kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Аминокислоты» (технология коллективных способов обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Химия

Тема урока: «Аминокислоты»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: формирование понятия «аминокислоты», изучение физических и химических свойств аминокислот, умения составлять уравнения реакций, характеризующих получение аминокислот условиями протекания химических реакций.

Задачи:

– рассмотреть определение аминокислот, общую формулу, типы изомерии, физические и химические свойства, способы получения;

– формировать умения составлять формулы изомеров и называть их, записывать уравнения химических реакций взаимодействия аминокислот с кислотами, основаниями и между собой, объяснять причину амфотерности аминокислот;

– развивать умения работать с информацией, коммуникативные способности;

– содействовать формированию: мировоззренческих идей о единстве мира, о взаимосвязи живой и неживой природы на примере состава аминокислот и демонстрации действия закона диалектики единства и борьбы противоположностей валеологической культуры через биологическое значение аминокислот.

Планируемые результаты:

– предметные: знание строения, классификации, видов изомерии аминокислот и основы их номенклатуры; основных способов получения аминокислот и их применение. умение проводить сравнение свойств аминов и карбоновых кислот, записывать необходимые уравнения реакций

– метапредметные: умение работать с текстом учебника и устанавливать межпредметные связи (с биологией), навыки самообразования и самооценки;

- личностные: наличие любознательности, формирование интереса через изучение некоторых моментов роли аминокислот для жизнедеятельности  человека.

Оборудование и материалы: мультимедийный компьютер, презентация, экспертные карточки, дидактические карточки с заданиями, иллюстрации: лягушка, мухомор, бледная поганка, лютик, анчар, яйцо, курица.

Основные понятия, изучаемые на уроке: «аминокислота», «аминогруппа», «заменимые и незаменимые аминокислоты», «номенклатура аминокислот», «гидролиз белка».

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Чтение стихотворения.

- Хотелось бы вам привести строки из стихотворения А.С. Пушкина

В пустыне чахлой и скупой,
На почве зноем раскаленной
Анчар как грозный часовой
Стоит – один во всей вселенной.

Яд, каплей сквозь его кору
К полудню растопясь от зноя, 
И застывает в вечеру
Густой, прозрачною смолою.
– Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения? (предположения обучающихся)

III. Актуализация знаний

1.     Индивидуальная работа по карточкам.

– Учеными выявлено, что в некоторых живых организмах есть два сильных яда: сакситоксин, батрахотоксин. Что это за вещества и где они содержаться, попробуйте ответить, прочитав текст на карточке №1 (приложение 1).

– О каких веществах шла речь в тексте?

– Так вот сегодня мы поговорим об этих интересных органических веществах. С одной стороны являющимися кирпичиками жизни, а с другой сильными ядами.

А входят они в группу аминокислот. Запишем тему урока.

2. Демонстрационный опыт «Поменял ли индикатор окраску?».

– Перед вами органические вещества: уксусная кислота, метиламин, аминоуксусная кислота. Попробуем добавить индикатор – лакмус в каждую пробирку. Какие вы видите изменения. Почему?

·         уксусная кислота + лакмус – красная

·         метиламин + лакмус – синий

·         аминоуксусная кислота – фиолетовый.

Вот на этот вопрос мы и должны ответить в конце урока, более подробно изучив тему «Аминокислоты».

Аминокислоты строят белки. А жизнь есть форма существования белковых тел. Итак – аминокислоты, что это за вещества?

– Чтобы правильно ответить на эти вопросы, воспользуемся информацией, представленной на карточке №2.

IV. Первичное усвоение новых знаний

1.Работа в режиме взаимопередачи тем по следующему алгоритму:

- прочитать текст (приложение 2);

- ответить на вопросы I и II уровня и попытаться ответить на вопросы III уровня;

– обсудить результаты работы с соседом по парте, с которым работаете в паре;

– поменяться вариантами текстов и ответить на вопросы противоположного варианта.

2. Химический практикум «Лаборатория»

Мы с вами отметили, что аминокислоты – бесцветные кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Многие из них обладают сладким вкусом.

   Химические свойства аминокислот определяются наличием в молекуле двух функциональных групп:

   Аминогруппа – NH2 определяет основные свойства аминокислот, так как способна присоединять к себе катион водорода по донорно - акцепторному механизму за счет наличия свободной электронной пары у атома азота.

Проводим эксперимент (правила техники безопасности)

Инструкционные карточки на партах

 Опыт № 1

«Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами»

На предметное стекло поместите 1 каплю раствора соляной кислоты (НСI) и 1 каплю метилоранжа. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси.

Вопрос. Объясните, почему произошло изменение цвета раствора?

Записываем уравнение реакции на доске

Н2N – СН2 – СООН + НСI → [H3N+ – СН2 - СООН]СI-

   Группа – СООН (карбоксильная группа) определяет кислотные свойства этих соединений, т.е. взаимодействует со щелочами.

Опыт № 2

«Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами»

На предметное стекло поместите 1 каплю раствора гидроксида натрия (NaОН) и 1 каплю фенолфталеина. Индикатор изменяет свою окраску на малиновую. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до обесцвечивания реакционной смеси.

Вопрос. Объясните, почему произошло обесцвечивание раствора?

Записываем уравнение реакции на доске

H2N – CH2 – COOH + NaOH →  H2N – CH2 – COONa  + Н2О

Вопрос:

Как называются  вещества, которые могут взаимодействовать и с кислотами и с основаниями? ( Амфотерными)

   Кроме того, аминогруппа в молекуле аминокислоты вступает во взаимодействие с входящей в ее состав карбоксильной группой, образуя внутреннюю соль.

Опыт № 3

«Испытание раствора аминокислоты индикаторами»

 На универсальную индикаторную бумажку поместите 2-3 капли раствора глицина   Что Вы наблюдаете?

V. Первичная проверка понимания 

1. Решение заданий теста.

1) Написать общую формулу аминокислот

2) Выбрать функциональные группы характерные для аминокислот

3) Назвать аминокислоты

4) Какую реакцию среды будет иметь аминокислота

5) Почему аминокислоты называются амфотерными органическими соединениями.

6) Почему аминокислоты относятся к полифункциональным соединениям.

7) Какие аминокислоты называются незаменимыми. Почему. Приведите примеры.

2.Решение проблемной ситуации: «Какая мысль заключена на рисунке?»

-Взгляните на рисунок, какая мысль у вас сразу возникает? Или что за процесс изображен на рисунке?

Аминокислоты в организме выполняют роль строительных блоков для белков.

Но они могут участвовать и в других процессах: например, глицин и глутаминовая кислота – передатчики нервного импульса (их называют нейромедиаторами). Аргинин является незаменимой кислотой лишь в период интенсивного роста организма, тогда он необходим в больших количествах.

   Предприимчивые японцы давно заметили, что добавление в пищу приправы из сушеных водорослей усиливает ее вкус и аромат. В 1909 г. японский ученый К.Икеда выяснил, что причина такого воздействия приправы кроется в содержании глутаминовой кислоты и ее солей. К. Икеда запатентовал свое открытие, и теперь во всем мире в качестве пищевых добавок, усиливающих вкус и аромат продукта, используется глутаминовая кислота (Е629), глутаминат натрия (Е621, часто называют глютамат натрия) и глутаминаты других металлов (Е622 – 625). Ссылки на эти вещества легко найти, например, на баночке мясного паштета. Для тех же целей применяется глицин (Е640) и лейцин (Е641).

Аминокислоты и их производные используются в качестве лекарственных средств в медицине. В аптеке можно купить глицин в таблетках. Этот препарат оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга. Метионин - незаменимая аминокислота, Применяют при лечении печени, профилактика токсического поражения печени.

VI. Первичное закрепление

Выполнение теста. Взаимопроверка с помощью экспертных карточек. Оценивание друг друга  (Приложение3).

VII. Подведение итогов

- Итак, почему в растворе аминокислоты лакмус не изменил окраску, а в растворе уксусной и метиламина изменил?

- Почему урок начали со стихотворения?

- Почему аминокислоты можно называть веществами и для жизни, и для смерти?

VIII. Домашнее задание:

§ 40, упр 1, 2     на оценку – «3»
§ 40, упр 1, 2, 6      на оценку – «4»
§ 40,  упр 1, 2, 6, 10   на оценку – «5»

ия.

IX.Рефлексия.

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке.

Сегодня я узнал …Я  выполнил задание …Я понял, что …Я научился …

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Аминокислоты» (технология коллективных способов обучения)»


Приложение

Разработка урока

УРОК «Аминокислоты» (10 класс)

(технология коллективных способов обучения)

Предмет: Химия

Тема урока: «Аминокислоты»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: формирование понятия «аминокислоты», изучение физических и химических свойств аминокислот, умения составлять уравнения реакций, характеризующих получение аминокислот условиями протекания химических реакций.

Задачи:

– рассмотреть определение аминокислот, общую формулу, типы изомерии, физические и химические свойства, способы получения;

– формировать умения составлять формулы изомеров и называть их, записывать уравнения химических реакций взаимодействия аминокислот с кислотами, основаниями и между собой, объяснять причину амфотерности аминокислот;

– развивать умения работать с информацией, коммуникативные способности;

– содействовать формированию: мировоззренческих идей о единстве мира, о взаимосвязи живой и неживой природы на примере состава аминокислот и демонстрации действия закона диалектики единства и борьбы противоположностей валеологической культуры через биологическое значение аминокислот.

Планируемые результаты:

предметные: знание строения, классификации, видов изомерии аминокислот и основы их номенклатуры; основных способов получения аминокислот и их применение. умение проводить сравнение свойств аминов и карбоновых кислот, записывать необходимые уравнения реакций

метапредметные: умение работать с текстом учебника и устанавливать межпредметные связи (с биологией), навыки самообразования и самооценки;

- личностные: наличие любознательности, формирование интереса через изучение некоторых моментов роли аминокислот для жизнедеятельности человека.

Оборудование и материалы: мультимедийный компьютер, презентация, экспертные карточки, дидактические карточки с заданиями, иллюстрации: лягушка, мухомор, бледная поганка, лютик, анчар, яйцо, курица.

Основные понятия, изучаемые на уроке: «аминокислота», «аминогруппа», «заменимые и незаменимые аминокислоты», «номенклатура аминокислот», «гидролиз белка».


ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

  1. Чтение стихотворения.

- Хотелось бы вам привести строки из стихотворения А.С. Пушкина

В пустыне чахлой и скупой,
На почве зноем раскаленной
Анчар как грозный часовой
Стоит – один во всей вселенной.

Яд, каплей сквозь его кору
К полудню растопясь от зноя, 
И застывает в вечеру
Густой, прозрачною смолою.
– Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения? (предположения обучающихся)

  1. Актуализация знаний

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

– Учеными выявлено, что в некоторых живых организмах есть два сильных яда: сакситоксинбатрахотоксин. Что это за вещества и где они содержаться, попробуйте ответить, прочитав текст на карточке №1 (приложение 1).

– О каких веществах шла речь в тексте?

– Так вот сегодня мы поговорим об этих интересных органических веществах. С одной стороны являющимися кирпичиками жизни, а с другой сильными ядами.

А входят они в группу аминокислот. Запишем тему урока.

  1. Демонстрационный опыт «Поменял ли индикатор окраску?».

– Перед вами органические вещества: уксусная кислота, метиламин, аминоуксусная кислота. Попробуем добавить индикатор – лакмус в каждую пробирку. Какие вы видите изменения. Почему?

  • уксусная кислота + лакмус – красная

  • метиламин + лакмус – синий

  • аминоуксусная кислота – фиолетовый.

Вот на этот вопрос мы и должны ответить в конце урока, более подробно изучив тему «Аминокислоты».

Аминокислоты строят белки. А жизнь есть форма существования белковых тел. Итак – аминокислоты, что это за вещества?

– Чтобы правильно ответить на эти вопросы, воспользуемся информацией, представленной на карточке №2.

  1. Первичное усвоение новых знаний

1.Работа в режиме взаимопередачи тем по следующему алгоритму:

- прочитать текст (приложение 2);

- ответить на вопросы I и II уровня и попытаться ответить на вопросы III уровня;

– обсудить результаты работы с соседом по парте, с которым работаете в паре;

– поменяться вариантами текстов и ответить на вопросы противоположного варианта.

  1. Химический практикум «Лаборатория»

Мы с вами отметили, что аминокислоты – бесцветные кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Многие из них обладают сладким вкусом.

Химические свойства аминокислот определяются наличием в молекуле двух функциональных групп:

Аминогруппа – NH2 определяет основные свойства аминокислот, так как способна присоединять к себе катион водорода по донорно - акцепторному механизму за счет наличия свободной электронной пары у атома азота.

Проводим эксперимент (правила техники безопасности)

Инструкционные карточки на партах

Опыт № 1

«Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами»

На предметное стекло поместите 1 каплю раствора соляной кислоты (НСI) и 1 каплю метилоранжа. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси.

Вопрос. Объясните, почему произошло изменение цвета раствора?

Записываем уравнение реакции на доске


Н2N – СН2 – СООН + НСI → [H3N+ – СН2 - СООН]СI-

Группа – СООН (карбоксильная группа) определяет кислотные свойства этих соединений, т.е. взаимодействует со щелочами.

Опыт № 2

«Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами»

На предметное стекло поместите 1 каплю раствора гидроксида натрия (NaОН) и 1 каплю фенолфталеина. Индикатор изменяет свою окраску на малиновую. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до обесцвечивания реакционной смеси.

Вопрос. Объясните, почему произошло обесцвечивание раствора?


Записываем уравнение реакции на доске

H2N – CH2 – COOH + NaOH → H2N – CH2 – COONa + Н2О

Вопрос:

Как называются вещества, которые могут взаимодействовать и с кислотами и с основаниями? ( Амфотерными)

Кроме того, аминогруппа в молекуле аминокислоты вступает во взаимодействие с входящей в ее состав карбоксильной группой, образуя внутреннюю соль.

Опыт № 3

«Испытание раствора аминокислоты индикаторами»

На универсальную индикаторную бумажку поместите 2-3 капли раствора глицина Что Вы наблюдаете?


  1. Первичная проверка понимания 

1. Решение заданий теста.

1) Написать общую формулу аминокислот

2) Выбрать функциональные группы характерные для аминокислот

3) Назвать аминокислоты

4) Какую реакцию среды будет иметь аминокислота

5) Почему аминокислоты называются амфотерными органическими соединениями.

6) Почему аминокислоты относятся к полифункциональным соединениям.

7) Какие аминокислоты называются незаменимыми. Почему. Приведите примеры.

2.Решение проблемной ситуации: «Какая мысль заключена на рисунке?»

-Взгляните на рисунок, какая мысль у вас сразу возникает? Или что за процесс изображен на рисунке?

Аминокислоты в организме выполняют роль строительных блоков для белков.

Но они могут участвовать и в других процессах: например, глицин и глутаминовая кислота – передатчики нервного импульса (их называют нейромедиаторами). Аргинин является незаменимой кислотой лишь в период интенсивного роста организма, тогда он необходим в больших количествах.

Предприимчивые японцы давно заметили, что добавление в пищу приправы из сушеных водорослей усиливает ее вкус и аромат. В 1909 г. японский ученый К.Икеда выяснил, что причина такого воздействия приправы кроется в содержании глутаминовой кислоты и ее солей. К. Икеда запатентовал свое открытие, и теперь во всем мире в качестве пищевых добавок, усиливающих вкус и аромат продукта, используется глутаминовая кислота (Е629), глутаминат натрия (Е621, часто называют глютамат натрия) и глутаминаты других металлов (Е622 – 625). Ссылки на эти вещества легко найти, например, на баночке мясного паштета. Для тех же целей применяется глицин (Е640) и лейцин (Е641).

Аминокислоты и их производные используются в качестве лекарственных средств в медицине. В аптеке можно купить глицин в таблетках. Этот препарат оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга. Метионин - незаменимая аминокислота, Применяют при лечении печени, профилактика токсического поражения печени.

VI. Первичное закрепление

Выполнение теста. Взаимопроверка с помощью экспертных карточек. Оценивание друг друга (Приложение3).

  1. Подведение итогов

- Итак, почему в растворе аминокислоты лакмус не изменил окраску, а в растворе уксусной и метиламина изменил?

- Почему урок начали со стихотворения?

- Почему аминокислоты можно называть веществами и для жизни, и для смерти?

VIII. Домашнее задание:

§ 40, упр 1, 2     на оценку – «3»
§ 40, упр 1, 2 , 6      на оценку – «4»
§ 40, упр 1, 2, 6 , 10  на оценку – «5»

ия.

IX.Рефлексия.

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке.

Сегодня я узнал …Я выполнил задание …Я понял, что …Я научился …

Приложение 1

Карточка №1

Состав двух сильных яда: сакситоксинбатрахотоксин.











Яд сакситоксин содержит южноамериканская лягушка – пятнистый древолаз или кокой.
Ее яд годами остается активным и не имеет противоядия. Попадая в царапины и порезы кожи человека в количестве 0,001 мг, он приводит к смертельному исходу из-за нервно-мышечного паралича сердца.
Пожалуй, эта лягушка самое ядовитое животное на Земле.

Даже яд кураре в 30 раз менее активен (яд гремучей змеи).
Один из сильнейших растительных ядов – аконитин содержится в ядовитых лютиках и других растениях. Смертельная доза для человека 2,5мг.

Анчар о котором писал Пушкин – тропическое южноазиатское дерево из семейства тутовых, выделяющее ядовитый млечный сок.



В красном мухоморе находится яд - мускарин.




Бледная поганка содержит два яда: аманитоксинвирозин
Яды являются кольцевыми пептидами, т.е. состоят из аминокислот и выдерживают нагревание до 200оС. Отравление бледной поганкой приводит к смерти. Удивительно, что вместе с этим бледная поганка является «складом» многих витаминов и полезных аминокислот: триптофана, глутаминовой кислоты, аргинина, лизина.




Приложение 2

Карточка №2

Текст


I вариант

Тема: Аминокислоты

I. Определение

Аминокислоты называются азотсодержащие органические соединения, в молекулах которых содержатся аминогруппы – NH2 и карбоксильные – COOH

II. Общая формула


(NH2)mR(COOH)n


где m и n чаще всего равны 1 или 2.

Таким образом, аминокислоты являются полифункциональными соединениями и обладают смешанными функциями.

III. Около 20-остатков различных аминокислот входят в состав белков соединяясь между собой пептидной связью (амидная связь).

O H

С – N


IV. Аминокислоты организма


Заменимые

Синтезируются в организме человека

Глицин, аланин, серин, тирозин и др.

Незаменимые

Не синтезируются в организме человека и поступают с пищей их 8:

Лизин, фенилаланин и др.

V. Изомерия

Изомерия структурная

а) углеродной цепи

CH3


CH3 – CH2 – CH – CH2 – COOH CH3 – C – CH2 – COOH


NH2 NH2

б) изомерия функциональной группы


CH3 – CH2 – CH – CH2 – COOH CH3 – CH2 – CH2 – CH – COOH


NH2 NH2


VI. Номенклатура

1) по международной номенклатуре

3 2 1

CH2 – CH – COOH


NH2

2-аминопропановая кислота

2) по рациональной номенклатуре

β α

CH2 – CH – COOH


NH2

α-аминопропионовая кислота

3) по тривиальной


CH2 – CH – COOH


NH2

Аланин

VII. Применение

  1. α аминокислоты используются для синтеза белков

  2. в медицине для поддержания ослабленных больных

  3. для подкормки животных (лизин)

  4. для получения полимеров (волокно капрон)

Вопросы к I варианту

I уровень

  1. Какие органические вещества называют аминокислотами?

Запишите общую формулу аминокислот. Выпишите функциональные группы.

  1. Сколько аминокислот входит в состав белков? Что такое пептидная связь?

  2. Что такое заменимые и незаменимые аминокислоты? Примеры.

  3. Где используются аминокислоты?

II уровень

  1. Чем обусловлено наличие изомерии углеродного скелета и функциональной группы в молекулах аминокислот. Назовите аминокислоты в разделе V.

  2. Изобразите структурные формулы изомерных аминокислот состава C3H7O2N

III уровень

  1. Почему нельзя обойтись без белковой пищи? Что происходит с белками в организме человека?

Текст

II вариант

Тема: Аминокислоты.

I. Физические свойства

Аминокислоты – бесцветные кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Многие имеют сладкий вкус. Температура плавления 230о – 300оС

II. Химические свойства

1) В молекулах аминокислот содержатся карбоксильные группы, имеющие кислотные свойства и аминогруппы, обладающие основными свойствами


H2N – R – COOH


Основные свойства

(свойства аминов)

Кислотные свойства

(свойства карбоновых кислот)


амфотерные свойства

Аминокислоты – амфотерные органические вещества


  1. В водном растворе образуют биполярные ионы


R – COOH R – COO


NH2 NH3+

рН = 7

Индикаторы окраски не изменяют, но

а) если больше аминогрупп, то среда щелочная рН 7


CH2 – (CH2) 3 – CH – COOH


NH2 NH2

лизин

б) больше карбоксильных групп, то среда кислая рН

HOOC – CH2 – CH – COOH


NH2

аспарагиновая кислота

3) Как основания взаимодействуют с кислотами


H2N – CH2 – COOH + HCl → Cl(H3N – CH2 - COOH)

4) Как кислота взаимодействует с щелочами

H2N – CH2 – COOH + NaOH → H2N – CH2 – COONa + H2O

5) Между собой с образованием дипептидов, полипептидов, олигопептидов.

H2N – CH2 – COOH + H – NH – CH2 – CH2 – COOH →

O H

→ H2N – CH2 – C – N – CH2 – CH2– COOH + H2O

Дипептид

III. Получение

1) гидролиз белка → α аминокислоты

а) взаимодействие с галогенами

CH3COOH + Cl2 → CH2 – COOH + HCl


Cl

б) взаимодействие с аммиаком

CH2 – COOH + 2NH3 → CH2 – COOH + NH4Cl


Cl NH2

Вопросы ко II варианту

I уровень

  1. Какими физическими свойствами обладают аминокислоты?

  2. Напишите уравнения реакций, подтверждающих, что аминоуксусная кислота проявляет свойства кислот и оснований.

  3. Как изменяется окраска индикатора в водных растворах аминокислот?

  4. Как получают аминокислоты?

II уровень

  1. Чем обуславливаются амфотерные свойства аминокислот?

III уровень

  1. Запишите уравнение реакций между тремя аминокислотами:

α аминоуксусной, α аминопропионовой кислоты, α аминомасляной кислотой.



Приложение 3

Тест

I вариант

  1. Выберите, формулы соединений, принадлежащих к аминокислотам

а) NH2 – (CH2)3 – COOH б) O


NH2 – CH2 – C


NH2

в) CH2 – CH – COOH г) NH2 – CH3


NH2 NH2

  1. Аминокислоты – амфотерные органические соединения, так как

а) содержат амино и карбоксильные группы

б) образуют сложные эфиры

в) реагируют с водой

г) относятся к азотсодержащим органическим соединениям

  1. Определите количество изомерных аминокислот, отвечающих составу C3H7O2N

а) 1 б) 2

в) 3 г) 4

  1. Аминокислота состава называется

CH3


CH3 – C – CH2 – СН2 – COOH

NH2

а) 2 метил 2 аминопентановая кислота

б) 4 метил 4 аминопентановая кислота

в) β амино β метил масляная кислота

г) β амино β метил валериановая кислота

  1. Выберите вещества, которые взаимодействуют с 2 аминопропановой кислотой

а) NH3

б) Na2CO3

в) KOH

г) Сu(OH) 2

II вариант

  1. Выберите, формулы соединений, принадлежащих к аминокислотам

а) O б) CH2 – CH2 – COOH

C2H5 – C NH2


NH2


в) CH2 – CH2 – NH2 г) С6Н5 – CH2 – CH – COOH

ОН NH2


  1. Укажите пептидную связь

а) O H б) О в) – N ≡ N – г) О

║ ║

– C – N – – С – C –

Н


  1. Укажите количество изомерных кислот, соответствующих составу C4H9O2N

а) 5

б) 4

в) 3

г) 2


  1. Аминокислота состава


CH3 – CН – CH2 – COOH


NH2

а) 2 амино бутановая кислота

б) 3 амино бутановая кислота

в) α амино масляная кислота

г) β амино валерияновая кислота

  1. Определите действие на индикатор лакмус раствора α аминомасляной кислоты

а) лакмус фиолетовый

б) лакмус синий

в) лакмус красный

г) лакмус желтый

Критерии, оценки (на доске)

«5» - нет ошибок

«4» - одна ошибка

«3» - две ошибки

Более двух ошибок Вам стоит постараться





Приложение 4

Инструкция к проведению лабораторных опытов по теме «Аминокислоты»

Опыт № 1

«Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами»

В углубление пластинки поместите 1 каплю раствора соляной кислоты (НСI) и 1 каплю метилоранжа. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси.

Вопрос. Объясните, почему произошло изменение цвета раствора?

Опыт № 2

«Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами»

В углубление пластинки поместите 1 каплю раствора гидроксида натрия (NaОН) и 1 каплю фенолфталеина. Индикатор изменяет свою окраску на малиновую. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до обесцвечивания реакционной смеси.

Вопрос. Объясните, почему произошло обесцвечивание раствора?

Опыт № 3

«Испытание раствора аминокислоты индикаторами»

На универсальную индикаторную бумажку поместите 2-3 капли раствора глицина Что Вы наблюдаете?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока «Аминокислоты» (технология коллективных способов обучения)

Автор: Софронова Лариса Анатольевна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308458


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства