kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты»

 

по программе Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана

 

 

Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.

 

 

Задачи урока

 

1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.

 

2. Развивающие:

 

а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

 

б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

 

в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

 

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

 

4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.

 

 

Планируемые результаты обучения

 

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

 

Знать:

 

а) определение понятия - кислоты;

 

б) классификацию кислот;

 

в) физические и химические свойства кислот.

 

Уметь:

 

а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;

 

б) распознавать кислоты при помощи индикаторов;

 

в) определять валентность кислотного остатка;

 

г) пользоваться Периодической системой химических элементов  Д.И. Менделеева;

 

д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни

 

 

Оборудование и реактивы:

 

Кислоты: фосфорная, серная; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенол фталеин; пробирки; металлический цинк, алюминий, медь; штатив для пробирок;  карточки (на каждую пару учащихся) с формулами и названиями кислот; карточки на магнитной доске с формулами веществ (оксидов, оснований, кислот); учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» М.: Просвещение, 2010; А. М. Радецкий «Дидактический материал. Химия 8-9» М.: Просвещение, 2012.

 

Ход урока.

 

1. Организационный  момент: проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся.

 

На доске отражена тема урока: «Кислоты».

 

2. Изучение темы урока. 

 

Учитель: Каждый находящийся в классе ученик 8 класса не может  заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся.

 

Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических  соединений. Что же мы с вами уже знаем? Нам известен класс оксиды и класс основания. Дайте определение этих классов веществ.

 

Ответ  учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.

Ответ  учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами( ОН)

 

Учитель: на магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ. Сидящие на 1 варианте выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их. 2 ученика работают у доски. Все остальные выполняют работу в рабочих тетрадях.

Вариант 1HCl          Ca(OH)2         Cu(OH            )2    Fe2O3     HNO3            H2CO3

Вариант 2 CaO         Fe(OH)2         Al(OH)3     H2SO4      H3PO4          H2SiO4

 

Ответ учащегося:

 

1Fe2O3 – оксид железа (III)

 

CaO – оксид кальция

 

2. Ca(OH)2 – гидроксид кальция

 

CuOH – гидроксид меди (I)

 

Fe(OH)2 – гидроксид железа (II)

 

Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III)

 

Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся карточки. Что общего у этих веществ?

 

Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.

 

Учитель: Правильно. Это сложные вещества. Они состоят из атомов водорода, который может замещаться на атом металла и кислотных остатков. Такие вещества называются кислотами.

Записываем формулы кислот и даем их название.

 

H3PO4—Фосфорная  кислота       

 

HCl—Соляная  кислота

           

H2SiO3--- Кремниевая  кислота    

           

HNO3—Азотная  кислота

 

Н2СО3-- Угольная   кислота

 

H2SO4-- Серная кислота

 

Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

 

К доске выходит ученик для выполнения задания. В формулах кислот подчеркните кислотный остаток и определите его валентность. Проговариваем названия кислот.

 

H3PO4          

HCl    

H2SiO3         

HNO3

H2CO3          

H2SO4

Учитель: К доске приглашаются 2 ученика  для записи уравнения реакции. Класс работает в тетрадях.

Ответ учащегося:  записывает уравнение, проверяет правильность составления формул продуктов реакции, уравнивает уравнение, указывает тип реакции:

 

Mg  +   2HCl ---- MgCl2  + H2

 

Al  +  H2SO4 ---- Al2(SO4)3  + H2

 

     При составлении формул полученных веществ пользовались правилом, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

     Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое.

 

Учитель: По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие. (Схема 15  учебника, стр. 101)

 

По числу атомов водорода , способных замещаться на атом металла, кислоты делят на одноосновные, двухосновные и трехосновные.

 

Учитель называет кислоты (формулы), учащиеся коллективно заполняют таблицу в тетради:

 

H3PO4          

HCl    

H2SiO3         

HNO3

H2CO3          

H2SO4

 

кислоты

 

 

По основности

 

По наличию или отсутствию кислорода в кислотном остатке

 

одноосновные

двухосновные

трехосновные

бескислородные

кислородсодержащие

HCL

+

 

 

+

 

H3PO4

 

 

 

+

 

+

H2SiO3

 

 

+

 

 

+

HNO3

 

+

 

 

 

+

H2CO3

 

 

+

 

 

+

H2SO4

 

+

 

 

+

 

Учитель: Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.

 

Посмотрите на образцы кислот на демонстрационном столе, определите их свойства.

 

Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.

Учитель. Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота   H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.

 

Учитель: А теперь мы познакомимся с  химическими свойствами кислот. Каждый из вас получил памятку по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями.

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

 

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

 

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

 

4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

 

5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

 

Рассмотрим химические свойства кислот.

 

1. Водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, какие вещества называют индикаторами?

 

Ответ учащегося: вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами.

 

Учитель: Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот.

 

Демонстрируем изменение окраски:

 

Лакмус---. красный   

        

Метиловый

Оранжевый.------ розовый

Фенолфталеин.--- бесцветный

           

 

2. Характерным свойством кислот является взаимодействие с металлами. В пробирки с кислотой опускаем металлический алюминий, цинк и медь.

алюминий    

цинк  

медь

 

Пузырьки газа выделяются интенсивно

 

Al  +  H2SO4 ---- Al2(SO4)3  + H2

           

Пузырьки газа выделяются менее интенсивно

 

Zn +  H2SO4 ----Zn(SO4) + H2

           

Пузырьки газа не выделяются.

 

Cu+  H2SO4 ---

 

Знакомство с рядом вытеснения металлов. Учебник, стр. 102. Все металлы, стоящие до водорода, способны вытеснять его из кислот.

 

 

3. Кислоты способны реагировать с основными оксидами и основаниями. Разбор таблицы 13 стр. 103 пункт 3,4,6.

 

 

Учитель:  А теперь запишем уравнения реакций, которые практически осуществимы. Выполняем упр. 8 стр. 104 учебника. После решения ученики меняются тетрадями  и взаимопроверяют друг друга. Учитель контролирует работу учеников на рабочих местах.

 

 

Учитель: А теперь решим задачу из дидактического материала стр. 30 вариант 1 № 3. Один учащийся работает у доски.

 

(В реакцию с соляной кислотой вступило 12 г магния. Рассчитайте массу и количество вещества полученного водорода.)

 

 

Подведение итогов урока:

1) с каким классом неорганических веществ мы познакомились

2) дайте определение кислот.

3) по каким признакам можно классифицировать кислоты?

4) как отличить кислоту от веществ других классов?

 

Домашнее задание:

$ 32, выучить названия кислот, задача №1, вопрос № 8 (второй столбик).

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты» »


Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты»


по программе Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана



Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.



Задачи урока


1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.


2. Развивающие:


а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;


б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;


в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.


3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.


4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.



Планируемые результаты обучения


В результате изучения данного материала учащиеся должны:


Знать:


а) определение понятия - кислоты;


б) классификацию кислот;


в) физические и химические свойства кислот.


Уметь:


а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;


б) распознавать кислоты при помощи индикаторов;


в) определять валентность кислотного остатка;


г) пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;


д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни



Оборудование и реактивы:


Кислоты: фосфорная, серная; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенол фталеин; пробирки; металлический цинк, алюминий, медь; штатив для пробирок; карточки (на каждую пару учащихся) с формулами и названиями кислот; карточки на магнитной доске с формулами веществ (оксидов, оснований, кислот); учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» М.: Просвещение, 2010; А. М. Радецкий «Дидактический материал. Химия 8-9» М.: Просвещение, 2012.


Ход урока.


1. Организационный момент: проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся.


На доске отражена тема урока: «Кислоты».


2. Изучение темы урока.


Учитель: Каждый находящийся в классе ученик 8 класса не может заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся.


Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Что же мы с вами уже знаем? Нам известен класс оксиды и класс основания. Дайте определение этих классов веществ.


Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.

Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами( ОН)


Учитель: на магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ. Сидящие на 1 варианте выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их. 2 ученика работают у доски. Все остальные выполняют работу в рабочих тетрадях.

Вариант 1HCl Ca(OH)2 Cu(OH )2 Fe2O3 HNO3 H2CO3

Вариант 2 CaO Fe(OH)2 Al(OH)3 H2SO4 H3PO4 H2SiO4


Ответ учащегося:


1Fe2O3 – оксид железа (III)


CaO – оксид кальция


2. Ca(OH)2 – гидроксид кальция


CuOH – гидроксид меди (I)


Fe(OH)2 – гидроксид железа (II)


Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III)


Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся карточки. Что общего у этих веществ?


Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.


Учитель: Правильно. Это сложные вещества. Они состоят из атомов водорода, который может замещаться на атом металла и кислотных остатков. Такие вещества называются кислотами.

Записываем формулы кислот и даем их название.


H3PO4—Фосфорная кислота


HCl—Соляная кислота

H2SiO3--- Кремниевая кислота

HNO3—Азотная кислота


Н2СО3-- Угольная кислота


H2SO4-- Серная кислота


Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.


К доске выходит ученик для выполнения задания. В формулах кислот подчеркните кислотный остаток и определите его валентность. Проговариваем названия кислот.


H3PO4

HCl

H2SiO3

HNO3

H2CO3

H2SO4

Учитель: К доске приглашаются 2 ученика для записи уравнения реакции. Класс работает в тетрадях.

Ответ учащегося: записывает уравнение, проверяет правильность составления формул продуктов реакции, уравнивает уравнение, указывает тип реакции:


Mg + 2HCl ---- MgCl2 + H2


Al + H2SO4 ---- Al2(SO4)3 + H2


При составлении формул полученных веществ пользовались правилом, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое.


Учитель: По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие. (Схема 15 учебника, стр. 101)


По числу атомов водорода , способных замещаться на атом металла, кислоты делят на одноосновные, двухосновные и трехосновные.


Учитель называет кислоты (формулы), учащиеся коллективно заполняют таблицу в тетради:


H3PO4

HCl

H2SiO3

HNO3

H2CO3

H2SO4


кислоты



По основности


По наличию или отсутствию кислорода в кислотном остатке


одноосновные

двухосновные

трехосновные

бескислородные

кислородсодержащие

HCL

+



+


H3PO4




+


+

H2SiO3



+



+

HNO3


+




+

H2CO3



+



+

H2SO4


+



+


Учитель: Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.


Посмотрите на образцы кислот на демонстрационном столе, определите их свойства.


Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.

Учитель. Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.


Учитель: А теперь мы познакомимся с химическими свойствами кислот. Каждый из вас получил памятку по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями.

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.


2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.


3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.


4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.


5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.


Рассмотрим химические свойства кислот.


1. Водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, какие вещества называют индикаторами?


Ответ учащегося: вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами.


Учитель: Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот.


Демонстрируем изменение окраски:


Лакмус---. красный

Метиловый

Оранжевый.------ розовый

Фенолфталеин.--- бесцветный


2. Характерным свойством кислот является взаимодействие с металлами. В пробирки с кислотой опускаем металлический алюминий, цинк и медь.

алюминий

цинк

медь


Пузырьки газа выделяются интенсивно


Al + H2SO4 ---- Al2(SO4)3 + H2

Пузырьки газа выделяются менее интенсивно


Zn + H2SO4 ----Zn(SO4) + H2

Пузырьки газа не выделяются.


Cu+ H2SO4 ---


Знакомство с рядом вытеснения металлов. Учебник, стр. 102. Все металлы, стоящие до водорода, способны вытеснять его из кислот.



3. Кислоты способны реагировать с основными оксидами и основаниями. Разбор таблицы 13 стр. 103 пункт 3,4,6.



Учитель: А теперь запишем уравнения реакций, которые практически осуществимы. Выполняем упр. 8 стр. 104 учебника. После решения ученики меняются тетрадями и взаимопроверяют друг друга. Учитель контролирует работу учеников на рабочих местах.



Учитель: А теперь решим задачу из дидактического материала стр. 30 вариант 1 № 3. Один учащийся работает у доски.


(В реакцию с соляной кислотой вступило 12 г магния. Рассчитайте массу и количество вещества полученного водорода.)



Подведение итогов урока:

1) с каким классом неорганических веществ мы познакомились

2) дайте определение кислот.

3) по каким признакам можно классифицировать кислоты?

4) как отличить кислоту от веществ других классов?


Домашнее задание:

$ 32, выучить названия кислот, задача №1, вопрос № 8 (второй столбик).











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты»

Автор: Семенихина Ольга Николаевна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 125816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока химии по теме  "Кислоты" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "131268"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416130690"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Разработка урока химии по теме  «Превращения веществ. Роль химии в жизни человека» с ипользованием приёмов критического мышления."
    ["seo_title"] => string(150) "razrabotka-uroka-khimii-po-tiemie-prievrashchieniia-vieshchiestv-rol-khimii-v-zhizni-chielovieka-s-ipol-zovaniiem-priiomov-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "264232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449673228"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Разработка открытого урока по биологии по теме "Кислоты как электролиты", 8 класс"
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka_otkrytogo_uroka_po_biologii_po_teme_kisloty_kak_elektrolity_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "620509"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1671108220"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока химии на тему "Электролитическая диссоциация", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-khimii-na-tiemu-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107600"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403344710"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока по теме " Химические государства" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-khimichieskiie-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "112257"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408456547"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства