Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Основания. Физические и химические свойства щелочей, их получение»»
Урок «Основания. Физические и химические свойства щелочей ,
их получение.»
Задачи урока: -систематизировать смысл названий и состав сложных веществ;
-сформировать знания учащихся о составе оснований, валентности гидроксогруппы, физических и химических свойств щелочей, их получении;
-развивать умения учащихся сравнивать вещества выделять общие черты в составе и свойствах оснований.
Цели урока: -развитие умений характеризовать состав оснований по формулам и отличать их от других сложных веществ;
-отработка правильности составления и записи уравнений химических реакций, в том числе реакции нейтрализации;
-формирование навыков аккуратной работы с химическими веществами согласно правилам ТБ.
Оборудование и реактивы: на каждой партеNaOH сухой в пробирке, стакан с дистиллированной водой, лакмус, фенолфталеин, метилоранж, стеклянные палочки.
Ход урока:
Эпиграфом к уроку я хотела бы привести слова:«Все предметы бессмертной природы лишены смысла, пока их не познали смертные и не возлюбили земной любовью.» С. Цвейг (2 слайд)
Актуализация ранее полученных знаний – беседа по вопросам с презентации:
- Что такое гидроксиды и как их классифицируют?
- С помощью чего можно распознать кислоту и основание?
(наглядная демонстрация – слайды 5 и 6)
-Как определить кислоту по составу?
-Чему равна валентность кислотного остатка?
(наглядная демонстрация – слайд 9)
- С чем взаимодействует кислота и какого типа эти реакции?
2. Самостоятельная работа с самопроверкой: (слайд 11 и 12) ((
Вариант 1
Выберите из списка вещества, взаимодействующие с кислотами и напишите уравнения реакций с НСl, укажите тип реакции.
Al, SO3, ZnO, C, HBr, H2O
Вариант 2
Выберите из списка вещества, взаимодействующие с кислотами и напишите уравнения реакций с Н2SO4, укажите тип реакции.
MgO, H2O, P, Zn, SO2, HCl
Объяснение новой темы:
- Приведите примеры оснований?
-Что общего в этих формулах?
(наглядная демонстрация – слайд 14,16,17)
Учащиеся делают выводы, что общее – это атомы металлов и группа -ОН. Учитель вводит понятие гидроксильной группы и её валентности, дают вместе определениие основаниям.
ОСНОВАНИЯ - это сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, связанные с одной или несколькими гидроксильными группами ОН- . (слайд 17)
Общая формула оснований - Me (OH)n (слайд 18)
-Как можно классифицировать основания?
(находят в таблице растворимости и делят по растворимости, классифицируют с примерами) (слайд 20)
О снования нерастворимые
растворимые
Рассматривают и записывают физические свойства оснований ( слайды 21-23)
Химические свойства изучают, выполняя лабораторные опыты. В выданную пробирку с сухой щелочью учащиеся наливают воду, размешивают стеклянной палочкой, убеждаются, что щелочи хорошо растворимы в воде, затем разливают ещё в две пробирки и в каждую из трёх пробирок добавляют по очереди индикаторы, записывают наблюдаемые изменения, затем добавляют кислоту. Видят реакцию с изменением цвета индикатора. Вводится понятие реакции нейтрализации, записывают уравнение реакции с кислотой, с кислотными оксидами.
Реакция нейтрализации – это взаимодействие между кислотамис образованием соли и водыи основаниями. (слайды 25)
Изучаются способы получения оснований с записью уравнений реакций: 1. активный металл с водой 2Na + 2H 2O = 2NaOH + H2 2. основный оксид с водой CaO + H2O = Ca(OH)2 3. соль с щелочью CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2 + 2KCl (слайд 26)
Рефлексия изученного на уроке материала - дополнение подходящими по смыслу словами в стихах: (слайды 27)