kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОСНОВАНИЯ. 8 класс. Химия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы.

 

Цели урока:

- сформировать знания о составе оснований, валентности

гидроксильной группы, физических свойствах оснований, их

                        применении;

                      - выяснить какие основания относятся к щелочам, познакомиться с их

                        представителями;

                      - изучить правила техники безопасности при работе со щелочами;

                      - дать понятие об индикаторах, изучить изменение цвета индикаторов

в растворах щелочей.

 

Задачи развития:

 - совершенствовать умение сравнивать вещества, выявлять

общие черты и различия в составе и свойствах оснований;

- развитие умений работать коллективно (в группах),

оценивать свои возможности и знания товарищей.

 

Требования к уровню подготовки учащихся, конечный результат:

                   - уметь определять принадлежность веществ к классу оснований,

                        называть основания, составлять формулы оснований;

                      - знать качественные реакции на углекислый газ и щелочную среду.

 

Оборудование:

                      - образцы оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3;

- индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый,

                        фенолфталеиновая бумага;

                      - известковая вода, литий;

                      - пробирки, стеклянные палочки, коническая колба, стаканы с водой;

                      - у учащихся на партах набор химический лабораторный;

                      - инструкция по технике безопасности при работе со щелочами.

 

На классной доске записаны формулы веществ:

Na, Na2O, NaOH, K, K2O, KOH, H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2,CaCl2, CaC2, Cu, CuO, Cu(OH)2, Fe, Fe2O3, FeS, Fe(OH)3.

 

Учителем заготовлены к уроку для каждого учащегося:

                      - незаполненная таблица «Индикаторы», (приложение);

                      - цветные кружочки синего, белого, оранжевого, красного цветов.

 

Ход урока.

 

1.Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает класс на деловой рабочий лад.

 

2.Проверка домашнего задания и усвоения основных понятий предыдущих уроков.

   - учитель задает классу вопросы с целью проверки и повторения понятий: «простые вещества», «сложные вещества», «степень окисления», «бинарные соединения», «номенклатура бинарных соединений: сульфиды, хлориды, карбиды», оксиды;

  - к доске вызываются отдельные учащиеся и находят и называют среди записанных формул: простые вещества, бинарные соединения: сульфиды, карбиды, хлориды, особо обращается внимание на оксиды.

(По мере определения и названия веществ – формулы их стираются).

 

 На доске остаются формулы незнакомых для учащихся веществ:NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3. Учащиеся не могут определить, к какому классу относятся данные вещества, назвать их.

 

3.Актуализация знаний, постановка познавательной задачи, определение темы урока.

 

Учитель говорит, что оставшиеся формулы веществ еще не знакомы учащимся  и сегодня на уроке им предстоит познакомиться с этими веществами, они относятся к классу «Оснований». Записывается тема урока. Учитель ставит перед классом познавательную задачу:

  - Какие же вещества относятся к основаниям?

 

4.Изучение нового материала.

 

4.1. Учащиеся проводят анализ записанных формул оснований. Приходят к выводу: основания относятся к сложным веществам, в их состав входят металлы и группа атомов –ОН.

4.2. Учитель дает понятие о гидроксильной группе –ОН.

4.3. Выводится общая формула оснований: Ме(ОН)х.

4.4. Фронтальная беседа с классом с целью определения связей, которыми образованы основания: гидроксильная группа –ОН образована ковалентной связью, между ней и металлом – ионная связь, следовательно, Ме и –ОН имеют заряды: Ме+, -ОН1-.

4.5.Учитель предлагает учащимся на основании вышеустановленных признаков  класса оснований самостоятельно дать определение этому классу соединений.

П.о.:«Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и ионов гидроксильных групп».

4.6.Учащиеся по памяти записываю в тетрадь выведенное ими определение оснований. 2-3 учащихся зачитывают классу записанное определение.

4.7.Составление учащимися формул оснований на доске и в тетради самостоятельно.

4.8.Знакомство с конкретными веществами класса оснований (лабораторная работа).

Учащимся раздаются штативы, в которых в пяти пронумерованных пробирках находятся основания: NaOH, KOH, Ca(OH)2; Cu(OH)2; Fe(OH)3.

    - учащиеся устанавливают физические свойства веществ: твердые вещества, различных цветов;

    - проверяют растворимость оснований в воде. KOH, NaOH– хорошо растворимы

в воде, остальные основания в воде не растворимы.

4.9.Фронтальная работа учителя с классом с таблицей растворимости.  

      Используется демонстрационная таблица растворимости веществ и таблица на последнем форзаце учебника. В ходе работы учащиеся учатся работать с таблицей и определяют, что KOH, NaOH – растворимы в воде, Са(ОН)2 – малорастворим, Cu(OH)2, Fe(OH)3 – нерастворимые основания.

4.10.Учитель дает понятие о щелочах.

      - Щелочи – это растворимые в воде основания. К ним относятся: гидроксиды лития, калия, натрия, кальция.

4.11.Знакомство с правилами техники безопасности при работе с щелочами. (Инструкция по технике безопасности при работе со щелочами).

4.12.Краткое сообщение учителя о практическом значении оснований, их применении. (Демонстрация твердого и жидкого мыла, как продуктов, в получении которых используют КОН и NaOH).

4.13.Демонстрация:  «известковое молоко» и «известковая вода». Опыт:«Распознавание углекислого газа с помощью известковой воды». (Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду).

4.14.Понятие об индикаторах («указатель»). Демонстрация образцов индикаторов: фенолфталеина (фенолфталеиновой бумаги), лакмуса, метилового оранжевого. (Индикаторы – это вещества, меняющие свою окраску в различных средах).

4.15.Лабораторная работа «Испытание растворов оснований индикаторами».

     - Учитель предлагает учащимся испытать приготовленные ими ранее растворы оснований индикаторами.

     - Учащиеся делают вывод: индикаторы лакмус и метиловый оранжевый свою окраску не меняют. Фенолфталеин в растворах щелочей изменил свою окраску с бесцветной - на яркомалиновую. Индикатор фенолфталеин используется для определения щелочной среды (растворов щелочей).

4.16.Самостоятельная работа учащихся с таблицей «Индикаторы». (Учащиеся наклеивают разноцветные кружочки в таблицу), – смотри приложение.

 

5.Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися.

 

С целью проверки усвоения учебного материала урока учитель задает классу  вопросы:

   - Какие вещества называются основаниями?;

   - Запишите общую формулу оснований.

   - Какие основания называются щелочами?

   - Как распознается углекислый газ?

   - Каким индикатором распознаются растворы щелочей (щелочная среда)?

   - Как изменяется окраска фенолфталеина в щелочной среде?

 

 

 

6.Итоги урока.

 Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.

 

7.Домашнее задание.

   - Учебник п. 20, записи в тетради.

   - Учитель демонстрирует учащимся опыт. (В колбу с водой добавляем фенолфталеина и помещаем кусочек металла лития). Дома подумайте и объясните наблюдаемы явления. Почему это происходит?

 

8.Заключение.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОСНОВАНИЯ. 8 класс. Химия. »

Тема урока:

Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы.


Цели урока:

- сформировать знания о составе оснований, валентности

гидроксильной группы, физических свойствах оснований, их

применении;

- выяснить какие основания относятся к щелочам, познакомиться с их

представителями;

- изучить правила техники безопасности при работе со щелочами;

- дать понятие об индикаторах, изучить изменение цвета индикаторов

в растворах щелочей.


Задачи развития:

- совершенствовать умение сравнивать вещества, выявлять

общие черты и различия в составе и свойствах оснований;

- развитие умений работать коллективно (в группах),

оценивать свои возможности и знания товарищей.


Требования к уровню подготовки учащихся, конечный результат:

- уметь определять принадлежность веществ к классу оснований,

называть основания, составлять формулы оснований;

- знать качественные реакции на углекислый газ и щелочную среду.


Оборудование:

- образцы оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3;

- индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый,

фенолфталеиновая бумага;

- известковая вода, литий;

- пробирки, стеклянные палочки, коническая колба, стаканы с водой;

- у учащихся на партах набор химический лабораторный;

- инструкция по технике безопасности при работе со щелочами.


На классной доске записаны формулы веществ:

Na, Na2O, NaOH, K, K2O, KOH, H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2,CaCl2, CaC2, Cu, CuO, Cu(OH)2, Fe, Fe2O3, FeS, Fe(OH)3.


Учителем заготовлены к уроку для каждого учащегося:

- незаполненная таблица «Индикаторы», (приложение);

- цветные кружочки синего, белого, оранжевого, красного цветов.


Ход урока.


1.Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает класс на деловой рабочий лад.


2.Проверка домашнего задания и усвоения основных понятий предыдущих уроков.

- учитель задает классу вопросы с целью проверки и повторения понятий: «простые вещества», «сложные вещества», «степень окисления», «бинарные соединения», «номенклатура бинарных соединений: сульфиды, хлориды, карбиды», оксиды;

- к доске вызываются отдельные учащиеся и находят и называют среди записанных формул: простые вещества, бинарные соединения: сульфиды, карбиды, хлориды, особо обращается внимание на оксиды.

(По мере определения и названия веществ – формулы их стираются).


На доске остаются формулы незнакомых для учащихся веществ:NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3. Учащиеся не могут определить, к какому классу относятся данные вещества, назвать их.


3.Актуализация знаний, постановка познавательной задачи, определение темы урока.


Учитель говорит, что оставшиеся формулы веществ еще не знакомы учащимся и сегодня на уроке им предстоит познакомиться с этими веществами, они относятся к классу «Оснований». Записывается тема урока. Учитель ставит перед классом познавательную задачу:

- Какие же вещества относятся к основаниям?


4.Изучение нового материала.


4.1. Учащиеся проводят анализ записанных формул оснований. Приходят к выводу: основания относятся к сложным веществам, в их состав входят металлы и группа атомов –ОН.

4.2. Учитель дает понятие о гидроксильной группе –ОН.

4.3. Выводится общая формула оснований: Ме(ОН)х.

4.4. Фронтальная беседа с классом с целью определения связей, которыми образованы основания: гидроксильная группа –ОН образована ковалентной связью, между ней и металлом – ионная связь, следовательно, Ме и –ОН имеют заряды: Ме+, -ОН1-.

4.5.Учитель предлагает учащимся на основании вышеустановленных признаков класса оснований самостоятельно дать определение этому классу соединений.

П.о.:«Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и ионов гидроксильных групп».

4.6.Учащиеся по памяти записываю в тетрадь выведенное ими определение оснований. 2-3 учащихся зачитывают классу записанное определение.

4.7.Составление учащимися формул оснований на доске и в тетради самостоятельно.

4.8.Знакомство с конкретными веществами класса оснований (лабораторная работа).

Учащимся раздаются штативы, в которых в пяти пронумерованных пробирках находятся основания: NaOH, KOH, Ca(OH)2; Cu(OH)2; Fe(OH)3.

- учащиеся устанавливают физические свойства веществ: твердые вещества, различных цветов;

- проверяют растворимость оснований в воде. KOH, NaOH– хорошо растворимы

в воде, остальные основания в воде не растворимы.

4.9.Фронтальная работа учителя с классом с таблицей растворимости.

Используется демонстрационная таблица растворимости веществ и таблица на последнем форзаце учебника. В ходе работы учащиеся учатся работать с таблицей и определяют, что KOH, NaOH – растворимы в воде, Са(ОН)2 – малорастворим, Cu(OH)2, Fe(OH)3 – нерастворимые основания.

4.10.Учитель дает понятие о щелочах.

- Щелочи – это растворимые в воде основания. К ним относятся: гидроксиды лития, калия, натрия, кальция.

4.11.Знакомство с правилами техники безопасности при работе с щелочами. (Инструкция по технике безопасности при работе со щелочами).

4.12.Краткое сообщение учителя о практическом значении оснований, их применении. (Демонстрация твердого и жидкого мыла, как продуктов, в получении которых используют КОН и NaOH).

4.13.Демонстрация: «известковое молоко» и «известковая вода». Опыт:«Распознавание углекислого газа с помощью известковой воды». (Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду).

4.14.Понятие об индикаторах («указатель»). Демонстрация образцов индикаторов: фенолфталеина (фенолфталеиновой бумаги), лакмуса, метилового оранжевого. (Индикаторы – это вещества, меняющие свою окраску в различных средах).

4.15.Лабораторная работа «Испытание растворов оснований индикаторами».

- Учитель предлагает учащимся испытать приготовленные ими ранее растворы оснований индикаторами.

- Учащиеся делают вывод: индикаторы лакмус и метиловый оранжевый свою окраску не меняют. Фенолфталеин в растворах щелочей изменил свою окраску с бесцветной - на яркомалиновую. Индикатор фенолфталеин используется для определения щелочной среды (растворов щелочей).

4.16.Самостоятельная работа учащихся с таблицей «Индикаторы». (Учащиеся наклеивают разноцветные кружочки в таблицу), – смотри приложение.


5.Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися.


С целью проверки усвоения учебного материала урока учитель задает классу вопросы:

- Какие вещества называются основаниями?;

- Запишите общую формулу оснований.

- Какие основания называются щелочами?

- Как распознается углекислый газ?

- Каким индикатором распознаются растворы щелочей (щелочная среда)?

- Как изменяется окраска фенолфталеина в щелочной среде?




6.Итоги урока.

Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.


7.Домашнее задание.

- Учебник п. 20, записи в тетради.

- Учитель демонстрирует учащимся опыт. (В колбу с водой добавляем фенолфталеина и помещаем кусочек металла лития). Дома подумайте и объясните наблюдаемы явления. Почему это происходит?


8.Заключение.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.


Приложение



ИНДИКАТОРЫ



Среда



Индикаторы


Нейтральная


Щелочная



Кислая



Фенолфталеин










Лакмус









Метиловый оранжевый









6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
ОСНОВАНИЯ. 8 класс. Химия.

Автор: Бережницкая Ольга Николаевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Презентация к уроку химии в 8 классе на тему: "Основания- класс неорганических веществ" "
    ["seo_title"] => string(101) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-8-klassie-na-tiemu-osnovaniia-klass-nieorghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "187674"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426551783"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа кружка "Знатоки химии" "
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-kruzhka-znatoki-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "110495"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406099762"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая учебная программа по ХИМИИ для 8 - 9 классов"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_uchiebnaia_proghramma_po_khimii_dlia_8_9_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "343278"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473604296"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Лабораторная работа 8 класс. Химия "
    ["seo_title"] => string(36) "laboratornaia-rabota-8-klass-khimiia"
    ["file_id"] => string(6) "183673"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425911020"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Кроссворд на тему "Основания""
    ["seo_title"] => string(29) "krossvord_na_tiemu_osnovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "400544"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489575918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства