Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты»
по программе Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана
Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.
Задачи урока
1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.
2. Развивающие:
а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать:
а) определение понятия - кислоты;
б) классификацию кислот;
в) физические и химические свойства кислот.
Уметь:
а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;
б) распознавать кислоты при помощи индикаторов;
в) определять валентность кислотного остатка;
г) пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;
д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни
Оборудование и реактивы:
Кислоты: фосфорная, серная; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенол фталеин; пробирки; металлический цинк, алюминий, медь; штатив для пробирок; карточки (на каждую пару учащихся) с формулами и названиями кислот; карточки на магнитной доске с формулами веществ (оксидов, оснований, кислот); учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» М.: Просвещение, 2010; А. М. Радецкий «Дидактический материал. Химия 8-9» М.: Просвещение, 2012.
Ход урока.
1. Организационный момент: проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся.
На доске отражена тема урока: «Кислоты».
2. Изучение темы урока.
Учитель: Каждый находящийся в классе ученик 8 класса не может заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся.
Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Что же мы с вами уже знаем? Нам известен класс оксиды и класс основания. Дайте определение этих классов веществ.
Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.
Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами( ОН)
Учитель: на магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ. Сидящие на 1 варианте выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их. 2 ученика работают у доски. Все остальные выполняют работу в рабочих тетрадях.
Вариант 1HCl Ca(OH)2 Cu(OH )2 Fe2O3 HNO3 H2CO3
Вариант 2 CaO Fe(OH)2 Al(OH)3 H2SO4 H3PO4 H2SiO4
Ответ учащегося:
1Fe2O3 – оксид железа (III)
CaO – оксид кальция
2. Ca(OH)2 – гидроксид кальция
CuOH – гидроксид меди (I)
Fe(OH)2 – гидроксид железа (II)
Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III)
Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся карточки. Что общего у этих веществ?
Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.
Учитель: Правильно. Это сложные вещества. Они состоят из атомов водорода, который может замещаться на атом металла и кислотных остатков. Такие вещества называются кислотами.
Записываем формулы кислот и даем их название.
H3PO4—Фосфорная кислота
HCl—Соляная кислота
H2SiO3--- Кремниевая кислота
HNO3—Азотная кислота
Н2СО3-- Угольная кислота
H2SO4-- Серная кислота
Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.
К доске выходит ученик для выполнения задания. В формулах кислот подчеркните кислотный остаток и определите его валентность. Проговариваем названия кислот.
H3PO4
HCl
H2SiO3
HNO3
H2CO3
H2SO4
Учитель: К доске приглашаются 2 ученика для записи уравнения реакции. Класс работает в тетрадях.
Ответ учащегося: записывает уравнение, проверяет правильность составления формул продуктов реакции, уравнивает уравнение, указывает тип реакции:
Mg + 2HCl ---- MgCl2 + H2
Al + H2SO4 ---- Al2(SO4)3 + H2
При составлении формул полученных веществ пользовались правилом, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.
Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое.
Учитель: По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие. (Схема 15 учебника, стр. 101)
По числу атомов водорода , способных замещаться на атом металла, кислоты делят на одноосновные, двухосновные и трехосновные.
Учитель называет кислоты (формулы), учащиеся коллективно заполняют таблицу в тетради:
H3PO4
HCl
H2SiO3
HNO3
H2CO3
H2SO4
кислоты
По основности
По наличию или отсутствию кислорода в кислотном остатке
одноосновные
двухосновные
трехосновные
бескислородные
кислородсодержащие
HCL
+
+
H3PO4
+
+
H2SiO3
+
+
HNO3
+
+
H2CO3
+
+
H2SO4
+
+
Учитель: Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.
Посмотрите на образцы кислот на демонстрационном столе, определите их свойства.
Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.
Учитель. Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.
Учитель: А теперь мы познакомимся с химическими свойствами кислот. Каждый из вас получил памятку по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями.
1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Рассмотрим химические свойства кислот.
1. Водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, какие вещества называют индикаторами?
Ответ учащегося: вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами.
Учитель: Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот.
Демонстрируем изменение окраски:
Лакмус---. красный
Метиловый
Оранжевый.------ розовый
Фенолфталеин.--- бесцветный
2. Характерным свойством кислот является взаимодействие с металлами. В пробирки с кислотой опускаем металлический алюминий, цинк и медь.
алюминий
цинк
медь
Пузырьки газа выделяются интенсивно
Al + H2SO4 ---- Al2(SO4)3 + H2
Пузырьки газа выделяются менее интенсивно
Zn + H2SO4 ----Zn(SO4) + H2
Пузырьки газа не выделяются.
Cu+ H2SO4 ---
Знакомство с рядом вытеснения металлов. Учебник, стр. 102. Все металлы, стоящие до водорода, способны вытеснять его из кислот.
3. Кислоты способны реагировать с основными оксидами и основаниями. Разбор таблицы 13 стр. 103 пункт 3,4,6.
Учитель: А теперь запишем уравнения реакций, которые практически осуществимы. Выполняем упр. 8 стр. 104 учебника. После решения ученики меняются тетрадями и взаимопроверяют друг друга. Учитель контролирует работу учеников на рабочих местах.
Учитель: А теперь решим задачу из дидактического материала стр. 30 вариант 1 № 3. Один учащийся работает у доски.
(В реакцию с соляной кислотой вступило 12 г магния. Рассчитайте массу и количество вещества полученного водорода.)
Подведение итогов урока:
1) с каким классом неорганических веществ мы познакомились
2) дайте определение кислот.
3) по каким признакам можно классифицировать кислоты?
4) как отличить кислоту от веществ других классов?
Домашнее задание:
$ 32, выучить названия кислот, задача №1, вопрос № 8 (второй столбик).