Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные |
Этап урока – Организационный, мотивация учебной деятельности |
Включение обучающихся в деятельность в ходе фронтальной беседы: - Что такое ион? - Чему равен заряд иона? - Что такое катионы и анионы? - Определите заряды следующих ионов: Н, Cl, SO4, Mg, SO3, SiO2, Al, Ca, S, NO2, I, NO3, PO4 | Включаются в деятельность, отвечают на поставленные вопросы, один обучающийся определяет заряды ионов у доски, остальные контролируют правильность ответов, при необходимости исправляют ошибки | Владение понятийным аппаратом химии, использование знаково-символических средств для решения задач. Умение извлекать информацию из разных источников (ПСХЭ, формулы веществ) | Умение оформлять работу в соответствии с требованиями, контролировать правильность ответов одноклассников, дополнять и уточнять их. | Восприятие на слух вопросы учителя и ответы одноклассников, умение формулировать свои ответы. | Уважительное отношение к собеседнику, готовность и способность вести диалог с другими людьми. |
Этап урока – Актуализация знаний |
- Что такое электролиты; неэлектролиты? - Из предложенных веществ выберите электролиты (чем воспользуетесь, чтобы не ошибиться?): O2, NaCl, K2S, H2O, NaOH, CaSO4, CO2, Mg(NO3)2, SO3, H2SO4, NaNO3, CuCl2, K2SO4, BaSO4 - Что такое электролитическая диссоциация? - Какие ионы образуются при диссоциации кислот, оснований и солей? - Выполнить задание №4 стр.227 учебника - Из предложенных реакций выберите реакции обмена: Na2SO4 + BaСl2 → Mg + НС1→ Na2CO3 + Н2SO4 → Zn(OH)2→ NaOH + HC1 → NaCI + KNO3 → - Растворы электролитов содержат ионы, поэтому реакции в растворах электролитов фактически сводятся к реакциям между ионами. | Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, один обучающийся выполняет задание №4 из учебника у доски, остальные проверяют правильность ответов, при необходимости исправляют ошибки. Самостоятельно выполняют задание, один обучающийся озвучивает правильный ответ, остальные проверяют, при необходимости исправляют Обучающиеся с помощью учителя формулируют тему и цель урока. | Владение понятийным аппаратом химии, использование знаково-символических средств для решения задач. Умение извлекать информацию из разных источников (таблица растворимости). Умение строить логическую цепь рассуждений, выделять и формулировать познавательную цель | Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Умение контролировать правильность ответов одноклассников, дополнять и уточнять их | Восприятие на слух вопросы учителя и ответы одноклассников, умение формулировать свои ответы. | Самоорганизация. Уважительное отношение к собеседнику, готовность и способность вести диалог с другими людьми. Умение управлять своей познавательной деятельностью |
Этап урока – первичное усвоение новых знаний |
Выполнение лабораторной работы в группах: - Повторение правил техники безопасности 1 группа: К раствору сульфата натрия прилить раствор хлорида бария. Что вы наблюдаете? 2 группа: К раствору гидроксида натрия, окрашенного фенолфталеином в малиновый цвет, прилить избыток раствора азотной кислоты. Что вы наблюдаете? (Учитель дает определение реакции нейтрализации) 3 группа: К раствору карбоната натрия прилить раствор соляной кислоты. Что вы наблюдаете? 4 группа: К раствору хлорида натрия прилить раствор сульфата калия. Что вы наблюдаете? -Запишите молекулярные уравнения реакций. - С помощью учителя обучающиеся записывают полные и сокращенные ионные уравнения, выводят алгоритм составления реакций ионного обмена - Перечислите условия, при которых реакции ионного обмена протекают до конца. | Обучающиеся повторяют правила охраны труда, в группах выполняют лабораторные работы, делают выводы. Записывают на доске молекулярные уравнения проведенных реакций Записывают с помощью учителя полные и сокращенные ионные уравнения, выводят алгоритм составления реакций ионного обмена, формулируют условия протекания реакций ионного обмена до конца. | Проведение эксперимента, наблюдение за экспериментом, выявление признаков протекания химической реакции. Умение работать с лабораторной посудой, делать выводы, использовать знаково-символические средства для написания уравнений, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать. | Прогнозирование результатов своей деятельности, организация деятельности в соответствии с поставленной целью. Оценивать правильность выполнение поставленной задачи. | Умение работать в группе, формулировать и аргументировать выводы. | Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самовоспитанию. Умение уважительно относиться к одноклассникам. Умение управлять своей познавательной деятельностью. Повышение своего образовательного уровня. |
Этап урока – первичная проверка понимания |
- Сформулируйте определение реакций ионного обмена - Выполнение №3 на стр. 89 в рабочей тетради -Дано краткое ионное уравнение, по нему составьте молекулярное уравнение: 3 Са2+ + 2 PO43- = Са3(PO4)2↓ 2 H+ + S2- = H2S↑ Н+ + ОН- = Н2О Учитель контролирует правильность выполнения заданий. | Обучающиеся формулируют определение реакций ионного обмена. Выполняют задания в парах. | Использование знаково-символических средств для составления молекулярных и ионных уравнений. Структурирование знаний. Умение устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать. | Контроль, коррекция своей деятельности при выполнении заданий, саморегуляция. | Умение работать в парах, вступать в диалог с партнером. Планирование сотрудничества с одноклассником. | Самоорганизация. Уважительное отношение к собеседнику, готовность и способность вести диалог с другими людьми. |
Этап урока – первичное закрепление |
Обучающимся дается задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца? Пары электролитов: 1) K2SO4 и BaCl2 2) Na2CO3 и HCl 3) KOH и H2SO4 4) KCl и Na2SO4 | Обучающиеся выполняют задание самостоятельно. | Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. | Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Уметь оформлять свои мысли в письменной форме. | Самоорганизация. Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самовоспитанию |
Этап урока – постановка домашнего задания |
Учитель поясняет выполнение домашнего задания: § 38 стр. 234-235 № 4,5 | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник | | | | |
Этап урока – подведение итогов занятия, рефлексия |
- Вспомните, какую цель поставили в начале урока, достигли ли ее? Учитель подводит итог урока, выявляет наиболее активных обучающихся, выставляет оценки, организует рефлексию в форме анкетирования: 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен | Обучающиеся оценивают свою работу на уроке и урок вцелом | Умение анализировать результаты своей деятельности. | Умение оценивать свою деятельность | Уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме. | Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |