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет

А) Na2CO3 Б) MgCl2 В) NaCl Г) CuCl2 Д) KCl

9. Сокращенное ионное уравнение Ba2+ + SO42- → BaSO4↓ соответствует взаимодействию

А) Ba(OH)2 + HCl Б) Ba(OH)2 + H2SO4 В) Ba(OH)2 + HNO3

Г) Ba(OH)2 + H2SO3 Д) Ba(OH)2 + H2S

10. Найдите ионы, которые могут совместно находиться в растворе

А) Al3+ и OH- Б) Zn2+ и OH-

В) Na+ и OH- Г) Cu2+ и OH- Д) Fe3+ и OH-


V. Подведение итогов и выставление оценок.

Итоговую оценку выставляет учитель с учётом работы каждого ученика.

VI. Рефлексия.

1. Понравился ли вам урок, чем?

2. Что на уроке было интересным?

3. Чему научились?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока химии на тему "Электролитическая диссоциация", 9 класс

Автор: Черкашина Людмила Ивановна

Дата: 21.06.2014

Номер свидетельства: 107600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Разработка урока по теме "Типы химических реакций""
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotkaurokapotiemietipykhimichieskikhrieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "259758"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448816651"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Авторская разработка открытого урока по химии по теме «Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации» с применением сингапурских приёмов. "
    ["seo_title"] => string(168) "avtorskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-khimii-po-tiemie-svoistva-soliei-v-svietie-tieorii-eliektrolitichieskoi-dissotsiatsii-s-primienieniiem-singhapurskikh-priiomov"
    ["file_id"] => string(6) "209145"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431021638"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(297) "Авторская разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации с применением сингапурских приёмов "
    ["seo_title"] => string(180) "avtorskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-khimii-v-8-klassie-po-tiemie-svoistva-soliei-v-svietie-tieorii-eliektrolitichieskoi-dissotsiatsii-s-primienieniiem-singhapurskikh-priiomov"
    ["file_id"] => string(6) "212505"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431862295"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "8класс. Электролитическая диссоциация"
    ["seo_title"] => string(41) "8klasseliektrolitichieskaiadissotsiatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "287321"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454473254"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов. "
    ["seo_title"] => string(93) "eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-sil-nyie-i-slabyie-eliektrolity-srieda-vodnykh-rastvorov"
    ["file_id"] => string(6) "197307"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428232626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства